ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 4, 2018 г.


Определены лучшие работники эксплуатационного комплекса

Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры на базе эксплуатационного вагонного депо Стойленская Юго-Восточной дирекции инфраструктуры проведен заключительный этап общесетевого конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший начальник пункта технического обслуживания вагонов», «Лучший оператор по обслуживанию грузовых вагонов и контейнеров» и «Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов», «Лучший инженерно-технический работник вагонного хозяйства» 2018 года (последняя номинация введена впервые в этом году). Статья рассказывает об этапах конкурса и знакомит с его победителями.


Совершенствовать эксплуатацию кассетных подшипников. Лосев Д.Н.

Подкомитет по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») на протяжении нескольких последних лет планомерно реализует программу по совершенствованию работы кассетных подшипников в грузовых вагонах. В этом году проведено несколько крупных мероприятий.

Так, выполнена актуализация Регламента осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля (КТСМ) железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД». Предпосылками к пересмотру данного Регламента стали изменения, внесенные в период 2014 — 2017 гг. в руководящие документы, касающиеся колесных пар с кассетными подшипниками.

Вторым направлением деятельности рабочей группы в текущем году стала работа по выделению в Классификаторе «Основные неисправности грузовых вагонов» К ЖА 2005 05 отдельных кодов неисправностей буксовых узлов с подшипниками кассетного типа. Стимулом к проведению данной работы послужило применение кодов неисправностей буксового узла, которые не в полной мере конкретизировали неисправность кассетного подшипника.

Дополнительно обсуждалась ситуация по отказам кассетных подшипников в системе КАСАНТ. Было отмечено, что за последние два года ситуация с необоснованным отнесением отказов в системе КАСАНТ за производителями кассетных подшипников значительно улучшилась. Учитывая эти факты, а также изменения, внесенные в Классификатор К ЖА 2005 05, были подготовлены предложения по изменению системы КАСАНТ. Подробности — в публикуемом материале.


Развитие сервиса кассетных подшипников: итоги 2018 года. Иванов И.А.

В 2018 г. подкомитетом по ремонту вагонов Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ» продолжены работы в части развития сервиса кассетных подшипников торговых марок EPK-Brenco, Timken, SKF, устанавливаемых в буксовый узел колёсных пар грузовых вагонов. В течение года специалисты подкомитета провели серию совещаний, дистанционных технических занятий для работников вагоноремонтных предприятий России и СНГ, продолжили актуализацию и разработку документации для вагоноремонтных предприятий по работе с кассетным подшипником.

В 2018 г. были продолжены работы по добровольной сертификации вагоноремонтных предприятий России и СНГ. Так, по результатам года добровольная сертификация на монтаж-демонтаж кассетных подшипников Timken, EPK-Brenko, SKF проведена в 25 предприятиях. Статья знакомит с этими работами.


Рейтинги служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал 2018 г. Козарезова М.А., Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за III квартал 2018 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. Показаны набранные баллы депо и ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 9 месяцев 2018 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2018 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за 9 месяцев 2018 г. выполнен (–22 %).

За 9 месяцев текущего года за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.10.2018 г.), учтено 6152 отказа технических средств, что на 17 % меньше, чем за аналогичный период 2017 г. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за 9 месяцев 2018 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Тонкий гребень: эксплуатационный износ или грубейшее нарушение технологии ремонта? Пугачёв М.И.

Несмотря на существенное омоложение парка после массовых списаний старых грузовых вагонов в 2014 — 2017 гг., подвижной состав стал чаще отцепляться в ремонт из-за тонкого гребня колесной пары. Если проследить динамику отцепок подвижного состава по этой неисправности, то станет видно, что в 2017 г. показатель вырос почти в два раза по отношению к 2014 г.

Поскольку по Классификатору основных неисправностей грузовых вагонов (КЖА 2005) тонкий гребень относится к эксплуатационным дефектам, то причины его возникновения никто не расследует. В результате у участников перевозочного процесса нет точного понимания, в чем причина неисправности — в характере эксплуатации или все же в некачественном ремонте. Разобраться в этих вопросах пытается автор статьи.


Совершенствуем работу по охране труда. Котелевская Л.И.

По итогам сетевого смотра-конкурса «Лучшее структурное подразделение филиала ОАО “РЖД” в области охраны труда» в 2017 г. почетное третье место завоевал коллектив эксплуатационного вагонного депо Лоста Северной дирекции инфраструктуры. Работники предприятия активно участвуют в подобных конкурсах. Статья знакомит читателей с организацией работы по охране труда в этом депо.


«Умный» грузовой вагон: время пришло! Жироухов Е.И.

Одной из приоритетных задач комплексной программы инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» является реализация научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» (ЦЖД). Основой формирования технологий ЦЖД является интеграция интеллектуальных коммуникационных технологий между пользователем, транспортным средством, системой управления и инфраструктурой.

Решением этого вопроса является введение в эксплуатацию «умных» грузовых вагонов. Каким он должен быть — рассказывает статья.


Тормозные системы для грузового скоростного движения с цифровым управлением. Чуев С.Г., Популовский С.А., Тагиев П.М.

В последние годы получило бурное развитие длинносоставное тяжеловесное движение, особенно в восточной части нашей страны. Появляются грузовые вагоны с нагрузкой 25 тс на ось и ряд других новых разработок, позволяющих быстрее и более сохранно доставлять различные грузы потребителю.

