ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 2, 2014 г.


Автоматизированная система учета и контроля выполненного ремонта и комплектации грузового вагона АС УКВ. Сакеев А.И., Неумоин В.А

В статье отмечается, что существующие технология учета и база данных комплектации грузовых вагонов АБД ПВ не всегда могут обеспечить достоверность и полноту данных, а также возможность отслеживания литых деталей и колесных пар. В связи с этим в 2013 г. организована работа по реализации системы учета и контроля и расширенной картотеки комплектации грузового вагона (АС УКВ). Она предназначена для решения следующих проблемных вопросов:

установление логического контроля за выпуском вагонов из ремонта при несоответствии его технических параметров нормативной документации;

организация логического контроля на достоверность, в том числе по данным ВУ-23 (причины браковки) и исключения случаев повторов по передаваемой информации («двойники»);

создание базы данных исключенных из эксплуатации колесных пар и литых деталей тележек;

приведение в соответствие базы данных комплектации, действующей на территории РФ и в странах СНГ, с исключением возможности ввода данных в базу данных РФ без дублирования ее в базу данных стран СНГ;

реализация анализа и контроля за вводом данных со стороны работников линейных предприятий на уровне службы вагонного хозяйства с возможностью просмотра истории ввода комплектации;

использование электронной цифровой подписи при формировании документов по учету колесных пар и литых деталей тележек (ВУ-50, ВУ-53 и др.);

реализация технологии выполнения предписаний Ространснадзора ОАО «РЖД» на ограничение эксплуатации вагонов с определенными техническими характеристиками с обеспечением постоянного мониторинга с целью предотвращения появления контрафактной (бракованной) детали в эксплуатации.

В настоящее время в рамках реализации проекта АС УКВ выполнено:

ведение баз данных забракованной/исключенной и контрафактной продукции и «Детали в эксплуатации»;

пополнение баз данных посредством сообщения 5570, направляемого из вагонных эксплуатационных (ВЧДЭ) и вагонных ремонтных (ВЧДР) депо;

выдача справок в информационных ресурсах АС УКВ и СИС ЭФФЕКТ;

контроль за использованием исключенных деталей (запрет на постановку под вагон) средствами АС УКВ с помощью запроса 4650.

С внедрением АС УКВ введена технология контроля за использованием колесных пар, боковых рам и надрессорных балок. В рамках развития АС УКВ в 2014 г. проводятся следующие мероприятия:

вовлечение в работу с системой частных ремонтных предприятий и изготовителей вагонов в части передачи сообщения 5570 после изготовления или проведения ремонта;

интеграция АС УКВ и АСУ ТОР ЭК в функциях реализации автоматического контроля комплектации вагона в части наличия забракованных, исключенных деталей или деталей-двойников при поступлении вагона в ремонт и при замене литых деталей и колесных пар.

реализация автоматического формирования сообщения 4624 в АСУ ТОР ЭК по данным, введенным во время проведения ремонта, с организацией контроля в части наличия забракованных, исключенных деталей или деталей-двойников при поступлении вагона в ремонт и при замене литых деталей и колесных пар.

Статья рассказывает об особенностях работы системы АС УКВ.


Тяжеловесное движение: как повысить его эффективность? Лукс Д.Ю.

Освоение растущего объема перевозок, в основном, за счет увеличения числа поездов привело к тому, что при достижении высокого уровня грузонапряженности (около 100 млн. ткм/км) на важнейших электрифицированных направлениях сети дорог возник дисбаланс между необходимым объемом перевозок и провозной способностью дорог, в основном, из-за ограничения пропускной способности отдельных участков инфраструктуры. Статья анализирует сложившуюся ситуацию и намечает пути решения проблем с развитием инфраструктуры, совершенствованием подвижного состава и т.п.


Всеобщее обслуживание оборудования — один из инструментов бережливого производства. Ёлкин Е.В.

Всеобщее обслуживание оборудования (Total Productive Maintenance — TPM) позволяет снизить потери, связанные с простоями оборудования из-за поломок. Методика внедрения системы всеобщего обслуживания оборудования ТРМ в структурных подразделениях Управления вагонного хозяйства призвана установить порядок организации технического обслуживания оборудования в условиях эксплуатационных вагонных депо на протяжении всего жизненного цикла оборудования.

Целью внедрения методики является снижение потерь, связанных с простоем оборудования, и увеличение производительности оборудования за счет рациональной организации взаимодействия между отделами и производственными участками эксплуатационного вагонного депо таким образом, чтобы каждая балансовая единица технологического оборудования находилась под контролем операторов и ответственных должностных лиц. В статье рассказывается об организации внедерения методики ТРМ в депо.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2014 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартале 2014 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Межгосударственный стандарт на колесные пары железнодорожных вагонов. Грек В.И., Мещерин Ю.В., Драгун В.И., Смецкая Н.Л.

В настоящее время возникла необходимость оперативного пересмотра существующего ГОСТ 4835–2006, учтя в нем все новые требования, которые присущи колесным парам со скоростями свыше 160 км/ч. Статья рассказывает об области применения и задачах, поставленных при разработке нового стандарта, об ожидаемой экономической эффективности от внедрения стандарта.


Охрану труда контролирует система КСОТ-П. Комиссаров А.Ф., Тихонов Е.А.

В ОАО «РЖД» проводится работа по развитию системы управления охраной труда в Компании. Для разработки и апробации пилотного проекта «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» (КСОТ-П) в 2013 г. выбраны 14 подразделений вагонного хозяйства. В текущем году в пилотный проект вовлечены все структурные подразделения вагонного хозяйства. Система КСОТ-П предусматривает трехуровневую систему контроля за охраной труда. Статья описывает особенности этих уровней контроля.


Развитие нормативной базы по охране труда. Бабак Н.П.

Руководством ОАО «РЖД», Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля в целях упорядочения требований безопасности в нормативных документах и технологических процессах разработан и утвержден «Перспективный план разработки документов по охране труда на период 2012 — 2015 гг.» с максимальным охватом всех видов деятельности по всем хозяйствам. Во исполнение Перспективного плана за последние годы специалистами Управления вагонного хозяйства и Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) переработано и разработано вновь 19 документов, содержащих требования охраны труда. Статья перечисляет инструкции и типовые требования — как уже введенные, так и планирующиеся к введению в ближайшее время.


Техническое обслуживание грузовых вагонов с диагностированием — превентивный инструмент обеспечения их безопасной эксплуатации. Райков Г.В., Петров С.В.

Выявляемые в эксплуатации случаи возникновения внезапных отказов боковых рам тележек грузовых вагонов, являющиеся следствием конструктивных просчетов и нарушения качества их изготовления, послужили первыми предпосылками к введению в действие нового вида технического обслуживания грузовых вагонов — с диагностированием (ТОД). Введение ТОД в действие является многоуровневой задачей, ключевой целью решения которой является обеспечение безопасной эксплуатации подвижного состава за счет принятия превентивных мер. Для достижения этой ключевой цели необходимо комплексно подходить к решению ряда частных задач, что способствует эффективному введению ТОД в существующую систему технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. Авторы анализируют эти частные задачи, решение которых способствует эффективному введению ТОД в существующую систему технического обслуживания и ремонта.


Вагонному хозяйству — надежный подвижной состав. Дмитриев С.В.

Повышать качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции — основная задача вагоностроительных предприятий в сегодняшних условиях рыночной экономики. Для выполнения работ в рамках достижения этой цели и подтверждения безопасности продукции, выпускаемой вагоностроителями, в июле 2008 г. в Новоалтайске было создано Закрытое акционерное общество «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта».

Сегодня это динамично развивающееся предприятие с прекрасной испытательной базой, укомплектованное современными техническими средствами проведения исследований и обученным персоналом. Испытательное оборудование и средства измерений позволяют проводить испытания по всей области аккредитации Центра. Некоторые из стендов являются уникальными. Статья знакомит с оборудованием Центра, проводимыми в нем работами.


Что показывает опыт эксплуатации подшипников кассетного типа. Бычков А.Е.

