ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2017 г.


Анализ отказов технических средств вагонного комплекса за I квартал 2016 и 2017 гг. Казаков А.А., Матросова М.В.

В вагонном хозяйстве ведется непрерывный мониторинг технического состояния грузовых вагонов. Анализ за I квартал 2017 г. показывает, что было допущено 2475 отказов технических средств 1-й и 2-й категорий, что на 25 % ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года — 3305 отказов. Зафиксировано снижение потерь поездо-часов в перевозочном процессе, улучшение ряда других показателей.

Вместе с тем, допущен рост отказов у некоторых участников вагонного комплекса. Приводится анализ отказов основных узлов и деталей оборудования грузовых вагонов, показаны заводы-изготовители, работающие с низким качеством.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2017 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2017 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Об итогах комплексной оценки работы ПТО грузовых вагонов за I квартал 2017 г. Козарезова М.А., Неумоина М.В.

Управление вагонного хозяйства ОАО «РЖД» выполнило комплексную оценку работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов эксплуатационных вагонных депо за I квартал 2017 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы ПТО. Показаны набранные баллы ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Доработать Положение о допуске грузового вагона на инфраструктуру

Заместитель генерального директора по техническому развитию — главный инженер АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) С.Е. Гончаров считает необходимым доработать Положение РЖД о допуске грузового вагона на инфраструктуру, а также привлекать операторов подвижного состава к работе над документами, затрагивающими их интересы. Существующее Положение РЖД не учитывает ряд важнейших факторов, в частности, конкретную ответственность людей за этапы и процедуру допуска вагона на пути до и после ремонта. Статья отражает позицию С.Е. Гончарова и ряда других специалистов вагонного комплекса.


Промывочно-пропарочным станциям срочно требуется сертификация

Отсутствие сертификации компаний, выполняющих комплекс промывки-пропарки газовых и нефтебензиновых цистерн, в ближайшее время может привести к экологической катастрофе, считает президент АО «СГ-транс» С.В. Калетин. В связи с тем, что данные работы не лицензируются, на рынке появилось множество полуподпольных организаций, которые выдают акты о пропарке и дегазации вагонов-цистерн. Нелегитимные компании проводят работы по продувке цистерн от остатков перевозимого углеводородного газа, не имея ни лицензии, ни инфраструктуры, ни обученного персонала. С.В. Калетин рассказывает о необходимых мероприятиях, усиливающих ответственность организаций.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2017 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача по снижению отказов технических средств в 2017 г. не менее чем на 15 % по Управлению вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за I квартал 2017 г. выполнен (снижение на 18 %). В I квартале за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ на 17.05.2017 г., учтено 2475 отказов технических средств, что на 25,1 % меньше, чем за аналогичный период 2016 г. В статье анализируется качество работы вагоноремонтных предприятий — заводов, депо, поставщиков запасных частей.


Результаты эксплуатации вагонов нового поколения на тележках «Барбер». Лосев Д.Н.

Более пяти лет назад на площадке Тихвинского вагоностроительного завода было запущено производство вагонов нового поколения модели 12-9853 на тележках «Барбер» модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс. С февраля 2012 г. полувагоны модели 12-9853 в составе грузового парка угольной компании СУЭК проходят подконтрольную эксплуатацию на территории Сибири и Дальнего Востока, на замкнутом маршруте между станциями Челутай Восточно-Сибирской дороги и Ванино Дальневосточной дороги. Расстояние от места погрузки до места выгрузки составляет около 3600 км.

В рамках программы подконтрольной эксплуатации при участии представителей разработчика, производителя и собственника вагонов, а также ОАО «РЖД» и профильных научных организаций проводятся периодические комиссионные осмотры с обмерами ходовых частей. По их результатам анализируется соответствие расчетных значений фактическим износам. Статья приводит результаты очередного комиссионного осмотра.


Система ТОР ЕЛС оптимизирует финансовые потоки. Уварова Н.А.

