ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА «ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 3, 2016 г.


Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы

Президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») В.А. Гапановичем 26.07.2016 г. утвержден Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, разработанный специалистами Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ». Публикация знакомит читателей с текстом этого документа. Приводятся, в частности, термины, определения и понятия; описан порядок расследования причин отцепки и составления рекламации; порядок исследования дефектных узлов и деталей в вагоноремонтной организации и т.д.


Осевая нагрузка 27 тс — новая веха развития вагоностроения. Соколов А.М., Орлова А.М.

Специалисты ПАО «НПК Объединенная Вагонная Компания» ведут исследования путей повышения осевой нагрузки грузовых вагонов и ее влияния на инфраструктуру железных дорог. Недавно создана тележка модели 18-6863 с осевой нагрузкой 27 тс и полувагон модели 12-9548 в габарите Тпр на этих тележках. Авторы всесторонне анализируют проблемы создания и эксплуатации нового подвижного состава, знакомят с планом развития вагоностроения с осевой нагрузкой 27 тс.


Совершенствуя технологию работы ПТО и эксплуатации автотормозного оборудования. Козарезова М.А., Жуков И.В.

Недавно на базе эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский Октябрьской дирекции инфраструктуры прошла сетевая школа передового опыта на тему «Совершенствование технологии работы пунктов технического обслуживания сортировочных и грузовых станций и тормозного оборудования грузовых вагонов». Школа собрала в Санкт-Петербурге заместителей начальников служб вагонного хозяйства — начальников отделов эксплуатации, начальников тормозоиспытательных вагонов и технологов служб вагонного хозяйства с 16-ти дирекций инфраструктуры. Они делились опытом решения задач, которые ставит сегодня руководство РЖД перед вагонным эксплуатационным комплексом. Статья рассказывает об обсуждавшихся проблемах и решениях.


Об итогах комплексной оценки работы ПТО грузовых вагонов во II квартале 2016 г. Козарезова М.А., Неумоина М.В.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги комплексной оценки работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов эксплуатационных вагонных депо за II квартал 2016 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы ПТО. Показаны набранные баллы ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал и первое полугодие 2016 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за II квартал и первое полугодие 2016 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения, дополнения

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за II квартал 2016 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; методикам и средствам измерений в вагонном хозяйстве, справочно-аналитическим материалам, другим изменениям и дополнениям в документацию.


Нормативную базу — в соответствие с реалиями экономики

В настоящее время перед компаниями-операторами как никогда остро стоит необходимость оптимизации расходов на содержание собственного железнодорожного подвижного состава. В связи с этим требует существенной переоценки и переработки нормативная документация на ремонт, учитывая имеющиеся противоречия между требованиями к подвижному составу при различных видах ремонта, выявленных при переходе на систему технического обслуживания и ремонта с учетом фактически выполненного объема работ и использования при ремонтах комплектующих собственности компаний-операторов. В статье приводится ряд примеров таких несоответствий, даются некоторые рекомендации.


Изменить требования к составным частям грузовых вагонов, предъявляемые при капитальном ремонте

В 2016 г. АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) выступило инициатором в области унификации требований нормативно-технической документации, предъявляемых при ремонте грузовых вагонов. Основанием послужило то, что для большей части типов универсальных грузовых вагонов межремонтный пробег от капитального до деповского ремонта и между деповскими ремонтами составляет 160 тыс. км. При этом требования к экипажной части вагонов при выпуске из капитального и деповского ремонтов существенно отличаются.

Специалисты АО «ПГК» направили на рассмотрение Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) вопрос о внесении изменений в нормативные документы, регламентирующие требования к капитальному ремонту вагонов, в части изменения параметров ремонта узлов и деталей ходовых частей и приведения их к требованиям, предъявляемым при деповском ремонте.


Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Бороненко Ю.П., Титова Т.С., Варенов В.А.

В Санкт-Петербурге состоялась очередная, XI Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», которую организовали Петербургский государственный университет путей сообщения, Научно-внедренческий центр «Вагоны», Некоммерческое партнерство «Объединение вагоностроителей» и ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий». В работе конференции приняли участие 150 специалистов.