Темпы внедрения инновационных колесных пар свидетельствуют о том, что подшипник кассетного типа уже в ближайшее время встанет в один ряд с серийной продукцией вагонного хозяйства. Это огромный шаг в повышении эффективности эксплуатации вагонов нового поколения. Основой для роста эффективности эксплуатации станут: увеличение грузоподъемности вагонов, повышение уровня безопасности движения, значительное снижение эксплуатационных расходов на протяжении жизненного цикла как колесной пары, так и вагона в целом.

С первого дня выхода на сеть вагонов производства Тихвинского вагоностроительного завода на подшипниках кассетного типа ведется мониторинг эксплуатируемого парка и расследование возникающих случаев отказа подшипников. Результаты этой работы и некоторые рекомендации публикуются в данном материале.


Знания и опыт — гарантия обнаружения дефектных узлов

В вагонном эксплуатационном депо Инская Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры уделяют большое внимание обучению работников передовым приемам и методам обслуживания вагонов. Здесь имеется хорошо оборудованный учебный комплекс, налажены программы обучения. Статья описывает организацию технической учебы в депо, оборудование учебных классов и полигона с натурными образцами узлов и деталей, опыт передовых осмотрщиков вагонов.


Автоматизированные системы обучения. Беляков Ю.Г.

Корпорация «РосПолиТехСофт» с момента своего образования в 2002 г. специализируется в исследованиях и разработках в области компьютерных технологий информационной поддержки наукоемких изделий на всех этапах жизненного цикла. В настоящий момент она является одним из ведущих российских производителей автоматизированных систем обучения. Корпорация сотрудничает с ОАО «РЖД» с 2006 г.

Разрабатываемые ею автоматизированные системы обучения решают задачу обучения персонала комплексно на основе использования средств теоретической, технологической и практической подготовки. Средствами теоретической подготовки являются компьютерные обучающие программы. Задачи технологической подготовки решают интерактивные анимационные технологические карты выполнения эксплуатационных и ремонтных процедур. Практическую подготовку обеспечивают компьютерные тренажеры. Статья рассказывает о разработках корпорации для обучения работников вагонного хозяйства.


Виртуальная реальность приходит на помощь обучению. Почтеннов П.В.

Компания КРОК предлагает заказчикам, в том числе компаниям железнодорожного транспорта, широкий класс систем и оборудования EON Reality для трехмерной визуализации объектов. Для того чтобы шире проинформировать об их возможностях, компания КРОК открыла первый в России центр 3D-решений, который пользуется большой популярности среди заказчиков. Ежедневно он принимает несколько групп посетителей, желающих увидеть 3D-системы в действии.

В центре сегодня предоставлено 10 классов оборудования EON Reality с предустановленным специальным программным обеспечением. Данные системы виртуальной реальности отличает наглядность демонстрируемых проектов, возможность быстрого внесения изменений, интерактивность содержания, что может быть полезно как при самом проектировании, так и при обучении персонала действиям при внештатных ситуациях. Статья рассматривает основные аспекты применения 3D-технологий в железнодорожной сфере и их преимущества для заказчика, описывает уникальное оборудование.


Очистка нефтезагрязненных вод на предприятиях ОАО «ВРК-2»

Для обеспечения качественной очистки воды в ремонтных депо «ВРК-2» внедряется замкнутая система водопользования, состоящая из флотационной и коалесцентной установок. Водопользование в депо происходит в двух режимах: в течение четырех-пяти дней используемая вода очищается только на флотационной установке. Затем, для окончательной очистки, вода подается в коалесцентную установку, после чего осуществляется ее сброс в открытые водоемы. За период использования в депо данной схемы претензии к качеству очистки воды на коалесценте от контролирующих органов не поступали. Подробности работы водоочистной системы — в статье.


Модели бизнес-процессов организации надежной и безопасной эксплуатации и ремонта грузовых вагонов. Клюка В.П., Чупахин Д.П. и др.

В результате структурной реформы на железнодорожном транспорте парк грузовых вагонов холдинга «РЖД» практически полностью передан в имущественный комплекс дочерних и зависимых обществ, а также независимых предприятий. Возможна также передача созданных из капитала ОАО «РЖД» вагоноремонтных компаний в частные руки. Изменение форм взаимодействия между субъектами образованного рынка грузоперевозок, услуг вагоноремонтных предприятий и железнодорожной инфраструктуры вызвало значительные корректировки в структуре трудовых процессов, осуществляемых сотрудниками данных предприятий. Тогда как технологии ремонта изменились несущественно, бизнес-процессы взаимодействия заказчиков и подрядчиков текущего отцепочного ремонта вагонов характеризуются резким увеличением потока документов. В эксплуатационных вагонных депо изменились и цели составления отчетных документов, основной из которых стала экономическая отчетность, и оценка обоснованности предъявляемых параметров ремонта при проведении взаиморасчетов за оказанные услуги.

Статья описывает модели оптимальной организации бизнес-процессов при ремонте и эксплуатации грузовых вагонов.


Оптимизация назначенного срока службы полувагона по критерию безубыточности эксплуатации. Петровых В.А., Иванова Т.В. и др.

Для восстановления ресурса, экономической эффективности и безопасности конструкции в системе эксплуатации грузовых вагонов предусмотрено проведение ремонтов крупного объема (деповских и капитальных). Их периодичность в соответствии с принятой на железнодорожном транспорте стратегией планируется во времени. Поэтому экономическое обоснование сроков (периодичности) проведения ремонтов крупного объема является важной задачей. С помощью оптимизации межремонтных периодов с одной стороны стараются избежать завышения расходов, необходимых на содержание техники, а с другой — по возможности не допустить резкого снижения эффективности работы вагона («выработки»), его безопасности, а также перехода конструкции в предельное состояние, когда ее восстановление становится невозможным или нецелесообразным.

В статье приводится экономическая модель оценки срока службы грузового вагона, целесообразности проведения ремонта с продлением срока службы.


Метод свободных колебаний улучшает контроль ответственных изделий. Смолянов В.М., Романов С.И. и др.

Существующие на данный момент приборы для определения дефектов в ответственных изделиях в ряде случаев не отвечают современным требованиям из-за недостаточно высокой вероятности обнаружения дефектов. Это обусловлено как использованием контактных методов возбуждения зондирующих сигналов и соответствующим этим способам требованиям к чистоте поверхности ответственных изделий, так и самим фактом динамической неустойчивости сигналов от дефектов из-за их разного вида и способа их возбуждения.

Наряду с проблемой получения стабильных сигналов от контролируемого изделия существует задача их анализа, обусловленная случайным характером дефектов, сложной формой изделий и разнообразным физическим составом его материала, используемого на заводах-изготовителях. Поэтому требуются совершенно новые методы обработки и получения сигналов, способные существенно повысить достоверность измерений. Авторы предлагают использовать метод свободных колебаний, описывают его преимущества и соответствующую аппаратуру.


Влияние дефектов на поверхности катания колес на ресурс боковых рам грузовых вагонов. Краснов О.Г., Ефименко А.В., Акашев М.Г.

Значительная доля негативных динамических воздействий на элементы ходовых частей вагонов и железнодорожный путь обусловлена силами, возникающими от дефектов на поверхности катания колес и рельсов. Для ходовых частей вагонов наиболее опасными являются дефекты в виде ползунов, выщербин, наваров, неравномерного проката, так как они оказывают воздействие при каждом обороте колеса, что приводит к быстрому накоплению повреждаемости в элементах ходовых частей вагонов.

Для получения качественной и количественной картины нагруженности боковых рам грузовых вагонов при наличии дефектов на поверхности катания колес в ОАО «ВНИКТИ» проведены работы по оценке уровней напряжений в рессорном проеме боковых рам тележек при наличии ползунов. Испытания проведены с целью оценки влияния ползунов на напряженное состояние и долговечность боковых рам и надрессорной балки трехэлементной тележки модели 18-100 грузового вагона. В статье анализируются размеры ползунов и степень их влияния на ресурс боковых рам тележек.


На 1-й с. обложки журнала публикуется фото нового подвижного состава Алтайского вагоностроительного завода — крытых универсальных вагонов моделей 11-280 (с объемом кузова 138 м3) и 11-2135-01 (с увеличенным до 161 м3 объемом кузова и уширенным дверным проемом), цистерны модели 15-2132 (объемом 85,5 м3), платформ моделей 13-2114-07 (для перевозки лесных грузов) и 13-2114-08 (для крупнотоннажных контейнеров).