ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА «ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 4, 2015 г.


Расширяя горизонты, ОАО «РЖД» ломает стереотипы взаимодействия с потребителями услуг. Сакеев А.И., Дулатова Д.Р.

Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД» находится в постоянном поиске предложений по удовлетворению потребителей своих услуг и, в первую очередь, собственников подвижного состава. И в данном направлении Управлением вагонного хозяйства проделана большая работа:

во-первых, организовано на системном уровне взаимодействие с Некоммерческими партнерствами и Ассоциациями собственников подвижного состава в части выработки единых технических требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту вагонов вне зависимости от форм собственности;

во-вторых, выполняются доработка и дальнейшее внедрение в промышленную эксплуатацию системы электронного документооборота;

в-третьих, ведется постоянный поиск новых услуг, которые будут востребованы у собственников подвижного состава.

В статье рассказывается о работе с собственниками в сфере ремонта, оказываемых услугах, современных формах безбумажного документооборота с использованием электронной цифровой подписи и др.


Сохранность вагона — общая проблема участников рынка грузоперевозок. Медведева В.А.

Вопрос сохранности вагонного парка остается одним из «болезненных» для владельца вагона. Несмотря на получение возмещения ущерба за поврежденные вагоны со стороны виновного предприятия или страховой компании, при повреждении вагон теряет запас прочности, в результате чего сокращается срок его эксплуатации. Решение актуальной проблемы необходимо для повышения качества перевозок и затрагивает всех участников рынка, считают в крупнейшем собственнике вагонного парка — АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК).

В рамках программ по обеспечению сохранности вагонного парка, ПГК активно взаимодействует с портами для организации ремонта поврежденных вагонов на базе самих стивидоров. Это позволяет существенно экономить на передислокации подвижного состава до вагоноремонтных компаний. Помимо этого, оператор предлагает ряд превентивных мер, направленных на исправление данной ситуации.


Стратегия развития инновационных вагонов Научно-производственной корпорации «Объединенная Вагонная Компания». Фёдоров С.А., Денежкин Д.Б., Кононенко А.А., Меркулов А.А.

Являясь ведущим на территории РФ и СНГ железнодорожным холдингом в сфере инновационного грузового вагоностроения, Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК ОВК) создает и внедряет на «пространстве колеи 1520 мм» вагоны нового поколения, отвечающие запросам перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и владельцев инфраструктуры. Данный подвижной состав обладает рядом характеристик, которые позволяют повысить его экономическую эффективность и провозную способность, существенно увеличить надежность конструкции и безопасность перевозок, а также снизить воздействие на инфраструктуру.

В статье описываются особенности нового подвижного состава НПК ОВК: специализированного вагона-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов, полувагона с глухим кузовом объемом 98 м3, универсального крытого вагона с объемом кузова 175 м3, платформы нового поколения погрузочной длиной 60 футов и вагона-хоппера с объемом кузова 120 м3.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал и 9 месяцев 2015 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства в III квартале и за 9 месяцев 2015 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения и дополнения

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за III квартал 2015 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов, методикам и средствам измерений в вагонном хозяйстве, другим изменениям и дополнениям в документации.


О готовности к зиме подразделений вагонного хозяйства. Черненко С.Л.

В августе — ноябре 2015 г. руководители и специалисты Управления вагонного хозяйства ОАО «РЖД» приняли участие в комиссионных проверках структурных подразделений вагонного хозяйства по подготовке к зимнему периоду. Замечания, выявленные в процессе проверок, устранялись в кратчайшие сроки. В преддверии зимы службами вагонного хозяйства организованы и проведены мероприятия по:

подготовке зданий и сооружений к отопительному периоду, заключению договоров со сторонними организациями, поставляющими теплоэнергоресурсы;

обслуживанию технических средств, напрямую связанных с производственным процессом обслуживания и ремонта грузовых вагонов;

обследованию освещенности парков ПТО, ТОР, ППВ на соответствие требованиям нормативно-технической документации;

инвентаризации слесарного и мерительного инструмента, их учету и оформлению рекламаций в случае получения инструмента несоответствующего качества;

проведению инструктажей по соблюдению требований «Положения по очистке льда и снега ходовых частей, тормозной рычажной передачи и подвагонного оборудования пассажирских поездов»;

обеспечению продува пневматической системы стационарных установок УЗОТ-РМ, воздухосборников.

В статье приводится обзор выполнения этих и других мероприятий на сети дорог.


Способы борьбы с контрафактной продукцией. Лосев Д.Н.

