ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 4, 2014 г.


Тележка «Барбер»: новый подход к изучению передовых технологий. Лосев Д.Н.

Для изучения особенностей технического обслуживания инновационных тележек Барбер совместными усилиями работников ЗАО «Научно-производственная корпорация “Объединенная Вагонная Компания”» и ООО «Центр транспортных исследований» было разработано Интерактивное обучающее электронное техническое руководство (ИЭТР) «Тележка грузовых вагонов модели 18-9855».

Комплекты ИЭТР распространяются по всем вагоноремонтным предприятиям на «пространстве 1520». Интерактивное обучающее электронное техническое руководство представляет собой информационно-справочный ресурс, включающий текстовую и графическую информацию, 3D-модели, электронную техническую документацию, интерактивное руководство по эксплуатации и обслуживанию. Все текстовые, графические и интерактивные материалы ИЭТР выполнены в строгом соответствии с чертежами и конструкторско-технологической документацией. Статья знакомит читателей с особенностями интерактивного руководства.


Предприятия сталелитейной промышленности определяют приоритеты своего развития. Лосев Д.Н.

Ведущие российские компании транспортного машиностроения — Трансмашхолдинг, Концерн «Тракторные заводы» и Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» в лице своих вагоностроительных предприятий объявили об учреждении Некоммерческого партнерства «Объединение предприятий сталелитейной промышленности» (НП «ОПСП»). В Партнерство вошли организации транспортного машиностроения, имеющие собственное литейное производство: ОАО «ПО “Бежицкая сталь”», ООО «Промтрактор-Промлит», ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» и ЗАО «ТСЗ Титран-“Экспресс”».

Основной целью создания Партнерства стало формирование единой технической политики сталелитейных предприятий транспортного машиностроения в соответствии с действующими нормативными актами в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте, в первую очередь, с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011. В статье рассказывается о направлениях работы нового Партнерства.


Технической учебе — инновационную образовательную модель. Куранова О.Н., Киселёв Е.Л., Седов М.С., Гуков Е.В.

Центр интернет/интранет технологий в обучении (ЦИИТО) Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) реализовал масштабный проект в организации технического обучения для региональных дирекций Октябрьской дороги — систему дистанционного обучения. Электронные дистанционные курсы покрывают годовой план технической учебы. Работникам предоставлена возможность заниматься как из дома через сеть Интернет, так и с рабочих мест через сеть передачи данных (СПД) ОАО «РЖД», используя персональные, планшетные компьютеры или смартфоны. Статья знакомит с организацией дистанционного обучения в вагонном хозяйстве Октябрьской дирекции инфраструктуры.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал 2014 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства в III квартале 2014 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Новая нормативная документация для технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за период с 2013 г. по III квартал 2014 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; по плановому ремонту и модернизации грузовых вагонов; по методам и средствам измерений в вагонном хозяйстве; другие справочно-аналитические материалы.


Новые IT-технологии в вагонном хозяйстве. Неумоин В.А.

В рамках развития информационных технологий в 2014 г. специалистами ОАО «РЖД» организованы разработка и внедрение модификаций существующих и создание новых информационных систем. Основным направлением для Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры осталось внедрение электронной подписи. В связи с этим с 1 июля 2014 г., в соответствии с распоряжением от 12.05.2014 № 1145р, в вагонных эксплуатационных депо отменено ведение на бумажных носителях внутренних форм первичного учета ВУ-23М «Уведомление на ремонт грузового вагона» и ВУ-36М «Уведомление о приемке грузовых вагонов из ремонта».

В информационных ресурсах «Автоматизированная система управления текущим отцепочным ремонтом на основе экономических критериев» (АСУ ТОР ЭК) и «Система электронного документооборота с собственниками подвижного состава» (ЭДО СПС) реализовано применение электронной подписи при оформлении ряда документов. Статья описывает порядок работы с электронными формами и планами дальнейшего внедрения электронного документооборота в 2015 г.


