ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2021 г.


Комитет НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу подвел итоги 2020 года.

Сообщается об итоговом заседании Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». Приводятся краткие итоги работы ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» и вагонного хозяйства в 2020 г. Даны: характеристика парка грузовых вагонов РФ; прогноз выбытия по сроку службы грузовых вагонов до 2030 г.; анализ динамики важнейших параметров вагонного комплекса за период 2015 — 2020 гг.; количество и причины отцепок грузовых вагонов в неплановые виды ремонта. В табличной форме показаны: распределение объемов текущего ремонта ТР-2 между вагоноремонтными предприятиями в 2020 г.; количество отцепок грузового подвижного состава в неплановые виды ремонта на 1000 вагонов в парке РФ за 2020 г.; средние накопленные коэффициенты отцепок инновационных полувагонов в зависимости от срока их эксплуатации после постройки.


Направляя и координируя действия содружества вагонников.

Приводится информация о результатах 70-го заседания Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. В числе рассмотренных вопросов: состояние общего парка грузовых вагонов; работа межгосударственных стыковых пунктов за 2020 г.; внесение изменений в конструкторскую и нормативную документацию. Рассмотрено положение с внедрением на железнодорожных администрациях нового технического паспорта грузового вагона ВУ-4ЖА. Принято решение о вынесении на утверждение 74-го заседания Совета новой документации.


Стратегические направления работы обозначили на заседании МТК 524.

В статье рассказывается о заседании Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт». В ходе заседания обсуждались основные проблемы, возникающие при разработке межгосударственных стандартов, а также пути их решения. Обозначены стратегические направления работы МТК 524. В части грузового подвижного состава приведены новые стандарты и изменения, которые вводятся в действие в 2021 г.


Критерии показателей безотказной работы вагоноремонтных депо требуют пересмотра. Лосев Д.Н.

Автор рассматривает сложившуюся систему показателей качества работы вагоноремонтных депо и приходит к выводу, что применяющиеся сегодня принципы оценки работы вагоноремонтных предприятий, основанные на анализе количества отцепок подвижного состава в текущий ремонт по технологическим неисправностям к количеству вагонов, отремонтированным плановыми видами ремонта, устарели и требуют пересмотра. В статье даются предложения по новому подходу к оценке качества работы вагоноремонтных предприятий, которая должна быть справедливой, логичной и прозрачной для всех взаимодействующих сторон.


Доставка грузов в I – II кварталах 2021 года: тише едешь — дальше будешь. Агапова Е.

В статье автор рассказывает об итогах I квартала 2021 г., приводит объемы погрузки на сети ОАО «РЖД», которые выросли на 0,2 %. Анализирует причины роста перевозки грузов, которые дали основной прирост (контейнеры, зерно, удобрения), и причины снижения перевозок ряда грузов, ушедшие «в минус». Прогнозируются тенденции грузовой базы на апрель — июнь 2021 г. Предполагается, что первое полугодие 2021 г. обеспечит прирост грузовой базы около 1,5 % по отношению к первому полугодию 2020 г.


ИПЕМ прогнозирует объем рынка новых грузовых вагонов.

Институт проблем естественных монополий представил прогноз развития рынка новых грузовых вагонов России на 2021 г. Показаны основные тренды 2020 г. Дан прогноз совокупного списания грузовых вагонов в 2019 — 2030 гг. По оценке института, производство по итогам 2021 г. сократится по отношению к предыдущему году на 17 — 25 %.


Проекты АО «НИИАС» высоко оценили на XXIV Международном салоне «Архимед-2021».

Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте представил Холдинг ОАО «РЖД» на XXIV Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2021». Салон «Архимед» — это стартовая площадка для выхода на рынок новых прорывных изобретений и технологий. АО «НИИАС» представил на международном салоне несколько проектов. Один из них — «Система технического и коммерческого контроля состояния поездов» — получил специальный приз в номинации «Лучшее изобретение в интересах дорожной отрасли».


Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт в I квартале 2021 г. Агафонов М.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении грузовых вагонов парка России в I квартале 2021 г. в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за этот период поступило в неплановый ремонт 329 тыс. вагонов, что на 0,1 % меньше, чем за тот же период 2020 г. Информация об отцепках в ТОР приводиться в зависимости от вида ремонта, дороги отцепки, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наиболее массовым поступлениям в ТОР вагонов грузового парка России.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2021 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в I квартале 2021 г. не менее чем на 7 % по сети. Данный целевой показатель за 2020 г. выполнен (–24 %). В статье приводятся: динамика отказов технических средств 1-й и 2-й категорий по вагонному хозяйству за период 2015 — 2021 гг.; перечень ремонтных предприятий, достигших наибольшего снижения отказов технических средств в сравнении с предыдущим годом, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.


