ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА «ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 4, 2019 г.


Определены самые профессиональные работники вагонного хозяйства.

На базе эксплуатационного вагонного депо Краснодар Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры проведен заключительный этап общесетевого конкурса профессионального мастерства в номинациях «Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов», «Лучший оператор по обслуживанию грузовых вагонов и контейнеров», «Лучший начальник пункта технического обслуживания вагонов», «Лучший инженерно-технический работник вагонного хозяйства». Определены победители в личном и командном зачетах.

Статья рассказывает о ходе конкурса и его результатах. Отмечена качественная работа руководителей и специалистов Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры по организации и проведению конкурса профессионального мастерства в вагонном хозяйстве. В 2020 г. принимающей стороной и организатором состязаний профессионалов-вагонников будет Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры — победитель конкурса в 2019 г.


Координируя работу содружества вагонников. С.В. Клобуков.

В сентябре 2019 г. в Саранске состоялось 68-е заседание Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. В ходе работы 68-го заседания Комиссии вагонного хозяйства согласовано и принято 81 техническое решение, подтверждено право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов шести предприятиям и право выполнения указанных работ одному предприятию, согласованы работы, выполненные по Плану НИОКР на 2019 г. и заявки на включение новых работ в проект Плана НИОКР-2020, принято решение об изменении Алгоритма контроля литых деталей тележек грузовых вагонов на допустимый срок службы, вынесены 9 документов на утверждение 71-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Очередное заседание Комиссии вагонного хозяйства намечено провести в марте 2020 г. в Москве.


В ПГК подписан Коллективный договор на 3 года.

Документ вступит в действие с 1 января 2020 г. Новый договор, подписанный генеральным директором Первой грузовой компании (ПГК) Сергеем Каратаевым и председателем профсоюза компании Михаилом Цидилиным, регулирует социально-трудовые отношения между работниками и работодателем. Договор сохраняет за сотрудниками ПГК дополнительные льготы, в том числе: обеспечение полисами медицинского страхования; единовременные выплаты и др.


Рейтинги служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал 2019 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за III квартал 2019 г. Приведены в табличной форме критерии рейтинговой оценки подразделений вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Публикуются сводные результаты оценки рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. Показаны динамика рейтингов служб вагонного хозяйства за период с III квартала 2018 г. по II квартал 2019 г. и рейтинги эксплуатационных вагонных депо за II квартал 2019 г.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 9 месяцев 2019 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2019 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за 9 месяцев 2019 г. выполнен (–28 %). По данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.10.2019 г.) за вагонным комплексом были учтены потери из-за отказов технических средств 1-й и 2-й категорий в объёме 21 309 поездо-часов, что на 13 % меньше, чем за аналогичный период 2018 г. В статье показаны предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за 9 месяцев 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Навстречу регулярным контрейлерным перевозкам в России

В 2019 г. завершились этапы практических испытаний новой платформы модели 13-5205, которая является совместным проектом АО «ФГК» и Корпорации «Уралвагонзавод». В статье кратко показаны виды и результаты испытаний.


Изменение подходов к ремонту вагонов снизит количество их заходов в текущий ремонт. Лосев Д.Н.

Важная цель вагонного комплекса состоит в снижении количества неплановых ремонтов грузовых вагонов. Автор предлагает ряд путей решения этой задачи, двигаясь в нескольких направлениях, в том числе: внедрять технические новинки в конструкции вагонов; обеспечить качественный анализ причин отказов и отцепок вагонов в неплановый ремонт; исключить повреждения вагонов при погрузо-разгрузочных операциях; решить проблему с хищениями узлов и деталей вагонов; привести техническую документацию к единым требованиям; откорректировать систему технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. В заключение отмечено, что, занимаясь каждым из обозначенных направлений, вполне реально повысить эффективность содержания вагонов и сократить количество их ремонтов.


Лучшие специалисты по подготовке цистерн работают в Омске.

В Орске на модернизированной ППС Никель прошел Десятый корпоративный конкурс профессионального мастерства ПГК. В нем приняли участие победители региональных этапов конкурса — 25 специалистов из Челябинского, Новосибирского, Нижегородского, Екатеринбургского, Красноярского, Самарского и Саратовского филиалов ПГК. Юбилейный конкурс прошёл в три этапа. Специалисты из Омска принесли своей станции третью победу подряд. Они подготовили лучшую презентацию, четко и быстро выполнили задания на эстакаде. В заключение отмечено, что всем участникам конкурса было полезно ознакомиться с модернизированной ППС и получить новый опыт.


Новый сервис по ремонту поглощающих аппаратов.

В октябре 2019 г. в Хабаровске группой компаний «ВАГОНМАШ» было организовано и проведено выездное совещание на тему: «Организация эффективного сервисного обслуживания поглощающих аппаратов». В целях сопровождения выпускаемой продукции на всём её жизненном цикле в компании организован и действует Сервисный центр, включающий 12 обменных пунктов и 3 ремонтных участка, расположенных на территории России, Казахстана и Беларуси. В статье отражены основные направления деятельности сервисного центра компании, перспективные направления развития и приоритетные задачи сервисного обслуживания поглощающих аппаратов.


Очередная партия сочлененных вагонов-цистерн для TEXOL.

В рамках Международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» (г. Москва, Щербинка) ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» и группа TEXOL, подписали договор на поставку вагонов-цистерн сочлененного типа для перевозки СУГ. Приводится объём поставок, кратко описаны коммерческие преимущества, характеристики и конструкция сочлененных вагонов-цистерн модели 15-9541-01.


Прошел сертификацию первый отечественный автономный рефрижераторный контейнер.

Первый отечественный автономный 40-футовый рефрижераторный контейнер прошел сертификацию в морском регистре. Разработка принадлежит Донскому механическому заводу, расположенному в г. Донской Тульской области. Приводится краткая характеристика контейнера и его конструктивные особенности. Практически все детали, включая силовую установку для нового контейнера, производятся на территории России.


Вагон-хоппер сочлененного типа. Шевченко Д.В., Федоров С.А., Меркулов А.А., Мышенков А.А., Мягков Б.А.

В статье дан сравнительный анализ конструкций и технико-экономических параметров существующих вагонов-хопперов с классической схемой кузова и вновь созданных хопперов сочленённого типа. Рассматриваются конструктивные особенности хопперов сочленённого типа, одна из которых состоит в возможности использования консольных частей вагона для размещения груза. Приведен зарубежный опыт проектирования вагонов-хопперов сочленённого типа. Кратко даны статистика и прогноз перевозки сыпучих грузов в РФ.


О надежности полувагонов модели 12-9853 на тележках модели 18-9855 при пробеге более 800 тыс. км. Рудь А.А., Борисов А.Л., Вязников А.Н., Мягков Б.А., Савушкин Р.А.

Приводятся результаты подконтрольной эксплуатации 119 полувагонов модели 12-9853. Благодаря применению в конструкции полувагонов новых технических и технологических решений, удалось значительно увеличить их надежность и снизить количество отказов. Приводятся статистические данные по отказам тихвинских и типовых полувагонов. По результатам фактических износов на подконтрольной группе вагонов получены темпы износа деталей тележек модели 18-9855, по которым определены запасы на износ и спрогнозирован ресурс от начала эксплуатации до достижения предельного состояния. Рекомендовано проведение технического обслуживания ТР-3 при достижении пробегов от 500 до 600 тыс. км.


Прогнозирование износов в элементах трения тележки модели 18-9855. Иванова Т.В., Белов А.Ю., Налабордин Д.Г.

Одним из основных критериев для назначения пробега вагонов между плановыми видами ремонта служит износ в парах трения деталей тележек. Сообщается о результатах периодических комиссионных осмотров с обмерами ходовых частей согласно программе подконтрольной эксплуатации. Результаты обмеров показали соответствие расчетных значений фактическим износам ходовых частей. Приведены табличные данные: величин износов за периоды подконтрольной эксплуатации; допустимые износы рабочих поверхностей деталей тележек модели 18-9855; уравнения тренда, определяющие интенсивность изнашивания рабочих поверхностей деталей и узлов тележки 18-9855. Показана графическая модель ресурсов основных узлов и деталей тележки модели 18-9855 по достижению предельных износов.


О некоторых противоречиях в требованиях нормативных документов по подвижному составу. Мещерин Ю.В., Драгун В.И.

Отмечается, что заявленная в технической документации на проектирование грузовых локомотивов конструкционная скорость 120 км/ч не может быть реализована в составах грузовых вагонов с заявленной конструкционной скоростью 120 км/ч. При этом в ряде ГОСТов заявлена конструкционная скорость 120 км/ч.