Совершенствовать подготовку инженерных кадров

В настоящее время кадровый дефицит инженеров стал сдерживающим фактором развития экономики, так же как и недостаточная квалификация выпускников вузов. Поэтому недавно руководители железных дорог России, Казахстана и Беларуси подписали Меморандум о совершенствовании подготовки инженерных кадров для инновационного развития железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения. Преобразования в вузовской практике, вызванные Болонским образовательным процессом, не всегда отвечают потребностям подготовки инженерных кадров для высокотехнологичных производств и создания инновационной экономики, в том числе в железнодорожной отрасли.

В условиях высокой межгосударственной интеграции транспортных систем задачи по совершенствованию инженерного образования, в полной мере отвечающего инновационному курсу развития техники и технологий, запросам экономики и общества, должны быть не только осознаны на государственном уровне, но и приняты к решению, исходя из понимания всей ответственности за те последствия, которые могут свести на нет усилия по технологическому прорыву. Статья знакомит с содержанием Меморандума.


Поглощающие аппараты классов Т2 и Т3 повышают защиту вагонов с опасными грузами. Беляев В.И., Ступин Д.А., Комиссаров А.Ф., Харыбин И.А.

Главной задачей постановки поглощающих аппаратов классов Т2 и Т3 на вагоны, перевозящие опасные грузы, является не повышение их ресурса, а обеспечение защиты при всех наиболее неблагоприятных эксплуатационных условиях, включая нештатные. Наиболее часто встречающиеся среди них — соударения со скоростями, превышающими установленные в нормативных документах. В ОАО «ВНИИЖТ» были проведены научно-исследовательские работы по оценке влияния энергоемкости поглощающих аппаратов на динамико-прочностные характеристики несущих конструкций вагонов. С их результатами можно ознакомиться в публикуемом материале.


Грузовым вагонам — современные поглощающие аппараты. Кеглин Б.Г., Болдырев А.П., Васильев А.С., Гуров А.М.

Внедрение высокоэнергоемких эластомерных поглощающих аппаратов обеспечивает повышенную защиту вагонов, перевозящих опасные и ценные грузы, от продольных динамических нагрузок как на сортировочных горках, так и при переходных режимах движения поезда. За последние 12 лет количество повреждений вагонов, перевозящих опасные и ценные грузы, при маневровых столкновениях снизилось в 3,8 раза, число инцидентов с опасными грузами по повреждению котла и обрывам автосцепок сократилось в 2,1 и 2,7 раза соответственно. В статье приводится анализ данных эксплуатации вагонов с высокоэнергоемкими аппаратами классов Т2 и Т3, показано их положительное влияние на обеспечение безопасности движения, особенно при перевозке опасных грузов.


Совершенствовать систему управления охраной труда

Старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович 10 сентября 2014 г. подписал распоряжение № 2119р «О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО “РЖД”», устанавливающее в Компании с 1 октября текущего года четыре режима управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма. В распоряжении определены порядок и критерии ввода режимов, порядок действия руководителей филиалов и их структурных подразделений при определенных режимах. Статья знакомит читателей с этим документом.


Газотермические покрытия повышают надежность цистерн. Гераськин В.В., Ишмухаметов Д.З., Пожога П.В.

Повысить коррозионную стойкость конечных элементов конструкций цистерн можно благодаря применению коррозионно-стойких защитных покрытий, наносимых газотермическими методами. Общую коррозионную стойкость внешних конструкции от воздействия атмосферных осадков, абразива может обеспечить газопламенное проволочное напыление либо электродуговая металлизация. Применение данных технологий позволит повысить ресурс тележек, осей колесных пар, рам, других узлов и деталей конструкции.

Что касается стойкости внутреннего пространства цистерн, колонн от воздействия химической коррозии, то здесь наиболее эффективна технология газопламенного высокоскоростного напыления, разработанная ООО «ТСЗП» и с высокой эффективностью апробированная ЗАО «Плакарт» на объектах ряда компаний. В публикуемом материале рассказывается о новых технологиях.