Прошел год от даты запуска проекта «электронный инспектор».

Представлены сведения о результатах реализации проекта по переходу на безбумажный обмен информацией, касающейся изготовления продукции и создания базы учета изделий подвижного состава — АС «Электронный инспектор». Внедрение проекта направлено на полное вытеснение с легального рынка контрафактной и нелегитимной продукции. Приводятся результаты, достигнутые в 2020 — 2021 гг. Система основана на базе российской программы 1С, что позволяет работать с ней и официальным государственным органам.


Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2021 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2021 года. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. В соответствии с набранными баллами приведены рейтинговые таблицы депо и ПТО.


Технологическая инструкция по заправке буксовых узлов грузовых вагонов смазкой Буксол.

С целью снижения количества отказов подшипников, увеличения межремонтных пробегов, снижения эксплуатационных затрат и сокращения количества отцепок вагонов в неплановые ремонты по неисправностям буксовых узлов, АО «ВНИИЖТ» разработал технологию заправки вагонных буксовых узлов смазкой Буксол при ремонте на вагоноремонтных предприятиях. Публикуемая технологическая инструкция была утверждена в ноябре 2020 г.


Коммерческий осмотр поездов и вагонов на Куйбышевской дороге выходит на новый уровень.

Сообщается о внедрении Куйбышевским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания совместно с АО «НИИАС» на станции Рузаевка в конце 2020 г. в постоянную эксплуатацию двух новых автоматизированных систем коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ 3D) с использованием технологии лазерного сканирования. Это позволило полностью автоматизировать сразу несколько технологических операций, связанных с контролем подвижного состава. Приводятся технические характеристики, возможности и структура системы АСКО ПВ 3D. В 2020 г. благодаря техническим средствам было выявлено более 400 вагонов с превышением массы и более 250 вагонов с коммерческими неисправностями погрузки.


Создано средство крепления полуприцепов на вагоне-платформе. Кузнецов М.А., Степанов О.К., Табакова Ю.Н., Романов С.А.

Приводится информация о разработке и испытании многооборотного средства крепления (СКМ) для перевозки полуприцепов на вагоне-платформе модели 13-5203. В статье подробно рассматриваются конструкция СКМ и ее технические характеристики, результаты прочностных и эксплуатационных испытаний. Показано преимущество перевозки седельных полуприцепов на вагонах-платформах с применением СКМ, по сравнению с существующими конструкциями. Статья иллюстрируется графическими и фотоматериалами.


Влияние криволинейности пути на ресурс колесной пары. Петракова А.Г.

В статье рассматривается взаимодействие подвижного состава с рельсами с целью увеличения ресурса контактирующих пар. Приводятся: статистика отцепок грузовых вагонов в ТР-2 на Западно-Сибирской железной дороге; статистика по виду и дате последнего планового ремонта вагонов; результаты мониторинга пройденного пути в связи с износом гребней колес; распределение кривых участков рельсового пути на сети железных дорог. Рассчитана средняя величина износа гребня колеса на 10 тыс. км пробега. На основании данных о геометрических параметрах колес и расстояний пробега предлагается оценивать возможность прохода каждой колесной пары до конечной станции без отцепки вагона в ТР-2.


Эмпирическая оценка интенсивности образования ползуна при движении заклиненной колесной пары грузового вагона. Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

В статье приведена краткая систематизация дефектов колесных пар грузовых вагонов. Подробно рассматривается механизм развития термомеханических повреждений (ползуны, выщербины, навары и т.п.) на поверхности катания колеса. Дана усредненная оценка интенсивности образования ползуна на поверхности катания колеса грузового вагона при движении колесной пары юзом. Приводятся статистические данные нарушений безопасности движения в 2007 — 2019 гг., связанных с образованием сверхдопустимых ползунов, произошедших на полигоне Забайкальской и смежных железных дорогах. Приводится расчет средней интенсивности образования глубины ползуна на колесе грузового вагона. На основе эмпирических данных приводится уравнение, определяющее зависимость глубины ползуна от протяженности движения колесной пары юзом.


Новые контрейлерные маршруты.

У оператора DB Schenker появился новый регулярный маршрут Москва — Новосибирск — Москва. Параллельно DB Schenker развивает регулярные контрейлерные маршруты, связывающий Москву и Санкт-Петербург с Дальним Востоком. На таких дистанциях этот вид транспорта показывает свою максимальную эффективность. Сообщается о целесообразности и преимуществах железнодорожных перевозок перед автотранспортом. Широкому внедрению контрейлерных перевозок в европейских странах способствовала поддержка со стороны государственных органов, которая выражалась в предоставлении специальных тарифов.


