ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 3, 2015 г.


Инженерная деятельность вагонного хозяйства: промежуточные итоги. Комиссаров А.Ф., Романов В.В.

Сегодня, оценивая деятельность хозяйства, невозможно ограничиться только одним-двумя показателями. Основные направления работы хозяйств комплексно учитываются в Итогах инженерной деятельности. Показателями оценки являются:

экономический эффект по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»;

отказы технических средств, внедренных по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»;

производственный травматизм;

приведение рабочих мест в соответствие с требованиями норм охраны труда и улучшение условий труда по результатам аттестации;

расходы на мероприятия по охране труда;

пожарная безопасность;

деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

метрологическое обеспечение;

рационализаторская деятельность;

использование научно-технических достижений и передового опыта;

техническая учеба;

оценка работы по обеспечению инструментом.

К косвенным показателям оценки также относятся:

энергосбережение;

внедрение проектов бережливого производства;

деятельность по стандартизации и лицензированию;

освоение инвестиций;

проведение Дней качества.

Статья подробно анализирует эти показатели за первую половину 2015 г.


Рассмотрены вопросы инженерной деятельности

В конце июля 2015 г. на базе эксплуатационного вагонного депо Астрахань Приволжской дирекции инфраструктуры Управлением вагонного хозяйства организована и проведена школа передового опыта на тему: «Совершенствование технологических процессов производства технического обслуживания и текущего ремонта вагонов. Интерактивные методы обучения. Внедрение технологии бережливого производства. Организационно-профилактическая работа по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности в вагонном хозяйстве». Статья информирует об основных вопросах, рассмотренных на этом совещании.


Тихвинское литье поступит на американский рынок

В рамках V юбилейного Международного железнодорожного салона техники и технологий «ЭКСПО 1520» Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК ОВК), лидер инновационного вагоностроения на «пространстве колеи 1520», и глобальный поставщик высокотехнологичной продукции для железных дорог Wabtec Corporation (США) подписали контракт о поставках на экспорт вагонной литейной продукции. Впервые в истории российского транспортного машиностроения отечественная продукция будет массово эксплуатироваться на высококонкурентном рынке одной из ведущих железнодорожных держав мира. В рамках десятилетнего контракта, начиная с 2016 г., НПК ОВК будет поставлять на американский рынок крупное вагонное литье (рама боковая и балка надрессорная) для производства тележек типа Barber S2HD (основной тип тележек в Америке с осевой нагрузкой 30 тс).


Высокая эффективность инновационных вагонов

Приводятся данные эксплуатации инновационных полувагонов, принадлежащих оператору «Восток 1520», — их производительности, экономической эффективности и т.д.


Сервис нового поколения. Волокитин И.А.

На железных дорогах все чаще встречается новый подвижной состав, грузовые вагоны с инновационными узлами. Насколько готовы ремонтные предприятия к работе с такими вагонами? На этот и другие вопросы редакции отвечает генеральный директор открытого акционерного общества «Вагонная ремонтная компания-3».


Сохранность вагонного парка: итоги работы в первом полугодии 2015 г. Клавдиенко О.А.

Проблема сохранности подвижного состава при выполнении погрузочно-разгрузочных операций и маневровых работ не теряет своей актуальности. Своевременное и качественное удовлетворение потребностей экономики России в перевозках грузов железнодорожным транспортом является важнейшей задачей ОАО «РЖД». Ее выполнение в значительной степени зависит от технического состояния грузовых вагонов, которое должно гарантировать безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов. В статье приводятся данные о повреждениях вагонов, в основном, в портах, приводятся рекомендации по сохранности вагонов.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2015 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства во II квартале 2015 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения, дополнения

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за II квартал 2015 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов, по изменениям и дополнениям в документации, другие учебно-методические и справочно-аналитические материалы.


Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Бороненко Ю.П., Варенов В.А.

