ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 1, 2021 г.

 

Итоги прошедшего года и ключевые задачи ОАО «РЖД» на 2021 г.

Представлена информация об итоговом заседании правления ОАО «РЖД», на котором были подведены результаты работы Компании в 2020 г. в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и обозначены задачи на 2021 г. Приводится обзор выступлений представителей Правительства РФ и руководителей ОАО «РЖД» по основным вопросам развития железнодорожного транспорта.

 

Курс РЖД — на декарбонизацию.

Сообщается о выступлении на Гайдаровском форуме в Москве генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова. Декарбонизация подразумевает снижение выбросов углекислого газа (СО2). По сути, это стремление электрифицировать всё возможное, чтобы достичь нулевой уровень выбросов углерода. Рассказывается о новой «Экологической стратегии ОАО “РЖД”» до 2030 г. и о планах ЕС сократить к 2050 г. выбросы парниковых газов на 90 %.

 

Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г.

Системная модернизация профильного образования, цифровизация учебных процессов, формирование моделей привлечения талантов и укрепление материальной базы — такие приоритеты обозначены в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 6.02.2021 № 255-р.

 

Совещание в Минтрансе посвятили Дню российской науки.

Рассказывается о встрече министра транспорта Российской Федерации В.Г. Савельева режиме видеоконференции с руководителями высших учебных заведений транспортного комплекса, где обсуждались: проект Транспортной стратегии до 2035 г.; новые образовательные программы до 2024 г.; обновление форматов обучения.

 

Международная транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Digital».

Представлена информация о Международной транспортно-логистической конференция по теме «Цифровой иммунитет транспортной отрасли», на которой рассматривался ряд важнейших для железнодорожного транспорта вопросов, в том числе: реализация Стратегии цифровой трансформации холдинга ОАО «РЖД»; внедрение цифровых платформ и сервисов; востребованность электронного документооборота; разработка блокчейн-систем; решения для развития инфраструктуры сетей связи и платформ для цифровой трансформации транспортно-логистической сферы; защищённость информационных ресурсов ОАО «РЖД» и другие.

 

Объединять усилия для достижения общей цели.

В статье рассматриваются вопросы развития международного сотрудничества для наращивания объемов контейнерных перевозок на маршруте Китай — Европа — Китай, затронутые в рамках онлайн-конференции по итогам 2020 г., где в том числе обсуждалось: принятие новых инфраструктурных решений и увеличение мощностей пограничных переходов; транзит через территорию РФ санкционных товаров; развитие новых форм взаимодействия; поставки товаров по мультимодальным маршрутам; внедрение цифровых решений и экологически чистых технологий.

 

В Совете Федерации обсудили развитие железнодорожного машиностроения в России.

Тема развития железнодорожного машиностроения в Российской Федерации в начале 2021 г. была рассмотрена в Комитете Совета Федерации по экономической политике под руководством сенатора И.В. Панченко. Приводятся основные потребители и инвесторы железнодорожного машиностроения. Предложено актуализировать Стратегии развития транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта с учетом синхронизации с Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». На заседании были обсуждены актуальные вопросы сохранения и развития компетенций российских предприятий железнодорожного машиностроения по проектированию, серийному производству и сервисному обслуживанию высокотехнологичной железнодорожной техники, а также предложения по стабилизации социально-экономического положения на предприятиях отрасли в 2021 г. и на период до 2030 г.

 

Новые грузовые вагоны в парке России. Макаров А.С.

В 2020 г. в парк России поступило около 55 тыс. новых грузовых вагонов. Приводится краткий анализ новых поступлений в парк РФ в зависимости от стран и заводов-изготовителей, родов и моделей вагонов. Основную долю в пополнении парка РФ за 2020 г. составили полувагоны (40 %), платформы (26 %) и вагоны-хопперы (15 %). Отмечено поступление в 2020 г. в парк РФ ряда уникальных для «пространства 1520» инновационных вагонов. Из общего количества нового подвижного состава в парке РФ инновационные вагоны составили 45,7 % (в 2019 г. — 32,4 %).