На базе Московской дирекции инфраструктуры с 1 июня 2016 г. с собственником подвижного состава ЗАО «Русская тройка» организована опытно-промышленная эксплуатация функциональности ТОР ЕЛС. Это система, обеспечивающая объединение финансовых потоков доходов от услуг, оказанных в рамках договоров на ТР-2, и консолидированный учет расчетов с клиентами вагонного хозяйства ОАО «РЖД».

Концепция ТОР ЕЛС заключается в автоматизированном ведении учетного регистра в режиме реального времени по каждому контрагенту в разрезе договоров на ТР-2 и позволяет автоматизировать процесс принятия решения о предоставлении услуг по ТОР на основании текущего состояния взаиморасчетов между структурными подразделениями вагонного хозяйства и контрагентом. В статье описаны преимущества работы с системой ТОР ЕЛС.


Технической учебе — компетентность и эффективность. Батуева Н.Д.

В условиях постоянного совершенствования технологических процессов вагонного хозяйства требуются не только непрерывное обучение и переподготовка специалистов на уровне от слесаря до руководителя, но и постоянное углубление специальных технических знаний и навыков, освоение технологии в конкретных условиях производства. Поэтому руководство службы вагонного хозяйства Забайкальской дороги уделяет большое внимание техническому обучению работников массовых профессий.

Техническая учеба работников вагонных эксплуатационных депо проводится в соответствии со Стандартом ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников структурных подразделений ОАО “РЖД”». В вагонных депо изданы приказы об организации технической учебы, в которых определены ответственные лица за организацию и проведение технических занятий, периодичность и продолжительность занятий, порядок сдачи зачетов работниками, список преподавателей, которые будут привлекаться к проведению занятий. Публикуются подробные мероприятия по технической учебе в вагонном хозяйстве Забайкальской дороги.


Сократили потери при передислокации вагонов. Липов К.И.

Работники эксплуатационных вагонных депо Красноярской дирекции инфраструктуры принимают активное участие в выполнении проектов бережливого производства. Так, в 2016 г. полностью реализованы все 28 запланированных проектов, общий экономический эффект превысил 20 млн. руб.

В статье рассказывается об одном таком проекте — «Модернизация процесса текущего отцепочного ремонта ПТО Заозерная», в ходе которого была выполнена передислокация участка текущего отцепочного ремонта, получен высокий экономический эффект.


Подконтрольная эксплуатация грузовых вагонов на удлиненных гарантийных участках. Чупахин Д.П.

Для определения готовности эксплуатационных вагонных депо к обслуживанию подвижного состава, отправляемого на удлиненные гарантийные плечи, в соответствие с распоряжением ОАО «РЖД» от 6.02.2017 № 248/р с 10 февраля по 24 марта 2017 г. на полигоне железных дорог была проведена подконтрольная эксплуатация грузовых поездов на гарантийных участках безопасного проследования увеличенной протяженности (2200 км для груженых составов и 3300 км — для порожних). Согласно Методике подконтрольной эксплуатации на Западно-Сибирской дороге было задействовано 17 пунктов технического обслуживания с отправлением поездов на три железные дороги (61 направление): Южно-Уральскую, Восточно-Сибирскую и Свердловскую. Организовано отправление не менее двух поездов в сутки, обеспечен обмер колес (толщины гребня, проката) и тормозных колодок на станциях отправления, технического обслуживания и назначения с составлением актов технического состояния вагонов, организован ежесуточный сбор информации о проследовании составов по заданному маршруту. Полученные результаты — в публикуемом материале.


О результатах испытаний вагонов с осевой нагрузкой 27 тс на тележках модели 18-6863. Савушкин Р.А., Орлова А.М., Рудакова Е.А., Гусев А.В., Дмитриев С.В.

В связи с развитием тяжеловесного движения в России Научно-техническим советом ОАО «РЖД» принят ряд решений по проведению полноценной опытной эксплуатации грузовых вагонов, специально разработанных под осевую нагрузку 27 тс, для получения достоверных данных о влиянии вагонов с повышенной осевой нагрузкой на состояние инфраструктуры и на затраты ОАО «РЖД» для осуществления большегрузного движения.

