ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2018 г.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2018 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2018 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Комплексная оценка работы эксплуатационных депо и ПТО грузовых вагонов за I квартал 2018 г. Козарезова М.А., Неумоина М.В.

Управление вагонного хозяйства ОАО «РЖД» выполнило комплексную оценку работы эксплуатационных вагонных депо и пунктов технического обслуживания грузовых вагонов за I квартал 2018 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. Показаны набранные баллы депо и ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2018 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2018 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за I квартал выполнен (–21 %).

За этот период за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.04.2018 г.), учтен 2041 отказ технических средств, что на 18 % меньше, чем за аналогичный период 2017 г. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за I квартал 2018 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Высокопроизводительный и безопасный труд — приоритетная задача! Костин М.В., Полянских Г.А.

По итогам смотра-конкурса на лучшее эксплуатационное вагонное депо по охране труда в 2017 г. одним из лучших признано депо Алтайская Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Статья подробно описывает организацию работы в этом направлении — оснащенность учебной базы, наличие инструкций и технологических карт, выполнение программ и мероприятий по улучшению условий труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и т.д.


Укрепляем позиции и области охраны труда. Тимохин М.Н., Матвеев А.В.

Среди эксплуатационных вагонных депо, признанных лучшими по охране труда по итогам смотра-конкурса 2017 г., находится депо Орехово-Зуево Московской дирекции инфраструктуры. В публикуемом материале подробно рассказывается об организации данной работы.


Передвижные ставлюги расширили возможности ремонта. Бутаков Е.Г.

Специалисты эксплуатационного вагонного депо Борзя Забайкальской дирекции инфраструктуры разработали проект бережливого производства, позволивший увеличить выпуск из ремонта фитинговых платформ и других типов подвижного состава. Они организовали дополнительную ремонтную позицию с передвижными металлическими ставлюгами, о чем рассказывается в статье.


Актуальные проблемы теплового контроля буксовых узлов грузовых вагонов. Миронов А.А., Митюшев В.С., Салтыков Д.Н.

В настоящее время на сети ОАО «РЖД» эксплуатируются вагоны с двумя типами буксовых узлов — с цилиндрическим роликоподшипником и с коническим роликоподшипником кассетного типа. В практике теплового контроля буксовых узлов грузовых вагонов встречается ряд проблем.

Для букс с цилиндрическим роликоподшипником наиболее острая из них — своевременное выявление нарушений торцевого крепления буксовых узлов. Рост количества вагонов на кассетных буксах выявил проблему теплового контроля букс этого типа — зависимость рабочего нагрева подшипника кассетных букс от температуры наружного воздуха. Ситуация усугубляется наличием смешанных типов букс в составе. Пути решения проблем теплового контроля буксовых узлов освещаются в публикуемом материале.


Технодинамика увеличит выпуск аппаратов для перевозки особо опасных грузов

Холдинг «Технодинамика» (входит в Госкорпорацию «Ростех») наращивает производство эластомерных поглощающих аппаратов. В 2018 г. запланированный объем поставок по данному направлению превысит 30 тыс. шт. В соответствии с государственными требованиями цистерны, перевозящие ценные, опасные и особо опасные грузы — газо- и нефтяные продукты, химические щелочи и реагенты-кислоты — оснащаются такими поглощающими агрегатами. На базе конструкций АПЭ-90-А.800 и АПЭ-120-И.500 разработаны новые приборы. В статье описывается их устройство.


Пробег турных вагонов уточнит буксовое устройство контроля БУК-В. Иванов А.Н., Шульц Я.О.

Нормативы периодичности производства плановых видов ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов установлены по комбинированному критерию. Он одновременно учитывает фактически выполненный объем работ, выраженный в километрах пробега вагона, и календарную продолжительность эксплуатации, выраженную в годах использования вагона с момента постройки (планового ремонта) до времени подачи вагона в плановые ремонты.