Решение поставленной задачи возможно при комплексном подходе — это создание соответствующей инфраструктуры, а также нового подвижного состава, в том числе грузовых локомотивов на скорости до 160 км/ч, вагонов и платформ для контейнерных перевозок с новыми тележками, позволяющими развивать скорости до 160 км/ч, а в перспективе и более.

Разогнав поезд до таких скоростей, необходимо уметь их регулировать во время движения, а также останавливать состав, особенно в экстренных ситуациях. Однако в настоящее время отечественных средств, позволяющих эффективно управлять процессом торможения скоростных грузовых поездов, нет.

В этой статье авторы представляют читателям как существующие схемы тормозных систем для грузового подвижного состава, так и некоторые новые решения, создаваемые специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ.


Сочлененные вагоны-платформы со съёмными кузовами повысят эффективность перевозок. Кононенко А.С., Меркулов А.А., Новосёлов А.Ю., Савушкина Ю.В., Соколов А.М.

Повышение эффективности грузовых перевозок на железнодорожном транспорте являлось и является одной из глобальных ключевых задач, обеспечивающих, в том числе, и рост экономики страны в целом. Ключом к решению данной задачи является применение инновационного подвижного состава. Среди таких вагонов — разработанные конструкторами группы компаний НПК ОВК сочлененные платформы со съемными кузовами. Они позволяют увеличить пропускную способность железнодорожной сети и портов, а также снизить простои подвижного состава вследствие фактора сезонности перевозок. В публикуемом материале описывается конструкция таких платформ и съемных кузовов.


Как сократить затраты при оптимизации парка вагонов-цистерн. Битюцкий Н.А., Фомин А.Н.

В ближайшей перспективе прогнозируется профицит вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов на фоне нарастающего дефицита специализированного подвижного состава для перевозки широкой номенклатуры химических грузов, обусловленного окончанием срока службы вагонов.

Чтобы сохранить баланс грузооборота и сократить простой подвижного состава, необходимо оптимизировать парк вагонов-цистерн, находящихся в эксплуатации. Действующим законодательством предусмотрены два инструмента по оптимизации парка — расширение номенклатуры перевозимых грузов и модернизация вагонов. Однако подбор моделей вагонов для перевозки различных грузов является затратным и трудоемким процессом ввиду широкой номенклатуры и разнообразия физико-химических свойств грузов.

Для оптимизации затрат при решении поставленной задачи специалисты ООО «ИЦВС-Сервис» в 2018 г. завершили разработку программного комплекса «Вагон-Груз». Комплекс позволяет пользователям получать в онлайн-режиме актуальную информацию о возможности перевозки наливных грузов в вагонах-цистернах, обоснованные рекомендации по расширению номенклатуры грузов и модернизации вагонов-цистерн с обеспечением надлежащего уровня безопасности перевозки. С принципом работы ПК «Вагон-Груз» знакомит публикуемая статья.


Прогнозирование объемов выпуска грузовых вагонов из текущего ремонта. Романенко Е.В., Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

Текущий отцепочный ремонт вагонов является основным бизнес-процессом в вагонном хозяйстве, от которого непосредственно зависят доходы отрасли. В данной связи прогнозирование объемов текущего ремонта вагонов является актуальной задачей. Зная прогнозируемые объемы ремонта подвижного состава, можно определить потребное количество запасных частей, рассчитать выручку и прибыль. Статья посвящена вопросам прогнозирования объемов выпуска вагонов из текущего отцепочного ремонта на полигоне Забайкальской железной дороги.


Лазерный дальномер вместо шаблонов. Логинов А.Г., Аникин А.В.

При ремонте грузовых вагонов выполняют измерения геометрических параметров их узлов. Для этого на пунктах текущего отцепочного ремонта имеется большое количество габаритных шаблонов, что повышает трудоемкость и время выполнения измерений.

Изучив методы практического применения приспособлений (штанген РВП Т447.02.000, шаблон буксового проема Т914.004, устройства для проверки высоты автосцепки над уровнем головок рельсов Т1339.00.000), специалисты производственно-технического отдела депо Горький-Сортировочный предложили выполнять замеры геометрических параметров вагонов с использованием лазерного дальномера. Его применение позволяет проводить комплекс геометрических замеров, не используя отдельные шаблоны. Подробности — в публикуемом материале.


Восстановлен смотр-конкурс мастеров по неразрушающему контролю. Цомук С.Р.

В конце октября специалисты АО «ВРК-1» организовали и провели на базе вагонного ремонтного депо Батайск смотр-конкурс на звание «Лучший мастер по неразрушающему контролю». В прежние годы подобные мероприятия проводились ежегодно, однако в последнее время эта полезная инициатива заглохла. И вот по инициативе технического отдела «ВРК-1» и при активной поддержке главного инженера «ВРК-1» А.Ф. Рогозина конкурс реанимирован. О том как он проходил и какие принес результаты, рассказывает публикация на 4-й странице обложки.


На 1-й странице обложки журнала помещен снимок инновационного вагона-цистерны сочлененного типа для перевозки СУГ модели 15-9541 грузоподъемностью 89,1 т, суммарным объемом котлов 163,1 м3 на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс производства НПК «ОВК» (разработчик ООО «ВНИЦТТ», производитель АО «ТихвинХимМаш») на VI Международном железнодорожном салоне техники и технологий в Щербинке.