ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 4, 2017 г.


Единая корпоративная автоматизированная система управления вагонного хозяйства. Неумоин В.А.

В настоящее время в вагонном хозяйстве используется 14 автоматизированных информационных систем — АСУ ПТО, АСК ПС, СКАТ, АСУ КГУ, АС ЭТД, АСКУ СВП, АСУ ТОР, ЕК АСУ ФР и др. Такое многообразие приводит:

к увеличению времени на выполнение технологических процессов из-за необходимости одновременной работы в нескольких системах;

к возникновению расхождений однотипных данных в различных автоматизированных системах в результате применения разных систем расчетов при формировании отчетов;

к увеличению расходов на сопровождение и развитие значительного количества информационных систем.

Чтобы устранить указанные недостатки при использовании информационных систем, с 2018 г. будет проводиться работа по созданию и развитию «Единой корпоративной автоматизированной системы вагонного хозяйства» (ЕК АСУВ). Эта система обеспечит работу всех технологических процессов вагонного хозяйства в едином информационном пространстве, в расширенной базе данных, с единым интерфейсом доступа. Подробности — в публикуемом материале.


Пути совершенствования единой системы обучения работников вагонного хозяйства. Лукс Д.Ю.

В целом по вагонному хозяйству дирекций инфраструктуры оснащенность технических кабинетов составляет 93,7 %. Вместе с тем, работа, проводимая согласно утвержденному ОАО «РЖД» Плану мероприятий по повышению эффективности деятельности вагонного комплекса Центральной дирекции инфраструктуры, показывает избыточное количество технических кабинетов, учебных классов, учебных полигонов, учебных площадок, а также тренажеров. При этом оснащенность технических кабинетов, учебных классов и учебных полигонов в современных условиях организации дистанционного обучения требует пересмотра.

На базе Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства создан Единый центр управления обучением в вагонном хозяйстве. Основной функционал центра: анализ, сопровождение и контроль процессов обучения в вагонном хозяйстве, а также проверка знаний в соответствии с нормативными документами. Разработан концептуальный подход к совершенствованию единой системы обучения работников вагонного хозяйства. В чем он заключается — рассказывает статья.


Внедрение технологий бережливого производства в вагонном хозяйстве. Юрин А.И., Лукс Д.Ю.

Управление вагонного хозяйства с 2011 г. участвует в реализации Программы «Бережливое производство в ОАО “РЖД”», постепенно вовлекая в этот процесс все свои структурные подразделения. И уже с 2015 г. все 81 предприятие вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ежегодно принимают участие в реализации этой Программы, предлагая и реализовывая проекты улучшений производственных процессов, направленных на снижение эксплуатационных расходов и непроизводительных потерь, участвуя в конкурсе на лучшее структурное подразделение в Программе проектов бережливого производства в ОАО «РЖД».

С 2017 г. в Компании стали принимать к учету только те проекты улучшений, эффект от которых направлен на прямое сокращение расходов, что будет учтено при планировании бюджетов структурных подразделений на следующий за реализацией проекта год. Этим объясняется то, что общее количество планировавшихся к реализации в 2017 г. проектов меньше, чем в предыдущем году, на 99 предложений, когда к учету принимались проекты с условным экономическим эффектом. Специалистами Управления вагонного хозяйства определены пути решения потерь, возникающих при организации перевозочного процесса. В статье рассказывается об основных мероприятиях.


Вовлекаем персонал в процессы совершенствования производства. Самсоненко Ю.А.

В вагонном комплексе Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры идет активный поиск путей развития и усовершенствования производственных процессов и методов организации производственной деятельности. Одним из методов, который сегодня набирает популярность, является бережливое производство. В публикуемом материале описываются несколько проектов бережливого производства, разработанных и внедренных на ПТО станций Новороссийск и Тихорецкая.


Конкурс профессионалов эксплуатационного комплекса.

Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры на базе эксплуатационного вагонного депо Рязань проведен заключительный этап общесетевого конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший начальник пункта технического обслуживания вагонов», «Лучший оператор по обслуживанию грузовых вагонов и контейнеров» и «Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов» 2017 года. Статья рассказывает об этапах конкурса и знакомит с его победителями.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал и 9 месяцев 2017 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за III квартал и 9 месяцев 2017 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Комплексная оценка работы ПТО грузовых вагонов за III квартал 2017 г. Козарезова М.А., Неумоина М.В.

Управление вагонного хозяйства ОАО «РЖД» выполнило комплексную оценку работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов эксплуатационных вагонных депо за III квартал 2017 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы ПТО. Показаны набранные баллы ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Об итогах опытной эксплуатации технологии технического обслуживания грузовых поездов в парках прибытия и отправления на ПТО станции Октябрьск. Савченко С.Н., Козарезова М.А.

Введенная в эксплуатацию в 2010 г. Единая технология технического обслуживания грузовых поездов позволила достичь положительного эффекта в обеспечении безопасности движения поездов. Однако она включает выполнение осмотра грузового вагона на одной сортировочной станции трижды:

в парке прибытия перед расформированием состава;

в сортировочном парке, где контролируется сохранность вагона после роспуска с сортировочной горки;

в парке отправления с процессами полного и сокращенного опробования автотормозов.

Чтобы сократить дублирующиеся операции осмотра в парках прибытия и отправления сортировочных станций, специалисты Управления вагонного хозяйства и Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства в 2017 г. разработали принципиально новую технологию технического обслуживания поездов. О том, что она предусматривает, рассказывается в публикуемом материале.


КСОТ-П как элемент непрерывного совершенствования управления охраной труда. Худяков М.А.

Комплексная система оценки состояния охраны труда (КСОТ-П) в вагонном хозяйстве Южно-Уральской дирекции инфраструктуры пришла на смену трехступенчатому контролю за состоянием охраны труда в марте 2014 г. С тех времен во всем вагонном хозяйстве Южно-Уральской дирекции инфраструктуры взамен трехступенчатого контроля внедрен и успешно функционирует новый метод визуализированного контроля КСОТ-П.

Опыт работы в данной системе за период с 2014 г. показал, что назрела необходимость внедрения автоматизированной системы управления КСОТ-П. С этой целью с 1 апреля 2016 г. на базе эксплуатационного вагонного депо Оренбург введен в действие пилотный проект «АСУ КСОТ-П». Статья рассказывает о том, как повлияло внедрение этого проекта на состояние охраны труда в депо.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 9 месяцев 2017 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2017 г. не менее чем на 15 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за 9 месяцев выполнен (–28 %).

За этот период за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.10.2017 г.), учтен 7441 отказ технических средств, что на 28 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за 9 месяцев 2017 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения и дополнения

Публикуется обзор поступлений нормативно-технической документации в архив Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за III квартал 2017 г. — по техническому обслуживанию и плановому ремонту грузовых, пассажирских и специальных вагонов.


Ресурс колесных пар вагонов повышенной и обычной грузоподъемности. Лосев Д.Н.

В рамках повышения эффективности выпускаемой продукции специалисты НПК «Объединенная Вагонная Компания» проводят постоянную работу по оптимальному использованию ресурсов всех составных частей вагона, где отдельным направлением является повышение ресурса колесных пар. Рассматривать срок службы колесной пары необходимо, в первую очередь, анализируя причины отцепок для обточки поверхности катания. Из-за дефектов на поверхности катания происходит до трети отцепок. В основном, все отцепки сводятся к двум факторам, которые значительно влияют на общий ресурс колесной пары, поскольку после каждой обточки ее жизнь сокращается почти на четверть.

Во-первых, 90 % дефектов имеются лишь на одном колесе, что свидетельствует о повреждении колесной пары при маневровых работах. С этой проблемой бороться наиболее тяжело, так как прогнозировать, на каком пробеге вагону повредят колесную пару, практически невозможно. Вторым фактором являются износы поверхности катания и гребня колеса в процессе эксплуатации. В статье описываются мероприятия, позволяющие повысить ресурс колесных пар.


Первоочередные меры по сокращению отцепок в ТОР по толщине гребня колесной пары. Гончаров С.Е.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию с отцепками в ТОР по неисправностям колесных пар грузовых вагонов, автор предлагает ряд первоочередных мер по сокращению числа таких отцепок. В частности, это:

внесение изменений в нормативные документы в отношении требований к минимальной толщине гребня колесных пар грузовых вагонов в эксплуатации в пределах 24 — 33 мм;

внесение изменений в документацию по формированию колесных пар грузовых вагонов с изменением поля допусков по расстоянию между гранями колесных пар с 1439 — 1442 мм на 1437 — 1440 мм.


Информационный инкубатор инновационных идей. Блинова А.Н., Родин С.А.

В вагонном хозяйстве Приволжской дирекции инфраструктуры с июля 2014 г. ведется опытная эксплуатация системы «4И» (Информационный Инкубатор Инновационных Идей). Система «4И» — автоматизированная система управления предложениями работников ОАО «РЖД», предназначенная для сбора и первичной обработки предложений сотрудников и их идей по широкому кругу вопросов, имеющих отношение к совершенствованию деятельности Компании. Система основана на программном продукте «4И», доработанном и интегрированным с действующими автоматизированными системами. Статья рассказывает, как работает система и как применяются результаты ее работы на практике.


Перспективная штампосварная тележка модели 18-9999. Кравчук А.В.

Одним из самых перспективных направлений изготовления несущих элементов ходовых частей вагонов является переход на изготовление указанных деталей из листового проката с использованием технологии сварки. Такой переход не только обеспечит повышение срока службы, надежности и безопасности движения вагона, но и позволит создать широкий спектр моделей тележек под разную осевую нагрузку и скорости движения, без изменения базовой конструкции и технологии ее изготовления.

С целью повышения технико-экономических показателей грузовых вагонов в ООО «Экспресс Индустрия» было принято решение о создании штампосварной тележки нового поколения. В сотрудничестве с немецкой компанией «TransTec F&E Vetschau GmbH» была разработана конструкторская документация на двухосную трехэлементную штампосварную тележку с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками. В 2016 г. специалистами ООО «Экспресс Индустрия» были изготовлены опытные образцы. В соответствии с РТМ 24.050.32 тележке присвоен индекс модели 18-9999.

В том же 2016 г. тележки модели 18-9999 производства ООО «Экспресс Индустрия» успешно выдержали весь комплекс испытаний, регламентированный действующей нормативной документацией. Результаты проведенных испытаний позволяют уверенно говорить о том, что благодаря найденным перспективным техническим решениям двухосная трехэлементная штампосварная тележка модели 18-9999 имеет ряд преимуществ конструкции перед аналогами. Подробности — в публикуемом материале.


Современные средства диагностики подвижного состава на ходу поезда. Гондоров В.А.

В целях обеспечения безопасности движения на дорогах ОАО «РЖД» внедряются и эксплуатируются средства диагностики подвижного состава на ходу поезда. За последние несколько лет разработаны и внедрены как принципиально новые технические средства, так и существующие, подвергшиеся усовершенствованию. В статье описываются проделанные работы, рассказывается о новых приборах безопасности.


О ходе подконтрольной эксплуатации инфраструктуры участка Качканар — Смычка под полувагонами с осевой нагрузкой 27 тс. Соколов А.М., Семёнов Е.Ю., Дмитриев С.В., Монастырёв Е.А.

Научно-техническим советом ОАО «РЖД» принят ряд решений по проведению полноценной опытной эксплуатации железнодорожного пути под вагонами, специально разработанными под осевую нагрузку 27 тс, для получения достоверных данных о влиянии вагонов с повышенной осевой нагрузкой на состояние инфраструктуры и оценки затрат ОАО «РЖД» для осуществления большегрузного движения.