Зарядка и опробование тормозов — по радио

В ходе реализации программы «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» специалисты вагонного хозяйства Южно-Уральской дирекции инфраструктуры внедрили в эксплуатационном вагонном депо Челябинск новое техническое решение для получения сжатого воздуха, зарядки и опробования тормозов подвижного состава — блок-контейнер компрессорный (БКК) с устройством зарядки и опробования тормозов с регистрацией по радиоканалу УЗОТ-Радио (БКК с УЗОТ-Радио). Статья знакомит читателей с устройством и работой новой установки, экономическим эффектом от ее внедрения.


Дистанционное управление УЗОТ на ПТО станции Решоты. Чекашев Б.К.

В службе вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры было принято решение оборудовать ПТО станции Решоты установкой УЗОТ с дистанционным управлением посредством телефона (планшетного компьютера) на операционной системе Android и программном обеспечении TeamViewer. После внедрения такой системы время, не добавляющее ценности, сократилось до 2 мин, а общее время на процесс полного опробования автотормозов снизилось с 46 до 28 мин. Подробности выполненной работы описывает данная статья.


Анализ результатов работы по продлению срока службы литых деталей тележек с использованием метода акустической эмиссии. Муравьев В.В.

В связи с рекомендацией Росжелдора о временном приостановлении операции продления срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов специалистами ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» исследованы результаты эксплуатации акустико-эмиссионных стендов в вагонных депо. Свыше 110 вагонных ремонтных предприятий, начиная с 1998 г., были оснащены такими стендами, созданными в Сибирском государственном университете путей сообщения совместно с Сибирским НИИ авиации (СЦАД-16) и после 2002 г. — в Проектно-конструкторском бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) ОАО «РЖД» совместно с ООО «Интерюнис» (A-Line). Результаты исследования и сделанные выводы — в публикуемом материале.


Апробация режимов ресурсных испытаний боковых рам тележки модели 18-9855 на стенде пространственного нагружения. Орлова А.М.

Система испытаний, применяемых для обеспечения безопасности боковых рам на пространстве железных дорог колеи 1520 мм, включает в себя полные испытания на сопротивление усталости, которые проводят при постановке продукции на производство и затем один раз в три года, а также испытания на несущую способность, которым подвергают детали один раз в месяц. Все боковые рамы, выпущенные в эксплуатацию, прошли полные испытания на сопротивление усталости с положительными результатами, показав необходимые коэффициенты запаса. Однако образование усталостных трещин в эксплуатации показывает, что методика усталостных испытаний только вертикальными силами не подтверждает их ресурс.

Стандарт М-203 Американской ассоциации железных дорог предусматривает при проведении циклических испытаний боковых рам прикладывать к ним силы и моменты, действующие в трех направлениях. На боковую раму действует не только вертикальная сила, в колонки рессорного проема действуют боковая (поперечная) сила, распорная сила и крутящий момент. По соглашению с американскими коллегами в лаборатории CTLGroup, расположенной в штате Иллинойс, были проведены испытания тихвинских боковых рам. Об их результатах рассказывает публикуемая статья.


О совершенствовании системы КСОТ-П. Бабак Н.П.

С 1 ноября 2014 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 7.10.2014 № 2356р «О совершенствовании в подразделениях вагонного хозяйства пилотного проекта КСОТ-П» внедрено пятицветное отображение несоответствий в бланке визуализации в зависимости от установленных нарушений. В новой версии все возможные нарушения сгруппированы в Перечень опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда. Подробности нового документа — в публикуемом материале.