В настоящее время Научно-производственной корпорацией «ОВК» разработаны и проходят сертификацию несколько полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс. Данные вагоны обладают не только улучшенными технико-экономическими параметрами, но и уникальными характеристиками, обеспечивающими увеличение грузоподъемности, и ориентированы под перевозку всех сортов углей. При этом они имеют общепринятый габарит 1-ВМ, что позволяет эксплуатировать их на обычных вагоноопрокидывателях. Под полувагонами установлена сертифицированная тележка модели 18-6863, специально спроектированная для осевой нагрузки 27 тс.

Публикуемые результаты проведенных ходовых и по воздействию на путь испытаний полувагона на новой тележке подтвердили теоретические и практические доводы (на основе результатов испытаний вагонов с осевой нагрузкой 25 тс) о том, что рост воздействия на путь в большей степени зависит от параметров тележки и характеристики рессорного подвешивания, нежели от увеличения осевой нагрузки при переходе от 23,5 до 27 тс/ось.


Скоростная платформа для перевозки контейнеров. Никонов В.А., Мещерин Ю.В., Кимасов М.А., Щеклеин Н.И., Конурин В.А.

Ускоренные контейнерные перевозки невозможно осуществлять на платформах имеющегося парка грузовых вагонов и в рамках сложившейся технологии перевозок. На путях ОАО «РЖД» эксплуатируются со скоростями до 120 км/ч в основном лишь скорые пассажирские поезда массой до 1200 т, и до настоящего времени нет опыта эксплуатации с такими скоростями грузовых поездов массой свыше 1500 т, характерной для ускоренных контейнерных поездов. В связи с этим специалистам потребовалось найти новые подходы для разработки скоростной платформы в соответствии с техническим заданием ООО «Комплексные скоростные технологии»: «Вагон-платформа для перевозки контейнеров с конструкционной скоростью движения до 160 км/ч».

В статье рассказывается об основных параметрах разрабатываемой платформы модели 13-6954 и ее аналогов, приводятся характеристики новой тележки модели 18-6960, прототипом которой являются тележки электропоездов серий ЭД4 и ЭД9.


Буксовые узлы с коническими подшипниками кассетного типа: некоторые рекомендации ремонтному персоналу

На сети железных дорог России появляется все большее количество грузовых вагонов с буксовыми узлами, оснащенными коническими подшипниками кассетного типа. Ими оборудованы инновационные вагоны с осевой нагрузкой 25 тс и другой подвижной состав. В случаях их поступления в текущие отцепочные ремонты (а первых таких вагонов — уже и в плановые ремонты) возникают вопросы, связанные с обслуживанием и ремонтом колесных пар с кассетными подшипниками.

В прошлом году группа специалистов вагоноремонтных предприятий и заводов-изготовителей кассетных подшипников в рамках Подкомитета по ремонту грузовых вагонов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП ОПЖТ) разработала документ «Порядок и критерии оценки технического состояния буксовых узлов колесных пар РУ1Ш-957-Г и РВ2Ш-957-Г с коническими подшипниками кассетного типа в условиях вагоноремонтных предприятий». Помимо организационных требований, Порядок содержит ряд практических рекомендаций для ремонтного персонала. В этом номере журнала публикуется подборка из трех статей с такими рекомендациями:

1. Идентификация и маркировка изготовителя подшипника для буксовых узлов.

2. Контроль состояния подшипника.

3. Контроль корпуса буксы, адаптера.


Как пройти сертификацию на монтаж-демонтаж кассетных подшипников? Иванов И.А.

В связи с начавшимся оснащением колёсных пар грузовых вагонов коническими подшипниками кассетного типа специалисты Подкомитета по ремонту грузовых вагонов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и вагоноремонтных предприятий организовали регулярное проведение технической учебы работников. Очередные занятия в режиме аудио/видеоконференции состоялись в апреле этого года. Они были посвящены вопросам обслуживания и ремонта колёсных пар грузовых вагонов, оснащённых коническими подшипниками кассетного типа производства ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания», ЗАО СКФ, ООО «Тимкен-Рус Сервис Компани».

