ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 3, 2020 г.


Облик вагона будущего обсудили на заседании комитета НП «ОПЖТ»

Представлена информация о заседании Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», которое состоялось в июне 2020 г. в формате видеоконференции. В рамках заседания были рассмотрены вопросы, связанные с применением в вагоностроении и ремонте композиционных материалов, смазки Буксол, защитных антикоррозионных покрытий, технологии восстановления и упрочнения деталей с использованием метода плазменного напыления. Обсудили: уровень отцепок в текущий ремонт грузовых вагонов в первом полугодии 2020 г.; сообщение о гармонизации критериев браковки боковых рам и надрессорных балок; состояние работ по внедрению защитной маркировки и автоматизированного учета ответственных узлов грузовых вагонов и другие вопросы. В заключение приведен ряд важных решений участников заседания Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ».


Общее собрание членов «Объединения вагоностроителей» подвело итоги за 2019 г.

Представлена информация о годовом Общем собрании Союза производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей», в рамках которого были рассмотрены основные итоги деятельности Союза в 2019 г., избран новый президент Союза и новый состав Наблюдательного совета Союза.


«Объединение вагоностроителей» объявило итоги Международного конкурса проектов в области грузового вагоностроения

Дана информация об итогах Международного конкурса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области грузового вагоностроения, прошедшего в 2019 г. Приводится список победителей конкурса в четырех номинациях.


Динамика отцепок грузовых вагонов в неплановый ремонт в первом полугодии 2020 г. Казаков А.А., Макаров А.С.

На основе информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении грузовых вагонов парка России в первом полугодии 2020 г. в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за этот период поступило в неплановый ремонт около 678 тыс. вагонов приписки России, что на 4,0 % больше, чем за тот же период 2019 г. Информация об отцепках в ТОР дана по видам ремонта, в динамике по месяцам, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, имеющих наибольшую динамику роста поступления в ТОР вагонов грузового парка России.


Лучшие вагонные депо ОАО «РЖД» в сфере природоохранного законодательства

Приводятся итоги конкурса на лучшее подразделение ОАО «РЖД» в сфере исполнения требований природоохранного законодательства в 2019 г. Рассказано о целях конкурса и основных показателях соблюдения требований природоохранного законодательства, по которым оценивались участники конкурса. Дан перечень победителей конкурса и показаны их основные достижения в сфере природоохранного законодательства.


Союз вагоноремонтных предприятий нацелен на поступательное движение вперед. Лосев Д.Н.

В 2019 г. была образована некоммерческая организация — Союз вагоноремонтных предприятий (СВРП). Исполнительный директор СВРП рассказал о предпосылках создания новой организации, направлениях и планах ее деятельности.


Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2020 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за II квартал 2020 года. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. В соответствии с набранными баллами приведены рейтинговые таблицы депо и ПТО.


Предприятия АО «ВРК-1» получают право ремонта инновационных вагонов

Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания-1» (АО «ВРК-1») развивает компетенции в освоении ремонта инновационных вагонов постройки АО «НПК “Уралвагонзавод”» и АО «Тихвинский вагоностроительный завод». Приведен перечень 31 авторизированного вагонного ремонтного предприятия в составе АО «ВРК-1» на право проведения деповского ремонта полувагонов модели 12-196-01 на тележках модели 18-194-1. Семь вагонных ремонтных предприятий АО «ВРК-1» прошли авторизацию на право проведения плановых видов ремонта инновационных вагонов на тележках Barber моделей 18-9810 и 18-9855.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие 2020 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2020 г. не менее чем на 24 % по сети. Данный целевой показатель за первое полугодие 2020 г. выполнен (–43 %). В статье приводится перечень ремонтных предприятий, достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 2020 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


80-летие НТМК отметили новой линией по обработке колес

Свой юбилей Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) встретил пуском шестой автоматизированной линии по механической обработке железнодорожных колес. Приводится краткая информация по истории комбината, о составных элементах новой линии по обработке колес и ее эффективности.