Работа конференции была организована в виде проведения двух пленарных заседаний, работы трех секций: «Грузовые вагоны», «Пассажирский, тяговый и специальный состав», «Динамика, прочность и безопасность подвижного состава». Актуальные проблемы вагонного хозяйства были также рассмотрены в дискуссиях на трех круглых столах: «Текущий отцепочный ремонт вагонов. Проблемы и пути сокращения отцепок»; «Обеспечение сохранности вагонов при производстве погрузоразгрузочных работ на путях необщего пользования», «Эксплуатация, ремонт и сервисное обслуживание поглощающих аппаратов повышенной энергоемкости на сети железных дорог РФ и борьба с контрафактом». Приняты соответствующие рекомендации, публикуемые в статье.


Разрабатывается модельный ряд специализированных вагонов-цистерн. Кякк К.В., Калугин А.В.

Перед специалистами ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» («ВНИЦТТ») поставлена задача создания модельного ряда перспективных вагонов-цистерн, которые в ближайшее десятилетие должны прийти на замену морально и физически устаревшим вагонам-цистернам эксплуатационного парка. Кроме опытно-конструкторских работ по разработке, испытаниям и приемке опытных образцов, специалисты «ВНИЦТТ» выполнили комплекс работ по выбору оборудования, проектированию технологических линий и оснастки для производственных линий «ТихвинХимМаш».

В результате совместной работы специалистов «ВНИЦТТ» и завода-изготовителя «ТихвинХимМаш» на новой площадке создано производство специализированных вагонов-цистерн, разработаны и серийно изготавливаются новые модели инновационного подвижного состава для перевозки наиболее востребованных жидких химических грузов:

вагон-цистерна для едкого натра (каустика) и других химических грузов модели 15-6900;

вагон-цистерна модели 15-6913 для расплавленной серы;

вагон-цистерна модели 15-6900-01 для перевозки широкой номенклатуры химических грузов с котлом из коррозионно-стойкой стали.

Особенности новых цистерн — в публикуемом материале.


Завершена реконструкция Тобольского филиала «СГ-транс»

АО «СГ-транс» объявило о завершении реконструкции Тобольского филиала. Основным этапом реконструкции стало строительство главного корпуса ремонтно-испытательного пункта (РИП), позволившего Компании значительно увеличить производственные мощности данного филиала. Текущее оснащение филиала позволяет:

в два раза увеличить объем выполняемых операций по подготовке вагонов-цистерн под налив — до 24 000 ед. в год;

почти в два раза увеличить число технических освидетельствований и операций по сухой очистке внутренней поверхности котлов — до 4800 вагонов-цистерн в год;

выполнять на треть больше ремонтов вагонов в объеме ТР-2 — до 4000 в год;

увеличить на 12 % подготовку вагонов к плановым видам ремонтов — до 5600 вагонов в год.


«СГ-транс» построит депо по ремонту химических танк-контейнеров

АО «СГ-транс» объявило о начале работ по строительству специализированного сервисного центра (депо) по техническому обслуживанию и ремонту танк-контейнеров для транспортировки химических грузов. Депо создается на территории ремонтно-испытательного пункта (РИП) Новокуйбышевского производственного подразделения Самарского филиала Компании.

Сервисный центр будет предоставлять полный спектр услуг по ремонту, техническому освидетельствованию с актами международного образца сроком на 2,5 и 5 лет, а также по ремонтной окраске и обновлению трафаретов химических танк-контейнеров. Кроме того, депо сможет вести работы по очистке и промывке-пропарке внутренних поверхностей котлов контейнеров-цистерн со сбором, накоплением и последующим вывозом для утилизации получаемых жидких и твердых отходов.


Инновационная цистерна для коксохимического сырья. Перфильев Д.П., Чернов В.А., Старых О.В.

Корпорация УВЗ создала для потребителей (в основном, это металлургические и коксохимические предприятия, а также операторские компании, оказывающие им транспортные услуги) новую модель вагона-цистерны 15-5181 с расширенным перечнем перевозимых в ней жидких химических неагрессивных грузов (95 наименований), в том числе коксохимического производства. Статья знакомит читателей с конструкцией и особенностями новой цистерны.


Снижать отказы технических средств — повышать надежность перевозок! Михалёва С.В., Юлин В.Г.

Публикуемый материал представляет собой рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие текущего года. Анализируются отказы технических средств по вагонному комплексу, приводится рейтинг частных вагоноремонтных предприятий по качеству ремонта грузовых вагонов, рейтинг предприятий по качеству поставки комплектующих узлов и деталей для грузовых вагонов, рейтинг вагоноремонтных предприятий холдинга РЖД по качеству ремонта грузовых вагонов.


Инновационный вагон-хоппер «Тракторных заводов» успешно прошел предварительные испытания

В ЗАО «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта» закончились предварительные (с учетом сертификации) испытания вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений модели 19-9974, созданного в ЗАО «Промтрактор-Вагон». Проводились:

стационарные тормозные испытания;

статические испытания на прочность;

испытания на прочность при соударениях;

ходовые динамико-прочностные испытания;

ходовые тормозные испытания;

испытания по воздействию на путь и стрелочные переводы.

Вагон-хоппер для перевозки насыпных грузов имеет три модификации, отличающиеся внутренним покрытием кузова и родом перевозимого груза. Статья знакомит читателей с особенностями конструкции вагона.


Технологии бережливого производства: от пилотных проектов — к межфункциональным. Карташов Е.В.

В вагонном хозяйстве Куйбышевской дирекции инфраструктуры растет количество внедренных технологий бережливого производства. Так, в 2015 г. в хозяйстве внедрены 25 проектов, на этот год к реализации запланировано уже 56 проектов, ожидаемый экономический эффект составит 1386 тыс. руб. Статья рассказывает о нескольких проектах — эксплуатационных вагонных депо Дёма, Пенза и Кинель.

Не допуская производственный травматизм. Шарафутдинов И.А., Крелина М.Б.
По итогам общесетевого конкурса на лучшее подразделение в области охраны труда второе место завоевал коллектив эксплуатационного вагонного депо Тайшет Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. В этом депо последний случай производственного травматизма случился в 2008 г. Об организации работы по охране труда в депо Тайшет читайте в публикуемом материале.

Безопасность работ на высоте. Сыпалов В.Н.
С 6 мая 2015 г. вступили в силу в силу Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 № 155н. Отличительной особенностью данного документа от ПОТ Р М-012–2000 является то, что он прошел регистрацию в Министерстве юстиции и, соответственно, его действие распространяется на всех работодателей, в организациях которых проводятся работы на высоте. С изданием данного документа появилось очень много вопросов, а какие-либо официальные разъяснения отсутствовали. Поэтому в службе вагонного хозяйства Южно-Уральской дирекции инфраструктуры с помощью экспертов в области охраны труда адаптировали новый документ к конкретным условиям работы эксплуатационных вагонных депо.

Паспорт безопасности производственных процессов. Ананьина А.А.

Безопасность производственных процессов в эксплуатационных депо во многом зависит от заинтересованности работников структурных подразделений в повышении уровня охраны труда. Усилить их мотивацию в этом направлении призвана система «Безопасность», разработанная службой вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры. Основные ее задачи:

вовлечение руководителей среднего звена и самих работников в процесс создания безопасных и здоровых условий труда;

своевременное выявление, принятие мер для устранения и анализ причин возникновения травмоопасных ситуаций;

предупреждение и сокращение случаев производственного травматизма;

улучшение условий и охраны труда работников.

Задача мотивации в области охраны труда в первую очередь заключается в повышении заинтересованности персонала в строгом соблюдении установленных регламентов, а также в организации и совершенствовании технологических процессов. Именно с этой целью службой вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры был разработан и внедрен «Паспорт безопасности производственных процессов» в области охраны труда. Публикуемый материал рассказывает об организации работы по охране труда с помощью этого паспорта в эксплуатационных вагонных депо.


Видеофиксация повышает безопасность производства. Маршева М.В.

На участке текущего отцепочного ремонта станции Лоста Северной дирекции инфраструктуры внедрена система цифрового видеонаблюдения, в состав которой входят: восьмиканальный цифровой видеорегистратор, цифровые видеокамеры, монитор, роутер, обеспечивающий доступ к глобальной сети Интернет.

