ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2019 г.


Современный грузовой вагон — драйвер роста эффективности перевозок. Лосев Д.Н.

В оперировании транспортной компании «Восток1520» находится порядка 30 тыс. полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс. В статье рассматриваются причины выбора этого подвижного состава и его преимущества перед типовыми полувагонами. Показаны основные функции компании «Восток1520» и оказываемые ею услуги. Приводятся достигнутые показатели при эксплуатации инновационных полувагонов (пробег, количество отказов, ресурс износостойких элементов тележек). Дан сравнительный прогноз количества плановых и неплановых ремонтов вагонов за установленный срок их службы.

Предлагается проведение профилактических ремонтов при достижении полувагонами установленных практикой уровней пробегов с обточкой колесных пар, ревизией основных узлов и заменой износостойких элементов. Такой подход позволит снизить нагрузку на инфраструктуру, уменьшить количество барьерных мест, повысить эффективность и конкурентоспособность железнодорожного транспорта.


Единая корпоративная автоматизированная система управления вагонным хозяйством. Крылова О.С.

При высокой степени автоматизации вагонного комплекса ОАО «РЖД» существует проблема получения оперативных данных и аналитической отчетности об основной операционной деятельности вагонного хозяйства на уровне Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) и дирекций инфраструктуры. Для решения этой задачи в ОАО «РЖД» были сформированы основные требования к единой системе управления вагонным хозяйством. В статье приводятся типы подразделений структуры вагонного хозяйства ЦДИ, основные принципы Единой корпоративной автоматизированной системы управления вагонным хозяйством (ЕК АСУВ) и поэтапное выполнение работ по проектированию и разработке разных компонентов комплекса. Показана основная функциональность ЕК АСУВ — очередь 2018, рассмотрены текущее состояние внедрения автоматизированной системы и дорожная карта ЕК АСУВ на 2019 — 2020 гг.


Интегрированный пост автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях. Хатламаджиян А.Е., Лебедев А.И.

В рамках комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога (КНП-5)» в 2017 — 2018 гг. разработан и внедрен на станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги «Интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС)». Приводятся цели создания ППСС. Показан функционал на основе технологий машинного зрения, лазерного 3D-сканирования, тензометрии и тепловой диагностики. В системе ППСС реализована функция прогнозирования состояния подвижного состава. Показана комплексная оценка состояния вагонов по критериям допуска на сортировочную горку. Рассказано о перспективах развития ППСС. В заключение рассмотрены экономические и технологические эффекты от внедрения системы ППСС.


Рейтинги служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2019 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2019 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. Показаны набранные баллы депо и ПТО сортировочных, грузовых, участковых станций.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2019 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2019 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за I квартал 2019 г. выполнен (–21 %).

В I квартале за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 19.04.2019 г.), были учтены потери из-за отказов технических средств в объёме 9361 поездо-часа, что на 2 % больше, чем за аналогичный период 2018 г. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств в I квартале 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Укрепляя содружество вагонников. Клобуков С.В.

В Курске состоялось 67-е заседание Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Заседание утвердило повестку дня, включавшую 53 вопроса, актуальных для вагонников «пространства колеи 1520 мм». В первую очередь были рассмотрены вопросы о парке грузовых вагонов железнодорожных администраций и отцепках грузовых вагонов на МГСП за 2018 г.

По результатам 67-го заседания Комиссии вагонного хозяйства были согласованы 106 изменений в техническую документацию, согласованы 73 документа в части ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов, утвержден ряд организационных документов, согласован перечень документации для совместного использования при ремонте и техническом обслуживании грузовых вагонов железнодорожными администрациями, вынесены документы для рассмотрения и утверждения на заседание Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта, вынесены 13 извещений об изменении нормативных документов на утверждение 70-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.


Организация контрейлерных перевозок. Шевцов А.М.

Отмечаются наиболее приоритетные факторы для клиентов транспортных компаний. Подчеркивается, что удовлетворять все возрастающие требования клиентов могут только те транспортные компании, которые способны предоставлять полный комплекс высококачественных услуг при перевозке грузов.

