ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 3, 2014 г.


В попутном направлении с собственниками подвижного состава. Сакеев А.И., Дулатова Д.Р.

При взаимодействии Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» с собственниками вагонов остаются нерешенные вопросы, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность каждой из сторон. Рассматривая существующие проблемные или «узкие» места совместного взаимодействия, следует выделить пять основных блоков:

поиск плательщика за текущий отцепочный ремонт;

длительный простой вагонов в неисправном состоянии;

несвоевременность расчетов в рамках текущего отцепочного ремонта;

документооборот между сторонами;

уклонение от оплаты оказываемых услуг по текущему ремонту.

Для решения указанных проблем Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры внедряет эффективные методы работы, направленные на повышение эффективности управления перевозочным процессом, совершенствование системы взаимодействия участников транспортного рынка. В статье рассматриваются эти методы.


НПК «Объединенная Вагонная Компания»: развитие и перспективы. Лосев Д.Н.

«Объединенная Вагонная Компания» была создана в 2012 г. для стратегического управления деятельностью ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» и лизинговой компании ООО «РЕЙЛ1520» (RAIL1520). Сегодня это крупный железнодорожный холдинг, который видит свою миссию в том, чтобы способствовать увеличению провозной способности и повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Для этого «НПК ОВК» располагает необходимыми ресурсами, используя синергетический эффект от совместной работы всех предприятий холдинга. Статья рассказывает о предприятиях и организациях группы компаний «НПК ОВК», их продукции и перспективах развития.


Как получить возмещение за утрату грузового вагона. Антипов А.Ф.

Учитывая то, что только ОАО «РЖД» имеет заключенные с иностранными железными дорогами двусторонние и многосторонние соглашения, правила и договора по проведению централизованных международных финансовых расчетов за пользование грузовыми вагонами, Компанией принято решение организовать работу в части оказания агентских услуг по проведению расчетов ОАО «РЖД» с иностранными дорогами и собственниками вагонов за утрату грузовых вагонов.

В этом году распоряжением ОАО «РЖД» функции по взаимодействию с иностранными дорогами и собственниками грузовых вагонов возложены на Центральную дирекцию инфраструктуры. Она будет осуществлять юридические и фактические действия по урегулированию вопросов, связанных с утратой подвижного состава собственников.

В этой связи возникла необходимость внести некоторые изменения в Порядок взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» по возмещению утерянных грузовых вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД», а также юридическим и физическим лицам Российской Федерации, на инфраструктуре железнодорожных администраций государств — участников СНГ, Балтии и железных дорогах «третьих» стран, а также розыска и получения компенсации за утрату грузовых вагонов, принадлежащих соответствующим железнодорожным администрациям, в том числе юридическим и физическим лицам этих государств, утерянных на территории Российской Федерации. Данные изменения направлены на повышение эффективности работы по розыску и проведению расчетов по получению компенсаций за утрату грузовых вагонов.

Распоряжением ОАО «РЖД» установлено, что расчеты с собственниками подвижного состава по компенсациям за утрату грузовых вагонов на иностранных железных дорогах и оплате агентских услуг Компании проводятся после получения причитающихся сумм от иностранных железных дорог. Статья рассказывает о некоторых нюансах этой работы.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2014 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства во II квартале 2014 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Новая нормативная документация для технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за период с 2013 г. по II квартал 2014 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; по плановому ремонту и модернизации грузовых вагонов; по методам и средствам измерений в вагонном хозяйстве; другие справочно-аналитические материалы.


Вагонники готовятся к предстоящей зиме. Чичин А.В.

Статья анализирует работу вагонного хозяйства в прошедшем зимнем периоде, описывает мероприятия по подготовке к предстоящей зиме 2014/15 гг., рассказывает об особенностях вышедшей недавно новой Инструкции по подготовке к работе в зимний период.


Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах

Распоряжением ОАО «РЖД» от 22 октября 2013 г. № 2243р на сети железных дорог введена новая Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы. В этом объемном документе приведен комплекс мероприятий, которые должны быть проведены во всех хозяйствах и подразделениях Компании. Статья знакомит читателей с выдержками из новой Инструкции — учитывая ее объем, приводятся лишь те положения и пункты, которые касаются работников вагонного комплекса.