 

Что квартал грядущий нам готовит. Агапова Е.

В статье автор рассказывает об итогах прошедшего года на сети ОАО «РЖД» и трендах I квартала 2021 г. Анализируются причины снижения в 2020 г. погрузки угля на 5 %, нефтепродуктов и черных металлов на 10 % и ряда других грузов. При этом выросла погрузка зерна, химических и минеральных удобрений, строительных грузов. Приводятся прогнозы и обоснование постепенного восстановления погрузки в 2021 г. Однако в I квартале увеличение погрузки ожидается лишь в пределах 0,5 %.

 

Итоги реализации пилотного проекта АС «Электронный инспектор» за 2020 г.

Представлена информация о реализации проекта по переходу на безбумажный обмен информацией, касающийся изготовления продукции и создания базы учета изделий подвижного состава — АС «Электронный инспектор», направленной на полное вытеснение с легального рынка контрафактной и нелегитимной продукции. Приводятся результаты, достигнутые в 2020 г. — по состоянию на начало 2021 г. в автоматизированную базу данных были внесены сведения о более чем 52 тыс. рам боковых, 25 тыс. балок надрессорных и 6 тыс. черновых осей. Система основана на базе российской программы 1С, что позволяет работать с ней и официальным государственным органам.

 

Анализ применения барьерных функций в сфере логического контроля парка грузовых вагонов за 2020 г. Щукин П.В.

В статье рассказывается о результатах работы по повышению уровня безопасности движения на железнодорожном транспорте путем внедрения барьерных функций в сфере логического контроля парка грузовых вагонов. Приведена информация о видах контроля по запрету выпуска грузовых вагонов из ремонта. Показана динамика отклонения сообщений о комплектации по причине срабатывания барьерных функций за период 2016 — 2020 гг. Приведена информация о перспективах дальнейшего развития системы АС УКВ РФ.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт за 2020 г. Макаров А.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении грузовых вагонов парка России в 2020 г. в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за этот период поступило в неплановый ремонт 1 369 тыс. вагонов, что на 3,2 % больше, чем за тот же период 2019 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в зависимости от вида ремонта, дороги отцепки, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наиболее массовым поступлениям в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Геймификация «Мобильного репортера»: стань «всевидящим оком» ПГК.

В статье рассказывается о бонусной системе и элементах геймификации, внедренных АО «ПГК» в рамках программы цифрового развития компании в приложение для контроля качества вагонов «Мобильный репортер ПГК».

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за IV квартал 2020 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за IV квартал 2020 года. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. В соответствии с набранными баллами приведены рейтинговые таблицы депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 2020 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2020 г. не менее чем на 24 % по сети. Данный целевой показатель за 2020 г. выполнен (–36 %). В статье приводится перечень ремонтных предприятий, достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 2020 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.

 

«Буксол» требует технологической дисциплины.

Представлена информация об онлайн-семинаре, организованном Союзом вагоноремонтных предприятий, по особенностям применения смазки «Буксол» в грузовых вагонах. Представители ремонтных депо, получивших опыт работы со смазкой «Буксол», поделились своими знаниями и наработками. Состоявшийся онлайн-семинар стал первым опытом проведения открытого обучения для ремонтных предприятий вне зависимости от форм собственности.

 

«Новотранс» первым на рынке ремонта вагонов перешел на использование смазки «Буксол».

Сообщается о решении руководства холдинга «Новотранс» о полном переходе всех заводов вагоноремонтного дивизиона с начала 2021 года на использование смазки «Буксол» при проведении среднего ремонта колесных пар собственности «Новотранс». Приводятся результаты тестирования смазки «Буксол» в предыдущие годы. Показан годовой эффект от внедрения смазки «Буксол».

 

О применении смазки «Буксол» в буксовых узлах грузовых вагонов. Горякина О.В., Тимакова Е.А., Петров Д.В.