В Санкт-Петербурге прошла X Международная научно-техническая конференция. Ее работа была организована в виде проведения пленарного заседания, работы трех секций: «Грузовые вагоны»; «Пассажирский, тяговый и специальный подвижной состав»; «Динамика, прочность и безопасность подвижного состава». Всего на конференции были представлены 62 доклада. Статья рассказывает о рассматривавшихся проблемах, принятых решениях и рекомендациях.


НПК ОВК диверсифицирует продуктовую линейку

В целях повышения конкурентоспособности во всех рыночных сегментах вагонной продукции НПК «Объединенная Вагонная Компания» расширяет модельный ряд производимого подвижного состава с одновременным повышением специализации вагонов. Диверсификация продуктовой линейки позволит гибко реагировать на изменение рыночного спроса и обеспечит преимущества в кастомизации продукции с учетом требований конкретного заказчика. В планах компании увеличить портфель сертифицированных модификаций грузовых вагонов нового поколения с 26 единиц в 2015 г. до 56 – в 2018 г.


Совершенствование ударно-тяговых приборов вагона. Калетин С.В.

Все вагоны, выпускаемые в России для железных дорог колеи 1520 мм, оборудованы автосцепными устройствами, которые служат для автоматического сцепления вагонов при формировании поезда, передачи продольных сжимающих и растягивающих усилий в поезде, а также ручного расцепления вагонов при маневрах. Для смягчения продольных динамических усилий между вагонами, поглощения и рассеивания энергии удара магистральные вагоны оборудуются поглощающим аппаратом. В статье приводятся характеристики существующих поглощающих аппаратов и рассказывается об их новых моделях.


ПГК приступила к модернизации парка полувагонов на предприятиях ВРК-2.

АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) приступила к программе модернизации парка полувагонов, заключив необходимые соглашения об их модернизации с продлением срока службы с АО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2). Проведена модернизация первой серии из 10 полувагонов в вагонном ремонтном депо Челябинск — обособленном структурном подразделении ВРК-2. Здесь выполнен ремонт кузова, автосцепного устройства, тележек, колесных пар, проведена замена тормозного оборудования и усилены основные конструкционные элементы 22-летних полувагонов ПГК. В результате модернизации срок службы вагонов продлен согласно техническим условиям до 33 лет.


Модернизация полувагонов с продлением срока службы в депо Челябинск. Сапетов М.В.

Для удовлетворения потребности рынка в модернизации вагонов АО «ВРК-2» начало работу по продлению срока службы подвижного состава на базе вагонного ремонтного депо Челябинск. Для освоения новой продукции на вагоноремонтном предприятии в Челябинске была организована работа по изучению проектной документации, а ее знание исполнителями подтверждено результатами испытаний на предприятии. На основе проектной документации были разработаны технологические процессы, технолого-нормировочные карты, подготовлены и размещены выписки на рабочих местах. Статья рассказывает об организации нового вида ремонта в депо.


Как сократить необоснованный ремонт кассетных подшипников. Лосев Д.Н.

Сегодня требования для проведения среднего ремонта колесных пар полностью идентичны и не разделены по конструкции подшипника на цилиндрический и кассетный. При этом при достижении параметров ползуна свыше 1 мм, неравномерного проката свыше 2 мм и навара свыше 1 мм колесные пары направляются в средний ремонт, при котором кассетные подшипники заменяются новыми, независимо от их технического состояния.

Опыт эксплуатации кассетных подшипников на «пространстве 1520» и на зарубежных рынках был всесторонне изучен специалистами, и в результате было выработано следующее консолидированное мнение: наличие дефектов на поверхности катания колесных пар с браковочными в эксплуатации размерами не является обязательным показателем неисправности кассетного подшипника. В публикации приводится возможный алгоритм проведения ремонтов колесных пар с цилиндрическими и кассетными подшипниками, даны рекомендации по изменению соответствующей нормативной документации.


Модернизированные тележки 18-100: предварительные результаты эксплуатации. Гончаров С.Е.

