ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 3, 2013 г.

 

Итоги работы вагонного хозяйства в первом полугодии 2013 г. Гончаров С.Е.

Анализируется работа эксплуатационного вагонного комплекса в первом полугодии. Публикуются показатели по безопасности движения, экономические, эксплуатационные. Рассказывается о работе участков текущего отцепочного ремонта, о взаимодействии с собственниками подвижного состава, сохранности вагонного парка, применении средств диагностики. Приводятся сведения о капитальном ремонте объектов вагонного хозяйства, об организации работы автоматизированной системы управления текущим отцепочным ремонтом на основе экономических критериев (АСУ ТОР ЭК). Ставятся задачи на второе полугодие 2013 г.

 

Объединенная вагонная компания: курс на массовое внедрение вагонов нового поколения. Лосев Д.Н.

Объединенная Вагонная Компания является управляющей компанией ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) и лизинговой компании ООО «РЕЙЛ1520» (RAIL1520). В парке компании «RAIL1520», специализирующейся на услугах оперативного лизинга, сегодня более 8 тыс. ед. подвижного состава различных типов. В дальнейшем прирост парка вагонов компании будет осуществляться в основном за счет вагонов, построенных на Тихвинском заводе, т.е. до 13 тыс. вагонов ежегодно при выходе предприятия на производственную мощность.

ТВСЗ является флагманом в отечественном инновационном вагоностроении, взявшим курс на создание вагонов нового поколения, имеющих повышенную надежность ходовых частей, увеличенную нагрузку на ось и другие инновационные решения. В 2013 г. завод вошел в число отечественных предприятий транспортного машиностроения, соответствующих требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. Рассказывается о внедрении тележек «Barber S-2-R» и создании сети сервисных центров по обслуживанию вагонов с такими тележками, использовании ряда инновационных решений в конструкции вагонов нового поколения.

 

За добросовестный труд

Публикуется список работников вагонного хозяйства, отмеченных высшими наградами ОАО «РЖД».

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2013 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за II квартал 2013 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб по региональным дирекциям.

 

Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Бороненко Ю.П., Третьяков А.В., Орлова А.М.

В Санкт-Петербурге состоялась VIII Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». Она проводилась в период, когда после резкого роста в 2010 — 2012 гг. производства подвижного состава на территории стран СНГ и Балтии спрос на грузовые вагоны начал падать (спрос на полувагоны упал на 36 %; на вагоны-платформы — на 30 %). В этих условиях участники конференции обменялись опытом создания нового подвижного состава, обсудили имеющиеся проблемы и по-прежнему считают, что главным направлением должно стать инновационное развитие отрасли.

В работе конференции приняли участие 210 специалистов, в основном технические руководители, конструкторы, испытатели вагоностроительных заводов, научные сотрудники научно-исследовательских институтов, вузов, испытательных центров, работники служб вагонного хозяйства компаний-перевозчиков и других предприятий, связанных с созданием, ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава. На конференцию прибыли также представители науки и железнодорожной отрасли стран ближнего и дальнего зарубежья

В ходе конференции были проведены дискуссии по вопросам:

возможности создания инновационных вагонов в габаритах Тпр и Тц с увеличенной до 80 — 90 т грузоподъемностью;

вагонов-платформ для перевозки автоприцепов;

создания грузовых тележек с увеличенными осевыми нагрузками 27 — 30 тс;

высокоскоростного движения;

продления сроков службы подвижного состава;

обеспечения увеличенных межремонтных пробегов.

В дискуссиях выявилась необходимость совершенствования нормативной базы нового подвижного состава и вагонов эксплуатационного парка железных дорог. Определены основные направления инновационного развития вагонного хозяйства.

 

Первая грузовая модернизирует вагонный парк

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» — крупнейший железнодорожный оператор грузовых перевозок не только на территории России, но и в Европе. Компания на протяжении шести лет успешно оперирует собственным подвижным составом, предоставляет комплексные транспортные услуги, в том числе экспедирование грузов, управление подвижным составом третьих лиц, сдачу подвижного состава на условиях договора оферты. Филиалы Компании представлены в 14 крупнейших регионах России, а также на территории Украины и Финляндии. В ближайшее время планируется открытие представительства ОАО «ПГК» в Казахстане.