В статье приводится информация о необходимости и причинах перехода на литиевую смазку «Буксол» в буксовых узлах грузовых вагонов. Дана статистическая информация по отказам буксовых узлов в эксплуатации. Представлены результаты экспериментальных исследований смазки, проведеных АО «ВНИИЖТ» в последние годы. Приводится опыт использования смазки «Буксол» в буксовых узлах локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также в подшипниках тяговых электродвигателей. Рассказывается об особенностях технологии заправки буксовых узлов смазкой «Буксол» и препарата-модификатора эМПи-1. Подробно описаны результаты эксплуатационных испытаний литиевой смазки буксовых узлов грузовых вагонов. Дан перечень технической документации по применению смазки «Буксол». В заключение статьи отмечено, что перевод парка грузовых вагонов на смазку «Буксол» позволит снизить количество отказов, связанных с грением буксового узла в эксплуатации.

 

Особенности эксплуатации тормозов и исследование свойств композиционных тормозных колодок грузовых вагонов. Клюка В.П., Муравьёв Д.В., Мосол С.А.

В статье рассматривается вопрос надежной работы тормозного оборудования грузовых вагонов. Увеличение длины гарантийных участков безопасного следования грузовых вагонов вызывает рост количества случаев отказов тормозов — особенно на участках дорог и полигонов со сложным горно-перевальным планом трассы линии и тяжелым профилем железнодорожного пути. Приводятся результаты исследований влияния величины температуры нагрева на некоторые характеристики тормозных колодок с целью установления их работоспособности в условиях применения тяжелых режимов торможения. По результатам исследований сделан ряд выводов и даны предложения по минимизации рисков повреждений колесных пар вагонов и сверхнормативного снижения назначенного ресурса тормозных колодок в эксплуатации.

 

Обрыв подводящей трубки воздухораспределителя предотвратит гибкий металлорукав. Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

В статье авторы предлагают практическое решение задачи по снижению обрывов подводящих трубопроводов воздухораспределителей грузовых вагонов путем перехода к гибкой конструкции узла подводящей трубки воздухораспределителя. Приводятся статистические данные по отказам грузовых вагонов в организованных поездах на Забайкальской железной дороге, связанных с изломами подводящих трубок, в том числе показана зависимость изломов подводящих трубок от температуры наружного воздуха. Показаны конструктивные недостатки существующих трубопроводов грузовых вагонов, приводящие к изломам указанных трубок. Для повышения надежности работы тормозной системы грузового вагона предложено рассмотреть использование рукава нержавеющего высокого давления (гибкий трубопровод), предназначенного для работы на изгиб. Статья проиллюстрирована диаграммами, схемами и фотографиями.

 

О системах нумерации вагонного парка в России. Кашин П.В.

В данной статье автором приводятся собранные и обобщенные им сведения по системам нумерации вагонов пассажирского и грузового парков, которые применялись на железных дорогах России с момента их зарождения и по настоящее время. В большей степени дается информация о нумерации вагонов грузового парка, так как нумерация пассажирских вагонов практически не менялась на протяжении целого столетия. История создания и развития системы нумерации вагонов грузового парка (в том числе узкоколейного) показана по этапам, соответствующим историческим эпохам, принятым в международном железнодорожном моделизме (начало статьи — в журналах № 3 и 4 за 2020 г.)

 

Уралвагонзавод перейдет на изготовление тележек нового поколения.

Сообщается о начале подготовки Уралвагонзавода к производству штампосварной тележки модели 18-9999. Приводится техническая характеристика тележки нового поколения. Рассказывается о перспективе серийного выпуска тележек модели 18-9999 при максимальной автоматизации их производства.

 

На 1-й с. обложки опубликован снимок инновационного вагона-платформы модели 13-6903 с осевой нагрузкой 25 тс, грузоподъемностью 74,5 т и погрузочной длиной 80 футов производства компании «НПК ОВК». Платформа предназначена для перевозки крупнотоннажных контейнеров и контейнеров-цистерн с массой брутто до 36 т.