В АО «ПГК» реализуется проект перевода тележек модели 18-100 на колесные пары с кассетными подшипниками под адаптерами. Проект направлен на сокращение эксплуатационных расходов существующего парка грузовых вагонов АО «ПГК» с осевой нагрузкой 23,5 тс. В рамках данной работы специалистами компании создана собственная конструкция нового буксового узла, включающего в себя адаптер и блокиратор. В статье публикуются результаты опытной эксплуатации партии вагонов с модернизированными тележками.


Установка сухой очистки колесных пар грузовых вагонов

С 1.03.2015 г. введен в действие СТО РЖД 11.08–2014 «Система неразрушающего контроля в ОАО “РЖД”. Основные положения». В связи с этим стал актуальным вопрос приведения материально-технической базы ремонтных предприятий в соответствие с требованиями нормативной документации. В статье описана установка сухой очистки колесных пар грузовых вагонов УСО-ТК, разработанная компанией «Техноком» (г. Дзержинск) с учетом новых требований.


Вагон-хоппер из алюминиевых сплавов модели 19-1244

Компания «РМ Рейл» (входит в корпорацию «Русские машины», управляющую машиностроительными активами промышленной группы «Базовый Элемент») в июне 2015 г. провела презентацию опытного образца инновационного вагона-хоппера из алюминиевых сплавов модели 19-1244. Вагон не имеет аналогов на «пространстве 1520» и вызвал большой интерес специалистов на прошедшем недавно V Международном железнодорожном салоне в Щербинке. В статье подробно рассказывается о конструкции и характеристиках алюминиевого вагона.


Вагон-платформа с увеличенной эксплуатационной скоростью. Ведянкин А.В., Назаров И.В.

В связи реализацией ОАО «РЖД» проекта по организации высокоскоростного грузового движения для перевозки крупнотоннажных контейнеров в ОАО «Алтайвагон» разработан вагон-платформа с увеличенной эксплуатационной скоростью для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Он может эксплуатироваться со скоростями до 120 км/ч, в то время как на сегодняшний день весь парк грузовых вагонов эксплуатируется со скоростями не более 90 км/ч. Особенности конструкции и проблемы, решенные при создании платформы, описываются в публикуемом материале.


Пути повышения профессиональных компетенций осмотрщиков вагонов. Комиссаров А.Ф.

Управлением и службами вагонного хозяйства, эксплуатационными вагонными депо проводится целенаправленная работа по взаимодействию с Учебными центрами повышения компетенций (УЦПК) в части организации и проведения обучения и повышения квалификации осмотрщиков вагонов, являющейся основной массовой рабочей профессией вагонного хозяйства. От профессиональных качеств осмотрщика вагонов и постоянного развития его компетенций напрямую зависит уровень безопасности движения поездов. О том, как организована учеба осмотрщиков, подробно рассказывается в публикуемой статье.


Осмотрщики и машинисты: учимся вместе! Клепиков А.В., Шустров Н.В.

При раздельном обучении групп подготовки по профессиям вагонного и локомотивного хозяйств по предмету «Автотормоза» обучающиеся получают сходную информацию о порядке проведения опробования тормозов, заполнения «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», но упускается важный фактор: отсутствует понимание командной работы. Будущие машинисты и осмотрщики-ремонтники вагонов не получают необходимых навыков совместного взаимодействия.

В Самарском подразделении Куйбышевского УЦПК разработаны методические рекомендации по проведению совместных теоретических и практических занятий групп подготовки по профессиям «Осмотрщик-ремонтник вагонов», «Машинист тепловоза» и «Машинист электровоза». Разработанный комплексный подход позволяет повысить уровень осознания процесса опробования тормозов, получить начальные навыки взаимодействия (командной работы) локомотивной бригады и вагонников, повышает интерес и вовлеченность обучающихся. Статья описывает организацию и проведение совместной учебы.


Выбор пространственной схемы нагружения надрессорной балки для испытаний на ресурс. Орлова А.М., Шевченко Д.В., Куклин Т.С., Дмитриев С.В.