Видеофиксация позволяет оперативно отслеживать обстановку на участке ТОР, контролировать сохранность имущества, исключить противоправные действия работников в области охраны труда, например, пользование личным автотранспортным средством в рабочее время, курение в неразрешенных для этой цели местах и т.д. Подробности — в публикуемой статье.


Укрепляя материальную базу технической учебы. Киселёва Е.Ю.

На полигоне Южно-Уральской железной дороги ведут хозяйственную деятельность четыре эксплуатационных вагонных депо — Челябинск, Оренбург, Курган, Карталы и вагонное депо Петропавловск. В целях обеспечения материальной базой процесса технического обучения в структурных подразделениях оборудовано 11 кабинетов технической учебы и 10 учебных полигонов. Статья рассказывает об организации технической учебы осмотрщиков вагонов, в том числе дистанционного обучения.


Предсменное тестирование — по мобильному приложению

Специалисты вагонного хозяйства Октябрьской дирекции инфраструктуры и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I активно внедряют на своем полигоне систему дистанционного обучения работников. Такая технология позволяет снизить затраты на обучение, проводить одновременно обучение большого количества человек, повысить качество обучения, создать единую образовательную среду. Руководством службы вагонного хозяйства в начале 2016 г. было принято решение о начале разработки мобильных приложений для популярных мобильных платформ с целью проведения предсменных инструктажей и последующего тестирования работников. Первые результаты применения такого метода — в публикуемом материале.


Вагоноремонтное депо ПГК готовит платформы с улучшенными характеристиками

В июне 2016 г. АО «Вагоноремонтное предприятие (ВРП) «Грязи», дочерняя структура АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК), получило сертификат соответствия Федерального бюджетного учреждения «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» на модернизацию двух моделей универсальных платформ с продлением срока службы. Сертификат соответствия позволит ВРП «Грязи» модернизировать с продлением срока службы представленные в парке компании вагоны-платформы моделей 13-401 и 13-4012. Модернизация предусматривает полное восстановление рабочего ресурса вагонов, в результате которого их технические и эксплуатационные характеристики будут максимально приближены к характеристикам нового подвижного состава. Статья знакомит с планами работы предприятия.


Лизинг оборудования для вагоноремонтных и вагоностроительных предприятий. Чистяков А.П.

С 2002 г. Группа компаний «Техноком» является одним из ведущих производителей вагоноремонтного оборудования, оказывает комплексную помощь вагоноремонтным и вагоностроительным предприятиям в решении их технических задач. В сотрудничестве с компанией «Система Лизинг 24» (товарный знак «ВТБ24 Лизинг») по программе лизинга производимого оборудования «Техноком» предлагает:

комплекс вибродиагностики буксового узла колесной пары;

пресс холодной запрессовки буксового узла роликового и кассетного типа, с шейкой 130 и 150 мм;

пресс распрессовки (запрессовки) буксовых узлов колесных пар;

позиции неразрушающего контроля колесной пары или ее оси;

установку сухой очистки колесных пар;

поворотный круг для колесной пары или железнодорожной тележки;

подъемник вагона двумя или четырьмя стойками;

комплекс безотцепочного ремонта вагонов;

колесотокарный станок.


Сортировочная станция: инновационное обслуживание грузового поезда. Глушко М.И.

Публикуемый материал продолжает серию статей, посвященных инновационному техническому обслуживанию поездов (см. журнал «Вагоны и вагонное хозяйство» № 2, 2016 г.), началом которого является парк приема сортировочной станции. Острая необходимость развития сортировочных станций, которые признаются «сердцем инфраструктуры», вызвана в конечном итоге необходимостью повышения эффективности перевозочного процесса. Сортировочная станция будущего представляет собой станцию-автомат, где применяют малолюдные технологии и локомотивы без машинистов. Особенности организации работы такой станции — в публикуемом материале.


На страницах обложки журнала показаны инновационные вагоны ЗАО «Промтрактор-Вагон», компании «РМ Рейл», НПК ОВК.