Первая грузовая компания оперирует самым большим частным парком подвижного состава на «пространстве 1520», который насчитывает более 200 тыс. грузовых вагонов различного типа. Сбалансированный клиентский портфель Компании насчитывает около 5 тыс. грузоотправителей, 80 % из которых — ведущие отраслевые предприятия страны. ОАО «ПГК» обеспечивает потребности в транспортировке грузов крупнейших компаний в сегментах добычи и производства нефти, газа, металлов, а также промышленных предприятий.

Большое внимание уделяется инновационному развитию компании, модернизации вагонного парка. В частности, рассказывается о внедрении колесных пар с кассетными подшипниками под адаптерами конструкции ПГК для тележек модели 18-100, оснащении колесными парами с колесами повышенной твердости и др.

 

Качественный подвижной состав — залог надежной работы вагонного комплекса. Лукс Д.Ю., Жуков И.В., Михалев А.Н., Макаров А.С.

Анализируется техническое состояние парка грузовых вагонов, качество их изготовления на различных заводах, проведения ремонта рядом предприятий. Даются перспективные технические решения для внедрения современного вагонного парка.

 

Программа обучения первозимников. Кириллова С.С.

Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» разработана и утверждена программа обучения работников основных профессий, связанных с движением поездов, впервые приступающих к работе в зимний период, — осмотрщиков и осмотрщиков-ремонтников, слесарей по ремонту подвижного состава, операторов по ремонту и обслуживанию вагонов и контейнеров, мастеров всех наименований. Программа введена в действие с 15 июля 2013 г., срок обучения — 40 ч, форма обучения — с отрывом от производства. Публикуются подробные планы обучения перечисленных работников.

 

Положение о сервисном обслуживании поглощающих аппаратов автосцепного устройства

Публикуемое «Положение о сервисном обслуживании поглощающих аппаратов автосцепного устройства подвижного состава железных дорог» утверждено президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем 11.06.2013 г. Приведены цели и задачи сервисных центров, порядок их создания и организации работы.

 

В ОАО «ВРК-2» запущено сервисное обслуживание кассетных подшипников «ЕПК-Бренко». Иванов И.А.

Отличительной особенностью кассетного подшипника является отсутствие необходимости его обслуживания в эксплуатации и производства ремонтных работ, а единственный вид работы, выполняемый с подшипником в вагонном депо, — монтаж на колесную пару и демонтаж в случае необходимости. Оборотной стороной применения этого типа подшипников стала невозможность его восстановления в условиях вагоноремонтных предприятий, отсутствие в депо оборудования, подготовленного персонала для работы с кассетным подшипником, как и, собственно, оборотного запаса подшипников, позволяющих оперативно заменять их при возникновении такой необходимости.

Эти обстоятельства (с одной стороны — наличие отказов кассетных подшипников в эксплуатации, а с другой — невозможность выполнять работы с подшипником в депо) приводят к длительному простою вагонов в ожидании ремонта, который порой доходит до 6 месяцев. Чтобы исправить ситуацию, специалистами ОАО «ВРК-2» и «Амстед Рейл Компани» создана сервисная сеть из 38 вагонных ремонтных депо, занимающихся обслуживанием подшипников «ЕПК-Бренко».

 

Как усовершенствовать технологические процессы полного опробования тормозов на ПТО. Чекашев Б.К.

Практика проведения полного опробования тормозов на пунктах технического обслуживания грузовых поездов в последнее время выявила ряд проблем, решение которых позволит организовать работу ПТО (ППВ, ПОТ, КП) со значительным снижением затрат технологического времени, повысить качество подготовки поездов в рейс. Так, в нормативных документах существуют разногласия по нормированному времени на проведение полного опробования тормозов в грузовых поездах. Требуется изменение порядка опробования тормозов в связи со значительным увеличением гарантийных плеч безопасного проследования грузовых поездов в пределах нескольких дорог со сменами локомотивов. Автор предлагает для обсуждения несколько организационных мероприятий для решения существующих проблем.

 

Умеешь сам — научи осмотрщика! Кириллова С.С.

На базе эксплуатационного вагонного депо Челябинск Южно-Уральской дирекции инфраструктуры 25 — 26 июля 2013 г. прошел общесетевой смотр-конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший вагонник ОАО “РЖД” в номинации “Лучший начальник ПТО 2013 года”». Конкурс был организован в целях повышения профессионализма, определения роли и ответственности начальников пунктов технического обслуживания в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, охраны труда, повышения качества технического обслуживания вагонов.

