ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 1, 2015 г.


Итоги работы вагонного хозяйства в 2014 году. Сакеев А.И.

Производственная деятельность вагонного хозяйства оказывает значительное влияние на результаты работы ОАО «РЖД» в целом. Автор, подводя итоги деятельности в 2014 г., отмечает, что задачи, поставленные Компанией перед вагонным хозяйством, выполнены. Так, объем приведенной работы в целом по вагонному хозяйству вырос на 3,6 % к уровню 2013 г. (488808/471945 тыс. приведенных вагонов). Прирост объема работ на эксплуатации позволил обеспечить увеличение производительности труда к прошлому году на 6,5 %. Приводятся и другие основные результаты работы отрасли в 2014 г.


Вагоностроению — инновационные технические решения! Лосев Д.Н.

Автор является председателем Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), куда входит 31 организация, в том числе вагоностроительные заводы, производители комплектующих для грузовых вагонов и профильные научные организации.

В течение 2014 г. проведено семь заседаний Подкомитета по вагоностроению, на которых проработано свыше 60 актуальных вопросов вагоностроительной отрасли по основным направлениям деятельности:

повышение качества и надежности выпускаемой продукции, уровня безопасности движения и пропускной способности железных дорог;

создание условий для совершенствования производства грузового подвижного состава;

разработка и выпуск инновационного грузового подвижного состава;

нормативно-техническое регулирование вагоностроительной отрасли.

Среди работ, выполненных Подкомитетом — создание методики нанесения защитной маркировки и учета ответственных узлов и деталей грузовых вагонов, разработка электронных паспортов сборочных единиц с занесением этих данных в электронную базу и др.


Развивать систему технического регулирования поможет Кодекс установившейся практики

В конце прошлого года в Казахстане был принят «Кодекс установившейся практики. Железнодорожный подвижной состав и инфраструктура. Оценка соответствия». Кодекс направлен на установление общих принципов установившейся практики оценки соответствия для всех ее элементов, включая нормативные документы, основы деятельности органов оценки соответствия, системы и схемы оценки соответствия и правила оформления результатов. Это позволит развивать систему технического регулирования на железнодорожном транспорте с учетом заложенных в Кодексе принципов. Публикуется текст Кодекса установившейся практики.


Вагонному хозяйству — современные конструкторские и технологические работы. Иванов А.О.

Рассказывается об основных итогах работы Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) в 2014 г. Так, достигнуты все запланированные производственные показатели. Объем выполненных работ составил более 149 млн. руб. Проектно-конструкторские и технологические работы для нужд ОАО «РЖД» выполнены на сумму 87,6 млн. руб., что составляет 100 % к плану. Получен доход по прочим видам деятельности в размере 61,9 млн. руб. По итогам прошлого года прибыль составила 39,2 млн. руб. Введены в эксплуатацию основные фонды на 8,0 млн. руб., что соответствует 100%-ному освоению выделенных лимитов затрат на 2014 г. Капитальный ремонт основных фондов ПКБ ЦВ выполнен в прошлом году на сумму более 3,5 млн. руб. в соответствии с запланированными объемами.


Победители конкурса на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем

Конкурс, учрежденный ОАО «Российские железные дороги», в прошлом году проводился в пятый раз и стал своеобразным ежегодным подведением итогов по оценке эффективности деятельности, направленной на повышение качества железнодорожной техники, воплощенной в реальные проекты. По итогам проведенного конкурсного отбора в 2014 г. были определены следующие победители:

в номинации «Подвижной состав»:

ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (за вагон двухэтажный купейный модели 61-4465; 1-е место);

ОАО «Алтайвагон» (за вагон крытый модели 11-2135-01; 2-е место);

в номинации «Компоненты для подвижного состава и инфраструктуры»:

ОАО МТЗ ТРАНСМАШ (за модули тормозного оборудования; 2-е место);

ОАО «Центросвармаш» (за тележки пассажирских вагонов моделей 68-4065, 68-4066; 3-е место).