В целях исключения применения контрафактных ответственных узлов и деталей грузовых вагонов и повышения заводами-изготовителями защиты от подделки идентификационных данных в 2014 г. Некоммерческие партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» и «Объединение вагоностроителей» подготовили и утвердили «Методику нанесения защитной маркировки и учета ответственных узлов и деталей грузовых вагонов». Данный документ определяет список обязательных узлов и деталей, которые должны иметь маркировку, а также устанавливает общие требования к способу, порядку и месту ее нанесения. Основу защитной маркировки представляет собой 2D-код прямого нанесения стандарта Датаматрикс, содержащий 28 цифр.

Методика направлена как на пресечение использования контрафактных деталей, так и на создание условий для контроля целостности комплектации узлов и деталей вагона в процессе эксплуатации, контроля назначенного срока службы (ресурса) деталей, а также снижения трудозатрат на составление учетных форм в ходе изготовления и ремонта вагонов и их составных частей.

Данная Методика уже внедряется на нескольких российских вагоностроительных предприятиях. В частности, хорошие результаты демонстрирует АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ). В статье описываются технология и места нанесения защитной маркировки.


Реновация повышает уровень клиентского обслуживания. Дмитриев Е.Ю.

Для повышения привлекательности перевозок железнодорожным транспортом необходимо, чтобы коммерческая пригодность крытого подвижного состава полностью отвечала специфике транспортировки грузов. В июле 2014 г. АО «Первая Грузовая Компания» приняла решение о реализации программы реновации крытых вагонов, которая нацелена на усиление конкурентоспособности компании в условиях повышения требований клиентов к качеству сервиса перевозок. Обновление парка призвано повысить качество клиентского обслуживания и обеспечить «товарные» свойства крытых вагонов на высокодоходных рынках перевозок. Статья рассказывает о ходе выполнения программы реновации крытых вагонов.


Конкурс профессионалов вагонного хозяйства. Дунаев В.Н.

На базе эксплуатационного вагонного депо Исакогорка (г. Архангельск) Северной дирекции инфраструктуры недавно прошел заключительный этап конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший вагонник ОАО “РЖД”» в номинации «Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов 2015 года». Конкурс, ставший традиционным (а он проводится уже девятый год подряд), преследует цели повышения престижности профессии работника вагонного хозяйства, совершенствования технической грамотности и квалификации, обмена передовыми методами технического обслуживания вагонов.

Победив на предварительных этапах конкурса в региональных дирекциях, в Исакогорку прибыли 32 осмотрщика-ремонтника, по два от каждой дирекции. Кроме них, в команду дирекции, возглавляемую главным инженером или заместителем начальника службы вагонного хозяйства, входил один специалист службы, отвечающий за техническую учебу.

В статье описываются этапы конкурса, рассказывается о его победителях.


Проблемы и перспективы внедрения инновационных вагонов габарита Тпр. Бороненко Ю.П., Атаманчук Н.А., Белгородцева Т.М.

Путь повышения погонной нагрузки, намеченный в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года в Российской Федерации», заключался в переходе на габариты Тпр и Тц и увеличении осевых нагрузок. Переход на массовое использование вагонов увеличенной ширины и высоты должен был обеспечить новый ГОСТ по габаритам. В 2013 г. специалисты ОАО «РЖД» проанализировали результаты ранее проведенных обследований габаритов приближения строений и готовности железных дорог к пропуску подвижного состава габарита Тпр и пришли к выводу, что сооружения и устройства сети в целом обеспечивают пропуск вагонов габарита Тпр.

Статья анализирует проблемы внедрения этого габарита. Переход на новый габарит Тпр должен быть увязан с повышением грузоподъемности вагонов при сохранении их длины путем увеличения допустимых осевых нагрузок и уменьшения тары вагона. Переход на габарит Тпр и повышенные осевые нагрузки будет стимулировать спрос на новые вагоны. Оператору будет выгодно купить новый вагон, а не эксплуатировать старый.


Пост комплексного контроля как инновационный подход к диагностике ходовой части вагона. Ададуров А.С., Бушуев Р.Ю., Долгий А.И., Хатламаджиян А.В.

Исходя из актуальных задач и стратегических целей инновационного развития ОАО «РЖД», специалистами Санкт-Петербургского филиала ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС») совместно с ЗАО «ИнтехГеоТранс-Юг» разработан автоматизированный комплекс контроля за техническим состоянием подвижного состава — пост комплексного контроля (ПКК). Он предназначен для выявления как дефектов поверхности катания и элементов подшипника буксового узла, так и для автоматизации контроля основных технических характеристик элементов внешней стороны вагонной тележки и автосцепки.