В смотре-конкурсе, проходившем под девизом «Умеешь сам — научи осмотрщика!», приняли участие 16 начальников пунктов технического обслуживания, победивших в предварительном отборе среди коллег в своих дирекциях инфраструктуры (от каждой дирекции по одному человеку). Рассказывается о ходе конкурса и его победителях.

 

За что консультантам платят деньги? Маслов А.В.

На примере создания Интегрированной вагоностроительной компании показаны антикризисные мероприятия, позволившие ОАО «Трансмаш» выбраться из критической ситуации и значительно улучшить свою производственно-финансовую деятельность.

 

«Техинтел»: новейшие разработки для вагоноремонтных предприятий

ООО «Техинтел» имеет богатый накопленный опыт решения сложных и ответственных задач в области создания нового высокопроизводительного оборудования, в разработке конструкторских идей с последующим внедрением их в производство и сопровождением оборудования в дальнейшей эксплуатации. Специалисты компании способны решать проблемы каждого вагоноремонтного предприятия по индивидуальной комплексной программе, предлагая качественное, долговечное и доступное оборудование.

Накопленный опыт совместной работы позволяет выделить три основных вида деятельности, соединение которых может повысить эффективность производства:

проектирование и изготовление технологического оборудования по техническим заданиям ОАО «РЖД»;

обобщение информации со стороны ремонтных депо о наличии «узких мест» в технологических процессах и разработка перспективных технических решений;

серийное изготовление по заявкам вагоноремонтных предприятий передовых образцов оборудования, спроектированного и изготовленного на местах.

 

Подведены итоги смотра-конкурса «Идея ОАО “РЖД” — 2013»

Публикуется перечень технических решений, которые конкурсная комиссия ОАО «РЖД» признала лучшими по эксплуатационному вагонному комплексу и вагоноремонтным компаниям.

 

Вместо сумки — жилет

В эксплуатационном вагонном депо Оренбург мастер пункта технического обслуживания вагонов станции Новотроицк А.В. Полтарабатько разработал и внедрил рационализаторское предложение по альтернативной замене сумки осмотрщика-ремонтника вагонов. Используемая в настоящее время сумка весом около 3 кг не отвечает требованиям качественного осмотра вагонов: при наклоне вперед она сползает и провисает, что приводит к неудобствам в работе.

А.В. Полтарабатько предложил новую конструкцию приспособления для переноски мерительного инструмента осмотрщика — жилет с карманами и удерживающими устройствами для фиксации шаблонов. Такая спецодежда существенно облегчает перенос как шаблонов, так и слесарного инструмента.

 

Предлагает «Вагонмаш». Тимошенко И.И.

Рассказывается о продукции ООО «Производственное объединение “Вагонмаш” (г. Железногорск): универсальных полувагонах модели 12-132, поглощающих аппаратах РТ-120, пружинах для тележек грузовых вагонов, беззазорных скользунах постоянного контакта, крышек люков для полувагонов и др.

 

Технологии бережливого производства — всем депо! Климов М.Н.

В эксплуатационном вагонном хозяйстве Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры выполняется программа поэтапного внедрения технологий бережливого производства. Целью программы является развитие производственной системы и повышение ее эффективности за счет применения инструментов бережливого производства, направленных на выявление, сокращение и устранение потерь в процессах ремонта и эксплуатации подвижного состава, в сфере материально-технического обеспечения и других процессах. В этом году технологии бережливого производства внедряются во всех эксплуатационных вагонных депо. Так, из пяти проектов три имеют сетевое значение, а два — дорожного уровня. Выбранное направление проектов весьма разнообразно:

в депо Минеральные Воды работают над проектом «Улучшение качества текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов на МПТР Минеральные Воды»;

специалисты депо Батайск выполняют проект «Оптимизация работы ППВ Батайск за счет совершенствования технологии, улучшения рабочих мест и применяемого нового оборудования»;

в депо Лихая работают над проектом «Качество и усовершенствование работы ПТО Лихая. Метод кайдзена»;

вагонники Махачкалы выполняют тему, связанную с работой УЗОТа;

в депо Краснодар местом внедрения бережливого производства выбрана промывочно-пропарочная станция (ППС) Афипская, здесь работают над темой «Экономия тепловой и электрической энергии в процессе обезвоживания отходов нефтепродуктов». Этой теме посвящена основная часть статьи.