Дефицит железнодорожных колес в РФ сменится профицитом в 2020 — 2021 гг.

Представлено мнение Института проблем естественных монополий (ИПЕМ): в 2020 г. дефицит цельнокатаных колес в России на рынке комплектующих для железнодорожного подвижного состава сменится профицитом. Дано краткое обоснование этой оценки, которая была озвучена представителем ИПЕМ на онлайн-совещании по стальным цельнокатаным колесам в Евразийской экономической комиссии. Приводятся статистические материалы по выпуску цельнокатаных колес для грузовых вагонов в 2019 и 2020 гг.


Госжелдорнадзор показал риски нарушений безопасности движения поездов

В целях профилактики возникновения нарушений безопасности движения на странице Госжелдорнадзора официального сайта Ространснадзора начаты публикации информационно-аналитических и справочных материалов Госжелдорнадзора по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Информационно-аналитические и справочные материалы включают разделы: динамика риска возникновения основных причин нарушения безопасности движения поездов; частота возникновения нарушений безопасности движения поездов; перечень обязательных требований по снижению рисков возникновения нарушений безопасности движения; результаты расследований транспортных происшествий, классифицированных как крушение или авария. Сообщается, что публиковать оценки рисков нарушения безопасности движения поездов предполагается ежемесячно.


Перспективы развития вагоноремонтного комплекса России рассмотрели в Минтрансе

Сообщается, что в конце июля председатель наблюдательного совета и исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП) встретились с представителями Министерства транспорта РФ. Приводятся основные вопросы повестки дня. Отмечено, что рыночная ситуация подталкивает всех участников перевозочного процесса к необходимости по-новому рассмотреть процессы содержания и ремонта вагонов.


Особенности использования акустико-эмиссионного метода неразрушающего контроля колесных пар в процессе движения. Гофман М.В., Суслов О.А., Нерезков А.В.

В статье приводится анализ результатов испытаний системы выявления дефектов поверхности катания колёсных пар, основанной на акустико-эмиссионном методе неразрушающего контроля. Результаты испытаний показали, что акустико-эмиссионный метод неразрушающего контроля оказывается полезным при выявлении дефектов поверхностей катания колёсных пар в процессе движения железнодорожного состава. В статье приводятся графики аудиограмм поверхностей катания колёсных пар, полученные с помощью акустико-эмиссионного метода неразрушающего контроля в процессе движения испытательного вагона, для колёс, характеризующихся наличием различных видов дефектов.


Операторы планомерно обновляют парки крытых вагонов

Приводится информация о поставках Научно-производственной корпорацией «Объединенная Вагонная Компания» 350 крытых вагонов нового поколения в парки ООО «Кучуктерминал», ЗАО «Локотранс» и ООО «ФТ Логистик». Показаны преимущества инновационного крытого вагона модели 11-6874 на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс. Публикуются данные о создании обширной сервисной сети, которая обеспечивает гарантийное и постгарантийное обслуживание грузовых вагонов на инновационных тележках.


Тормозная система для подвижного состава на основе преобразования кинетической энергии подвижной единицы. Чуев С.Г.

Рассказывается о ряде конструкторских решений тормозных систем подвижного состава, в которых отсутствуют традиционные фрикционные пары трения. Рассматривается развитие технологии в области создания постоянных магнитов, которая открывает новые пути развития железнодорожного транспорта. Рассказывается о теоретических исследованиях применения генераторов на постоянных магнитах без магнитопровода. В настоящее время такие генераторы нашли широкое применение в ветроэнергетике. Они обладают рядом параметров, которые позволяют применить их для торможения подвижного состава железнодорожного транспорта. Перечислен ряд достоинств генераторов на постоянных магнитах. Приводятся теоретические расчеты математической модели новой тормозной системы, на основании которых автор делает ряд выводов о возможности применения новой технологии.


