ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 1, 2014 г.


Итоги работы вагонного хозяйства в 2013 году. Сакеев А.И.

Публикуются итоговые показатели работы эксплуатационного комплекса Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» за 2013 г. Приводятся данные об объеме приведенной работы на эксплуатации, выпуске вагонов из текущего отцепочного ремонта, анализируются состояние с безопасностью движения поездов, неисправности технических средств по основным узлам, факты опоздания пассажирских и пригородных поездов и т.д.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за 2013 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за IV квартал и в целом за 2013 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Опыт массовой эксплуатации инновационных вагонов на тележках «Barber S-2-R» в 2013 году. Лосев Д.Н.

В соответствии со стратегической программой внедрения инновационных грузовых вагонов на сети железных дорог в 2013 г. Тихвинский вагоностроительный завод полностью перешел на производство подвижного состава на тележках «Barber S-2-R» модели 18-9810 с осевой нагрузкой 23,5 тс и модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25,0 тс.

В целях подтверждения обеспечения тележкой модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25,0 тс безопасности движения в составе поездов, а также подтверждения эксплуатационных показателей тележки в период до первого планового ремонта, в начале 2012 г. первые полувагоны модели 12-9853 вышли на сеть для проведения подконтрольной эксплуатации в компании ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания».

При пробеге в 65 тыс. км в октябре 2012 г. был проведен первый плановый осмотр этих вагонов, второй осмотр прошел при пробеге 150 тыс. км в декабре 2013 г. Результаты осмотра на основании анализа темпов износа подтвердили экспертные прогнозы повышенной надежности тележек.

Рассказывается о разработанной и реализуемой стратегии создания совместно с ОАО «РЖД» и ремонтными предприятиями всех форм собственности полноценной сети сервисных центров для гарантийного и послегарантийного обслуживания грузовых вагонов на тележках «Barber S-2-R».


Электронный документооборот при текущем отцепочном ремонте: на пути к развитию. Сакеев А.И., Дулатова Д.Р.

В статье описываются мероприятия, проводимые Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», направленные на совершенствование работы с собственниками грузовых вагонов. Глобальной задачей развития взаимодействия с собственниками Управление вагонного хозяйства считает внедрение электронного документооборота с владельцами. Рассказывается о механизме такого взаимодействия и преимуществах электронного документооборота.


Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства: итоги и планы. Иванов А.О.

Рассказывается о деятельности ПКБ ЦВ в прошлом году, приводятся данные о кадровом составе бюро, основных выполненных работах по тематическому плану, некоторых разработках (досмотровой штанге, комбинированном шаблоне), введении электронной архивной системы технической документации и др.


В эксплуатационных депо вводится в действие методика визуального контроля по системе Кайдзен. Романов В.В., Чичин А.В.

Для реализации проекта «Бережливое производство» в вагонном хозяйстве распоряжением ОАО «РЖД» от 20 декабря 2013 г. № 2840р утверждена и введена в действие с 1 января 2014 г. «Методика визуального контроля по системе Кайдзен в структурных подразделениях Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры» (М ЦВ 2.05.002–2013). Методика разработана Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства в прошлом году. Полигоном для практической апробации данной методики в первом полугодии 2014 г. определены эксплуатационные вагонные депо Октябрьской, Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской дирекций инфраструктуры.

Методика размещена на сайте ЦВ (АСУ ОДИТ) в разделе «Бережливое производство» 15 января 2014 г. Методика устанавливает принципы, которые следует применять в процессе совершенствования технологий бережливого производства в ОАО «РЖД» при управлении проектом внедрения визуального контроля (методов визуализации) в вагонном хозяйстве.

Требования и рекомендации настоящей методики распространяются на вагонные эксплуатационные депо, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт вагонов в процессе их эксплуатации. Методика дополняет стандарты ОАО «РЖД» СТК 1.10.010, СТК 1.05.002 для проектов менеджмента качества и ремонта технических средств. Статья подробно знакомит с содержанием этой методики.


Инструменты бережливого производства повышают качество ремонта вагонов. Рабцевич И.И., Иванов И.А.

В ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» началась планомерная реализация политики, направленной на сокращение всех видов непроизводственных потерь Компании с применением методов и инструментов бережливого производства. Для достижения этой цели специалистами ОАО «ВРК-2» выполняются работы по созданию собственной организационной, нормативной и методической базы.

Так, началась реализация инструментов бережливого производства на основе одного из наиболее быстро реализуемых механизмов — так называемого метода организации рабочих мест 5С. Для применения этого метода в условиях вагоноремонтных депо специалистами ОАО «ВРК-2» были разработаны методические рекомендации «Организация рабочих мест по принципу 5С» МР ВРК-2 001–2013, которые предусматривают первоочередное внедрение этой системы на наиболее ответственных производственных участках депо. Методические рекомендации утверждены распоряжением ОАО «ВРК-2» от 28.08.2013 № 3425р и введены в действие во всех вагонных ремонтных депо Компании. На основе методических рекомендаций по 5С в депо проведены обучение и организационные мероприятия.

Компания проводит и другие мероприятия по бережливому производству. Об этом рассказывается в публикуемом материале.


За достигнутые успехи. Подведены итоги отраслевого соревнования трудовых коллективов эксплуатационного вагонного комплекса ОАО «РЖД» за IV квартал и в целом за 2013 г. Публикуется список коллективов-победителей, лучших руководителей среднего звена и лучших по профессии.


Тележкам модели 18-100 — кассетные подшипники под адаптерами с блокираторами. Киреев М.А.

В качестве одной из мер повышения надежности работы подвижного состава специалисты ОАО «ПГК» предлагают перевод грузового парка на тележки 18-100, оборудованные колесными парами с колесами повышенной твердости и подшипниками кассетного типа габарита 130×230×150 мм под адаптерами с блокираторами. При комплектации грузовых вагонов кассетными подшипниками:

сократится количество обточек колес и, как следствие, увеличится жизненный цикл колесных пар;

уменьшатся непроизводительные простои подвижного состава;

сократится стоимость плановых видов ремонта за счет исключения работ по ремонту подшипников при освидетельствовании колесных пар.

Первой грузовой компанией были организованы все необходимые мероприятия и испытания для того, чтобы поставить блокиратор и адаптер на производство в соответствии с ГОСТами. В настоящее время в обращении находятся два состава вагонов, оборудованных по проекту ПГК. Результаты подконтрольной эксплуатации положительные.


Межгосударственный стандарт «Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытания на прочность и динамические качества». Орлова А.М., Васильев С.Г.

В настоящее время практически все организации, проводящие испытания грузовых и пассажирских вагонов, при разработке программ и методик пользуются Руководящим документом РД 24.050.37.95 «Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества» (далее РД). Этот документ согласован МПС Российской Федерации и утвержден Минтяжмашем 02.02.1995 г.

За время после утверждения РД произошли значительные изменения в грузовом и пассажирском вагоностроении, в условиях эксплуатации вагонов. Поэтому в части требований к прочности и динамическим качествам разрабатываются новые межгосударственные стандарты «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам», «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования к прочности и динамическим качествам», разработан национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55182–2012 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Технические требования». На различные составные части вагона (тележки, боковые рамы, надрессорные балки и т.п.), подлежащие подтверждению соответствия на уровне технических регламентов, разработаны межгосударственные стандарты технических условий, которые в части методов испытаний на прочность и динамические качества ссылаются на рассматриваемый проект стандарта.

Стандарт «Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытания на прочность и динамические качества» разработан для применения при испытаниях грузовых и пассажирских вагонов и их составных частей, предназначенных для эксплуатации на железных дорогах общего и необщего пользования колеи 1520 мм, на соответствие стандартам технических требований и технических условий. Статья подробно знакомит читателей с новым документом.

Свод правил по неразрушающему контролю при ремонте грузовых вагонов. Новые требования и задачи. Дымкин Г.Я., Цомук С.Р.

Действующая в настоящее время система неразрушающего контроля (НК) деталей вагонов при ремонте базируется на акустических, магнитных и вихретоковом методах НК. Требования к применению НК, технологии применения регламентированы нормативными документами, разработанными 10 — 15 лет назад.

За прошедшие годы основные руководящие документы по НК претерпели многочисленные изменения. Эти причины, а также необходимость подготовки к введению в действие системы нормативного обеспечения, базирующейся на Технических регламентах Таможенного союза, обусловили существенную корректировку нормативной документации на НК деталей вагонов. Разработан Свод правил по неразрушающему контролю при ремонте вагонов, состоящий из пяти нормативных документов. Статья подробно рассказывает об обновленных правилах.


В Саратове стартует полный цикл производства кассетных подшипников.

Многие железнодорожники, владельцы и операторы подвижного состава в России полагают, что вагоны с кассетными буксовыми узлами являются исключительно зарубежной машиностроительной экзотикой. Однако производство инновационных двухрядных буксовых подшипников кассетного типа в адаптерном исполнении развернуто уже и в нашей стране. В частности, в Саратове, на заводе ООО «ЕПК-Бренко подшипниковая компания» — совместном предприятии ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» и американской компании «Амстед Рейл». О деятельности этого предприятия и о выпускаемой им продукции рассказывает генеральный директор «ЕПК-Бренко» Марк Янси.


Виртуальные экскурсии. Клепиков А.В., Клюканов А.В.

С целью повышения качества обучения, а также изучения новой техники и технологий в ОАО «РЖД» Куйбышевским учебным центром профессиональных квалификаций при сотрудничестве с Самарским государственным университетом путей сообщения предложена и разработана методика применения онлайн-технологии — экскурсия без выезда обучающихся на современные предприятия.

На предприятии специалист по проведению виртуальной экскурсии — «экскурсовод» оснащается мобильными устройствами: нетбуком, 4G (3G) USB-модемом, наушниками с микрофоном, web-камерой, лазерной указкой. Нетбук находится в сумке-чехле, что не затрудняет движения экскурсовода, а закрепленная web-камера и лазерная указка на головном уборе обеспечивают фокус передаваемого изображения на уровне глаз.

Учебный кабинет оборудуется средствами приема и визуализации видеоизображения и звука: проектором или плазменным телевизором; акустическими устройствами (наушники и микрофон); компьютером, подключенным к сети Интернет через USB-модем.

После настройки онлайн-видеосвязи между предприятием и аудиторией учебного центра специалист по проведению экскурсии ведет демонстрацию новой техники, при этом обучающиеся видят то, что видит сам экскурсовод. Во время экскурсии обеспечивается обратная связь с аудиторией и имеется возможность записи телетрансляции.

Проект получил высокие оценки у руководства ОАО «РЖД» и занял призовое место в конкурсе молодежных инновационных проектов «Новое звено 2013». В настоящее время проект проходит апробацию на трех дорогах — Куйбышевской, Свердловской и Горьковской. По результатам апробации он будет внедрен на всей сети железных дорог.


Работу средств диагностики контролирует система СКАТ. Неумоин В.А.

В целях повышения безопасности движения поездов на железных дорогах Российской Федерации установлены и работают различные диагностические системы: КТСМ (комплекс технических средств модернизированный), КТИ (комплекс технических измерений), АСООД (автоматизированная система обнаружения отрицательной динамики), ПАК (пост акустического контроля) и др.

Для передачи тревожной и предупреждающей информации средства диагностики используют специальное программное обеспечение. Его работа организована на различных информационных платформах, в различных базах данных и в разных форматах передачи информации. Такой подход затрудняет комплексную обработку тревожных показаний.

Поэтому для организации формирования отчетных показателей по работе средств диагностики в настоящее время организуется внедрение «Системы контроля автоматизированной транспортной» (СКАТ). Она получает информацию из системы АСК ПС (автоматизированная система контроля подвижного состава) и других программных средств контроля средств диагностики и формирует широкий набор аналитических и статистических отчетных форм. Статья знакомит с особенностями и возможностями системы СКАТ.


Совершенствование методики определения предела выносливости элементов рамы длиннобазных платформ. Афанасьев А.В., Кякк К.В.

За последние 10 лет вагоностроители России и Украины разработали, поставили на серийное производство и ввели в эксплуатацию около полутора десятков новых моделей и модификаций специализированных вагонов-платформ, предназначенных для одновременной перевозки двух 40-футовых контейнеров. Основным отличием указанных вагонов является длина по осям сцепления автосцепок не менее 25 м и увеличенная до 18 — 20 м база.

Для данного подвижного состава были применены новые конструкции балок рамы и узлов их соединения, которые проектировались, рассчитывались и испытывались в соответствии с действующими нормативными документами. Однако опыт эксплуатации показал, что стандартные методики не в полной мере учитывают специфику длиннобазных вагонов и не всегда позволяют создать надежную конструкцию. Потребовалась систематизация накопленного объема экспериментальных данных, полученных по результатам усталостных испытаний, и уточнение на их основе значений пределов выносливости и общего коэффициента снижения предела выносливости элементов конструкции длиннобазных платформ.

Для решения этой задачи специалистами Инженерного центра вагоностроения (г. Санкт-Петербург) был выполнен анализ методики испытаний вагонов-платформ на сопротивление усталости, проведены эксперименты, обобщены результаты и классифицированы зоны усталостных повреждений. В статье рассказывается о результатах этой работы, даются соответствующие рекомендации.


Как снизить интенсивность образования термомеханических дефектов на поверхности катания колес. Ядуванкин В.В., Ражковский А.А., Обрывалин А.В., Кваскова Н.А.

Анализ данных Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства и вагонных ремонтных депо по отцепкам грузовых вагонов в период с 2004 по 2012 гг. позволил выявить, что основным узлом, по неисправностям которого выполняют отцепку вагонов, является колесная пара. В основном, колесные пары подвержены неисправностям, связанным с локальными повреждениями поверхности катания колеса, а именно ползунами и выщербинами. В статье анализируются причины образования этих дефектов, даются рекомендации для снижения повреждаемости колес дефектами термомеханического происхождения:

во-первых, пересмотреть нормы предельно допустимых размеров износов и повреждений поверхности катания колеса путем проведения исследований контактного взаимодействия колеса и рельса с учетом тенденции увеличения грузооборота;

во-вторых, разработать для ПТО технологические мероприятия по предупреждению выщербинообразования на поверхности катания;

в-третьих, повысить качество восстановления профиля катания колеса за счет применения инновационных методов механической обработки, современного технологического оборудования, оснастки и инструмента.


Олимпийский факелоносец из вагонного депо.

Эстафета огня Зимних олимпийских игр в Сочи проходила по всей территории нашей страны. Честь пронести олимпийский огонь в Челябинске досталась 272 факелоносцам. В их числе свой отрезок пути факел с олимпийским огнем пронес Антон Насипович Магасумов — работник вагонного ремонтного депо Челябинск. Статья рассказывает об этом увлеченном и разностороннем человеке.


На 1-й с. обложки публикуется снимок инновационного полувагона модели 12-9828 с осевой нагрузкой 27 тс, грузоподъемностью 83 т и объемом кузова 98 м3, разработанного в ОАО «ВНИКТИ» и построенного на Рославльском вагоноремонтном заводе.