ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 3, 2021 г.

 

Смотр технологий устойчивого развития.

Приводится краткий обзор инновационной вагонной техники, представленной ведущими компаниями России на международном железнодорожном салоне «пространства 1520» «PRO//Движение.Экспо», состоявшемся в конце августа 2021 г. в Москве (Щербинка). Среди экспонентов салона — Уралвагонзавод, НПК «Объединенная Вагонная Компания», Компания «РМ Рейл», АО «Трансмашхолдинг», Холдинг «Синара — Транспортные Машины».

Впервые широкой публике на выставке были продемонстрированы: автономный рефрижераторный вагон модели 16-5213; скоростная шестиосная фитинговая платформа модели 13-6704 для перевозки контейнеров с эксплуатационной скоростью до 140 км/ч.; четырехосный вагон-цистерна модели 15-9993 для перевозки нефтяных грузов; вагон-цистерна модели 15-1286-01 для химических грузов, другие грузовые и пассажирские вагоны, а также новые 20- и 40-футовые контейнеры. Приводятся технические характеристики нового подвижного состава и его комплектующих.

 

«Зеленая повестка» — одно из основных направлений для РЖД.

Приводится информация о Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021). В нем приняли участие Президент Российской Федерации В.В. Путин, мировые лидеры, руководители крупных российских и иностранных компаний и банков, ведущие эксперты из числа представителей науки, СМИ и бизнес-сообщества. Рассмотрены вопросы взаимодействия в области экологии и развития транспорта, цифровых технологий. На форуме было подписано беспрецедентное количество договоров и соглашений.

 

Вагоны-хопперы нового поколения соответствуют высоким стандартам экологии.

Сообщается, что в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021) были заключены договоры на поставки НПК «Объединенная Вагонная Компания» минераловозов нового поколения модели 19-9835-01 для АО «МХК ЕвроХим» и ПАО «Уралкалий» в количестве 2100 ед. Приводится информация об основных технических характеристиках инновационного вагона-хоппера и его эффективности в эксплуатации в сравнении с типовыми аналогами.

 

О внесении изменений в технические регламенты в области железнодорожного транспорта.

В июле 2021 г. на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии были одобрены проекты новых редакций технических регламентов в сфере железнодорожного транспорта: «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011); «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011); «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011). Изменения, вносимые в технические регламенты, касаются дополнений, приведенных в статье перечней объектов технического регулирования. Дана информация об уточнении правил маркировки железнодорожного подвижного состава и его составных частей. Рассматриваются важные нововведения в части проведения испытаний продукции при ее ресертификации. Новые редакции технических регламентов ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011 вступят в силу по истечении полугода после их принятия Советом ЕАЭС.

 

Актуальные проблемы, новые решения.

Приведена информация о заседании Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, состоявшемся в августе 2021 г. На мероприятии обсудили следующие вопросы: разработка и внедрение стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками; анализ отцепок грузовых вагонов за 6 месяцев 2021 г.; необходимость назначения срока службы для пружин грузового вагона; увеличение гарантийных участков и межремонтного пробега у грузовых вагонов; перспективы развития рынка контейнеров повышенной грузоподъёмности. Кроме того, рассмотрели состояние внедрения новых решений для грузового подвижного состава — смазки «Буксол» и затвора принудительного открытия-закрытия для модернизации универсальных сливных приборов железнодорожных цистерн СТХЗ.492426.004.

 

Минтранс России разработал отраслевую стратегию цифровой трансформации

Сообщается о начале реализации Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, получившей одобрение Правительства РФ, а также высокую заинтересованность и поддержку со стороны бизнес-сообщества. Отраслевая стратегия цифровой трансформации разработана в соответствии с поручением Президента России. Рассматриваются шесть ключевых проектов Министерства транспорта и эффекты от их реализации, среди которых повышение безопасности на транспорте, увеличение скорости перевозок, снижение стоимости транспортно-логистических услуг.

 

Новые межгосударственные стандарты.

Сообщается о введении в 2021 г. новых межгосударственных стандартов: ГОСТ 34697–2020 «Краны концевые и разобщительные. Общие технические условия» (вступил в силу в мае 2021 г.) и ГОСТ 34709–2021 «Стационарные средства диагностики железнодорожного подвижного состава на ходу поезда. Общие технические требования» (вступает в силу в ноябре 2021 г.). Рассказывается о причинах и основных требованиях к разработке стандартов. Применение новых межгосударственных стандартов напрямую связано с повышением безопасности железнодорожного движения и снижением затрат на текущий отцепочный ремонт подвижного состава.

 

Российские платформы получили разрешение на эксплуатацию в странах Евросоюза.

Сообщается, что впервые в современной истории России грузовые вагоны отечественного производства будут эксплуатироваться в Европе по колее 1435 мм. ПАО «Научно-производственная корпорация “Объединенная Вагонная Компания”» получило одобрение типа транспортного средства на сочлененный 6-осный вагон-платформу Sggrs(s) 80’ и 4-осный вагон-платформу Sgmmns 40’ в Европейском железнодорожном агентстве (The European Union Agency for Railways) с допуском к эксплуатации на железных дорогах Евросоюза в соответствии с Директивой (ЕС) 2016/797. В рамках технической приемки представителями заказчика была проведена всеобъемлющая экспертиза технических характеристик серийных платформ на соответствие европейским стандартам и требованиям. Приводятся основные технические параметры вагонов-платформ, предназначенных для эксплуатации на железных дорогах Евросоюза.