ПГК в процессе глобальной цифровой трансформации

В Первой грузовой компании стартовал ряд проектов по цифровизации бизнес-процессов, в том числе: объединили приложение «Мобильный репортер ПГК» с «Личным кабинетом клиента»; проект «Мобильные бригады» позволяет готовить подвижной состав под погрузку и выполнять оперативные ремонты, не направляя вагоны на специализированные предприятия; проект по оцифровке ремонта вагонов позволяет реализовать контроль за деповскими и текущими отцепочными ремонтами на базе решений SAP.


В ПГК отработали действия в случае чрезвычайной ситуации

Приводится информация о проведении на промывочно-пропарочных станциях АО «Первая Грузовая Компания» мероприятий по повышению уровня готовности производственных объектов к непредвиденным ситуациям во время пожароопасного летнего сезона. Подобные тренировки проводятся в рамках реализации комплексного плана по соблюдению требований пожарной безопасности.


«Вагонмаш» запустил новую линию химико-термической обработки деталей

Публикуется информация о причинах запуска новой технологической линии на ПО «Вагонмаш», ее конструктивном исполнении и полученных преимуществах.


ОВК получило сертификат на шестиосный вагон-цистерну

«НПК ОВК» получило сертификат ФБУ «РС ФЖТ» на шестиосный вагон-цистерну сочлененного типа модели 15-629 на тележке модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс для перевозки светлых нефтепродуктов. Приводятся основные технические характеристики вагона и особенности конструкции сочлененной цистерны. Дана информация об организованной «НПК ОВК» сети сервисных центров и мест ответственного хранения запасных частей, узлов и деталей.


Сокращение шумового загрязнения — цель железных дорог Германии

Шум и вибрация на железнодорожном транспорте являются важной проблемой, которую необходимо решать. DB (немецкая компания, основной железнодорожный оператор) и федеральное правительство стремятся вдвое сократить шум железнодорожного транспорта к концу 2020 г. Приводится информация о разработанной двухуровневой стратегии защиты от шума. Рассматриваются методы оценки шумового загрязнения и используемые для этого программные средства.


Специализированные вагоны для сопровождения грузовых и хозяйственных поездов

Тверской вагоностроительный завод начал поставки ОАО «РЖД» специализированных вагонов модели 61-4484, предназначенных для сопровождения грузовых и хозяйственных поездов. Приводится информация о компоновке помещений специализированного вагона, энергоснабжении, кондиционировании. Даны основные габаритные размеры кузова вагона.


О системе нумерации вагонного парка в России. Кашин П.В.

В данной статье автором приводятся накопленные им сведения по системам нумерации вагонов пассажирского и грузового парков, которые применялись на железных дорогах России с момента их зарождения и по настоящее время. В большей степени дается информация о нумерации вагонов грузового парка, так как нумерация пассажирских вагонов практически не менялась на протяжении целого столетия. История создания и развития системы нумерации вагонов грузового парка (в том числе узкоколейного) показана по этапам, соответствующим историческим эпохам, принятым в международном железнодорожном моделизме.


Главный храм Вооруженных сил в России

Рассказывается о Соборе Воскресения Христова, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2018 г. было принято решение о строительстве главного храма Вооруженных сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот». Открытие храма Вооруженных сил России состоялось в день памяти и скорби — 22 июня 2020 г. Приводятся сведения о расположении, пропорциях и размерах храма, о главном архитекторе проекта, о именитых деятелях искусств, приглашенных к работе в храме. Показано великолепие наружного и внутреннего оформления храма. В современном мире воинский храм — это духовный символ России — страны-победительницы.


На 1-й с. обложки публикуется фотография шестиосного думпкара производства «НПК “УВЗ”» модели 33-5170 грузоподъемностью 80 т, объемом кузова 44 м3, длиной по осям автосцепки 15 036 мм на тележках модели 18-552А, представленного на Международном железнодорожном салоне техники и технологий «PRO//Движение.Экспо».