Подвижной состав XXI века: инновации в грузовом вагоностроении. Бороненко Ю.П., Титова Т.С., Варёнов В.А.

Петербургским государственным университетом путей сообщения, Научно-внедренческим центром «Вагоны» и Некоммерческим партнерством «Объединение вагоностроителей» 25 — 28 июня в Санкт-Петербурге проведена IX Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: инновации в грузовом вагоностроении». Она прошла в период, когда после резкого роста в 2010 — 2012 гг. производства подвижного состава произошло не только количественное сокращение выпуска грузовых вагонов на 26 %, но и снижение цен на различные виды вагонов на 20 — 30 %. В этих сложных для вагоностроения условиях участники конференции обменялись опытом создания нового подвижного состава, обсудили имеющиеся проблемы и по-прежнему считают, что главным направлением должно стать инновационное развитие отрасли.


Регламент осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля

Президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем 12.03.2014 г. утвержден «Регламент осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля (КТСМ) железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД». Статья знакомит читателей с этим документом.


Решая актуальные проблемы в области ремонта вагонов

В статье рассказывается о работе подкомитета по ремонту грузовых вагонов НП «ОПЖТ», рассмотренных в этом году вопросах и принятых решениях по организации ремонта подвижного состава.


Методика нанесения защитной маркировки и учета ответственных узлов и деталей грузовых вагонов

В августе 2014 г. Комитет по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ» совместно с Некоммерческим партнерством производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» доработал окончательную редакцию «Методики нанесения защитной маркировки и учета ответственных узлов и деталей грузовых вагонов». Документ разработан в соответствии с необходимостью совершенствования обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожных транспортных средств, своевременного выявления на рынке контрафактной продукции.

Одним из важнейших направлений является разработка технологии автоматизированного учета деталей при изготовлении и ремонте грузовых вагонов на основе использования двумерных меток прямого нанесения стандарта Data Matrix. Статья знакомит с требованиями к способу и порядку нанесения маркировки, технологии и оборудованию.


Корпоративная автоматизированная система контроля знаний — помощь техническому обучению. Вшивкова А.Ф.

В эксплуатационных вагонных депо Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры с сентября 2013 г. с успехом работают в «Корпоративной автоматизированной системе контроля знаний работников ОАО “РЖД”» (КАСКОР). На базе этой системы проводят проверки знаний, занимаются самоподготовкой, ведут анализ уровня знаний работников. О возможностях системы КАСКОР рассказывает инженер по обучению.


Подкомитет НП «ОПЖТ» обсуждает пути развития вагоностроения

В августе в Москве состоялось очередное заседание Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ». В ходе заседания участники рассмотрели рекомендации и требования к разработчикам подвижного состава по визуализации неисправностей деталей грузовых вагонов без использования средств измерений; предложения по внесению изменений в Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами.

Кроме того, собравшиеся обсудили необходимость разработки принципиально новой методики стендовых испытаний литых деталей тележек грузовых вагонов с использованием стендов пространственного нагружения; порядок введения в действие ГОСТ 32400–2013 «Рама боковая и балка надрессорная литые тележек железнодорожных грузовых вагонов»; целесообразность порезки каждой 500-й детали рама боковая и балка надрессорная.

Также в ходе встречи речь зашла об исключении испытания на сопротивление усталости рам и балок в полном объеме из периодических испытаний один раз в три года и целесообразности проведения внепечной обработки мартеновской стали инертными газами (аргоном) при условии получения заданных механических свойств без проведения данной обработки (ГОСТ 32400–2013). Были затронуты и другие актуальные проблемы, о чем рассказывает статья.


Определены лучшие осмотрщики-ремонтники 2014 г. Дунаев В.Н.

Недавно в Санкт-Петербурге прошел очередной, седьмой конкурс в номинации «Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов». На этот раз он впервые стал международным: кроме российских профессионалов, сюда прибыли команды из Казахстана и Латвии. Место конкурса выбрано не случайно: дело в том, что по правилам соревнований их проводит победитель прошлогоднего конкурса. Участников и гостей принимала северная столица — на базе эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Хозяева, по условиям конкурса, выступали вне зачета.

На конкурс прибыли 36 осмотрщиков-ремонтников, по два от каждой дирекции инфраструктуры (дороги). Все они прошли жесткий отбор на своих «домашних» соревнованиях. Возглавляли команды главные инженеры или заместители начальников служб вагонного хозяйства. В статье описывается ход соревнований профессионалов, рассказывается о победителях.


Акустико-эмиссионный метод диагностики литых деталей тележек подтверждает свою эффективность. Овчинников Д.Н.

Проведенным анализом ПКБ ЦВ по неразрушающему контролю на сети железных дорог установлено, что средствами неразрушающего контроля в 2013 г. было проверено более 1,8 млн. литых деталей тележек грузовых вагонов, из них более 115 тыс. акустико-эмиссионным методом, продлен срок службы более 105 тыс. деталей. Согласно статистическим данным, ни одна литая деталь тележки после проведения проверки акустико-эмиссионным методом не послужила причиной отказа в работе вагонного хозяйства. В статье описываются акустико-эмиссионные установки, применяемые на сети железных дорог России.


Инновационным грузовым вагонам — современное тормозное оборудование

В рамках Международной конференции «О перспективах российско-германского сотрудничества в области железнодорожного машиностроения» между НП «ОПЖТ» и компанией Knorr-Bremse был подписан Меморандум о сотрудничестве в области разработки и локализации тормозного оборудования для инновационных грузовых вагонов.

Согласно документу Стороны заинтересованы в расширении сотрудничества в области внедрения инновационных тормозных систем для грузовых вагонов и других типов подвижного состава магистрального железнодорожного транспорта. Основными целями Меморандума Стороны считают установление долгосрочных партнерских отношений и взаимовыгодное сотрудничество при внедрении инновационных тормозных систем грузовых вагонов и локализации производства современного тормозного оборудования в России.


Анализ рисков при различных вариантах простоя грузового вагона в текущем отцепочном ремонте. Матющенко В.А., Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

В последнее время проблемы текущего отцепочного ремонта (ТОР) все чаще становятся предметом обсуждения на производственных совещаниях работников вагонного хозяйства ОАО «РЖД», в средствах массовой информации, на различных конференциях с участием представителей частных компаний-операторов. Причиной этого является значительный объем работ по ТОР. Притом, что инвентарный парк грузовых вагонов в РФ (с учетом вагонов всех собственников) составляет более 1 млн. ед., ежегодно в ТОР в целом по сети попадает порядка 600 тыс. вагонов.

Увеличение доли собственного парка российских вагонов за последние годы многое изменило в системе отношений и подходах к решению различных вопросов, в том числе организации ТОР. Сегодня 94 % грузовых вагонов — собственные, что естественным образом делает вопрос взаимодействия с компаниями-операторами одним из самых приоритетных. Статья описывает различные варианты организации ТОР.


Контроль остаточных напряжений в ободьях цельнокатаных вагонных колес методом акустоупругости. Муравьев В.В., Стрижак В.А., Пряхин А.В., Балобанов Е.Н.

Остаточные напряжения, формирующиеся в ободьях вагонных колес, являются следствием металлургических процессов при изготовлении (осадке, формовке, прокатке обода и последующей термической обработке). Последующая эксплуатация при воздействии динамических, циклических и статических нагрузок в области взаимодействия колеса и рельса реализует чрезвычайно высокие давления, которые при значительных внутренних остаточных напряжениях и, особенно, больших тепловых нагрузках от интенсивного торможения могут приводить к появлению и быстрому развитию усталостных трещин даже при отсутствии явных металлургических дефектов. Величина остаточных напряжений в цельнокатаных вагонных колесах оказывает большое влияние на их циклическую прочность, скорость распространения трещин и надежность колес в эксплуатации. В статье описываются методы контроля остаточных напряжений, результаты исследований структуры металла ободьев колес.


Система автоматической идентификации подвижного состава. Тимченко А.Ю.

Автор рассказывает о повышении эффективности управления перевозочным процессом на железных дорогах с использованием оперативной и достоверной информации о местоположении подвижного состава. Неотъемлемой составляющей единой технологии регистрации является система автоматической идентификации подвижного состава (САИПС). Статья знакомит с устройством и работой этой системы.


На 1-й с. обложки публикуется снимок юбилейного 10 000-го вагона, построенного на Тихвинском вагоностроительном заводе — это вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9870 с осевой нагрузкой 25 тс.