Новая документация для технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за 2014 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; по плановому ремонту и модернизации грузовых вагонов; по методам и средствам измерений в вагонном хозяйстве; другие учебно-методические и справочно-аналитические материалы.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за 2014 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства в IV квартале 2014 г. и в целом за прошедший год. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Подборка из трех материалов о победителях сетевого конкурса проектов бережливого производства в 2014 г.:

1. Улучшили работу механизированного пункта ремонта вагонов

Для коллектива эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный прошлый, 2014 г., выдался успешным: выполненный проект совершенствования работы механизированного пункта ремонта вагонов (МПРВ) на ст. Иркутск-Сортировочный занял первое место в общесетевом конкурсе «Лучшее подразделение в проекте “Бережливое производство” в ОАО “РЖД” в 2014 году» по Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры. Чтобы устранить потери рабочего времени, здесь был выполнен комплекс мероприятий по ликвидации узких мест, дополнительной механизации отдельных процессов, оснащению рабочих мест, наведению порядка на них. Подробности — в публикуемом материале.


2. Упорядочили работу участка текущего отцепочного ремонта вагонов

В 2014 г. совместной рабочей группой эксплуатационного вагонного депо Входная и железнодорожной станции Входная Западно-Сибирской дороги реализован проект «Взаимодействие дежурного аппарата станции Входная и эксплуатационного вагонного депо Входная по организации подачи вагонов на пути участка текущего отцепочного ремонта», что исключило лишние маневровые передвижения на станции Входная при подаче вагонов на ТОР. Проект занял второе место.


3. Изменили технологию работы ПТО

Финалистом общесетевого конкурса «Лучшее подразделение в проекте “Бережливое производство” в ОАО “РЖД” в 2014 году» по Управлению вагонного хозяйства стал коллектив эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Проект изменения технологии работы осмотрщиков вагонов на ПТО Новгород-на-Волхове занял третье место.


Регламент осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля

Президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем 12.03.2014 г. утвержден «Регламент осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля (КТСМ) железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД». С тех пор в него внесено небольшое изменение. Статья знакомит читателей с этим документом.


Система РУТП для длинносоставного грузового поезда. Чуев С.Г., Популовский С.А.

В 2011 г. перед специалистами ОАО МТЗ ТРАНСМАШ была поставлена задача разработать систему, которая позволила бы водить длинносоставные (1500 — 2000 м) тяжеловесные поезда. При этом динамика состава должна быть приближена к динамике грузового, оборудованного электропневматическим тормозом. Другое условие: система должна иметь минимальную стоимость. О том, как удалось решить эти задачи, рассказывает статья.


Мультимодальная платформа оперативного перепрофилирования. Кобылянский В.В., Астахова Е.В., Фатькина М.О.

Специалистами ООО «Проектно-конструкторское бюро железнодорожной техники» предложены идея разработки и дизайн-проект инновационной мультимодульной платформы оперативного перепрофилирования, предназначенной для совершенствования технологий грузовых перевозок, решения проблем, вызванных профицитом грузовых вагонов, и обладающей улучшенными показателями экономической эффективности. В статье описана конструкция такой платформы.


О производственном травматизме в вагонном хозяйстве. Бабак Н.П.

В 2014 г. в вагонном хозяйстве было травмировано 12 работников, из них двое — со смертельным исходом. За аналогичный период 2013 г. было также травмировано 12 работников, в том числе трое со смертельным исходом. В IV квартале 2014 г. к учету приняты два несчастных случая, в результате которых травмировано двое работников. Статья анализирует ситуацию с травматизмом по службам вагонного хозяйства и описывает принимаемые меры, которые помогут снизить показатели производственного травматизма.


Соблюдать баланс интересов. Антипов А.Ф., Клавдиенко О.А.

В статье рассказывается о ситуации с повреждениями вагонов. Подводя итоги работы 2014 г., в первую очередь необходимо отметить рост количества поврежденных вагонов на 5 %, или 5,8 тыс. ед. к уровню 2013 г. при снижении количества погруженных и выгруженных вагонов на 0,2 %. При этом на путях необщего пользования повреждено 123,5 тыс. вагонов, на путях общего пользования — 679 ед., или менее 0,6 % от общего количества. Наиболее повреждаемым родом подвижного состава на сети железных дорог являются полувагоны, которых в 2014 г. повреждено 117 тыс. ед.

Анализируя положение, авторы предлагают отношения между владельцами подвижного состава, путей необщего пользования, ОАО «РЖД», грузоотправителями и грузополучателями строить на договорной основе, предусматривающей четкий порядок работ, оплату оказываемых услуг и ответственность сторон в вопросах обеспечения сохранности подвижного состава.