Растет провозная способность Восточного полигона.

Рост обеспечен благодаря системному развитию железных дорог Восточного полигона. Это позволило в 2020 году увеличить перевозку грузов в адрес дальневосточных портов на 8,6 %. В ходе реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба были завершены основные работы на более чем 100 инфраструктурных объектах. Рост провозной способности был обеспечен также благодаря внедрению ряда технологических решений.



В Петербург — на новой «Волге».

В статье рассказывается о презентации в Нижнем Новгороде новых пассажирских вагонов постройки Тверского вагоностроительного завода, которые будут включаться в состав фирменного поезда «Волга» сообщением Нижний Новгород — Санкт-Петербург. Вагоны нового модельного ряда выполнены в виде двухвагонного сцепа. Сообщается о новом оборудовании, повышающем уровень комфорта и безопасности пассажиров, в том числе маломобильных.


ПГК ведет реновацию крытых вагонов.

Работы по восстановлению коммерческих свойств крытых вагонов — часть ремонтной стратегии ПГК, направленной на повышение качества подвижного состава и уровня клиентского сервиса. Согласно плану реновации ПГК восстановительный ремонт проходят крытые вагоны с объемом кузова 122 и 138 м3 без отвлечения их от перевозочного процесса. Сообщается об информационной системе, позволяющей контролировать качество вагонов, подаваемых под грузовые операции.


«Алтайвагон» сертифицировал новую модель крытого вагона.

Сообщается о завершении работ по сертификации крытого вагона модели 11-2163. Приводятся основные технические характеристики, особенности конструкции и эксплуатационные преимущества нового крытого вагона.


Растет спрос на тихвинские цистерны для перевозки метанола.

Сообщаются данные о поставках в 2021 г. инновационных вагонов-цистерн модели 15-6880 для перевозки метанола. Приводятся основные технические характеристики цистерны, передовые технические решения, примененные при разработке ее конструкции и эксплуатационные преимущества перед вагонами-аналогами.


УКБВ повысило универсальность платформы для перевозки лесоматериалов.

В связи с вступлением в силу в 2022 г. запрета на экспорт необработанной древесины, ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения» модернизировало вагон-платформу модели 13-198-02. Показаны основные преимущества новой разработки, связанные с повышенной универсальностью платформы. Приводятся основные технические характеристики вагона-платформы. В качестве изготовителя обновленного изделия рассматривается Волчанский механический завод — филиал АО «НПК “Уралвагонзавод”».


Уралвагонзавод представил первый в России вагон-рефрижератор.

Сообщается о разработанном на Уралвагонзаводе уникальном автономном рефрижераторном вагоне для перевозки скоропортящихся товаров. Приводятся и анализируются основные технические характеристики автономного рефрижераторного вагона модели 16-5213. Отличительной особенностью нового вагона является его автономность, рассчитанная на 30 суток. Рефрижератор оснащен современной электронной системой с возможностью отслеживания вагона по каналам GPRS, благодаря чему грузоотправитель может узнать в движении необходимую информацию: уровень топлива; температуру; влажность воздуха и другие параметры.


УКБВ разработало новый вагон-платформу.

Сообщается о разработке и успешном испытании вагона-платформы модели 13-192-03 для перевозки контейнеров типоразмеров 20 и 40 футов. Приводятся основные технические характеристика новой платформы, установленной на тележки модели 18-555. Отмечается, что фитинговые упоры, примененные в новом вагоне-платформе, обеспечивают защиту порожних контейнеров от сдувания при воздействии шквалистого ветра. Решена задача максимальной унификации вновь создаваемого изделия с серийно выпускаемыми на УВЗ платформами.



Готов к серийному выпуску обновленный вагон-самосвал.

Сообщается о разработке и успешном испытании вагона-самосвала модели 33-9985-01 с увеличенной грузоподъемностью. Отличительная особенность нового вагона-самосвала модели 33-9985-01 состоит в повышении на 10 т его грузоподъемности в сравнении с аналогичными моделями. Ходовая часть самосвала включает две трехосные тележки модели 18-522 производства корпорации УВЗ. Для обеспечения безопасности движения вагона-самосвала при грузоподъемности до 115 т была изменена система торможения: её адаптировали под тяжелые условия эксплуатации.


На 1-й с. обложки опубликован снимок вагона-платформы Sgmmns 40’ производства НПК ОВК (тихвинская Промплощадка, разработка ООО «ВНИЦТТ»), получивший допуск Европейского железнодорожного агентства к обращению в странах Евросоюза. Грузоподъемность платформы 74,5 т, длина 40 футов, осевая нагрузка 22,5 тс, колея 1435 мм.