 

Определение показателей надежности грузовых вагонов в современных условиях эксплуатации. Казаков А.А.

В статье рассматривается вопрос надежности эксплуатируемых грузовых вагонов на сети железных дорог РФ. Обращается внимание на необходимость максимально подробно моделировать и прогнозировать все возможные неисправности, которые могут возникать в результате естественных износов, а также максимально предусмотреть риски, связанные с нарушением правил эксплуатации подвижного состава. Дана статистика отцепок грузовых вагонов в текущий ремонт (ТР-2) и интенсивности эксплуатации вагонного парка (в млрд вагоно-км). Предлагается разработать систему оценки надежности вагонов в эксплуатации с целью дальнейшей корректировки показателей надежности вагонного парка в целом.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт в первом полугодии 2021 г. Агафонов М.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении грузовых вагонов парка России в первом полугодии 2021 г. в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за этот период поступило в неплановый ремонт 681 тыс. вагонов, что на 0,6 % больше, чем за тот же период 2020 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в зависимости от вида ремонта, дороги отцепки, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наиболее массовым поступления в ТОР вагонов грузового парка России. Дан прогноз отцепок на конец 2021 года.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2021 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за первое полугодие 2021 года. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. В соответствии с набранными баллами приведены рейтинговые таблицы вагонных депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие 2021 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в первом полугодии 2021 г. не менее чем на 7 % по сети. В статье приводятся: динамика отказов технических средств 1-й и 2-й категорий по вагонному хозяйству за период 2015 — 2021 гг.; перечень ремонтных предприятий, достигших наибольшего снижения отказов технических средств в сравнении с предыдущим годом, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Титова Т.С., Бороненко Ю.П., Семёнов Е.Ю.

Приводится информация о XV Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», состоявшейся в июле 2021 г. в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I. Представленные на конференции доклады касались широкого спектра тем: стратегия транспортного машиностроения до 2030 г.; разработки вагонов «Объединенной Вагонной Компании»; продукция и перспективы развития АО «РМ Рейл Холдинг»; система паспортизации и учета деталей транспортных средств на национальном и межгосударственном уровнях; установление назначенных сроков службы составных частей грузовых вагонов; сцепка Шарфенберга для скоростных грузовых и рефрижераторных вагонов и локомотивов и многие другие. По итогам конференции были определены основные направления работ по совершенствованию подвижного состава в интересах собственников, операторов подвижного состава и железнодорожного транспорта в целом.

 

Уралвагонзавод подтвердил высокое качество полувагона 12-196-02

Сообщается об успешных квалификационных испытаниях инновационного полувагона модели 12-196-02 на тележках модели 18-194-1, которые подтвердили высокое качество изделия. К настоящему времени Уралвагонзаводом уже изготовлено более сорока тысяч полувагонов на тележках с нагрузкой 25 тс. Приводятся основные технические характеристики инновационного полувагона модели 12-196-02. Дается информация о наличии ремонтной документация, авторизации вагоноремонтных предприятий и обеспечении ремонтных предприятий оригинальными запасными частями.

 

Транзит прирастает маршрутами. Гром А.Н.

В статье приводятся данные о стабильном росте объёмов транзита по направлению Китай — Европа — Китай через Россию, Казахстан и Беларусь в 2021 г. Сообщается факторах, способствующих увеличению транзита и увеличению пропускной способности. Автор останавливается на особых требованиях к перевозке грузов, среди которых регулярность, ритмичность, сохранность и скорость доставки. Рассказывается о развитии перевозок санкционных грузов, о новых маршрутах 2021 года и о дальнейшем расширении сети транзитных коридоров. Как важное направление, в котором необходимо двигаться, отмечена цифровизация, позволяющая значительно ускорить процесс перевозки — это единая электронная железнодорожная накладная, единые формы сопутствующей документации, сокращение транзитных таможенных процедур для контейнеропотока.

 

 

Холдинг СТМ презентовал опытный образец скоростной фитинговой платформы.

Сообщается о презентации уникальной по технологическим характеристикам скоростной фитинговой платформы модели 13-6704 для перевозки контейнеров с эксплуатационной скоростью до 140 км/ч, изготовленной по техническому заданию акционерного общества «Федеральная грузовая компания». В конструкции новой скоростной фитинговой платформы используется инновационная трёхосная тележка. Приводятся основные технические характеристики скоростного вагона и сведения о пробеговых испытаниях новой платформы.

 

Позитивная оценка современной продукции ОАО «ТВЗ».