Наряду с техническими вопросами был рассмотрен и организационный вопрос, отражающий состояние и некоторый установившийся порядок прохождения вагоноремонтными предприятиями добровольной сертификации на освоение монтажа-демонтажа кассетных подшипников. В статье описан порядок прохождения предприятием такой сертификации.


История развития поглощающих аппаратов. Ступин Д.А., Шарненков Н.Г.

Публикуемый материал рассказывает об истории создания поглощающих аппаратов, появлении пружинно-фрикционных механизмов, аппаратов с упругими эластичными узлами. Описаны конструктивные особенности и силовые характеристики поглощающих аппаратов классов Т0, Т1, Т2, Т3, типы грузовых вагонов, для которых они предназначены, перспективы совершенствования конструкции.


Средства измерения и контроля букс грузовых вагонов. Должиков С.Н., Волков В.М., Петракова А.Г., Лакеенко М.Н.

Для контроля взаимного расположения корпуса буксы и колесной пары может быть использован линейный измеритель, разработанный в Центре «Транспорт» (г. Омск). Измеритель предназначен для контроля размеров от середины оси колесной пары вагона до внутренней грани обода колеса, лабиринтного кольца буксового узла, наружного торца оси.

Кроме того, специалисты Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) и Опытно-инструментального завода (ОИЗ) «Транспорт» разработали и изготовили специальное устройство для измерений на полностью укомплектованной буксе, размещенной на шейке оси колесной пары. В статье описаны конструкция этих устройств и порядок работы с ними.


Сравнительная оценка интенсивностей износов гребней стандартных и инновационных колес вагонов. Иванова Т.В., Петровых В.А., Налабордин Д.Г.

Начиная с 2004 г. для нужд эксплуатируемого парка вагонов поставлено более 3 млн. колес повышенного качества и твердости. В данной связи становится актуальной задача определения эксплуатационной надежности инновационных элементов вагонов, эффективности их использования по сравнению со стандартными узлами и деталями. С этой целью на полигоне Забайкальской дороги проведен эксперимент по определению интенсивностей износа гребней колес стандартных и инновационных полувагонов. Порядок эксперимента и полученные результаты — в публикуемом материале.


Использовать свойства рельсовой колеи. Глушко М.И.

В журналах «Вагоны и вагонное хозяйство» № 2 — 4, 2016 г. опубликованы статьи автора о путях автоматизации работы сортировочной станции и проблемах устойчивости движения экипажа. Чтобы завершить превращение сортировочной станции в станцию-автомат, требуется определить и применить способы механизации работ по техническому обслуживанию вагонов в каждом из парков.

В качестве примера для сортировочной станции автор предлагает универсальную технологию закрепления подвижного состава для всех парков и научно-обоснованные условия торможения отцепов после роспуска состава с горки. При этом рекомендуется использовать свойства рельсовой колеи.


Незабытые страницы истории. Молчанов А.В.

В Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» недавно была представлена новая книга Р.В. Молочникова, И.Л. Индры и В.В. Боченкова «Коломенский завод. Вагоны». В ней авторы на основании малоизвестных и новых архивных источников обобщили и систематизировали сведения о вагоностроении на Коломенском заводе с самого его зарождения и до окончания в 1930 г. На протяжении ряда лет авторами была проделана колоссальная работа; среди источников — архив Коломенского завода, Центральный исторический архив г. Москвы, фонды ЦНТИБ ОДО «РЖД».

В общей сложности в книге представлено более 310 типов вагонов широкой и узкой колеи, а также трамваев. Издание займет достойное место на книжных полках как любителей истории железных дорог, так и широкого круга специалистов.



На 1-й с. обложки публикуется снимок состава из инновационных полувагонов Тихвинского вагоностроительного завода модели 12-9869 грузоподъемностью 77 т и объемом кузова 98 м3 на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс.