ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА «ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 3, 2019 г.


Совершенствовать процессы вагонного хозяйства.

В Екатеринбурге с 31 июля по 1 августа 2019 г. было проведено сетевое совещание работников вагонного хозяйства на тему: «Совершенствование процессов вагонного хозяйства для достижения долгосрочных показателей эффектов и этапов развития». На совещании подвели итоги работы хозяйства и выполнения бюджетных параметров за первое полугодие 2019 г. В статье перечисляются важнейшие задачи служб вагонного хозяйства ОАО «РЖД» на III квартал и второе полугодие 2019 г. Кратко даны сведения о посещении участниками сетевого совещания АО «НПК “Уралвагонзавод”» (г. Нижний Тагил) и ПТО Седельниково.


Рейтинги служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2019 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за II квартал 2019 г. Приведены в табличной форме критерии рейтинговой оценки подразделений вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Публикуются сводные результаты оценки рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. Показаны динамика рейтингов служб вагонного хозяйства за период с III квартала 2018 г. по II квартал 2019 г. и рейтинги эксплуатационных вагонных депо за II квартал 2019 г.


Тихвинские сочлененные платформы отправляются в Германию.

В рамках Международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» (г. Москва, Щербинка) ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК»), крупнейший производитель грузовых вагонов в России и Deutsche Bahn (DB), крупнейший европейский железнодорожный оператор, подписали договор на поставку до ноября 2020 года 110 вагонов-платформ сочлененного типа для перевозки крупнотоннажных контейнеров по колее 1435 мм. Приводится техническая характеристика шестиосной фитинговой платформы Sggrs её назначение.


Операционные результаты «Восток1520» за первое полугодие 2019 г.

По итогам I полугодия 2019 года железнодорожный оператор «Восток1520» сохранил лидирующие позиции по эффективности эксплуатации парка. Производительность вагонов составила 14,4 тыс. ткм/вагон в сутки, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по сети «РЖД».

В сравнении с 2018 г. за указанный период приводятся данные о достигнутом грузообороте, объёме перевезённого груза, среднесуточном количестве эксплуатируемого парка полувагонов и о изменениях в географии перевозок.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие 2019 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2019 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за первое полугодие 2019 г. выполнен (–28 %). По данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.07.2019 г.), в первом полугодии за вагонным комплексом были учтены потери из-за отказов технических средств 1-й и 2-й категорий в объёме 15 979 поездо-часа, что на 8 % меньше, чем за аналогичный период 2018 г. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за первое полугодие 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Привести руководящие документы к требованиям Таможенного союза. Комиссаров А.Ф.

Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) разрабатываются документы, позволяющие обеспечивать технологические процессы всех необходимых видов ремонта грузовых вагонов на протяжении их жизненного цикла. Действующая нормативная документация приводится к требованиям ГОСТ 2.602–2013 «Ремонтные документы» на основе рабочей конструкторской документации на грузовые вагоны во исполнение требований технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011).

Наполнение руководящих документов необходимыми сведениями, содержащейся в конструкторской документации (КД), невозможно без помощи и содействия со стороны заводов-изготовителей (собственников КД) грузовых вагонов. Приводится информация о заключении соглашений с предприятиями-изготовителями грузовых вагонов на передачу КД в ПКБ ЦВ. Даны сведения за 2019 г. о вновь разработанной (актуализированной) технической документации и введенных в действие изменениях, дополнениях в нормативную документацию.


Запущена уникальная линия термической обработки колец кассетных подшипников SKF.

В июне 2019 г. на тверском заводе SKF была торжественно запущена первая в мире автоматическая линия индукционной закалки наружных колец кассетных буксовых узлов SKF CTBU для железнодорожного транспорта. В статье приводятся уникальные параметры новой линии индукционной закалки. Данная технология поможет увеличить срок службы буксовых узлов SKF, которые востребованы во всем мире.


Переходим на новую спецодежду.

В период 2013 — 2014 гг. в ОАО «РЖД» была проведена работа по созданию новой коллекции спецодежды. По итогам работы в АО «ВНИИЖТ» были разработаны 28 Технических условий на спецодежду, в том числе: спецодежда от общепроизводственных загрязнений; утепленная спецодежда (для разных климатических поясов); спецодежда для защиты от воды, кислот и щелочей; спецодежда для работников восстановительных поездов; спецодежда для ИТР. Конструкция спецодежды разрабатывалась в соответствии с назначением и спецификой условий труда. Особенностью новой коллекции является унификация моделей. Отличительной особенностью утепленной спецодежды является ее конструктивное исполнение в виде трансформера. Переходный период на ношение новой специальной одежды 2019 — 2022 гг.


Второе рождение ППС Никель.