Сообщается о визите в июле 2021 г. на Тверской вагоностроительный завод премьер-министра РФ М.В. Мишустина, который дал позитивную оценку современной продукции предприятия. Перечисляются представленные вниманию Председателя Правительства перспективные разработки, созданные на предприятиях АО «Трансмашхолдинг», в том числе одно- и двухэтажные пассажирские вагоны локомотивной тяги и другая продукция.

 

Двухэтажные вагоны проекта «2020» прошли сертификацию и вышли на линию.

Сообщается о получении Тверским вагоностроительным заводом сертификата соответствия требованиям, предъявляемым к безопасности пассажирских перевозок, на двухэтажные пассажирские вагоны нового модельного ряда, в том числе 61-4523 (купейный) и 61-4524 (штабной). Приводятся принципиальные отличия нового подвижного состава от предшествующих вагонов-аналогов. Подробно рассказывается о внутреннем оборудовании новых вагонов и отмечается, что новая техника отвечает всем требованиям, предъявляемым к безопасности пассажирских перевозок, отличается повышенной комфортабельностью.

Во второй части статьи рассказывается о первом рейсе из Москвы на Байкал круизного поезда «Байкальская сказка», состоящего из новых двухэтажных вагонов модели 61-4523 постройки Тверского вагоностроительного завода. Кроме того, в состав поезда вошли штабной вагон модели 61-4524 и вагон-ресторан модели 61-4473.01 с доработанной пневматической магистралью.

 

100 лет достижений!

В 2021 г. Московскому тормозному заводу и его трудовому коллективу исполняется 100 лет. Показана история появления завода в начале 20-х годов прошлого века. Рассказывается о замечательных инициаторах-изобретателях создания и совершенствования отечественного тормоза. Уже в 1923 г. благодаря разработкам завода удалось полностью отказаться от закупок иностранного тормозного оборудования. Показана роль завода в период Великой Отечественной войны и после военное время. Перечисляются основные разработки завода в разные периоды времени для грузовых и пассажирских поездов. За последние 20 лет коллективом МТЗ разработано и внедрено в эксплуатацию более 240 новых приборов для магистрального железнодорожного транспорта и метрополитена.

 

85 лет в авангарде российской промышленности.

Статья посвящена юбилейной дате со дня образования Уралвагонзавода. Приводятся исторические данные создания и развития завода в довоенные и послевоенные периоды. Показана роль Уралвагонзавода в годы Великой Отечественной войны. Рассказывается о вкладе завода в развитие космонавтики России. На УВЗ сформированы сильнейшие научные и конструкторские школы, благодаря чему здесь постоянно разрабатывается новый подвижной состав. В свои 85 лет Уралвагонзавод — современное предприятие, которое сохраняет историю и чтит традиции.

 

АО «ВРК-1» исполнилось 10 лет!

В 2021 году АО «ВРК-1» исполнилось 10 лет со дня образования. Компания создана в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Рассказывается о занимаемом положении и роли АО «ВРК-1» в сфере ремонта грузовых вагонов, о структуре и технической оснащенности компании.

 

Алтайские вагоностроители отмечают 80-летие.

АО «Алтайвагон» — один из крупнейших заводов России по производству железнодорожного грузового подвижного состава, в этом году отмечает 80-летие. Рассказывается об истории завода, начавшейся в 1941 г., об этапах развития предприятия. Завод выпускает более 20 моделей современных вагонов различных типов и конструкций, в том числе вагоны, не имеющие аналогов в России. «Алтайвагон» занимает долю в 14 % на российском рынке грузовых железнодорожных вагонов, узлов, комплектующих и запасных частей к ним. Развитие предприятия сегодня направлено на модернизацию производственных линий и выпуск вагонов, имеющих признаки инновационных.

 

Рузхиммашу — 60! История, проекты, инновации.

Статья посвящена юбилейной дате со дня образования завода «Рузхиммаш». Показаны поэтапная история создания завода и его конструкторской школы, переход на освоение продукции вагоностроения. Приводится разработанный инженерами-конструкторами завода ряд подвижного грузового состава всех основных родов — цистерн, хопперов, платформ, крытых вагонов, а также контейнеров. Сегодня «Рузхиммаш» выпускает более 80 моделей вагонов и готовится к выпуску целой линейки перспективной инновационной вагонной продукции.

 

Информационные системы вагонного хозяйства: аналитический обзор. Винокурцева Е.А.

В данной статье представлен обзор решения задача по исследованию информационных систем в вагонном хозяйстве железнодорожного транспорта. Выполнен обзор существующих информационных систем в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД». Приведены динамика и анализ комплексной системы оценки состояния охраны труда на предприятии КСОТ-П на полигоне Забайкальской железной дороги в структурных подразделениях службы вагонного хозяйства. Выполненное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности применения информационных систем и информационных технологий в вагонном хозяйстве холдинга «РЖД».

 

На 1-й с. обложки опубликован снимок инновационного подвижного состава «НПК ОВК» на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движе-ние.Экспо»: сочлененная 6-осная цистерна модели 15-629 с суммарным объемом котлов 160 м3, грузоподъемностью 108 т; крытый вагон модели 11-6874 с объемом кузова 175 м3 и грузоподъемностью 73 т.