 

Повышать качество технического обучения. Морозов В.А.

В депо Калининград уделяют большое внимание технической грамотности работников, повышению их квалификации. Здесь имеются два технических класса. Класс в пункте технического обслуживания Калининград в настоящее время претерпевает качественные изменения благодаря комплексу оборудования, поставленного ОАО «РЖД» и ООО «АГРОЭЛ».

Комплекс для обучения осмотрщиков вагонов предназначен для профессиональной подготовки руководителей подразделений эксплуатационных депо (начальников ПТО), инженерно-технических работников, инструкторов, старших осмотрщиков и осмотрщиков всех наименований, операторов ПТО с целью повышения их квалификации, а также для контроля уровня знаний в профессиональной области. Рассказывается о составе учебного комплекса и работе с ним.

 

Комплекс оборудования для подготовки осмотрщиков вагонов. Кованин М.А., Белов А.Б., Шосткин С.В.

В настоящее время в ООО «АГРОЭЛ» действует научно-техническая школа по разработке технических средств обучения. В рамках школы создан специализированный аппаратно-программный комплекс оборудования для подготовки осмотрщиков вагонов, включающий мультимедийные обучающие программы с 3D-графикой, интерактивные настенные плакаты, интерактивный контролирующий курс, электрифицированный макет станций (ПТО) со служебными проходами. Это оборудование поставлено в депо Калининград и успешно применяется там.

Использование данного комплекса позволяет целенаправленно внедрять в образовательный процесс новые мультимедийные интерактивные технологии, способствующие эффективной профессиональной подготовке вагонников всех уровней. Основу программной части комплекса составляют мультимедийные обучающие программы с 3D-графикой. Чтобы обеспечить высокий уровень наглядности и контроля учебного процесса, информационная база обучающих программ на аппаратном уровне интегрирована в интерактивные настенные плакаты и контролирующий курс. В статье подробно описываются возможности новых средств обучения.

 

Бережливое производство на участке текущего отцепочного ремонта

При составлении программы развития эксплуатационного вагонного депо Входная Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры большое внимание было уделено коренной модернизации участка текущего отцепочного ремонта (ТОР) на станции Московка. После внедрения проекта «Развитие участка текущего отцепочного ремонта вагонов станции Московка за счет применения методов бережливого производства», строительства крытого цеха ТОР вагонов на станции изменилась технология смены колесных пар, ремонта тележек грузовых вагонов, зарядки вагонов на ремонтные позиции.

В крытом цехе ТОР внедрены и надежно работают оригинальная механизированная позиция для замены колесных пар, электронные установки диагностирования тормозов (УДТМ), мостовые краны, установки подъема вагонов КВП-200. В крытой пристройке склада, на универсальных двухъярусных стеллажах, согласно градации хранятся колесные пары, забракованные колесные пары по наклонному пути поступают к месту погрузки в ремонт. В статье рассказывается и о других преобразованиях в Московке.

 

Особенности адаптивного управления подачей смазки в шкворневом узле. Павлицкий Б.И.

В Ростовском государственном университете путей сообщения разработана конструкция самоорганизующейся системы шкворневого узла. Особенностью конструкции является то, что на упорной и опорной поверхностях пятника и подпятника предусмотрены выемки, заполненные композиционным смазочным материалом. Глубина выемок не превышает величины допустимого износа. Толщина опорной поверхности подпятника составляет 25 мм. Согласно существующему положению по ремонту грузовых вагонов в ОАО «РЖД» оставшаяся толщина опорной поверхности подпятника должна составлять не менее 18 мм. В результате глубину выемок можно установить в пределах 5 мм.

Принцип работы адаптивной системы состоит в следующем: при скольжении пятника относительно подпятника по мере изнашивания рабочей поверхности в зону контакта будет попадать смазка за счет того, что в них имеются глухие отверстия, заполненные смазочным консистентным материалом. В результате в зону контакта будет попадать смазка, которая покроет поверхности трения и снизит интенсивность износа.

 

На 1-й с. обложки публикуется фото с презентации первого состава пассажирских двухэтажных вагонов на Киевском вокзале Москвы 30 августа 2013 г.