На практике данные о пробеге турных вагонов при формировании таблиц АС УППВ могут быть неточными как из-за неучитываемых маневровых работ, так и из-за так называемого «человеческого фактора». Специалистами Научно-информационного аналитического центра АО «ВНИИЖТ» разработано буксовое устройство контроля БУК-В, одной из функций которого является автоматический контроль пробега вагонов. Устройство полностью автономно и позволяет сделать учет пробега вагонов более точным и независимым от субъективного вмешательства.


Повышать надежность работы буксового узла. Рогозин А.Ф.

Проведенным анализом отказов технических средств за 2017 г. установлено, что доля отказов буксового узла в работе технических средств всех категорий по вагоноремонтным компаниям составляет 72 % из общего количества допущенных отказов технических средств. В статье приводятся основные причины отказов буксовых узлов, рассказывается об организационно-технических и технологических мероприятиях вагоноремонтных компаний по повышению надежности работы буксовых узлов в эксплуатации.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения и дополнения

Публикуется обзор поступлений нормативно-технической документации в архив Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за I квартал 2018 г. — по техническому обслуживанию и плановому ремонту грузовых, пассажирских и специальных вагонов, дается информация об изменениях и дополнениях в нормативную и техническую документацию.


Компания «Техноком»: комплексный подход к потребностям заказчика. Гасенин И.А.

В 2017 г. специалисты ООО ГК «Техноком» выполнили реконструкцию вагоноколесной мастерской (ВКМ) «Горький-Сортировочный». Задачей проекта было проведение капитального ремонта технологического оборудования линии для капитального ремонта колесных пар грузового состава. Статья рассказывает об организации работ на этом предприятии.


Капитальный ремонт оборудования вагоноколесной мастерской «Горький-Сортировочный». Чирков А.В.

В публикуемом материале приводятся подробности работ, выполненных совместно со специалистами ООО ГК «Техноком», позволивших увеличить в 3 раза выпуск отремонтированных колесных пар — с 500 до 1500 шт. ежемесячно.


ПГК ввела в эксплуатацию новый участок отцепочного ремонта вагонов

Первая грузовая компания (АО «ПГК») ввела в эксплуатацию новый участок текущего отцепочного ремонта (ТОР Юльевка) грузовых вагонов на территории завода «Апатит» (входит в группу ФосАгро) в Саратовской обл. Производственная мощность объекта рассчитана на ремонт и обслуживание 2,4 тыс. вагонов в год с перспективой увеличения объемов вдвое после перехода на круглосуточное выполнение ремонта. Инвестиции в площадку ТОР составили 19,9 млн руб.


Перспективы развития сервиса современных грузовых вагонов тихвинского производства. Лосев Д.Н.

Понятие «сервис грузового вагона» до сих пор носит размытый характер. На рынке представлено мнение, что именно вагоностроительное предприятие должно поддерживать исправное состояние произведенного им вагона в течение всего срока службы. Таким образом, производитель якобы должен доставлять запасные части и проводить ремонт отцепленного вагона за свой счет. При этом подвижной состав может быть разукомплектован или вовсе сильно поврежден в ходе его эксплуатации.

Вагоностроители занимают другую позицию и убеждены, что любая услуга, в том числе сервис грузового вагона, основывается, прежде всего, на взаимовыгодном партнерстве участников рынка. В рамках программы постпродажной поддержки производители вагонов видят свою основную задачу в подготовке участников перевозочного процесса к грамотной эксплуатации вагонов, которая сведет к минимуму количество отцепок. В первую очередь, речь идет о предоставлении необходимой документации и информационных материалов по особенностям обслуживания подвижного состава. Кроме того, производитель должен быть готов устранять технологические неисправности, связанные с качеством изготовления вагона.

Железнодорожный холдинг «Объединенная Вагонная Компания» (ОВК) поэтапно развивает сервисную сеть:

первый этап — подготовка к техническому обслуживанию вагонов на ПТО;

второй — подготовка сервисной сети к проведению текущих ремонтов;

третий — подготовка ремонтной базы для плановых ремонтов вагонов.

В ходе построения сервисной сети ОВК определены 4 категории сервисных центров. Подробности — в публикуемом материале.