Первая грузовая компания (ПГК) открыла после масштабной реконструкции промывочно-пропарочную станцию (ППС) Никель. ППС Никель – единственное специализированное предприятие на Южно-Уральской железной дороге, которое готовит цистерны к перевозке нефтепродуктов. При реконструкции возвели крытый пункт подготовки и осмотра подвижного состава вместимостью 72 цистерны и пункт текущего отцепочного ремонта вместимостью 30 вагонов, установили замкнутую систему очистных сооружений. Помимо этого, установили автоматизированный пункт управления технологическим процессом. Новые производственные мощности ППС Никель позволяют обрабатывать до 310 цистерн в сутки.


Съемные многооборотные средства крепления для перевозки колесных пар. Гончаров С.Е., Кемеж А.Н., Гришаев А.Н., Шурмаков А.А.

Основной альтернативой перевозке колесных пар автомобильным транспортом на большие расстояния является их перевозка по железным дорогам, которая осуществляется на вагонах-платформах и в полувагонах. Самым привлекательным вариантом перевозки колесных пар является использование специализированных вагонов, переоборудованных из универсальных платформ, которые позволяют перевозить 36 колесных пар в два яруса с минимальными трудозатратами на погрузочно-разгрузочные операции.

В статье описываются этапы разработки и испытаний съемных многооборотных средств крепления для перевозки колесных пар с последующей их установкой на универсальные вагоны-платформы. Реализованный проект съемных многооборотных средств крепления доказал свою экономическую целесообразность и практическую применимость. На изделие получен патент на полезную модель, патентообладателем которого является Акционерное общество «Первая Грузовая Компания».


Разработка типоразмерного ряда контейнеров-цистерн. Федоров С.А., Калугин А.В., Хилов И.А., Гуськов В.И., Савушкина Ю.В.

В последние годы наблюдается устойчивый рост доли перевозки наливных грузов в контейнерах-цистернах. Наибольший интерес при разработке типоразмерного ряда представляют контейнеры-цистерны для транспортировки широкой номенклатуры химических грузов. Подробно описываются методика и основные этапы разработки и выбора типоразмерного ряда контейнеров-цистерн, который учитывает требования действующей нормативной документации и конструктивных признаков котлов. Перечислены массовые химические наливные грузы и соответствующие им инструкции на переносные цистерны.


Цистерна для патоки — новая продукция НПК ОВК. Агинских М.В., Лобанов М.С., Савушкина Ю.В., Федоров С.А.

На «пространстве 1520 мм» курсируют вагоны-цистерны производства ОАО «Азовмаш», АО «Рузхиммаш» спроектированные с осевой нагрузкой 23,5 тс, что не позволяет в полной мере реализовать пропускную способность железнодорожных путей. Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ») совместно с АО «ТихвинХимМаш» реализовали проект вагона-цистерны для перевозки патоки и растительных масел модели 15-6900-04 с повышенной грузоподъемностью. В статье приведены технические характеристики новой цистерны, её конструктивные особенности и основные конкурентные преимущества.


Полувагон нового поколения для технологической щепы. Коротков Д.С., Савушкина Ю.В.

Эксплуатируемые в настоящее время полувагоны не обеспечивают достаточной эффективности перевозки в связи с недостаточным объемом и специализацией для транспортировки щепы, а также инфраструктурными ограничениями со стороны грузоотправителя и грузополучателя. В рамках создания нового эффективного специализированного подвижного состава для перевозки технологической щепы ООО «ВНИЦТТ» совместно с АО «ТихвинСпецМаш» разработали полувагон модели 12-6995.

Приведены характеристики вагонов-аналогов, этапы разработки нового специализированного полувагона, результаты исследования зависимости грузоподъемности вагона от объема кузова. Подробно рассмотрен выбор основных параметров вагона, описываются конструкция и результаты испытаний полувагона-щеповоза.


Парк России пополняется инновационными вагонами-зерновозами. Макаров А.С.

В статье приводится текущее состояние парка вагонов-зерновозов. Дано распределение зерновозов парка России по годам постройки, по заводам-изготовителям и по моделям вагонов. Приведена динамика поступления в парк РФ хопперов-зерновозов за период с 2014 по 2019 гг. и отдельно — поступление в парк зерновозов с осевой нагрузкой 25 тс.


Новый бункерный вагон Уралвагонзавода.

Для нужд металлургической промышленности «НПК “Уралвагонзавод”» разработал вагон-хоппер модели 20-5197, который предназначен для бестарной перевозки агломерата или окатышей с температурой погрузки не выше 400 ºС. Приводятся техническая характеристика нового вагона-хоппера и его конкурентные преимущества (увеличенная грузоподъёмность и объём кузова), а также результаты опытной эксплуатации. Четырехосный вагон предназначен для осуществления грузовых перевозок по железным дорогам колеи 1520 мм государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской республики, Литовской республики, Эстонской республики.