Памятка по заполнению планкарты готовности вагонного хозяйства к работе в зимний период

Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.10.2013 г. № 2243 на сети железных дорог введена новая «Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО “РЖД”, а также его дочерних и зависимых обществах» (выдержки из этой Инструкции, касающиеся вагонного хозяйства, и рассказ о ее особенностях опубликованы в предыдущем номере нашего журнала — см. «Вагоны и вагонное хозяйство» № 3, 2014 г.). Кроме того, внедряется автоматизированная система учета, контроля и анализа подготовки холдинга РЖД к работе зимой (АС «Зима»). Этими документами предусмотрено создание планкарты готовности хозяйства к работе в зимний период. В помощь специалистам публикуется пример ее составления.


Как повысить прочность цистерн в аварийной ситуации. Левкович Б.Е., Ульянов И.А., Левкович Е.Б.

Разрушение цистерны при аварийной ситуации происходит в результате переворота и гидродинамического удара перевозимой жидкости в районе люка. Это приводит к разрушению люка и разливу жидкости. При таких авариях, когда цистерна остается неразрушенной, а сорвана только крышка люка, ясно, что это самое слабое место в конструкции цистерны. Поэтому авторы предлагают установить дополнительную крышку к люку, которая будет пристегиваться карабинами с пружинами. Это позволит самортизировать гидродинамический удар при аварии.

При аварии цистерна подвергается и механическим воздействиям, которые приводят к ее разрушению. Чтобы повысить устойчивость цистерны к деформациям, можно ее «армировать». К цистерне приваривается слой из труб круглого профиля или прямоугольного, или треугольного, возможно также покрытие гофрированным железом с дополнительным листом. В статье описываются особенности такой модернизации.


Новые тормозные колодки повышенной износостойкости. Шакина А.В., Фадеев В.С., Штанов О.В.

Специалисты ООО «НТЦ Информационные Технологии» осуществляют разработку тормозной колодки из металлокерамического материала на основе железа, с более низкой себестоимостью, чем колодки на медной основе. Ключевая роль в технико-экономических показателях тормозной колодки принадлежит фрикционному материалу. В публикуемом материале рассказывается об испытаниях нового материала, сравнении с существующими сегодня традиционными чугунными и композитными.


Статистическая оценка наработки до отказа полувагонов в межремонтном периоде. Гордиенко И.А., Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

Средняя наработка до отказа вагона является важным показателем, который в первую очередь показывает уровень качества выполнения плановых ремонтов, а также уровень эксплуатационной надежности вагона в целом и его отдельных элементов конструкции. Естественно, что задача по определению закона распределения наработки до отказа вагона в межремонтном периоде и его основных числовых характеристик является актуальной для транспортной науки, а также представляет интерес и для промышленности.

Авторы статьи из службы вагонного хозяйства и Забайкальского института инженеров железнодорожного транспорта провели на полигоне Забайкальской железной дороги эксперимент по определению средней наработки до отказа грузовых вагонов. Получен массив данных по числу отказов и наработкам вагонов до первой отцепки в текущий ремонт. В статье приводятся результаты данного исследования.


Символы ушедшей эпохи. Киселев С.Е.

Символов ушедшей железнодорожной эпохи, к сожалению, осталось не так много, как хотелось бы многочисленным любителям транспорта и просто людям, неравнодушным к истории своей страны. Одними из самых редких и ценнейших реликвий являются фирменные заводские таблички на подвижном составе (доски, как их раньше называли). Они не только несут обязательную информацию о заводе-изготовителе вагона (локомотива), его номере, годе выпуска, но и нередко представляют собой художественную ценность, средствами графики рассказывая о времени, в котором работал подвижной состав. Существовало огромное разнообразие заводских знаков, их изготавливали из различных материалов по разной технологии в соответствии со вкусами той или иной эпохи. В статье и снимках на 4-й с. обложки представлены некоторые таблички из коллекции петербургского собирателя С.Е. Киселева.


На 1-й с. обложки помещен снимок 1000-го инновационного универсального полувагона модели 12-9853, выпущенного на Рославльском вагоноремонтном заводе для НПК «Объединенная Вагонная Компания».