С 1 августа 2019 г. введен в действие ГОСТ 34434–2018, установивший нормативы тормозных путей и коэффициенты сил нажатия тормозных колодок для максимально допустимых скоростей движения грузовых поездов. Этот межгосударственный стандарт ставит точку в понимании термина «Конструкционная скорость вагона», так как определил наибольшую скорость движения грузовых вагонов в технической документации на проектирование грузовых вагонов и их тележек. Показывается, что конструкционная скорость грузовых вагонов определена исполнением тормозной системы вагона и, следовательно, остальные основополагающие требования к вагонам и их частям должны быть рассчитаны и оценены по условию именно этой максимальной скорости движения.


Автономная система дистанционного мониторинга вагонного парка. Мохов Д.С.

Рассматривается задача дистанционного мониторинга приписного вагонного парка ОАО «РЖД». На данный момент затруднено централизованное слежение за вагонами различных типов, учёт параметров перемещения — скорости, времени, интервалов стоянок, координат фактического местоположения. Предложена автономная система дистанционного мониторинга вагонов SmartSun W для отслеживания местоположения объектов с возможностью передачи данных в специализированную информационную систему. Даны назначение, конструктивное исполнение и характеристики устройства дистанционного мониторинга. Приведены результаты эксплуатационных, приёмочных и сертификационных испытаний. Показаны экономический эффект от внедрения автономной системы дистанционного мониторинга и планы по внедрению системы.


Реализация барьерных функций в автоматизированных системах ОАО «РЖД». Щукин П.В.

Рассматриваются результаты многолетней эксплуатации и совершенствования автоматизированной базы данных учета и контроля ответственных деталей грузовых вагонов. База данных вводилась в эксплуатацию в Главным вычислительным центром — филиале ОАО «РЖД» в соответствии с Планом реализации барьерных функций для исключения допуска на инфраструктуру грузовых вагонов, не отвечающих действующим нормам и правилам. Показаны направления и пути дальнейшего развития базы данных учета и контроля ответственных деталей грузовых вагонов.


Объединенная Вагонная Компания выпустила 100000-й грузовой вагон

ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» сообщило о выпуске 100000-го вагона со дня запуска Тихвинского вагоностроительного завода в январе 2012 г. Юбилейный полувагон поступит в адрес Государственной транспортной лизинговой компании. Показан совокупный эффект от эксплуатации инновационных вагонов для ВВП Российской Федерации.


Обеспечение сохранности вагонов на Свердловской железной дороге. Солодухин И.Е., Райков Г.В., Кобзев В.А.

Обеспечение перевозочного процесса исправным подвижным составом при соблюдении безопасности движения поездов является основной задачей службы вагонного хозяйства Свердловской железной дороги. Даётся анализ причин повреждений подвижного состава на дороге. Приводятся необходимые меры по предупреждению и выявлению повреждений вагонов. Рассматриваются значение и конкретные технические решения по повышению сохранности подвижного состава с использованием безлюдных технологий. Анализируется решение задачи по предотвращению односторонних ползунов на поверхности катания колес вагонов. Предлагается корректировка допустимой скорости соударения вагонов при роспуске на сортировочных горках. Отмечено, что для обеспечения сохранности вагонного парка требуется комплексное проведение организационных и технических мероприятий.


Инновационный полувагон модели 12-196-04 на штампосварных тележках.

С целью повышения технико-экономических показателей грузовых вагонов в ООО «Экспресс Индустрия» разработана тележка нового поколения штампосварной конструкции, в полной мере отвечающей требованиям ГОСТ 9246 с нагрузкой от колёсной пары на рельсы 25 тс. Перечисляются задачи, которые ставились при проектировании конструкции тележки с применением сварных основных элементов. Показаны отличительные особенности тележки модели 18-9999, а также реализованные мероприятия по введению новой тележки в конструкцию инновационного полувагона — проведён целый комплекс нормативных и исследовательских работ. Приведены результаты приёмочных испытаний и перспективы применения инновационной тележки модели 18-9999.


Увеличение срока эксплуатации колесных пар путем изменения профиля гребня колеса. Пурэвбаатар А., Наранбат Б.

Приводятся результаты исследований износа гребней колес вагонов на Улан-Баторской железной дороге. На протяжении 20-ти лет на Улан-Баторской дороге принимались меры по продлению срока эксплуатации колесных пар вагонов. Дана в табличном и графическом видах статистика износа гребней в зависимости от: расположения колесных пар под вагоном; влияния окружающей среды; влияния профиля гребня колеса. Приводится сравнительный анализ методов замеров взаимодействия рабочих поверхностей колеса и рельса.



На 1-й с. обложки помещена фотография 100 000-го грузового вагона Тихвинского вагоностроительного завода

На 4-й с. обложки публикуется материал, посвящённый 50-летию выставочного комплекса Уралвагонзавода.