ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 3, 2017 г.


Автоматизация технологических процессов пунктов технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта. Неумоин В.А.

При выполнении технологических процессов технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта работники вагонного хозяйства используют информационные системы, основными из которых являются АСУ ПТО и АСУ ТОР ЭК. В статье рассказывается о структуре и работе этих АСУ и их подсистем, порядке выполнения технического осмотра поездов и текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов с использованием информационных систем, показаны перспективы их развития и модификации.


О договорной работе с компаниями-операторами и собственниками вагонов. Уварова Н.А.

Анализируется работа Московской дирекции инфраструктуры с компаниями-операторами и собственниками вагонов по заключению договоров на текущие отцепочные ремонты в объемах ТР-1 и ТР-2, в том числе с использованием системы электронного документооборота ЭДО СПС.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2017 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за II квартал 2017 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Об итогах комплексной оценки работы ПТО грузовых вагонов за II квартал 2017 г. Козарезова М.А., Неумоина М.В.

Управление вагонного хозяйства ОАО «РЖД» выполнило комплексную оценку работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов эксплуатационных вагонных депо за II квартал 2017 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы ПТО. Показаны набранные баллы ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Анализ отказов технических средств вагонного комплекса за первое полугодие 2016 и 2017 гг. Казаков А.А., Матросова М.В.

В вагонном хозяйстве ведется непрерывный мониторинг технического состояния грузовых вагонов. Анализ за первое полугодие 2017 г. показывает, что было допущено 5287 отказов технических средств 1-й и 2-й категорий, что на 27 % ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года — 7247 отказов. Вместе с тем, допущен рост отказов у некоторых участников вагонного комплекса. Приводится анализ отказов основных узлов и деталей оборудования грузовых вагонов, показаны заводы-изготовители, работающие с низким качеством.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие 2017 г. Матросова М.В., Юлин В.Г.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача по снижению отказов технических средств в 2017 г. не менее чем на 15 % по Управлению вагонного хозяйства. Данный целевой показатель за первое полугодие 2017 г. выполнен (снижение на 27 %). В первом полугодии за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ на 17.07.2017 г., учтено 5287 отказов технических средств, что на 27 % меньше, чем за аналогичный период 2016 г. В статье анализируется качество работы вагоноремонтных предприятий — заводов, депо, поставщиков запасных частей за указанный период.


Улучшить состояние вагонов после выгрузки на путях клиентов. Танцурин А.Н.

Анализируется степень ответственности участников перевозочного процесса за техническое состояние грузовых вагонов согласно нормативным документам. Указано на недоработки этих документов и коллизии в них, позволяющие уйти от ответственности за повреждения вагонов.


Результаты эксплуатации тихвинских вагонов за пять лет. Лосев Д.Н.

Более пяти лет Тихвинский вагоностроительный завод (АО «ТВСЗ») выпускает грузовые вагоны нового поколения с осевой нагрузкой 25 тс. Сегодня на «пространстве 1520» эксплуатируется более 50 тыс. таких вагонов различного типа: полувагоны, хопперы, цистерны, крытые вагоны и платформы.

Тихвинские вагоны показали высокие результаты эксплуатации и оказались эффективнее по сравнению с типовыми моделями вагонов. Так, вдвое увеличилась интенсивность работы. На сегодня средний годовой пробег полувагонов ТВСЗ составляет 150 тыс. км, при этом максимальный превышает отметку в 194 тыс. км. В статье приводятся данные о техническом состоянии инновационных вагонов.


Предотказное состояние подвижного состава выявляет Центр мониторинга вагонного хозяйства. Смутин А.В.

В августе прошлого года на Октябрьской дороге была организована работа Центра мониторинга вагонного хозяйства (ЦМВ). Задача ЦМВ — снизить количество отказов технических средств путем организации работы по выявлению предотказного технического состояния подвижного состава. В состав коллектива диагностического центра вошли два сменных оператора и диспетчер ЦУСИ по вагонному хозяйству. Начальником Октябрьской дороги был утверждён регламент взаимодействия между дирекциями инфраструктуры, движения и тяги.

До организации работы ЦМВ суммарные потери времени от остановок поездов по тревожным показаниям на промежуточных станциях составляли примерно 85 мин. После организации работы «на предотказ», оператор ЦМВ видит скрытые показания КТСМ по тормозам и совместно с диспетчером ДНЦ организовывает подконтрольную остановку поезда на промежуточной станции или перегоне с учетом устранения не более 14 мин. За первый год эксплуатации ЦМВ снижение тревожных показаний КТСМ по неисправности тормозного оборудования снизилось в 3,5 раза по отношению к предыдущему году. Подробности работы диагностического центра — в публикуемом материале.


Проекты бережливого производства улучшают эксплуатационную работу. Гуляев Д.А.

На предприятиях вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры уже на протяжении пят лет ведется работа по вовлечению работников в совершенствование производственных и технологических процессов, решение вопросов повышения производительности труда и сокращения непроизводительных потерь. За 6 месяцев текущего года уже внедрено 33 проекта улучшений, экономия от внедрения превысила 5,4 млн. руб.

В статье рассказывается о некоторых проектах:

изменении технологии зарядки тормозной магистрали в парке отправления ПТО Лоста;

удлинении путей на пункте отцепочного ремонта станции Ветласян;

организации участка по подготовке вагонов под погрузку на участке ТОР станции Микунь.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения и дополнения

Публикуется обзор поступлений нормативно-технической документации в архив Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ ОАО «РЖД») за первое полугодие 2017 г. — по техническому обслуживанию и плановому ремонту грузовых, пассажирских и специальных вагонов.


Основная задача — обеспечить безопасные условия труда! Власов А.А., Аймалова В.А.

По итогам смотра-конкурса на лучшее структурное подразделение филиала ОАО «РЖД» в области охраны труда за 2016 г. почетное второе место присуждено эксплуатационному вагонному депо Горький-Сортировочный Горьковской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Положением о смотре-конкурсе, утвержденном распоряжением ОАО «РЖД» от 22.08.2014 № 1958р, предусмотрен ряд показателей, характеризующих работу в области охраны труда. Депо Горький-Сортировочный успешно выполнило эти показатели. Статья рассказывает о проделанной работе.


Подкомитет НП «ОПЖТ» по ремонту грузовых вагонов: актуальные проблемы и решения. Иванов И.А.

В публикуемом материале описана организация работы подкомитета Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и ее результаты. На заседаниях рассматривают все поступившие в подкомитет письменные обращения организаций железнодорожного транспорта, включая: комитеты и подкомитеты НП «ОПЖТ», вагоноремонтные предприятия, вагоностроительные заводы, предприятия машиностроения, изготовителей продукции для грузовых вагонов, отраслевой науки.

Как правило, доклад по рассматриваемому вопросу делает представитель обратившейся организации. Вопрос рассматривается участниками заседания, происходит обмен мнениями, принятое решение фиксируется в протоколе заседания. В результате разрабатываются актуальные нормативные документы, вносятся изменения в действующие.


Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Бороненко Ю.П., Титова Т.С., Семёнов Е.Ю.

В Санкт-Петербурге 5 — 9 июля 2017 г. состоялась XII Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», которую организовали Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Научно-внедренческий центр «Вагоны», Союз «Объединение вагоностроителей» и Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий.

Конференция была организована в виде проведения двух пленарных заседаний, работы трех секций: «Грузовые вагоны», «Испытания подвижного состава» и «Динамика, прочность и безопасность подвижного состава». Всего на конференции были представлены 68 докладов, а ее материалы были изданы в виде сборника на 190 страницах.

В статье анализируется текущая ситуация с внедрением новой техники в вагонном хозяйстве, приводятся решения и рекомендации участников конференции.


Уточнить минимальную толщину гребня колесной пары

Недавнее заседание Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») в основном было посвящено вопросам повышения надежности работы колесных пар грузового подвижного состава. В заседании приняли участие более 50 представителей предприятий — членов НП «ОПЖТ», среди которых Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», Оскольский подшипниковый завод «ХАРП», ООО «Трансвагонмаш», Крюковский вагоностроительный завод и др. Статья рассказывает об обсуждавшихся вопросах, в том числе — о возможности снижения минимально допустимой в эксплуатации толщины гребня колесной пары.


Литые и катаные колеса: сравнение свойств и возможностей использования. Гетманова М.Е., Никулин А.Н., Филиппов Г.А.

Существуют две технологии изготовления колес литых — по стандарту AAR М-107/М-208 (США) и катаных по ГОСТ 10791 (РФ). Это два принципиально разных способа производства, придающие изделиям разный уровень служебных свойств. Исследования, выполненные специалистами ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» (г. Москва), выявили соответствие литых колес требованиям ГОСТ 10791 только по нескольким показателям: по остаточным напряжениям в колесе, по неметаллическим включениям в металле и прочности. В макроструктуре литого колеса присутствует повышенное скопление пор. Металл обода и других конструктивных элементов колеса содержит структуры, не соответствующие требованиям AAR М-107/М-208.

По результатам сопоставительных испытаний на статический изгиб, ударную вязкость и износостойкость показатели литого колеса были значительно ниже, чем у катаных колес из стали марок «2» и «Т». По служебным свойствам литое колесо существенно уступает катаным колесам. Подробности проведенного исследования — в публикуемом материале.


Повысить достоверность диагностирования технического состояния грузовых вагонов. Матяш Ю.И., Сосновский Ю.М., Петракова А.Г., Кравченко Т.И.

При капитальном ремонте грузовых вагонов их ресурс должен восстанавливаться полностью. Однако на практике это не обеспечивается, о чем свидетельствует значительное количество вагонов, поступающих в неплановый ремонт после капитального. В статье приводятся основные причины возникновения неисправностей грузовых вагонов, анализируется работа комплексов диагностирования технического состояния подвижного состава на ходу поезда (КТСМ-02, ПАК, КТИ, САКМА и АСООД), предлагается использовать диагностические комплексы нового поколения, базирующиеся на применении новых физических методов контроля.


Идет подконтрольная эксплуатация сдвоенных подшипников. Байгулов М.А.

Специалистами Саратовского подшипникового завода в 2005 г. была разработана конструкция сдвоенного буксового подшипника типа 46-882726Е2МС43. Целью разработки и освоения производства сдвоенного подшипника являлось создание продукта, который можно использовать в качестве альтернативы паре подшипников типов 36-42726Е2М и 36-232726Е2М, применяемых в настоящее время в серийных буксовых узлах колесных пар грузовых, а в перспективе и пассажирских вагонов.

В 2015 г. организована и начата подконтрольная эксплуатация сдвоенного подшипника на сети железных дорог Российской Федерации. Она проводится под 114 полувагонами собственности АО «Первая грузовая компания» в рамках совместного с ЕПК проекта. В статье приведены полученные к настоящему моменту результаты.



На обложке журнала публикуются новые вагоны, показанные на прошедшем недавно VI Международном железнодорожном салоне техники и технологий «ЭКСПО 1520».