ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2013 г.


Центральная дирекция инфраструктуры: взаимодействие с компаниями-операторами. Гончаров С.Е., Дулатова Д.Р.

В 2012 г. в целях минимизации налоговых рисков, выявленных при проверках эксплуатационных вагонных депо, в ОАО «РЖД» было принято решение о переходе со всеми собственниками подвижного состава на расчеты за ремонт грузовых вагонов по фактически выполненным объемам ремонта.

На сегодняшний день Центральная дирекция инфраструктуры основной задачей для себя в части взаимодействия с компаниями-операторами ставит внедрение в промышленную эксплуатацию системы электронного документооборота с учетом применения электронной цифровой подписи, которая в настоящее время в опытной эксплуатации используется на сети дорог ОАО «РЖД». Внедрение электронного документооборота позволит избежать длительных простоев грузовых вагонов, связанных с ожиданием поступления от собственника вагона в эксплуатационное вагонное депо акта выполненных работ и других необходимых документов.


Электронный документооборот с собственниками подвижного состава при текущем отцепочном ремонте. Неумоин В.А.

При выполнении текущего ремонта грузовых вагонов собственности предприятий возникает необходимость подготовить пакет документов для организации взаиморасчета. Для организации электронного документооборота необходимо реализовать применение электронной цифровой подписи. Чтобы обеспечить такую функциональную возможность, в ОАО «РЖД» разработана и внедрена автоматизированная система «Электронный технологический документооборот» (АС ЭТД). В статье рассказывается о порядке работы с этой системой.


Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы

В условиях множественности участников транспортного рынка административное ведение рекламационной работы существенно затрудняется. Поэтому недавно было подписано четырехстороннее соглашение о начале совместного применения Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. Подписи под документом поставили представители Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», предприятий вагоностроительного и вагоноремонтного комплексов, собственников подвижного состава. Действие соглашения распространяется на членов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»). Теперь у бизнес-сообщества появился согласованный механизм разрешения конфликтных ситуаций. Принятый Регламент четко определяет порядок действий участников перевозочного процесса при обнаружении неисправности вагона, требующей его отцепки в ремонт, вне зависимости от принадлежности и формы собственности.


Обобщенные рекомендации по минимизации рисков наступления опасных событий из-за изломов литых деталей тележек грузовых вагонов

Публикуемые рекомендации подготовлены на основе решений, принятых Советом главных конструкторов НП «ОПЖТ», Комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, результатов исследований и испытаний отраслевой и академической науки, испытательных центров, специалистов в области вагоностроения, эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Описаны риски наступления опасных событий из-за изломов литых деталей тележек грузовых вагонов, даны обобщенные рекомендации, первоочередные меры и перспективные мероприятия.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2013 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2013 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб по региональным дирекциям.


Урегулировать взаимоотношения участников железнодорожного комплекса на этапах жизненного цикла продукции вагоностроения. Иванов И.А.

Статья рассказывает о разработанном в НП «ОПЖТ» стандарте СТО ОПЖТ 18–2012 «Взаимодействие участников процессов производства, обслуживания и ремонта на этапе эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта», утвержденном общим собранием НП «ОПЖТ» 17 февраля 2012 г.

В целом документ устанавливает категории групп, включающих производителей, эксплуатантов, вводит понятие сервисного центра, дает определение контрафактных запасных частей и материалов и ряд других терминов. Стандартом устанавливается порядок взаимоотношений между группами, основанный на договорных отношениях. Определены требования к производителю, владельцу инфраструктуры, к эксплуатанту, организациям по обслуживанию и ремонту. Распределена ответственность между этими группами, установлены требования к сервисным центрам, их цели и задачи, порядок выбора, определены статусы сервисных центров.


Боковым рамам тележек — сетевое внимание!

Недавно на базе эксплуатационного вагонного депо Карымская Забайкальской дирекции инфраструктуры прошла сетевая школа передового опыта по вопросам инновационных решений и нестандартных методов выявления трещин боковых рам тележек в эксплуатации. В статье описаны вопросы, обсуждавшиеся на совещании, и принятые рекомендации по выявлению опасных повреждений.


Тверской завод освоил выпуск двухэтажных пассажирских вагонов

На Тверском вагоностроительном заводе в начале июня завершили выпуск первой партии из 15 двухэтажных пассажирских вагонов локомотивной тяги, предназначенных для ОАО «Федеральная пассажирская компания». В соответствии с договором, который был заключен между ТВЗ и ФПК в декабре 2010 г., предприятие построит для перевозчика в течение 2013 г. 50 двухэтажных вагонов — 38 купейных, 4 штабных, 4 CВ и 4 вагона-ресторана. Статья знакомит читателей с особенностями конструкции таких вагонов.


Сервисное обслуживание инновационных вагонов. Иванов И.А.

Чтобы сократить длительность простоя вагонов в нерабочем парке в ожидании ремонта, в ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» («ВРК-2») начата работа по созданию сетей сервисного обслуживания инновационных вагонов и их составных частей. В настоящее время проводится ряд мероприятий, призванных создать систему устойчивого обеспечения запасными частями с предоставлением высококвалифицированных сервисных услуг по ремонту вагонов с основными заводами-изготовителями.


О состоянии охраны труда и производственного травматизма. Бабак Н.П.

Рассматривая динамику производственного травматизма за период с 2006 по 2012 гг., с момента разделения вагонного хозяйства на эксплуатационную и ремонтную базу, следует отметить снижение уровня производственного травматизма. Всего за указанный период в хозяйстве было травмировано 183 работника, из них 29 — смертельно и 60 — с тяжелым исходом. Статья анализирует основные причины и виды травматизма, дает рекомендации по его снижению.


