ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 4, 2013 г.


Меняем и развиваем работу с собственниками подвижного состава. Гончаров С.Е., Дулатова Д.Р.

В статье описываются мероприятия, проводимые Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», направленные на совершенствование работы с собственниками грузовых вагонов. Учитывая экономическое положение на рынке, для всех собственников подвижного состава на сегодняшний день самой актуальной темой является ценообразование при текущем отцепочном ремонте (ТОР) грузовых вагонов, затраты на ремонт запасных частей, а именно, колесных пар и литых деталей тележек. В сегодняшних условиях со стороны Компании предпринимаются все меры по приведению стоимости запасных частей к рыночной.

Второй по своей значимости проблемой в области взаимодействия с собственниками подвижного состава является уклонение от оплаты проведенных ремонтов. Видя сложившуюся ситуацию, со стороны ОАО «РЖД» было вынесено предложение о создании Руководящего документа «Критерии браковки литых деталей тележек грузовых вагонов модели 18-100 и их аналогов в эксплуатации». Данное предложение было поддержано собственниками подвижного состава, и указанный документ вступил в силу на сети ОАО «РЖД» с 01.09.2013 г.

Кроме того, глобальной задачей развития взаимодействия с собственниками подвижного состава Управление вагонного хозяйства видит во внедрении электронного документооборота с владельцами. Рассказывается о механизме такого взаимодействия.


Экономисты делятся передовым опытом. Куркина Т.А.

19 — 20 сентября 2013 г. на базе Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры проведена школа передового опыта на тему «Совершенствование планирования экономических показателей вагонного хозяйства в составе Центральной дирекции инфраструктуры ОАО “РЖД”». В статье описаны вопросы, обсуждавшиеся на этом совещании.


Профилактика изломов и критерии браковки боковых рам в эксплуатации. Иванов А.О., Казаков К.Г., Соколов В.П.

Несмотря на принимаемые меры по изъятию из эксплуатации бракованных литых деталей, положение с изломами боковых рам продолжает оставаться основной проблемой в области обеспечения безопасности движения в вагонном комплексе ОАО «РЖД», а количество изломов из года в год продолжает увеличиваться. В этих условиях исключительно важное значение приобретает дефектация боковых рам тележек грузовых вагонов осмотрщиком вагонов как первый этап браковки боковых рам, находящихся в эксплуатации.

Дефектация и браковка литых деталей тележек по критериям, установленным при их изготовлении и ремонте, практически неприменима для осмотрщика вагонов в составах поездов, при визуальном контроле в условиях ограниченной видимости, неблагоприятных климатических факторов, жесткого лимита времени на обработку поездов. Эти критерии предназначены, прежде всего, для дефектоскопистов, имеющих специальную подготовку, и применяются при неразрушающем контроле литых деталей в условиях специализированных предприятий. Однако тяжесть ответственности за возможные последствия зачастую вынуждают осмотрщика отцеплять вагоны, в том числе по литейным дефектам.

Поэтому Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) разработан руководящий документ «Критерии браковки литых деталей тележки модели 18-100 и их аналогов в эксплуатации», который подписан президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ») В.А. Гапановичем и внедрен на сети дорог РФ с 01.09.2013 г. Статья описывает данные критерии браковки.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал 2013 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за III квартал 2013 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб по региональным дирекциям.


Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы: некоторые итоги применения. Тархов В.В.

В соответствии с предписанием президента Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») В.А. Гапановича с 15 февраля 2013 г. на сети железных дорог введен во временное применение «Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы». В этом документе установлены правила проведения рекламационной работы, предъявления и удовлетворения претензий, выставленных на некачественное изготовление, ремонт, различные виды технического обслуживания вагонов, вагоностроительным, вагоноремонтным и другим предприятиям вагонного хозяйства различных форм собственности, ведомственной принадлежности, имеющим право выполнять перечисленные работы в границах существующей нормативно-технической базы. В статье анализируется опыт применения этого регламента.


Инновационные вагоны требуют инновационного ремонта и квалифицированного персонала. Тархов В.В.

С введением в эксплуатацию инновационных вагонов и комплектующих к ним, в частности, вагонов на тележках 18-9810 и 18-9855 типа «Barber S-2-R» с осевой нагрузкой 25 тс, разработанной с участием компании «Standard Car Truck» (США), возникла необходимость проведения им технического обслуживания, гарантийного и постгарантийного ремонта. Для этой цели разработан регламент взаимодействия между ЗАО «ТВСЗ», ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» («ВРК-2»), ООО «ТВМ» и Управления вагонного хозяйства (ЦВ) ОАО «РЖД» при отцепке в текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов на тележках моделей 18-9810 и 18-9855. В рамках разработанного регламента производитель вагонов осуществляет обучение специалистов сервисных центров и эксплуатационных предприятий. В статье рассказывается об обучении специалистов эксплуатационных предприятий Управления вагонного хозяйства в сетевом учебном центре вагонного ремонтного депо Челябинск.