В настоящее время на полигоне Октябрьской железной дороги эксплуатируется пост комплексного контроля, в состав которого входят следующие подсистемы:

пост акустического контроля (ПАК) для выявления дефектов буксовых узлов;

система контроля вертикальных динамических нагрузок (СКВДН) для обнаружения дефектов поверхности катания колес;

универсальная система автоматического распознавания номеров вагонов (УС АРНВ);

система автоматизированного контроля основных технических характеристик элементов внешней стороны вагонной тележки и автосцепки — «Техновизор» (выявление завышения/занижения фрикционных клиньев, отклонений по разности высот продольных осей и провисания автосцепок).

Статья подробно описывает работу подсистем поста комплексного контроля.


Беззазорное сцепное устройство пассажирского вагона. Ивашов В.А., Козарезова М.А.

До настоящего времени практически единственным устройством, используемым на отечественных железных дорогах для соединения вагонов в поезде, являлось автосцепное устройство СА-3. Но при создании новых видов пассажирского подвижного состава разработчики пришли к выводу, что оно не соответствует повышенным предъявляемым требованиям.

Принципиально новый класс сцепок — беззазорные сцепные устройства (БСУ), которые являются оригинальными отечественными разработками, основанными на использовании съемного центрирующего конуса, устанавливаемого с малым зазором в приемные отверстия обоих корпусов сцепляемых устройств. При этом сам конус, являясь соединительным звеном БСУ, закреплен в корпусах с помощью подпружиненных клиновых защелок (замков). Усилиями ряда специалистов создано целое семейство БСУ (БСУ-1, БСУ-2, БСУ-3 и БСУ-4), и работы в этом направлении продолжаются. В статье рассказывается об особенностях БСУ-3.


Отечественные сцепные устройства для скоростных поездов. Беляев В.И., Ступин Д.А.

С появлением в XXI в. на отечественных железных дорогах скоростных поездов нового поколения, спроектированных и изготовленных за рубежом, все их компоненты и комплектующие, в том числе сцепные устройства, изготавливаются зарубежными производителями. И даже при локализации производства этих поездов в России, на них большей частью продолжают использовать импортные комплектующие. Одной из особенностей электропоездов европейских железных дорог является отсутствие унификации сцепок, так как к ним не предъявляется требований сцепляемости с другим подвижным составом. К примеру, на электропоезде «Ласточка» производства фирмы «Сименс» используются пять моделей сцепок.

В настоящее время на нескольких отечественных вагоностроительных заводах идет освоение производства новых моделей скоростных электропоездов, разработанных за рубежом и использующих в качестве комплектующих узлов зарубежные модели сцепных устройств. Однако 12-летний опыт эксплуатации беззазорных сцепных устройств отечественного производства доказал их надежность и высокие эксплуатационные качества. Поэтому сейчас активно начались работы по созданию новых моделей беззазорных сцепных устройств, которые смогут в ближайшем будущем заменить зарубежные конструкции на новых электропоездах. Об этом — в публикуемом материале.


О сроке службы и прочности автосцепки. Ступин Д.А., Беляев В.И., Харыбин И.А.

Условия работы автосцепки принципиально отличаются при ее установке на разные виды подвижного состава. Уровни сил при эксплуатации пассажирского вагона несоизмеримы с уровнями сил, действующих на грузовой вагон. Столь же различаются уровни сил, действующих на грузовые вагоны, оборудованные поглощающими аппаратами классов Т2 и Т3, и вагоны, оборудованные аппаратами классов Т0 и Т1. Подвижной состав, не проходящий роспуска на сортировочных горках, также не подвергается действиям высоких продольных сил. Поэтому долговечность автосцепки зависит, в первую очередь, от условий эксплуатации подвижного состава, а не от срока ее службы.

Чтобы подтвердить отсутствие определяющего влияния срока службы автосцепки на ее механические свойства, специалисты ОАО «ВНИИЖТ» выполнили оценку прочности и состояния металла корпусов автосцепки с возрастом 6, 9, 12, 15, 25 и 30 лет. В статье приводятся результаты этих испытаний, даются оценки и выводы.


Результаты очередного планового комиссионного осмотра полувагонов модели 12-9853 на тележках «Барбер». Лосев Д.Н.

В августе 2015 г. был проведен четвертый плановый комиссионный осмотр полувагонов модели 12-9853 на тележках модели 18-9855 в рамках программы подконтрольной эксплуатации. На момент осмотра вагоны прошли более 320 тыс. км в составе грузового парка по перевозке угля компании СУЭК.