Система мониторинга технического состояния элементов колесных пар грузовых вагонов. Ладыченко А.О., Иванов И.А.

Действующая сейчас на предприятиях железнодорожного транспорта «пространства 1520» технология учета не позволяет осуществлять сбор данных о техническом состоянии элементов колесных пар на протяжении их жизненного цикла. Это связано с отсутствием на сети железных дорог единой номерной базы цельнокатаных колес и подшипников при изготовлении, а так же учета технического состояния этих элементов при ремонте колесных пар. Поэтому на передний план выходит задача по организации инструмента автоматизированного учета пробега колесной пары. Пути решения этой проблемы — в публикуемом материале.


Инциденты при перевозке опасных грузов в цистернах на сети дорог России за 2014 г. Иванов А.О., Макаров А.С.

За 12 мес. 2014 г. в автоматизированной системе (АС РБ ОАО «РЖД») всего учтено 597 аварий, инцидентов и нарушений при перевозке опасных грузов, что на 4,6 % больше чем в 2013 г. Аварийных происшествий в прошлом году допущено шесть против семи в 2013 г. Основная доля событий (67 %), связанных с нарушением безопасности перевозок опасных грузов, приходится на инциденты — 399, что меньше в сравнении с 2013 г. на 8,9 %. Количество нарушений правил перевозки опасных грузов увеличилось на 52 %, со 126 в 2013 г. до 192 в 2014 г. В целях сокращения количества инцидентов с опасными грузами из-за неисправностей цистерн руководителям служб вагонного хозяйства, вагоноремонтных компаний, вагонных депо, ремонтирующих цистерны, и вагоностроительных заводов, необходимо принять ряд мер, описанных в статье.


Результаты поездных испытаний тележки 18-9855. Орлова А.М., Шевченко Д.В., Куклин Т.С., Дмитриев С.В.

Нагруженность литых деталей, а именно действующие на них силы и возникающие механические напряжения, зависит от комплекса факторов, таких как состояние пути, режим движения поезда, загрузка вагона, динамические характеристики рессорного подвешивания и боковых скользунов. Таким образом, для конкретной конструкции тележки получить репрезентативную картину действующих сил и напряжений можно только по результатам поездных испытаний на участке большой протяженности. Данные обстоятельства послужили основанием для проведения поездных динамических испытаний тележки модели 18-9855. Статья рассказывает о ходе испытаний и полученных результатах.


Сохранить достигнутые темпы. Струков А.А.

Материал описывает ситуацию с экономикой вагонного хозяйства Октябрьской дороги. В 2014 г. на дороге объем приведенной работы за год возрос по отношению к предыдущему 2013 г. до 108,9 % и составил 39889,3 тыс. приведенных вагонов. Выполнению плановых заданий хозяйства способствовало, в частности, повышение производительности труда, темпы роста которой за прошлый год, по отношению к 2013 г. составили 108,4 %. Рост номинальной средней заработной платы по эксплуатационным вагонным депо за 2014 г. по отношению к предыдущему году составил 103,8 % (37538 руб. против 36151 руб. в 2013 г.). Рассказывается об организации работы и мерах стимулирования.


Овладеваем передовыми технологиями ремонта тележек вагонов. Михайлов О.С.

Уникальное по масштабу и значимости событие прошло недавно в Санкт-Петербургском филиале ОАО «ВРК-1». Бригадиры и мастера тележечных участков из тридцати двух предприятий, разбросанных по всей России, съехались в Тосно, чтобы принять участие в школе передового опыта по теме: «Повышение качества ремонта тележек грузовых вагонов». Данная школа была организована руководством ОАО «ВРК-1» в целях предупреждения некачественного ремонта тележек и сокращения случаев отцепок грузовых вагонов по неисправностям тележек.


На обложке публикуется снимок нового универсального полувагона с торцевыми стенами и люками в полу модели 12-1304-01 объемом кузова 88 м3 на тележках модели 18-9942 с осевой нагрузкой 25 тс, выпущенный ЗАО «Промтрактор-Вагон» (г. Канаш). Дается фоторепортаж с прошедшей недавно в Чебоксарах IX региональной конференции НП “ОПЖТ».