О росте повреждаемости вагонов. Клавдиенко О.А.

Рассматривая динамику повреждаемости вагонов за период с 2007 по 2013 гг., с момента появления на рынке железнодорожных перевозок крупных операторов подвижного состава, следует отметить значительный рост количества выявляемых поврежденных вагонов. В сложившихся условиях обеспечения перевозки грузов вагонами, не принадлежащими перевозчику, для обеспечения сохранности парка и разделения ответственности за повреждение вагонов ОАО «РЖД» были выделены два основных направления в работе, это:

качественный контроль технического состояния вагонов при приеме на инфраструктуру, позволяющий выявить повреждение вагона и провести ремонт за счет виновной стороны или силами предприятия, повредившего вагон;

содержание (совершенствование) объектов инфраструктуры и соблюдение технологии работы в соответствии с установленными нормами и правилами, позволяющими обеспечить сохранность грузовых вагонов при нахождении на путях общего пользования.

Практика эффективной реализации данных направлений способствовала увеличению количества выявленных поврежденных вагонов, не допущенных на инфраструктуру, и снижению повреждаемости вагонов по вине эксплуатационного персонала ОАО «РЖД».


Охране труда — комплексную систему оценки. Тихонов Е.А.

В ОАО «РЖД» проводится работа по развитию системы управления охраной труда в Компании. В 2014 г. во всех структурных подразделениях вагонного хозяйства планируется внедрять Комплексную систему оценки состояния охраны труда на производственных объектах (КСОТ-П). Для качественной и всесторонней проработки связанных с этим вопросов создана соответствующая рабочая группа.

Полигоном для реализации проекта КСОТ-П в этом году были определены 14 эксплуатационных вагонных депо, расположенных в территориальных границах шести железных дорог: Октябрьской, Московской, Северной, Горьковской, Западно-Сибирской и Забайкальской. Распоряжением ОАО «РЖД» от 15.04.2013 № 897р «О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО “РЖД”» в пилотных депо приостановлено действие трехступенчатого контроля. В статье описаны мероприятия, связанные с внедрением КСОТ-П.


Ужесточить требования к вагонам при подготовке под погрузку. Лукс Д.Ю.

Эксплуатация вагонного парка на сети железных дорог России и стран СНГ показывает, что сегодня остается актуальным вопрос качественной подготовки грузового поезда на станции погрузки. Качественно подготовленный состав позволяет повысить пропускные способности сортировочных станций благодаря минимизации отцепки неисправных грузовых вагонов, снижает вероятность возникновения отказов технических средств в пути следования поезда, а при обращении по увеличенным гарантийным участкам ускоряет доставку грузов к клиентам ОАО «РЖД».

Анализ работы сети дорог за последние годы показал, что на уровень безопасности движения поездов существенное влияние, наряду с режимами торможения и технического состояния инфраструктуры, оказывает техническое состояние экипажной части грузовых вагонов. В статье рассказывается об основных неисправностях тележек и колесных пар, о мерах обеспечения безопасности движения грузовых составов по протяженным гарантийным плечам. В частности, описывается Регламент по подготовке в рейс и техническому обслуживанию в пути следования ускоренных контейнерных поездов № 727-2009 ПКБ ЦВ. В соответствии с ним установлены дополнительные технические требования к данной категории поездов, следующих на увеличенные гарантийные участки.


Бережливое производство вагонников улучшает показатели работы станции. Петраков А.В.

Внедряя технологии бережливого производства, работники эксплуатационного вагонного депо Инская Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры проанализировали общие потери времени простоя транзитных вагонов на станции Инская. Оказалось, что потери времени по ответственности за вагонным депо составляли 0,7 ч в сутки. Для сокращения данных потерь времени созданная рабочая группа под руководством начальника депо приняла решение: изменить технологию технического обслуживания поездов формирования Инского и Новосибирского узлов; организовать работу мобильной бригады для технического обслуживания поездов в парках при неравномерном подходе поездов; организовать текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов на специализированных путях четного направления. Мероприятия по внедрению технологий бережливого производства в вагонном депо Инская позволили сократить простой транзитного вагона, улучшить показатели работы станции.


Качественный инструмент — качественная работа. Ушанфа Д.А.

Для выполнения работниками депо своих трудовых обязанностей по качественному техническому обслуживанию и ремонту вагонов необходимо обеспечивать их качественным инструментом. С этой целью в депо Тында разработан комплекс мер по обеспечению сохранности инструмента и контроля его качества, который описан в публикуемом материале.