Постоянное совершенствование подходов к проведению ресурсных испытаний узлов тележек и уточнение схем нагружения позволяет приблизить результаты испытаний к данным, которые могут быть получены в процессе эксплуатации. Важным шагом на этом пути станет переход к пространственной схеме нагружения литых деталей тележек, применяемой в ходе ресурсных испытаний. Такой подход к выбору стендового нагружения позволяет реализовывать макроповрежденное состояние ответственных зон исследуемых элементов тележки, соответствующее макроповрежденному состоянию за расчетный срок эксплуатации. В публикуемом материале описывается процесс стендовых испытаний по новой методике.


Технологии и оборудование очистных сооружений: направления их совершенствования. Тэттэр В.Ю., Кашка В.С., Корнейчук И.Л., Власов С.В.

ООО «Научно-производственная компания “Энергосервис-Резерв”» предлагает к использованию разной степени сложности оборудование собственного производства для очистки сточных вод. В статье приведена классификация сточных вод железнодорожных предприятий, основные технологии и системы очистки, примеры исполнения технологических процессов и основные направления совершенствования очистных сооружений.


О возможности применения полимерных композиционных материалов в вагоностроении. Фатхуллин А.З.

Для создания наиболее конкурентоспособной продукции, достижения и удержания лидерства на стратегически приоритетных рынках специалисты ООО «ЦАКИР» предлагают применять антифрикционные полимерные композиционные материалы карбонит и оксафен, изделия из которых используются в узлах трения механизмов и агрегатов, эксплуатируемых в средах с высоким содержанием различных абразивов, минеральных масел, нефтепродуктов. По своим антифрикционным характеристикам данные материалы значительно превосходят по ресурсу и эксплуатационным нагрузкам изделия из баббита, бронзы, текстолита, фторопласта, различных полиамидов. Результаты испытаний и практика применения деталей из карбонита и оксафена в узлах трения тележек приводятся в публикуемом материале.


Вместо КТСМ — датчики температуры на буксовых узлах. Гришин А.А.

В текущей эксплуатации в ОАО «РЖД» для определения температуры нагрева букс используется оборудование КТСМ, стоимость которого, вместе с монтажными работами по его установке, очень высока. Это оборудование требует трудоемкого процесса настройки специально обученным персоналом, а в случае выхода из строя нужен дорогой ремонт силами подрядных организаций. Необходимо переходить на современные технологии для обеспечения безопасности движения поездов, искать решения, позволяющие существенно снизить стоимость применяемых устройств.

Одним из таких решений может стать установка на каждый буксовый узел грузового вагона датчика, измеряющего температуру в режиме реального времени. Питание на датчик подается от вибрационного энергомодуля, принцип работы которого основан на электромагнитной индукции, возникающей при вибрации деталей конструкции вагона при его движении. Статья анализирует возможности установки датчиков на буксы.


Готовясь к работе зимой. Омельченко А.А.

Автор из Северной дирекции инфраструктуры рассказывает об организации подготовки к работе в зиму в вагонном хозяйстве этой дороги. Ее границы расположены от территорий Полярного круга до средней полосы России. По этой причине температурные условия в регионах Северной дороги весьма различны, и подготовка к зиме имеет свои особенности.


Определен лучший начальник ПТО-2015

На базе эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры прошел общесетевой смотр-конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший вагонник ОАО “РЖД”» в номинации «Лучший начальник ПТО 2015 года». Конкурс проводится шестой раз, его цели — повышение профессионализма, роли и ответственности начальников пунктов технического обслуживания в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, охраны труда и качества обслуживания вагонов. Публикуются результаты конкурса, его победители.


В Сызрани выбрали лучшую команду ППС

На промывочно-пропарочной станции (ППС) Сызрань Самарского филиала АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) состоялся финал ежегодного смотра-конкурса профессионального мастерства на звание «Лучшая команда ППС филиалов ПГК 2015 года» и «Лучший промывальщик-пропарщик цистерн». В мероприятии приняли участие победители региональных этапов конкурса из семи ППС ПГК, руководители центрального аппарата и Самарского филиала ПГК, почетные гости. О том, как проходил конкурс, рассказывается в публикуемом материале.


На обложке журнала публикуются фотоматериалы о прошедшем недавно V Международном железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке.