ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2020 г.


Актуальные вопросы тормозостроения.

Представлена информация о расширенном заседании Научно-технического совета Ассоциации производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта («АСТО»), которое состоялось в марте 2020 г. на Московском тормозном заводе (АО МТЗ ТРАНСМАШ). Рассмотрены проблемные вопросы в области: технического регулирования процессов эксплуатации и ремонта тормозного оборудования; продолжающегося применения при ремонте вагонов контрафактных тормозных приборов и деталей; отсутствия единых технических требований к испытательным стендам и к формированию тормозных систем; внедрения на ремонтных предприятиях современные стендов с «цифровизацией» процессов ремонта и испытаний тормозного оборудования.


Работа над отцепками.

По материалам опубликованной в открытой печати в конце апреля 2020 г. президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») В.А. Гапановичем статьи о текущем состоянии, перспективах развития и важнейших вопросах вагонного хозяйства, решение которых благодаря внедрению организационных и технологических мероприятий, а также внедрению цифровых технологий на базе Big Date позволит значительно уменьшить количество текущих отцепочных ремонтов грузовых вагонов и снизить финансовые издержки владельцев подвижного состава.


Инспекторскому центру «Приемка вагонов и комплектующих» — пять лет!

Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» (ООО «ИЦПВК») создан решением общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц в 2015 г. ООО «ИЦПВК» осуществляет инспекторский контроль на 96 предприятиях в России, а также в странах Таможенного союза ЕАЭС. Рассматриваются основные задачи и объемы работы инспекторского центра. Показано участие ООО «ИЦПВК» в работе российских и международных профессиональных общественных организаций.


Повышать жизненный цикл пружин подвижного состава.

Дана информация о состоявшемся марте 2020 г. IV совместном заседании подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ» и Союза «Объединение вагоностроителей» на тему: «Жизненный цикл пружин подвижного состава железнодорожного транспорта. Современные методы повышения ресурса». Рассмотрены вопросы качества изготовления цилиндрических пружин тележек грузовых вагонов и их эксплуатации, результаты инспекторского контроля пружин рессорного подвешивания за последние годы. Обсуждена реализация проекта информационной системы, которая позволит обеспечить прослеживаемость выпускаемой продукции на всем жизненном цикле и исключить оборот на сети дорог контрафактных и фальсифицированных узлов и деталей вагонов.

Обсуждена необходимость совершенствования системы менеджмента качества (СМК) предприятий-поставщиков и установления силовой характеристики в качестве основного параметра выходного контроля пружин. Отмечено, что установление назначенного срока службы пружин рессорного комплекта тележек грузового вагона и их своевременная замена являются обязательной составляющей для снижения числа отцепок вагонов в неплановый ремонт.


Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт в I квартале 2020 г. Комиссаров А.Ф., Макаров А.С.

На основе информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении грузовых вагонов парка России в I квартале 2020 г. в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за этот период поступило в неплановый ремонт 330,5 тыс. вагонов приписки России, что на 4,2 % больше, чем за тот же период 2019 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в зависимости от вида ремонта, дороги отцепки, с разбивкой по родам и основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наиболее массовым поступления в ТОР вагонов грузового парка России.


Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2020 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2020 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. В соответствии с набранными баллами приведены рейтинговые таблицы депо и ПТО.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2020 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2020 г. не менее чем на 24 % по сети. Данный целевой показатель за I квартал за 2020 г. выполнен (–43 %). В статье приводится перечень ремонтных предприятий, достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Новый юбилейный рубеж уральских конструкторов — 85!

Приводятся сведения из истории Уральского конструкторского бюро вагоностроения, рассказывается о разработках и внедрении передовых решений, о современных достижениях, проводимых исследованиях и экспериментальной базе бюро. Отмечены различные виды деятельности, освоенные конструкторами, позволяющие обеспечивать сопровождение вагонных изделий на разных этапах их жизненного цикла. Рассмотрены перспективные направления развития вагоностроения. В числе неоспоримых заслуг конструкторского бюро — эффективная реализация отраслевых и государственных стратегических задач по созданию соответствующих вызовам времени грузовых железнодорожных вагонов.


Обновление парка грузовых вагонов. Макаров А.С.

В 2019 г. в парк России поступило свыше 75 тыс. новых грузовых вагонов. Приводится краткий анализ новых поступлений в парк РФ в зависимости от стран и заводов изготовителей, родов и моделей вагонов. Основную долю в пополнении парка РФ за 2019 г. составили полувагоны (47 %), платформы (25 %) и вагоны-хопперы (20 %). Отмечено поступление в 2019 г. в парк РФ ряда уникальных для «пространства 1520» инновационных вагонов. Из общего количества нового подвижного состава в парке РФ инновационные вагоны составили 32,4 %.


Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы.

Регламент утвержден президентом Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») В.А. Гапановичем 18.03.2020 г. Приводятся основные положения Регламента, который предназначен для обеспечения единых подходов во взаимодействии эксплуатационных и вагоноремонтных предприятий, изготовителей вагонов (комплектующих) и собственников (операторов) грузового подвижного состава.


Запущена в серийное производство новая контрейлерная платформа.

По заказу «Федеральной грузовой компании» (АО «ФГК») на мощностях Уралвагонзавода запущен в серийное производство новый универсальный вагон-платформа модели 13-5205. Отмечается, что современные тенденции рынка грузовых перевозок подталкивают его участников к поиску новых форм интеграции различных видов транспорта. Производство новой универсальной платформы окажет позитивное влияние на структуру перевозок, привлечет дополнительный объем грузов и повысит экономические показатели работы железных дорог. Приводятся сведения об опытных поездках и испытаниях съемного оборудования.


Инновационная контейнерная платформа Усть-Катавского вагоностроительного завода.

На УКВЗ планируется реализовать ряд новых гражданских проектов, в том числе по разработке контейнерной платформы. Основной характеристикой нового вагона-платформы будет способность развивать скорость до 140 км/ч, что позволит значительно сократить время транспортировки грузов. Отмечается, что новая разработка отвечает тенденциям развития рынка контейнерных перевозок — грузоотправители заинтересованы в сокращении времени доставки грузов. Сообщается, что УКВЗ — не единственный завод, который занимается разработкой скоростного грузового подвижного состава. «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (г. Коломна) также разрабатывает скоростной вагон-платформу для перевозки крупнотоннажных контейнеров.


Опытный рейс новой платформы для перевозки автомобильных полуприцепов.

Сообщается о тестировании новой платформы модели 13-6987, предназначенной для перевозки автомобильных полуприцепов и крупнотоннажных контейнеров. Приводится техническая характеристика нового вагона-платформы. Тестовая контрейлерная перевозка была осуществлена по маршруту Санкт-Петербург — Сочи (более 2,3 тыс. км). Сочи был выбран в качестве места назначения из-за сложного горного рельефа. Платформа, специально созданная компанией «ПФКО», успешно добралась до пункта назначения, без проблем пройдя все туннели. Параллельно отрабатывалась технология погрузки выгрузки контрейлеров. Приводятся преимущества и объективные предпосылки для развития контрейлерных перевозок.


Оценка перемещений полуприцепа при контрейлерных перевозках железнодорожным транспортом. Коржов C.Н., Осипенко М.В.

Дана информация о выполненных специалистами ООО «Инженерный центр подвижного состава» («ИЦПС») исследованиях по оценке перемещений автомобильного полуприцепа (контрейлера) при проведении ходовых испытаний контрейлерных вагонов-платформ на предмет соблюдения контрейлерного габарита погрузки. Приведены основные положения методики испытаний, в том числе ряд зависимостей, полученных для расчета значений перемещений. По результатам испытаний оценены максимальные значения перемещений в горизонтальном и вертикальном направлениях. Дано заключение об обеспечении безопасной эксплуатации вагона-платформы с грузом и пригодности его для перевозок контрейлеров.


Уточненный прогноз ресурса износостойких деталей тележки 18-9855. Бабанин В.С., Рудь А.А., Борисов А.Л.

Представлены результаты подконтрольной эксплуатации с проведением периодических осмотров и контролем технического состояния группы полувагонов модели 12-9853, имеющих наиболее интенсивный режим наработки и широкий полигон обращения. Предметом исследований были износостойкие детали тележки 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс, которые позволили увеличить нормативы периодичности поступления вагонов в плановый ремонт. Описывается методика периодических осмотров и оценки технического состояния износостойкие детали тележки. Дан расчет прогноза запаса ресурса деталей тележек с учетом характера и текущих темпов износа на весь межремонтный период с обеспечением тележками 18-9855 пробега не менее 1 млн км.


Особенности работы буксовых узлов с адаптером тележек грузовых вагонов. Мещерин Ю.В.

Приведена краткая история разработки в России буксовых узлов с адаптером тележек грузовых вагонов. Рассказывается о недостатках существующих адаптеров, анализируются требования, внесенные в действующие ГОСТы. Уточняются расчеты адаптеров буксовых узлов тележек. Рассматривается проблема подскока адаптера на подшипнике при роспуске грузовых составов с горок.


О роли технического творчества и рационализаторства в вагонном хозяйстве. Кузнецов В.Н., Зиятдинов А.М., Зиятдинова Р.М.

Рассматривается необходимость поддержки работников с опытом рационализаторства. Показываются возможные результаты технического творчества рабочей молодёжи для вагонного депо. Рассматриваются вопросы регламентации и стимуляции рационализаторской деятельности.


Цифровизация и развитие железнодорожного машиностроения. Батарышкин В.В.

Цифровизация стала неотъемлемой частью успешного развития железнодорожного комплекса. Показываются преимущества развития информационных технологий, в том числе в вопросе защиты эксплуатирующих и ремонтных предприятий от вмешательства в работу оборудования или контрафактного подлога комплектующих. Рассматривается вопрос создания современного стендового оборудования, которое под управлением рабочих программ способно собирать все протоколы испытаний, осуществлять полную проверку систем подвижного состава с возможностью передать данную статистику на любой уровень управления.


Вагоны для ОАО «РЖД» поставит холдинг «Синара — Транспортные Машины».

Приводятся сведения о поставках для парка ОАО «РЖД» по итогам аукциона грузовых вагонов и составов для перевозки балласта, 100- и 800-метровых рельсов, листового проката, а также вагонов сопровождения. Рассмотрены вопросы инспекционного аудита вагоностроительных предприятий холдинга СТМ.


Стенд для изучения крана дистанционного управления тормозами № 130. Клюка В.П., Мосол С.А.

Для понимания сути физических процессов, происходящих в тормозах поезда, работники вагонного хозяйства, связанные с их эксплуатацией (от осмотрщиков-ремонтников вагонов до руководителей депо), должны знать устройство и действие кранов машиниста, их взаимодействие с воздухораспределителями вагонов. В статье обобщается многолетняя практика учебного процесса по подготовке рабочих кадров в Учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД». Рассказывается об оснащении учебных аудиторий, приведена унифицированная схема тормозного оборудования грузового электровоза 2ЭС6, подробно описан унифицированный пульт управления машиниста и работа стенда-тренажера «Кран дистанционного управления тормозами № 130».


Соблюдение экологических стандартов — ключевой приоритет в работе ПГК.

Первая грузовая компания (АО «ПГК») постоянно ведет работы по реконструкции промывочно-пропарочных станций (ППС). В статье приводится передовой опыт по оптимизации потребления водных ресурсов, минимизирования сброса сточных вод и внедрения современного оборудования для очистки сточных вод.


Новые партии тихвинских цистерн.

Дана информация о поставках ПАО «Научно-производственная корпорация “Объединенная Вагонная Компания”» цистерн нового поколения моделей 15-9545 и 15-6913 для перевозки соответственно технической серной кислоты и расплавленной серы. Приводятся краткие технические характеристики цистерн, особенности их конструкций и показывается преимущество перед вагонами-аналогами.


Проект «Электронный инспектор» ввели в тестовую эксплуатацию.

На АО «ПО “Бежицкая сталь”» в рамках проекта цифровой трансформации на железнодорожном транспорте был практически осуществлён первый этап реализации автоматизированной системы — АС «Электронный инспектор». Показаны возможности проекта. Автоматизированная система призвана обеспечить прослеживаемость выпускаемой продукции на всем её жизненном цикле и способствовать выработке мер для исключения оборота на сети железных дорог контрафактных и фальсифицированных узлов и деталей подвижного состава.


Новый музей боевой техники в Архангельской области.

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Архангельской области организуется музей боевой техники. Рассказывается о восстановлении боевой техники и ее доставке в музей, об основных идеях и особенностях музея, о дальнейшем развитии музея.


На 1-й с. обложки публикуется снимок универсального вагона-платформы модели 13-5205 с погруженным седельным полуприцепом на Международном железнодорожном салоне техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» осенью 2019 г.