ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» 2, 2015 г.


Развивая взаимодействие с клиентом. Сакеев А.И., Дулатова Д.Р.

За последнее время значительно возросла роль собственника подвижного состава в вопросах текущего отцепочного ремонта. И это заключается не только в оказании самого ремонта, но и всего комплекса работ, который, так или иначе, связан с перевозочным процессом. При взаимодействии ОАО «РЖД» с собственниками подвижного состава возникают актуальные вопросы, которые требуют незамедлительного решения. В статье рассматриваются, например, проблемы заключения договоров на ремонт, своевременной оплаты, документооборота, простоя и т.д. Приводятся пути решения этих проблем.


О системе приемки вагонов из плановых видов ремонта и допуске на инфраструктуру отремонтированных грузовых вагонов. Ивашов В.А.

На фоне сложившейся сегодня тревожной обстановки с обеспечением безопасности движения поездов, увеличением риска возникновения аварийных ситуаций требуют системного решения существующие проблемы в организации качественного ремонта грузовых вагонов в вагоноремонтных предприятиях. В целях решения проблемы в ОАО «РЖД» разработана «Методика отнесения вагоноремонтных депо к предприятиям со сниженным уровнем качества выпускаемой продукции». Она позволит повысить уровень безопасности движения на сети железных дорог и будет способствовать стимулированию частных вагоноремонтных предприятий к выпуску на инфраструктуру исправной и надежной в эксплуатации продукции.

На сегодняшний день данный документ внедрен в ОАО «РЖД» в опытную эксплуатацию. Статья разъясняет особенности новой Методики.


Перспективы развития информационных технологий в вагонном хозяйстве. Комиссаров А.Ф., Неумоин В.А.

В рамках развития информационных технологий по вагонному хозяйству в 2015-м и последующих годах планируется проводить работу по объединению, укрупнению информационных ресурсов и внедрению безбумажной технологии путем применения электронной цифровой подписи при формировании документов внутреннего первичного учета ОАО «РЖД» по вагонному хозяйству. В статье описываются внедряемые структура, порядок и особенности информационного взаимодействия подразделений вагонного хозяйства.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2015 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства в I квартале 2015 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Владельцы вагона и инфраструктуры: такие разные и такие похожие. Гончаров С.Е.

Для обсуждения и решения вопросов содержания и эксплуатации грузовых вагонов в декабре 2013 г. в Комитете по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») был образован Подкомитет по эксплуатации. Цель создания Подкомитета — обсуждение спорных вопросов и принятие решений между наиболее крупной аудиторией представителей предприятий, связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава. В публикуемом материале рассказывается о некоторых важных решениях, принятых Подкомитетом в последнее время.


Открыт новый испытательный центр железнодорожной техники

На территории тихвинской промышленной площадки (г. Тихвин Ленинградской обл.) открыт «Тихвинский испытательный центр железнодорожной техники» (ТИЦ ЖТ). Ключевым направлением деятельности центра является проведение фундаментальных испытаний железнодорожной продукции и исследовательских работ в сфере железнодорожного транспорта. В настоящее время уже проводятся испытания как вагонов, так и их составных частей и сформирован пакет заказов на ближайшие несколько лет.

Испытательный центр предоставляет услуги по проведению полного комплекса стационарных и ходовых испытаний продукции вагоностроения в рамках оценки прочностных и эксплуатационных характеристик и качества разрабатываемой конструкции, а также подтверждения соответствия обязательным требованиям.

В дополнение к грузовому вагоностроению, на базе ТИЦ ЖТ планируется проводить исследования и испытания элементов инфраструктуры, тягового подвижного состава, пассажирских вагонов и вагонов метро. Центр оснащен современным специализированным оборудованием, позволяющим проводить все виды испытаний


Пункты технического обслуживания: организация работы и перспективы развития. Козарезова М.А.

В Управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» разработан проект совершенствования работы вагонного комплекса, направленный на повышение качества технического обслуживания и снижение рисков отправления грузовых вагонов с техническими неисправностями. Статья рассказывает об основных направлениях развития пунктов технического обслуживания грузовых вагонов, предусмотренных данным проектом.


Дефекты на поверхности катания колес: причины образования, развитие, профилактика. Гончаров С.Е.

В Первой грузовой компании в течение 2014 г. проводился мониторинг отцепок вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар «тонкий гребень», «выщербина обода колеса», «неравномерный прокат на поверхности катания». При этом для расследования были выбраны вагоны с межремонтным пробегом менее 50 тыс. км. Всего проведено расследование 1056 вагонов, в том числе выявлена технологическая причина образования эксплуатационной неисправности у 540 вагонов, или 51 %. В публикуемом материале приведен анализ повреждений колесных пар, даны соответствующие рекомендации.