Очередной осмотр подтвердил экспертные прогнозы по показателям рабочего износа основных деталей: толщина гребней составила не менее 27 мм, а проката — не более 8,6 мм. Износ основных трущихся деталей — колпака скользуна, фрикционных планок, фрикционных клиньев, клинового кармана надрессорной балки — не превысил 3 мм. При этом трущиеся детали массовых моделей тележек изнашиваются, как правило, за установленный для них межремонтный период в 210 тыс. км. В статье публикуются прогнозные значения износов трущихся деталей.


О совершенствовании конструкции буксового узла колесных пар. Рогозин А.Ф., Колесникова Т.А.

Буксовый узел на протяжении многих лет является наиболее проблемным в вагонном хозяйстве. Как показывает анализ по безопасности движения, в текущем году наибольшее количество событий, связанных с нарушением безопасности движения, приходится на неисправности роликовых букс, что составляет более 98 % в общем количестве событий, отнесенных за АО «Вагонная ремонтная компания-1» («ВРК-1»), АО «ВРК-2» и ОАО «ВРК-3».

При этом работа по повышению качества ремонта колесных пар в вагоноремонтных предприятиях АО «ВРК-1» проводится ежедневно. О содержании этой работы рассказывается в публикуемом материале.


Аналитическая оценка долговечности фрикционных клиньев тележек грузовых вагонов. Сапетов М.В., Габец А.В., Сухов А.В.

В настоящее время на железнодорожной сети продолжается эксплуатация грузовых вагонов на тележках модели 18-100 и ее аналогов, и таких пока подавляющее большинство. В конструкцию их ходовых частей входит узел рессорного подвешивания с клиновым гасителем колебаний. Его основным рабочим изнашиваемым элементом является фрикционный клин, от долговечности которого во многом зависит длительность безремонтной эксплуатации подвижного состава.

Специалисты АО «Вагонная ремонтная компания-2» провели анализ долговечности фрикционных клиньев в эксплуатации, включающий количественную оценку и статистический анализ экспериментальных данных, основанных на обработке более 55 тыс. наборов данных, собранных на 34-х вагоноремонтных предприятиях «ВРК-2» во время проведения деповских ремонтов грузовых вагонов. В качестве характеристических параметров были использованы результаты измерений твердости (уже изношенных рабочих поверхностей) и износов, замеренных на вертикальной и наклонной стенках фрикционных клиньев, с фиксацией межремонтного пробега. В статье приводятся выводы и рекомендации, полученные в результате аналитической оценки.


Совершенствование фрикционного гасителя колебаний. Глушко М.И., Антропов А.Н., Антропова Т.А.

Специалисты Уральского отделения ВНИИЖТа и УрГУПСа проанализировали работу фрикционного гасителя колебаний тележки грузового вагона модели 18-100 и установили фактические причины интенсивного изнашивания фрикционных узлов. В статье даны рекомендации, как увеличить межремонтный срок службы тележки.


Прессы демонтажа-монтажа буксовых узлов кассетных подшипников

Устройства холодной распрессовки-запрессовки роликовых буксовых узлов и буксовых узлов кассетного типа с шейки осей колесных пар активно используются вагоноремонтными предприятиями (вагоноремонтными заводами, вагонными ремонтными и эксплуатационными депо, вагоноколесными мастерскими) в цепи технологического оборудования по ремонту колесных пар грузовых и пассажирских вагонов. Среди таких устройств большой интерес представляет оборудование, обладающее расширенным функционалом, возможности которого отвечают специфике, потребностям и объемам производства предприятия, обеспечивая при этом мобильное и компактное исполнение.

Хорошим примером универсального оборудования для вагоноремонтных предприятий являются прессы СДБУ-02 и СДБУ-03, выпускаемые ООО «Техноком» (г. Дзержинск). Статья описывает конструкцию и особенности этих прессов.


Фитинговая платформа модели 13-9744-06 для перевозки танк-контейнеров

Специалисты ОАО «Трансмаш», г. Энгельс (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») разработали и поставили на производство фитинговую платформу модели 13-9744-06, позволяющую перевозить, дополнительно к крупнотоннажным контейнерам, еще и контейнеры-цистерны. Грузоподъемность данной платформы составляет 73 т, что обеспечивает перевозку двух танк-контейнеров типа 1СС, 1С и 1СХ ГОСТ 31314.3–2006 максимальной массой брутто до 36 т каждый. В статье приводятся конструкция и характеристики новой платформы.