Повышать качество лакокрасочных покрытий! Романова Т.А.

ОАО «РЖД» поставлена перед научно-производственным комплексом задача — повысить срок службы лакокрасочных покрытий. Длительная противокоррозионная защита кузовов вагонов является важным фактором продления их срока службы и снижения эксплуатационных затрат. В статье рассказывается об опыте работы и наработках за последние десять лет одной из старейших испытательных лабораторий «Противокоррозионные материалы, технические моющие средства и технологии», входящей в структуру АО «ВНИИЖТ». При непосредственном участии специалистов АО «ВНИИЖТ» разработаны и внедрены межгосударственные стандарты на окраску локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов и ряд другой технологической документации (типовые техпроцессы, инструкции и пр.). Услугами лаборатории пользуются российские производители и зарубежные фирмы.


Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Бороненко Ю.П., Титова Т.С., Семенов Е.Ю.

Статья посвящена итогам XIV Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», которая состоялась в г. Санкт-Петербург в июле 2019 г. Конференция была посвящена 210-летию создания ФГБОУ ВО ПГУПС — первого транспортного учебного заведения России. 1809-й год считается не только годом создания Института корпуса инженеров путей сообщения, но и годом рождения отечественной транспортной науки и образования.

На конференции были представлены 69 докладов. Приводится статистика выпуска грузовых вагонов в России за 2018 — 2019 гг. Участники конференции обменялись опытом создания нового и модернизации существующего подвижного состава, обсудили имеющиеся проблемы и считают, что главным направлением должно стать инновационное развитие отрасли. Изложены основные положения прозвучавших докладов, показаны направления научных исследований, даны рекомендации научно-технической конференции.


Как зачистить полувагон за три минуты? Поможет «Мурзик». Мурдасов Е.Л.

Значительно ускорить очистку полувагона от остатков груза (угля и т.п.) можно с помощью щёточной машины, названной разработчиками «Мурзик», которую устанавливают на мобильном кране взамен грейферного ковша и подключают к гидросистеме крана. Дано описание конструкции, краткая технология работы с использованием машины, приведены основные технические характеристики щёточной машины и результаты её эксплуатации в порту г. Рига.


Устройство диагностики литых деталей для технического обслуживания ходовых частей грузовых вагонов. Зиятдинов А.М., Кочанова Л.Б.

Аналитика отказов в работе узлов ходовых частей грузовых вагонов указывает на несколько их причин, из которых наиболее острая — изломы несущих конструкций тележек. В статье кратко приводятся статистика изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, основные причины разрушения литых деталей. Ежегодно в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по неисправности (трещины или подозрения на трещины) боковых рам тележек поступает более 10 тыс. грузовых вагонов. Авторы предлагают с целью сокращения отцепок в ТОР использовать в эксплуатации портативный вихретоковый дефектоскоп для выявления неисправностей в труднодоступных местах ходовых частей грузовых вагонов.


Эффективнее бороться с поставщиками контрафакта. Колеватых И.А.

Ни для кого не секрет, что сегодня на рынке представлено большое количество контрафактной продукции. Приводятся результаты сравнительных климатических испытаний оригинальных и контрафактных уплотнений пневматического оборудования вагонов. Рассматриваются способы выявления контрафактной продукции. Для облегчения выявления контрафактной продукции разработана специальная методика определения подлинности продукции, выпускаемой АО «Ритм» ТПТА.


130 лет назад в России начали работать единым парком товарных вагонов.

В 1889 г. на русских железных дорогах впервые в мире было полностью введено общее обезличенное пользование грузовым вагонным парком. Приводятся исторические данные строительства и открытия для движения железных дорог нормальной колеи в России. Каждая дорога до 1889 г. существовала отдельно от других: на ней перевозки начинались и на ней же кончались, что приводило к частым перегрузкам в стыковых узлах товаров с одной дороги на другую. В статье подробно описывается история перехода железных дорог России на сквозную перевозку товаров и пассажиров.


Повышать эффективность природоохранной деятельности ОАО «РЖД».

В четвёртый раз, начиная с 2016 г., в ОАО «РЖД» был объявлен Конкурс на лучшее структурное подразделение в части выполнения требований природоохранного законодательства. За звание лучших боролись 242 подразделения Компании. Приводятся основные контролируемые показатели по соблюдению требований природоохранного законодательства. Перечисляются предприятия, занявшие призовые места по Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД».


На обложке журнала публикуются фотоматериалы с прошедшего недавно Международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение. Экспо» (г. Москва, Щербинка). Так, на 1-й с. обложки представлен инновационный универсальный крытый шестиосный вагон сочлененного типа с раскрывающейся крышей модели 11-2151 Алтайского вагоностроительного завода.