Приведены краткие исторические сведения об эффективном интермодальном транспортном сотрудничестве, которое впервые было реализовано на железных дорогах США, в части контрейлерных перевозок, т.е. комбинированных железнодорожно-автомобильных перевозок прицепов, полуприцепов, трейлеров, съемных кузовов. Рассказывается об опыте Федеральной грузовой компании в разработке и эксплуатации таких вагонов-платформ. Дана информация о разновидностях конструкций платформ для перевозки контрейлеров и их экономических преимуществах.


Тормозная арматура вагонов должна работать надежно.

Приведены материалы выездного заседания Подкомитета по автотормозам Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ», состоявшегося в Твери в апреле 2019 г., по проблемам эксплуатации и ремонта арматуры воздухопроводов тормозной системы вагонов. Рассматривается широкий круг вопросов в том числе: причины отказов арматуры в эксплуатации; качество изготовления арматуры; результаты обследований тормозного оборудования в условиях эксплуатации в зимние периоды времени; о режимах эксплуатации тормозного оборудования в условиях тепляков; о контрафактной продукции; об опыте эксплуатации соединительной арматуры для безрезьбовых труб воздуховодов тормозной системы длиннобазных вагонов-платформ; о проблемах при ремонте тормозного оборудования грузовых вагонов; о разработке и постановке на производство фильтра нового поколения для рабочих камер воздухораспределителей и др.


Снижаем технологические риски. Лобов В.В.

Отмечается, что риски в работе осмотрщиков состоят в неопределенности технологий контроля «сходных» вагонов при техническом обслуживании и опробовании тормозов. Немалый риск также таит в себе неопределенность технологии контроля выполнения операций по прицепке или отцепке вагонов от составов поездов. Специалистами службы вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дороги предлагаются усовершенствованные технологии порядка контроля «сходных» вагонов и контроля выполнения операций по прицепке или отцепке вагонов от составов поездов.

Приводятся результаты пересмотра технологии технического обслуживания поездов на пограничной ст. Наушки, что позволило значительно сократить время нахождения вагонов под обработкой, исключить дублирующие операции и увеличить количество поездов, обслуживаемых существующим штатом.


Вагон-цистерна сочлененного типа для перевозки сжиженных углеводородных газов. Фёдоров С.А., Агинских М.В., Лобанов М.С., Шилова Е.В.

Для повышения эффективности перевозок и увеличения загрузки СУГ в вагоны необходимо увеличивать объемы котлов цистерн. Показаны способы увеличения объема котла газовой цистерны. В качестве концептуально нового варианта решения этого вопроса для «пространства колеи 1520 мм» рассматривается использование вагонов сочлененного типа.

Подробно описан реализованный специалистами Всесоюзного научно-исследовательского центра транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ») совместно с АО «ТихвинХимМаш» под управлением ПАО «Научно-производственная корпорация “Объединенная Вагонная Компания”» (НПК ОВК) проект шестиосной цистерны сочлененного типа для перевозки сжиженных углеводородных газов модели 15-9541-01. Приводятся технические характеристики и особенности конструкции сочлененной цистерны, которая в настоящее время запущена в серийное производство и подконтрольную эксплуатацию.


Устройство сочленения грузовых вагонов: результаты разработки и испытаний. Башкиров К.В., Пономарев С.А., Пивнев С.А, Савушкин Р.А.

Имеющиеся инфраструктурные ограничения на длину поезда оставляют два пути повышения эффективности вагона: увеличение нагрузки на ось либо повышение осности. Наиболее целесообразным путем повышения осности является применение вагонов сочлененного типа. Специалисты ООО «ВНИЦТТ» совместно с корпорацией Wabtec (США) завершили в 2018 г. разработку и постановку на производство устройства сочленения шарнирного типа модели SAC-1 RUS для грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. В статье подробно описана конструкция устройства сочленения вагонов, приведены основные характеристики, результаты испытаний и особенности его технического обслуживания в эксплуатации.


ОВК выводит на рынок первые в СНГ сочлененные цистерны

Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» и группа TEXOL подписали контракт на поставку 400 цистерн сочлененного типа для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ). В парке TEXOL цистерны модели 15-9541-01 будут проходить подконтрольную эксплуатацию с постоянным мониторингом их работы. Дано краткое описание особенностей конструкции сочлененной цистерны и её основные технические характеристики.


О приемочных клеймах МПС. Асриянц В.В.

На железнодорожном транспорте России для обеспечения безопасности продукции наряду с обязательной сертификацией действует система инспекторского и приемочного контроля. Рассматриваются вопросы качества перевозочного процесса, связанные с обеспечением безаварийной транспортировки грузов по железным дорогам, ответственности изготовителей за выпуск в обращение несоответствующей продукции и влияния на процесс инспекторского контроля.

По результатам инспекторского контроля и приемки продукции железнодорожного назначения инспектора-приемщики осуществляли клеймение изделий инспекторскими клеймами. Дан исторический, со времён Петра I, анализ клеймения изделий инспекторскими клеймами. Рассмотрено применение приемочных клейм в переходный период реорганизации МПС. На основании письма Росжелдора от 06.02.2019 ВЧ-35/686-исх принято решение о прекращении клеймения готовой продукции клеймами МПС смарта 2019 г.


Контроль качества запрессовки — основа безопасности. Кутуков К.И.

При формировании новых и капитальном ремонте старых колесных пар обязателен контроль качества холодной прессовой посадки колес на ось, осуществляемый путем регистрации и последующего анализа диаграммы «усилие-путь». Для этой цели научно-производственной фирмой «Сенсорика» (г. Екатеринбург) выпускается комплект приборов для контроля параметров запрессовки железнодорожных колесных пар, построенных на базе видеографического регистратора серии Ш932.9А и специализированного программного обеспечения. Даны описание регистратора, его функции и отличия от ранее применявшихся электромеханических устройств. Применение нового приборного комплекта позволяет обеспечить достоверный контроль параметров запрессовки, и хранение информации о запрессовке на современном техническом уровне.


Гребням нужны новые рельсы. Пухов И.А.

Рассматриваются вопросы системы колесо-рельс. Приводится перечень мероприятий за последние 30 лет, повлиявших на ресурс вагонных колес. Анализируются процессы износа колес и рельсов в настоящее время и предыдущие десятилетия эксплуатации. Сформулированы требования к новым рельсам. В сложившихся условиях, когда рельсы и колёса упрочнены, предлагается повышать их ресурс путем установки в кривых специализированных рельсов и отказа от использования криволинейных профилей колёс.


Создается союз вагоноремонтных предприятий. Тягунов И.Е., Иванов И.А.

В апреле 2019 г. в Москве на площадке Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ состоялось организационное собрание по вопросу создания Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП). В мероприятии участвовали представители Министерства транспорта России, РОСЖЕЛДОР и 22-х вагоноремонтных организаций. Кроме того, в собрании принял участие представитель АО «ПГК». Отмечено, что в России сегодня насчитывается 274 вагоноремонтных предприятия, которые находятся в собственности 47 юридических лиц и где работает более 50 тыс. сотрудников.

Создаваемый Союз призван объединить и консолидировать позиции вагоноремонтных организаций. Отмечена потребность в улучшении диалога государственных органов с вагоноремонтными предприятиями. Собрание обсудило основные цели и задачи создаваемого СВРП. Рассмотрены основные положения Устава и порядок вступления в Союз вагоноремонтных предприятий. Интерес к Союзу и желание принять участие в его работе обозначили и другие организации, непосредственно не связанные с ремонтом вагонов.



На 1-й с. обложки помещено фото инновационных полувагонов и хопперов Тихвинского вагоностроительного завода.

На 4-й с. обложки публикуются фотоматериалы с XXVII Международной выставки «Железнодорожная модель — 2019» (г. Санкт-Петербург)