Тверской завод поставил «Почте России» 50 багажно-почтовых вагонов

На Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») состоялась церемония передачи ФГУП «Почта России» новых багажно-почтовых вагонов. Договор на поставку 50 вагонов — моделей 61-4504 (только с грузовым отсеком) и 61-4505 (оборудованных помещениями для персонала) был подписан в конце октября текущего года. Багажно-почтовые вагоны — новая для Тверского вагоностроительного завода продукция. При их создании учитывались пожелания потенциальных заказчиков, заинтересованных в том, чтобы перевозить большее количество грузов, при этом сократив эксплуатационные издержки и улучшив качество предоставляемых потребителям услуг. Описание новых вагонов — в публикуемом материале.


Тверской завод выполнил контракт на поставку вагонов сопровождения грузовых и хозяйственных поездов

Созданные на ТВЗ вагоны сопровождения — подвижной состав уникального для России типа. До 2011 г. в РФ и странах СНГ такие вагоны не разрабатывались и не производились, а приспосабливали ранее отслужившие свой срок пассажирские вагоны.

Специализированный вагон сопровождения обеспечивает железнодорожникам комфортабельные условия труда и отдыха. В нем оборудуются пассажирские купе, душевая с системой нагрева горячей воды, туалет, кладовая, сушилка одежды, мастерская. Предусмотрено электроснабжение от бортовой дизель-генераторной установки, позволяющей обеспечивать автономность вагона на протяжении 30 суток. Статья рассказывает и о других особенностях новых вагонов.


Перспективы развития предприятий: поиск новых образцов техники

В рамках прошедшей недавно Международной специализированной выставки «Станкостроение-2015» состоялась конференция Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»). Мероприятие проводилось под председательством вице-президента, председателя Комитета С.В. Калетина. Первая часть совместного собрания была посвящена рассмотрению важного и проблемного на сегодняшний день вопроса — поиску современных образцов станочного оборудования и новых технологических решений. Во второй части рассматривались проблемы безопасности движения, качества ремонта вагонов, создания Инспекторского центра приемки вагонов и др., о чем рассказывается в публикуемом материале.


ПГК автоматизирует распределение вагонов в ремонты. Новиков В.А.

В момент создания АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) парк компании представлял собой «пеструю смесь» вагонов различных родов и моделей, находившихся в разном техническом состоянии: от технически исправных до нетранспортабельных и разукомплектованных. Компании пришлось создавать собственные, не имеющие на тот момент аналогов в РФ, базы учета технического состояния вагонов и механизмы управления вагонным парком. В декабре 2014 г. для повышения эффективности управления вагонным хозяйством и оптимизации расходов на содержание подвижного состава крупнейший железнодорожный оператор внедрил программный продукт собственной разработки по оптимальному автоматическому распределению вагонов в ремонты. Статья рассказывает, как работает эта программа.


Холдинг ОВК поставит компании «Метафракс» вагоны-цистерны для перевозки метанола

Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК ОВК) и крупнейший российский производитель и экспортер метанола «Метафракс» подписали соглашение о передаче 105 вагонов-цистерн нового поколения с повышенной грузоподъемностью. Это первое соглашение НПК ОВК на поставку партии цистерн производства ЗАО «ТихвинХимМаш» (входит в НПК ОВК), запуск которого запланирован до конца 2015 г.

Соглашение предусматривает передачу вагонов-цистерн для перевозки метанола и его производных. Подвижной состав разрабатывался в тесном сотрудничестве с компанией «Метафракс», которая на этапе проектирования вагонов определила требования к их конструкции и характеристикам. Ввод нового парка в эксплуатацию пройдет поэтапно в течение 2016 г. Вагоны-цистерны нового поколения производства ЗАО «ТихвинХимМаш» характеризуются улучшенными коммерческими и эксплуатационными характеристиками по сравнению с представленными на рынке аналогами. Об этом — в публикуемом материале.


На 1-й с. обложки публикуется снимок новых вагонов ОАО «Алтайвагон» с конструкционной скоростью 120 км/ч на V Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО 1520» в Щербинке. Это скоростная платформа модели 13-2114-11; полувагон модели 12-2142 объемом 94 м3, грузоподъемностью 75 т, осевой нагрузкой 25 тс, с глухими торцевыми стенами и разгрузочными люками в полу; полувагон модели 12-2143 с глухим кузовом объемом 94 м3, грузоподъемностью 77 т, осевой нагрузкой 25 тс, с зачистными люками в боковых стенах.