В декабре 2016 г. специалистами АО «Тихвинский вагоностроительный завод» завершены испытания и получен сертификат соответствия на полувагон модели 12-9548-01. Под полувагонами установлена сертифицированная тележка модели 18-6863, специально спроектированная для осевой нагрузки 27 тс. Для эксплуатации поездов, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс, выбран участок Качканар — Смычка Свердловской железной дороги. В публикуемом материале рассказывается об организации опытной эксплуатации и некоторых полученных в настоящее время результатах.


Россия и США: путь и тележки для повышенных осевых нагрузок. Орлова А.М., Рудакова Е.А., Гусев А.В., Фёдорова В.И.

В рамках анализа мирового опыта железных дорог по повышению осевых нагрузок в статье выполнено сравнение технических характеристик путевой инфраструктуры России (осевая нагрузка эксплуатируемых грузовых вагонов 23,5, 25 тс и перспективная осевая нагрузка 27 тс) и Северной Америки (осевая нагрузка эксплуатируемых грузовых вагонов 32,5 тс), которые влияют на уровень воздействия. Одновременно проанализированы характеристики подвешивания тележек грузовых вагонов, которые оказывают влияние на уровень сил во взаимодействии подвижного состава и пути.

Выполнено совместное сравнение характеристик подвешивания тележек и характеристик путевой инфраструктуры по основным показателям взаимодействия грузовых вагонов и пути: напряжениям в рельсе, давлению на основную площадку земляного полотна, погонной динамической нагрузке.


Оценка устойчивости порожних контейнеров на платформах в экстремальных условиях. Иванова Т.В., Петровых В.А., Налабордин Д.Г.

Потребность в контейнерных перевозках растет, увеличилось и число разработчиков и производителей вагонов-платформ. А современные единые требования к узлу крепления контейнера — фитинговому упору — так и не были выработаны. Каждый производитель использовал свою конструкцию. Специалисты насчитывают сегодня свыше трех десятков различных моделей платформ в парке, курсирующем на сети дорог. Такое разнообразие моделей разных производителей привело к тому, что фитинговые упоры оказались не унифицированы и не взаимозаменяемы без серьезной доработки конструкции рамы вагона.

Практика эксплуатации показала, что существующие конструкции фитингового узла не способны удержать современный контейнер от опрокидывания. Порывы ветра ураганной силы стали сдувать их с платформ. Впервые это произошло в 2011 г., потом дважды такие происшествия фиксировались в 2014 г. Всего было четыре случая, и во всех отмечалась скорость ветра до 32 — 34 м/с. Расследование этих случаев потребовало проведения дополнительных исследований по определению ключевых параметров, влияющих на устойчивость порожних контейнеров при их перевозке железнодорожным транспортом в экстремальных погодных условиях. Статья рассказывает о некоторых полученных результатах.


О влиянии дефектов колесных пар на надежность кассетных подшипников. Горохов М.В., Жемолдинова А.И.

В 2014 г. компания TIMKEN начала активно поставлять кассетные буксовые подшипники для инновационных грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. Сначала такие подшипники поставлялись из-за рубежа, а затем было освоено их производство в России на предприятии, созданном совместно с НПК «Объединенная Вагонная Компания» в г. Тихвин Ленинградской обл.

С момента ввода кассетных подшипников TIMKEN в постоянную эксплуатацию сервисная служба ООО «Тимкен-Рус Сервис Компании» ведет постоянный учет и анализ данных по отцепкам вагонов по причинам, связанным с неисправностями колесных пар и самих кассетных подшипников. Специалисты принимают участие в расследованиях, проводимых на сети дорог и ремонтных предприятиях, организуют тренинги для работников вагонных служб и ремонтного персонала.

Следующим этапом в развитии сервиса кассетных подшипников является рекондиционное обслуживание. Процесс включает в себя полную инспекцию деталей подшипника с заменой уплотнений и смазки и последующей сборкой с регулировкой осевого зазора. Освоить ремонт с восстановлением деталей ожидается к 2019 — 2020 гг. В публикуемом материале приводится анализ работы подшипников TIMKEN.


На 1-й с. обложки помещен снимок вагона-цистерны производства АО «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод”» модели 15-5181 для перевозки 95 видов химических грузов, представленной на VI Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО 1520» в Щербинке.