Соревнуются профессионалы. Кириллова С.С.

На базе эксплуатационного вагонного депо Новокузнецк-Северный Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры 22 — 23 августа проведен общесетевой смотр-конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший вагонник ОАО “РЖД”» в номинации «Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов 2013 года». В конкурсе приняли участие 32 осмотрщика-ремонтника вагонов (от каждой дирекции по два человека), выступавшие индивидуально и в общекомандном зачете. В материале рассказано об этапах соревнования и его победителях.


Межгосударственный стандарт «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам». Соколов А.М., Орлова А.М., Васильев С.Г.

До настоящего времени для расчетной оценки прочности и динамических качеств грузовых вагонов используются «Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог колеи 1520 мм (несамоходных)» (ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996 г.). Во многом этот документ явился ограничением для создания нового подвижного состава с улучшенными характеристиками. Эмпирические подходы, которые лежат в основе «Норм…», хорошо применимы для универсальных вагонов на тележках модели 18-100 и их аналогах. Однако при создании инновационных ходовых частей они не позволяют учитывать преимущества по динамическим качествам и снижению нагруженности кузова. Аналогичная ситуация — с применением поглощающих аппаратов повышенной энергоемкости, устройств сочленения, новых материалов.

Основные положения «Норм…» были заложены в 1970 — 1980 гг., когда применение вычислительной техники находилось на начальной стадии. Многие положения «Норм…» носили рекомендательный характер, допускали неоднозначность прочтения. Поэтому разрабатывается Межгосударственный стандарт «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам». Он устанавливает требования к прочности и динамическим качествам при выполнении расчетов и оценке результатов испытаний для несущей конструкции кузова вагона, крепления подвесного оборудования вагона, несущей конструкции и крепления подвесного оборудования тележек, а также требования к автоматическому сцеплению вагонов и проходу сцепленными вагонами кривых участков пути. Подробности этого документа — в публикуемом материале.


В вагонном депо Балахонцы запущен пресс РП-400

Новое оборудование — пресс холодной напрессовки буксового узла РП-400 — приобретено в рамках инвестиционного бюджета ООО «Вагонное депо Балахонцы». Современная и высокоэффективная установка изготовлена на нижегородском предприятии «Техинтел». Пресс РП-400 предназначен для холодной напрессовки на шейки осей колесных пар внутренних колец подшипников буксового узла. Аналогов этому высокопроизводительному оборудованию в России пока нет. Рассказывается об особенностях работы с прессом.


Положение о производстве технического обслуживания грузовых вагонов с диагностированием

Это положение разработано специалистами ОАО «Вагонная Ремонтная Компания-2» в рамках выполнения решений Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16 — 17 октября 2012 г. № 57), утверждено старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем 5.11.2013 г.

Целью разработки Положения, ввиду отсутствия утвержденных документов в части производства ТОД, является конкретизация порядка выполнения дополнительного вида работ с грузовым вагоном — «техническое обслуживание с диагностированием (ТОД)» и определение перечня операций при его производстве на вагоноремонтных предприятиях.

Техническое обслуживание с диагностированием введено в систему содержания грузовых вагонов в эксплуатации «Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении», утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16 — 17 октября 2012 г. № 57, Приложение № 11).

ТОД является комплексом операций по инструментальному контролю технического состояния составных частей вагона с использованием диагностических средств, переводом вагонов в нерабочий парк и подачей на специализированные пути. Производство ТОД осуществляется для порожних вагонов. Технология этих операций публикуется в статье.


Новые средства автоматизации для контроля поверхности катания колес. Капля Л.В.

Для обеспечения безопасности движения, своевременного изъятия из эксплуатации вагонов с недопустимыми дефектами поверхности катания на Белорусской магистрали ведется целенаправленная работа по автоматизации процессов выявления дефектных колесных пар. С этой целью на протяжении последних лет Белорусская дорога приобретала и испытывала образцы оборудования, предназначенного для выявления и регистрации дефектов поверхности катания вагонных колес, изготовленного различными производителями и работающего на различных принципах. В статье описан опыт применения такого оборудования, анализируется его эффективность.


«Объединенная Вагонная Компания» по-новому представила образцы инновационной техники

В ходе прошедшего в Щербинке IV Международного железнодорожного салона техники и технологий «ЭКСПО 1520» «Объединенная Вагонная Компания» (управляющая организация ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод») представила инновационную технику с повышенными эксплуатационными и улучшенными экономическими характеристиками. Чтобы привлечь внимание гостей салона, художники студии «Sabotage» применили нестандартные идеи, оформив вагоны в технике граффити и инфографики. В основу концепции показа легла идея наглядно представить преимущества и качество выпускаемого подвижного состава производства Тихвинского вагоностроительного завода.