Технико-экономические характеристики и особенности конструкции вагонов с осевой нагрузкой 27 тс. Савушкин Р.А., Кякк К.В., Новосёлов А.Ю., Меркулов А.А.

Повышенная осевая нагрузка позволяет создавать вагоны с увеличенной грузоподъемностью и объемом кузова. Однако изменение основных размерных и массовых показателей конструкции может вызвать затруднения или сделать невозможной работу с подвижным составом нового поколения на существующих пунктах погрузки грузоотправителей и разгрузки у грузополучателей.

Для полувагонов наиболее принципиальные ограничения накладывают вагоноопрокидыватели. Для вагонов-хопперов, предназначенных для перевозки зерновых грузов или минеральных удобрений, ограничениями являются существующие погрузочные и разгрузочные эстакады, лимитирующие высоту, длину по осям сцепления автосцепок, расположение загрузочных и разгрузочных люков, а также характеристики весов на пунктах погрузки и разгрузки.

Эти обстоятельства учитывались при создании специалистами ООО «ВНИЦТТ» инновационных вагонов с осевой нагрузкой 27 тс универсального полувагона с разгрузочными люками модели 12-9548-02 и вагонов-хопперов нового поколения модели 19-6952 для зерновых грузов и модели 19-6952-01 для минеральных удобрений.

Для обеспечения автоматической сцепляемости тяжеловесных вагонов, прохождения участков пути с переломом профиля без саморосцепа, а также увеличения эксплуатационной надежности и межремонтных пробегов разработано новое автосцепное устройство модели СА-3Т. Статья рассказывает об этих проектах и первых результатах опытной эксплуатации.


Платформа для скоростных перевозок контейнеров: испытания, результаты, новые направления. Кимасов М.А., Щеклеин Н.И., Назаров И.В., Горский Д.В., Краснобаев О.А., Никонов В.А., Мещерин Ю.В., Зубков В.Ф.

Специалистами ООО «Комплексные скоростные технологии» и АО «ВНИКТИ» создан опытный образец скоростного вагона-платформы для перевозки контейнеров со скоростью 160 км/ч модели 13-6954. Проект тележки скоростной двухосной с люлечным центральным подвешиванием модели 18-6960 разработан специалистами ОАО «Демиховский машиностроительный завод», тележки для платформы изготовлены в ОАО «ЦЕНТРОСВАРМАШ».

Проведены испытания инновационной платформы:

на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» (статические испытания на прочность от действия вертикальных, ремонтных и горизонтальных продольных нагрузок и испытания на прочность при соударении);

на скоростном испытательном полигоне АО «ВНИИЖТ» Белореченская — Майкоп Северо-Кавказской дороги (функциональные испытания; испытания по безопасности обслуживающего персонала; ходовые тормозные испытания; динамико-прочностные испытания).

Полученные результаты — в публикуемом материале.


Вагон-цистерна нового поколения для концентрированной азотной кислоты. Фёдоров С.А., Шевченко Д.В., Бройтман О.А., Калугин А.В., Попович С.И.

Основная проблема перевозки концентрированной азотной кислоты связана с тем, что она агрессивна по отношению к железу и его сплавам. В связи с этим ее эффективная транспортировка возможна только с помощью специальных железнодорожных вагонов — цистерн с котлами из алюминиевого сплава. Такой вагон-цистерна модели 15-6901 создан в прошлом году Всесоюзным научно-исследовательским центром транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ») совместно с АО «ТихвинХимМаш», ЗАО «Чебоксарское предприятие “Сеспель”» и АО «Арконик СМЗ». В 2017 г. состоялся запуск в эксплуатацию первой промышленной партии из 30 вагонов-цистерн модели 15-6901. Статья знакомит с конструкцией новой цистерны.



На 1-й с. обложки публикуется снимок инновационного глуходонного полувагона производства ПАО «НПК ОВК» модели 12-9869-03 на тележках модели 18-6863 с осевой нагрузкой 27 тс, грузоподъемностью 84 т, объемом кузова 100 м3, межремонтным пробегом 800 тыс. км или 8 лет, сроком службы 40 лет.