Новые технологии повышают надежность автотормозного оборудования вагонов. Лукс Д.Ю., Жуков И.В.

В рамках Программы повышения безопасности движения 2012 г. по вагонному хозяйству на дорогах внедрено 25 комплексов многофункциональных технических средств (КТСМ-02), 38 устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС), модернизировано 442 прибора КТСМ на КТСМ-02. Эти меры позволили повысить эффективность выявления неисправностей. Внедрены модульные компрессорные станции с системой очистки воздуха для УЗОТ. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, принципиального снижения доли отказов достичь все же не удалось. Публикуется статистика отказов по узлам автотормозного оборудования, рассказывается о новых технических решениях.


Новые вагоны габарита RIC

Новые вагоны RIC совместного производства Тверского вагоностроительного завода и немецкого концерна «Siemens AG» соответствуют современным российским и европейским техническим стандартам и отвечают самым высоким требованиям к качеству продукции. Приводятся основные отличия вагонов RIC нового поколения.


О модернизации тележки по проекту М1698. Сергеев А.А.

Проект комплексной модернизации тележек грузовых вагонов типа 2 по ГОСТ 9246–2004, разработанный Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) в 1998 г., до сих пор является основным техническим документом, позволяющим увеличить межремонтный пробег грузовых вагонов до 160 тыс. км. Основная цель при разработке проекта заключалась в обеспечении защиты узлов трения тележки от интенсивных износов в эксплуатации.

Изначально проект предусматривал лишь установку износостойких колец (или двух полуколец) по наружному бурту подпятника и постановку прокладки (диска) на плоскую опорную поверхность подпятника. Эти детали изготавливались из стали 30ХГСА, а их твердость примерно составляла НВ 350. В последующие годы и до настоящего времени проект претерпел ряд изменений и дополнений. Статья рассказывает об этих дополнениях.


Бережливое производство — прогрессивная концепция организации работы.Чичин А.В.

Построение бережливого производства в вагонном хозяйстве дирекций инфраструктуры — это создание целостной концепции, включающей в себя организацию рабочих мест, снабжения, сбыта, работы вспомогательных служб, воспитание и повышение квалификации работников. Выгоды от применения данной концепции могут значительно превышать затраты. Статья разъясняет особенности внедрения системы бережливого производства и принципы ее работы.


Визуализация колесных пар при текущем отцепочном ремонте. Голубев Д.Е.

Визуализация как один из элементов системы бережливого производства позволила существенно упорядочить ремонт колесных пар в Горьковской дирекции инфраструктуры. Рассказывается о работе этой системы и полученной выгоде.


Комплект переносной аппаратуры освещения и видеонаблюдения для пунктов технического обслуживания. Попков П.Г., Обухов Р.П.

Для обеспечения ремонтно-эксплуатационных вагонных служб современной надежной и качественной техникой, используемой при проведении регулярных технических осмотров подвижного состава, в ООО «Микроакустика» (Екатеринбург) разработан и изготовлен комплект оборудования для визуальной регистрации состояния контролируемых поверхностей деталей при проведении технических осмотров в пунктах технического обслуживания. В комплект оборудования входят фонарь ОС-550, фонари-регистраторы осмотрщика ОС-560 и ОС-560.01. Они обеспечивают фото- и видеорегистрацию осматриваемых поверхностей.


Круговорот воды в ВРК-2. Вершинин С.Л.

В вагонном ремонтном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский, входящем в состав ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2), в прошлом году были смонтированы коалесционно-флотационные очистные сооружения, оборудованные по самым современным требованиям. Технология очистки воды от нефтепримесей осуществляется в два этапа: флотация и коалесцентная очистка. Технологическое водоснабжение осуществляется по замкнутому циклу, что позволило предприятию решить экологические проблемы.


Опыт эксплуатации тележки «Моушн Контрол» за Полярным кругом. Хэфорд Дж., Паллари Р. и др.

Северной Швеции за Полярным кругом на шахтах в Кируне и в Малмбергете добывает железную руду шведский горно-металлургический комбинат LKAB. Руда перевозится по железной дороге длиной 541 км от места добычи к обогатительному предприятию по производству окатышей, а также к морским портам в Нарвике (Норвегия) и Лулее (Швеция). Для перевозки железной руды используются 1200 грузовых вагонов «Fanoo/Fammoorr» на тележках «Моушн Контрол» («Motion Control») с осевой нагрузкой 30 тс. Пробег вагонов составляет в среднем 160 тыс. км в год. Скорость движения вагонов в груженом режиме 60 км/ч, в порожнем — 70 км/ч. Вагоны эксплуатируются в маршрутах по 12 — 13 поездов в сутки. В статье приводятся результаты эксплуатации тележки «Моушн Контрол» в экстремальных климатических условиях.


Инструменты IRIS для тормозного оборудования. Чуев С.Г., Тимков С.И., Борисов Н.М.

Статья публикует примеры использования подсистем международного стандарта качества IRIS в проектах блока тормозного оборудования ЛК.242 для пассажирских вагонов и воздухораспределителя 242-1 пассажирского подвижного состава.


О возможности классификации литейных дефектов и зон повышенной ответственности в литых деталях тележек. Орлова А.М., Сухих И.В., Забадыкин И.В.

По заказу ОАО «РЖД» проводятся работы по определению эксплуатационной нагруженности литых деталей тележек модели 18-100. Ожидаемые результаты данных работ — определение величин сил, действующих на детали в эксплуатации, а также соответствующие этим силам величины динамических напряжений. В статье приводится обзор сложившейся ситуации с литыми боковыми рамами тележек, даются предложения по совершенствованию требований к боковым рамам и надрессорным балкам, показаны наиболее нагруженные их зоны.