Рассказывается о новых разработках — универсальном полувагоне модели 12-9937, полувагоне с глухим кузовом модели 12-9869, вагоне-хоппере модели 19-9870, а также об инновационных двухосных тележках моделей 18-9855 типа «Барбер» и 18-9836 типа «Моушн Контрол».


Инновационные колеса ВМЗ

Специалисты входящего в состав «Объединенной Металлургической Компании» Выксунского металлургического завода (ОАО «ВМЗ») первыми в отрасли освоили технологию производства цельнокатаных железнодорожных колес, отвечающих требованиям инновационных грузовых вагонов. Предприятие запускает серийное производство колес нового поколения для грузовых и пассажирских вагонов дальнего следования, осваивает производство колес для скоростных электропоездов «Ласточка». Подробности — в публикуемом материале.


Новые вагоны-хопперы с Алтая

ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» (входит в состав Группы компаний «Талтэк») является одним из наиболее крупных предприятий вагоноремонтной отрасли в стране, оснащенность которого позволяет осуществлять изготовление и ремонт железнодорожного грузового подвижного состава и запасных частей для него. С 2006 г. здесь налажено производство полувагонов модели 12-9780. А осенью 2013 г. завод получил сертификаты Регистра соответствия на федеральном железнодорожном транспорте на вагон-хоппер для перевозки зерна модели 19-9950 и на вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9950-01. Статья знакомит с характеристиками нового подвижного состава.


Оптимизация настройки средств теплового контроля типа КТСМ и АСК ПС в условиях эксплуатации разнотипных подшипников. Миронов А.А., Образцов В.Л., Митюшев В.С.

В предлагаемой авторами статье проанализирован пятилетний опыт эксплуатации подвижного состава на разнотипных подшипниках и даны предложения по оптимизации пороговых значений тревожной сигнализации средств теплового контроля типа КТСМ и АСК ПС.


Как повысить эффективность контроля буксовых узлов. Лукьянов А.В., Начигин В.А.

Авторы анализируют работу современных комплексов бесконтактного контроля технического состояния подвижного состава, а также методы, алгоритмы и программы обработки большого массива данных этих комплексов. Они приходят к выводу, что существующие средства бесконтактного контроля, использующие в качестве базового КТСМ, должны дополняться комплексами ДДК, АСООД, КТИ, САКМА, а также вибродиагностикой. В условиях ограниченности финансовых средств требуется их оптимальное расположение с учетом максимального эффекта при комплексной обработке данных, поступающих от всех систем в единое хранилище информации, одним программным комплексом, в местах массовой погрузки, выгрузки и ремонта.

Непременное условие правильного функционирования — объединение всех этих средств в один комплекс, аппаратный и программный, хотя и территориально распределенный. По мере накопления и обработки статистической информации этот комплекс должен совершенствоваться, что, в свою очередь, позволит выдавать прогнозы технического состояния подвижного состава.


О возможности идентификации цифровых устройств с проверкой подлинности. Бабанов Н.Ю., Иванов А.О., Ларцов С.В., Ларцов И.С.

Существует целый ряд задач, связанных с операциями над объектами, требующих использования идентификации с подтверждением их подлинности. Это операции с нумерацией железнодорожных грузовых вагонов, контейнеров, автомобилей и различных грузов, с маркировкой и пломбированием товаров, приборов и устройств, а также операции с денежными знаками, ценными и личными документами. Авторы описывают возможности цифровых технологий, особенности работы с соответствующим оборудованием.


Оценка влияния динамических ударных сил на срок службы цельнокатаных вагонных колес. Бидуля А.Л., Краснов О.Г., Акашев М.Г., Ефименко А.В.

Наличие на поверхности катания колес с дефектами в виде ползунов, наваров, неравномерного проката приводит к повышению уровня ударных динамических сил взаимодействия колес и железнодорожного пути. Наибольшее повреждающее действие испытывают необрессоренные части подвижного состава, которые подвергаются непосредственному воздействию со стороны динамических сил.

К таким узлам относятся колеса, оси и боковые рамы подвижного состава. При этом наиболее высокие уровни сил зарегистрированы на грузовых вагонах. Опасность состоит в том, что при каждом обороте колеса ударная нагрузка воздействует на неподрессоренные узлы и детали, снижая их ресурс. В статье приводятся расчеты ударных динамических сил.


На 1-й с. обложки публикуется снимок экспозиции инновационных вагонов на тележках «Barber S-2-R» (25 тс/ось), представленных Тихвинским заводом на IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий в Щербинке, оформленных в технике граффити и инфографики. Это универсальный полувагон с разгрузочными люками модели 12-9937, вагон-хоппер модели 19-9870 и глуходонный полувагон модели 12-9869