ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 2, 2016 г.


Об итогах комплексной оценки работы ПТО грузовых вагонов в I квартале 2016 г. Козарезова М.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги комплексной оценки работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов эксплуатационных вагонных депо за I квартал 2016 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы ПТО. Показаны набранные баллы ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения, дополнения

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за I квартал 2016 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; методикам и средствам измерений в вагонном хозяйстве, справочно-аналитическим материалам, другим изменениям и дополнениям в документацию.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2016 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства в I квартале 2016 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Эксплуатация колесных пар с кассетными подшипниками: проблемы и перспективы. Лосев Д.Н.

Вопросам совершенствования буксового узла было посвящено прошедшее недавно заседание Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»). Участники встречи обсудили работоспособность буксового узла, оборудованного кассетными подшипниками, проблемы и перспективы их использования в конструкциях новых вагонов.


Новые формы организации технической учебы в вагонном хозяйстве. Мишина Ю.Н.

Для теоретического обучения персонала на предприятиях службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры оборудовано 6 технических кабинетов и 36 учебных классов, оснащенных действующими макетами и тренажерами. Для практического обучения созданы 3 учебных полигона на ПТО Инская, Алтайская, Входная с вагонами-тренажерами, на остальных ПТО оборудованы 30 учебных площадок с установленными макетами тележек грузовых вагонов в натуральную величину. Внедряется дистанционное обучение работников. Статья рассказывает об организации этого процесса.


На Алтае создан инновационный грузовой крытый вагон

Специалисты АО «Алтайвагон» выпустили уникальный крытый вагон модели 11-2138 с объемом кузова 161 м³, грузоподъемностью 72 т и осевой нагрузкой 25 тс. Вагон разработан предприятием в сотрудничестве с торгово-транспортной компанией «ТТК-Транс». Статья знакомит читателей с характеристиками нового вагона.


Разработаны конспекты для инструктажа осмотрщиков-ремонтников. Овчинников Д.Н.

На сети железных дорог одной из важнейших работ является труд осмотрщика-ремонтника, именно они первыми встречают поезда, и именно от их усердия, внимательности и знаний зачастую зависит безопасность движения поездов. Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства при участии специалистов с железных дорог и Центральной дирекции инфраструктуры в 2015 г. разработало комплект документов из 52 внеплановых инструктажей для осмотрщиков-ремонтников вагонов. Приведен перечень тем этих инструктажей.


Новые приспособления и шаблоны для осмотрщиков вагонов

Обобщив опыт ПТО ряда дирекций инфраструктуры, в 2015 г. специалисты ПКБ вагонного хозяйства разработали проекты ряда новых приспособлений и шаблонов для осмотрщиков вагонов. В их числе:

приспособление для контроля завышения и занижения фрикционного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки;

шаблон для контроля зазора между потолком розетки и хвостовиком корпуса автосцепки;

приспособление для установления зоны браковки остроконечного наката гребней колес.

Статья описывает эти шаблоны, приводит их характеристики.


Классификация поглощающих аппаратов автосцепки и безопасность движения грузовых вагонов. Беляев В.И., Ступин Д.А.

Решением 61-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества об обязательной установке с 1.07.2015 г. на вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов поглощающих аппаратов классов Т2 и Т3 при деповском ремонте (Протокол от 21 — 22 октября 2014 г.) не нашло понимания у ряда собственников и операторов подвижного состава (и из-за отсутствия консенсуса в России до настоящего времени оно в действие не введено).

В подтверждение позиции собственников вагонов по их заказу были проведены испытания, показавшие, что при соударении вагонов с одинаковыми силами уровень напряжений в раме вагонов является одинаковым и не зависит от класса аппарата. Также были собраны обширные ссылки на мировой опыт, подтверждающие, по интерпретации авторов, тезис о завышенных требованиях к поглощающим аппаратам, действующих на железных дорогах колеи 1520 мм.

В статье анализируются отечественные нормативы и мировой опыт, преимущества и выгоды аппаратов высоких классов, даются соответствующие выводы и рекомендации.


Эксплуатация грузовых вагонов: вернуть взаимоотношения хозяйствующих субъектов в правовое поле. Пугачёв М.И.

Автор с позиции собственника вагонов (Первая грузовая компания) описывает взаимоотношения с РЖД и вагоноремонтными компаниями. Он считает, что исполнение обязательств ОАО «РЖД» сводится к тому, что его подразделения зарабатывают на отцепках вагонов во внеплановый ремонт с оказанием платной услуги по расследованию причины образования неисправности, а дочерние общества ОАО «РЖД» не признают результатов проведенного расследования и зарабатывают, проводя некачественный ремонт вагона. Таким образом, из отдельных звеньев проявления безответственности за выполняемую работу сложилась цепочка неисполнения своих обязательств подразделениями ОАО «РЖД», которая приводит к неправомерному росту расходов собственников подвижного состава на содержание грузовых вагонов и к вынужденному повышению тарифов за предоставление вагонов.


Новые логистические возможности для перевозки химических грузов. Перфильев Д.П., Тумилович М.К., Бойко М.О., Скоропупов Д.А.

С 2013 г. специалисты АО «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод”» и дочернего предприятия АО «Уралкриомаш» реализуют проект разработки и организации серийного производства контейнер-цистерны модели КЦХ.ПКМ-25/0,4 с котлом из композиционных материалов для перевозки широкой номенклатуры химических грузов. Изготовлены три опытных образца контейнер-цистерны и проведен комплекс необходимых испытаний. Начиная со следующего года контейнер-цистерну модели КЦХ.ПКМ-25/0,4 запустят в серийное производство в УВЗ. Ежегодный объем выпуска будет составлять 700 — 800 ед. Статья знакомит читателей с особенностями контейнер-цистерны.


Средства индикации технического состояния тормозного оборудования — признак инновационности вагона. Горский Д.В., Назаров И.В.

В мировой практике в целях исключения инструментальных измерений широкое применение нашли средства индикации технического состояния отдельных элементов вагона. Их применение позволяет своевременно выявлять отклонения в работе различных узлов. Особенно это касается изнашиваемых деталей (таких как фрикционные клинья, тормозные колодки и других) и элементов тормозной системы. Авторы дают предложения по введению индикации выхода штока в тормозном цилиндре, давления в тормозном цилиндре, износа тормозной колодки, регулировки тормозной рычажной передачи.


Уточнить нормативные значения выхода штока тормозного цилиндра грузового вагона. Синицын В.В.

Как показывают результаты натурных испытаний, определение упругой составляющей выхода штока тормозного цилиндра грузовых вагонов является актуальной проблемой. Выход штока тормозного цилиндра зависит от нормативных зазоров между колодками и колесами (5 — 8 мм), передаточного отношения и упругих свойств рычажной передачи. При этом сам параметр также является нормируемым. Такая противоречивая ситуация приводит к тому, что на грузовых четырехосных вагонах с раздельным торможением и нормативным выходом штока 25 — 65 мм выполнение обоих нормативов в ряде случаев невозможно.

Практика показывает, что в рычажной передаче, отрегулированной на выход штока 25 мм в отпущенном положении тормоза, колодки от колес, как правило, не отходят, т.е. такой выход штока полностью приходится на упругую составляющую. Выполнение зазора между колодками и колесами 8 мм во многих случаях приводит к превышению верхнего предела норматива выхода штока. При этом эксплуатационная нормативная документация содержит требования, выполнение которых может создавать опасные состояния для движения вагонов. В статье рассматривается эта ситуация и даются рекомендации, как ее избежать.


Кинематика колесных пар как источник воздействия на экипаж. Власов С.А.

В исследованиях, проведенных учеными Уральского государственного университета путей сообщения, получены зависимости для определения траектории движения при свободном качении колесной пары по жесткому пути с учетом радиусов качения колес, неодинаковых уклонов на колесах, начальных перекосов и смещений колесных пар в колее. Наличие конусностей на колесах способствует самоустановке колесных пар в колее по минимуму потенциальной энергии, что компенсирует их начальные перекосы. Это снижает износ гребней, но лишь в том случае, когда величина поперечного смещения не превосходит бокового зазора гребня с рельсом. Автор анализирует различные аспекты взаимодействия колесных пар с рельсовой колеей.


О рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов. Мещерин Ю.В.

Комплект пружин центрального рессорного подвешивания типовых двухосных трехэлементных тележек, расположенный в центральном проеме боковой рамы, состоит из семи пар сдвоенных винтовых пружин: наружной и внутренней равной высоты по номинальным размерам. Принято считать, что характеристика жесткости такого рессорного подвешивания является линейной, и из этого условия проводят оценку прочности пружин и их запаса по динамическому прогибу. Но условия сборки рессорного подвешивания тележек и допуски его содержания в эксплуатации вносят изменения по высоте набора пружин под нагрузкой. Статья приводит характеристики жесткости рессорного комплекта различных тележек и их влияние на поведение вагона в эксплуатации.


Усовершенствованная система очистки сжатого воздуха. Матяш Ю.И., Кирпиченко Е.М.

В статье рассмотрены существующие способы решения проблемы по повышению степени очистки сжатого воздуха в тормозной системе подвижного состава. Проанализированы недостатки известных технических решений и предложен принципиально новый способ очистки сжатого воздуха, ранее не применявшийся на локомотивах и вагонах.


Бесштоковый амортизатор для пассажирских вагонов. Сливинский Е.В., Радин С.Ю.

Анализ существующих конструкций гидравлических демпферов для железнодорожного подвижного состава, представленных в различной научно-технической литературе и ряде патентных источников, позволил разработать на уровне изобретения перспективную конструкцию гидравлического демпфера, имеющего простое, но более эффективное устройство в сравнении с известными техническими решениями. Рассказывается об устройстве и принципе работы предлагаемого бесштокового гидромеханического амортизатора.


Сортировочная станция: автоматизированное обслуживание поездов в парке приема. Глушко М.И., Антропов А.Н.

По мнению авторов, чтобы завершить превращение сортировочной станции в станцию-автомат, необходимо определить и применить способы механизации работ по техническому обслуживанию вагонов. В качестве примера, для парка приема сортировочной станции предлагается совершенная технология закрепления, а также научно обоснованные условия централизованной разрядки автотормозов состава вагонов.


Закрепление подвижного состава. Глушко М.И.

Несанкционированный переход в движение подвижного состава почти всегда сопровождается серьезными последствиями. Для предотвращения подобных транспортных происшествий предусмотрена специальная технологическая операция — закрепление поезда на рельсовом пути. На сети железных дорог сохраняется избыточный парк грузовых вагонов, которые требуют долговременного закрепления. На подходах к портам размещаются сотни «брошенных» грузовых составов, которые также нуждаются в закреплении.

Значительную сложность представляют условия закрепления поезда в случае вынужденной его остановки на подъеме и последующего приведения в движение. Особый случай закрепления относится к локомотивам при смене кабины управления. Рассмотренные ситуации входят в регламент эксплуатации, напрямую связаны с транспортной безопасностью и требуют пристального внимания. Между тем, до сих пор не проведена систематизация условий и актуализация соответствующих средств закрепления подвижного состава. Автор рассматривает различные аспекты и способы закрепления.


В номере журнала содержится также ряд кратких публикаций о новом подвижном составе, заключенных договорах о его поставках и т.д.

На 1-й странице обложки показан 30000-й вагон, выпущенный недавно Тихвинским заводом. Это инновационный хоппер модели 19-9870 с повышенной грузоподъемностью.

На 4-й странице обложки представлена инновационная тележка с осевой нагрузкой 27 тс и универсальный полувагон габарита Тпр модели 12-9548 на этих тележках.