Рынок ремонта вагонов: встречая новые вызовы. Волокитин И.А.

Экономический кризис существенно осложнил ситуацию на вагоноремонтном рынке страны. В последний год отрасль сталкивается с новыми проблемами и вызовами. О том, как решают их в ОАО «Вагонная ремонтная компания-3», редакция попросила рассказать генерального директора компании И.А. Волокитина.


Организация технического обучения в ОАО «ВРК-2». Танцурин А.Н.

В ОАО «ВРК-2» техническое обучение осуществляется в соответствии со стандартом СТК ВРК-2 6.2.2.1-2013 «Порядок организации и проведения технической учебы», который определяет порядок планирования, организации и контроля технического обучения работников Компании на всех уровнях. Принципы организации технического обучения соответствуют стандарту «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД».

Стандарт устанавливает единый порядок проведения технической учебы с инженерно-техническими работниками аппарата управления и обособленных структурных подразделений ОАО «ВРК-2», определяет требования к созданию материально-технической базы для учебного процесса и проверки знаний, а также критерии оценки состояния и организации технической учебы в Компании. Подробности организации учебы — в статье.


Новая документация для технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за I квартал 2015 г.: по охране труда; техническому обслуживанию грузовых вагонов; по плановому ремонту и модернизации грузовых вагонов; по методам и средствам измерений в вагонном хозяйстве; другие учебно-методические и справочно-аналитические материалы.


КСОТ-П — инновационная система в сфере охраны труда. Комиссаров А.Ф., Бабак Н.П.

В ОАО «РЖД» организация контроля за состоянием условий труда регламентируется стандартом «Система управления охраной труда в ОАО “РЖД”. Организация контроля и порядок его проведения», утвержденным распоряжением от 28.05.2012 1039р. Согласно стандарту в структурных подразделениях организован трехступенчатый контроль за состоянием условий труда. Понимая несовершенство трехступенчатого контроля, Департаментом охраны труда ОАО «РЖД» в 2013 г. была внесена инициатива по разработке комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П), которая внедрена в настоящее время во всех подразделениях вагонного хозяйства.

Особенностью КСОТ-П является открытость системы контроля, доступность информации для всех участников производственного контроля, возможность оценки роли руководителя за создание безопасных условий труда. Данная система не идет в противоречие с трехступенчатым контролем, а только его совершенствует.


Особенности конструкции тележек с осевой нагрузкой 25 — 27 тс и их проявление в условиях эксплуатации. Мещерин Ю.В.

Одним из главных требований в техническом задании 2004 г. на создание трехэлементной тележки с литыми элементами рамы для грузовых вагонов с нагрузкой от оси на рельсы 25 тс было обеспечение показателей ходовых качеств вагона при движении со скоростью 120 км/ч не хуже, чем на серийных тележках модели 18-100 с осевой нагрузкой 23,5 тс. Специалистами ОАО «ВНИКТИ» были созданы тележки моделей 18-9800 и 18-9829 с такими параметрами, проведены их испытания, о результатах которых рассказывается в статье.


Новые воздухораспределители КАВ60. Крылов В.В., Комраков И.И.

В статье рассказано о разработке и испытаниях нового воздухораспределителя КАВ60 немецкой фирмы «Кнорр-Бремзе», описаны его устройство и характеристики, приведены его модификации. Применение новых воздухораспределителей позволит не только повысить эффективность действия автотормозов, но и значительно сократить затраты на их эксплуатацию.


О влиянии конусности колесных пар на динамику движения подвижного состава. Нирконэн В.Т.

Ключевым элементом взаимодействия колесной пары с рельсовой колеей является способность колесной пары изменять направление движения в соответствии с параметрами конусности, формируемой на колесной паре при ее движении. Конусность является своеобразным рулевым механизмом железнодорожного экипажа. От настройки этого механизма зависят безопасность и экономичность работы подвижного состава.

Проверка параметров конусности является обязательной при контроле параметров состояния железнодорожного пути в странах Евросоюза. К сожалению, на Российских железных дорогах данный параметр считается малозначимым и контролю не подлежит. Автор исследует данную проблему, приводит результаты расчетов.


Как снизить ущерб от повреждения вагонов в портах

С 2010 г. Ростовский филиал ПГК начал работу по сокращению убытков, связанных с повреждением вагонов в портах. Первым результатом такой работы стала организация ремонта поврежденных вагонов силами и средствами ООО «Порт Мечел-Темрюк». Специалисты Ростовского филиала приняли непосредственное участие в разработке технологической документации по ремонту кузовов поврежденных полувагонов сваркой и согласовании ее в службе вагонного хозяйства Северо-Кавказской дороги. Успешное взаимодействие Ростовского филиала ПГК с ОАО «Туапсинский морской торговый порт» и ООО «Порт Мечел-Темрюк» в вопросах ремонта поврежденных вагонов позволило в период 2010 — 2014 гг. отремонтировать силами и средствами портов 1998 вагонов и сократить расходы Компании на текущий отцепочный ремонт вагонов на сумму более 17 млн. руб.


Знакомьтесь: поезд «Стриж»

1 июня 2015 г. в первый рейс из Москвы в Нижний Новгород отправился новый скоростной поезд «Стриж». В июне поезда «Стриж» совершают до 5 рейсов в день, а с июля — до 7 рейсов. Максимальное количество рейсов предусмотрено по пятницам. Время в пути составляет от 3 ч 35 мин. В состав поезда включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, спальные вагоны, вагон-буфет и вагон-ресторан производства испанской компании «Patentes Talgo S.L.». Статья знакомит читателей с особенностями испанского поезда.


Проблемы вибродиагностики на ремонтных предприятиях. Тэттер В.Ю., Буяльский К.Л., Кашка В.С.

Роликовые подшипники буксовых узлов колесных пар являются наиболее ответственными узлами вагонов. С началом внедрения их в эксплуатацию появилась задача определения их технического состояния в процессе эксплуатации (при промежуточной ревизии и после ремонта). Наиболее информативным и технологичным методом определения технического состояния буксовых узлов колесных пар вагонов является виброакустический метод неразрушающего контроля (НК). Для диагностирования буксовых узлов колесных пар создан ряд установок. Авторы анализируют их эффективность и дают рекомендации по использованию.


Европейская подшипниковая корпорация реализует инновационные проекты. Байгулов М.А., Козлова Т.Е.

Европейская подшипниковая корпорация (ОАО «ЕПК») была образована в 2001 г. и объединила в своем составе ведущие подшипниковые заводы на территории стран СНГ и Таможенного союза. В состав корпорации входят предприятия, производящие подшипниковую продукцию для всех отраслей машиностроения. Для нужд вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий ОАО «ЕПК Саратов», АО «Степногорский подшипниковый завод» и ООО «ЕПК-Бренко подшипниковая компания» осуществляют серийный выпуск подшипников для буксовых узлов инновационных грузовых вагонов различных моделей с нагрузкой от оси на рельсы 23,5 и 25 тс. Статья рассказывает о характеристиках этих подшипников, организации капитального ремонта кассетных подшипников на заводах.


Применение композиционных материалов в грузовом вагоностроении. Фёдоров С.А., Новосёлов А.Ю., Волков С.А.

Использование композиционных материалов в кузовных конструкциях железнодорожного подвижного состава, находящегося в эксплуатации, на настоящий момент невелико и ограничено стеклопластиковыми обтекателями кабин грузовых и пассажирских локомотивов и высокоскоростных поездов. В настоящее время применяются следующие композиционные материалы: стеклопластики, поликарбонаты, термопласты. С их особенностями и возможностями использования в грузовом вагоностроении знакомит публикуемый материал.


Оценка износа гребней цельнокатаных колес грузовых вагонов по результатам дорожного эксперимента. Петровых В.А., Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

Известно, что в настоящее время вероятность отказа грузового вагона в межремонтном периоде по предельному износу гребней колес является почти достоверным событием. Поэтому на протяжении многих лет исследование процесса износа гребней колес является актуальным для железнодорожного транспорта.

В целях детального изучения существующей проблемы специалистами Забайкальского института железнодорожного транспорта и службы вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры проведен эксперимент по определению величины удельного износа гребня колеса грузового вагона при прохождении его по Транссибирской магистрали от Владивостока до Москвы. Для проведения эксперимента в качестве объекта исследования был выбран грузовой поезд, состовший из сорока платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров. В результате эксперимента был получен большой массив данных, которые проанализированы в статье.


Новое в технике неразрушающего контроля на транспорте. Дымкин Г.Я., Лезевская А.Э.

Недавно в Праге состоялась 11-я Европейская конференция по неразрушающему контролю. Научная программа конференции, а также прошедшие в ее рамках выставка средств неразрушающего контроля и заседания международных организаций в области неразрушающего контроля продемонстрировали значительный интерес к задачам контроля объектов железнодорожного транспорта. Авторы приводят в статье обзор наиболее интересных докладов на конференции.


На 1-й с. обложки публикуется снимок скоростного поезда «Стриж» испанской фирмы «Talgo».