ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 1, 2020 г.


Итоги работы вагонного хозяйства в 2019 г. и задачи на 2020 г. Сапетов М.В.

Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры подведены итоги работы за 2019 год. В статье приводится краткий анализ изменений парка грузовых вагонов РФ в количественном и возрастном аспектах подвижного состава. Показаны достижения вагонного хозяйства за истекший год по таким параметрам, как: количество событий, отказов технических средств, отцепок вагонов в пути следования, технологических нарушений. Показаны основные источники повышения производительности труда. Перечислены системные мероприятия, направленные на техническое, технологическое и организационное развитие вагонного комплекса. Поставлены задачи на 2020 год, приводятся главные стратегические задачи для вагонного комплекса и ключевые инициативы по повышению надежности грузового подвижного состава и цифровой трансформации вагонного комплекса. Подробности — в публикуемом материале.


Повышать эффективность деятельности вагонного комплекса!

Представлена информация о пятом сетевом совещании Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД» по подведению итогов производственно-хозяйственной деятельности инфраструктурного комплекса за 2019 год и постановке задач на 2020 год. Кратко описаны работа пленарного заседания сетевого совещания ЦДИ и круглого стола «Повышение эффективности деятельности вагонного комплекса». Показана положительная динамика основных показателей деятельности ЦДИ, в том числе: рост производительности труда; снижение отказов технических средств 1-й и 2-й категорий; улучшение показателя безопасности движения. Приводятся основные решения, принятые на круглом столе по совершенствованию деятельности вагонного комплекса.


Итоги корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения в вагонном хозяйстве. Жаркова Е.В.

Приведены итоги корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД) за период 2018 — 2019 гг. Сертификаты соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса выданы 439 подразделениям, достигшим значимых успехов в обеспечении безопасности перевозочного процесса. Показано состояние с выдачей сертификатов соответствия в вагонном хозяйстве. Приводятся документы, определяющие основные требования проведения сертификации и содержащие критерии корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения.


Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства отмечает 70-летний юбилей! Комиссаров А.Ф.

Приводятся история становления бюро, основные компетенции деятельности ПКБ ЦВ, структурные подразделения и их основные задачи. Являясь центром профессиональной коммуникации и информационного обмена, специалисты бюро проводят активную партнёрскую работу в целях налаживания и регулирования технологического диалога между всеми участниками вагонного комплекса. Даны ключевые направления деятельности ПКБ ЦВ, включающие разработку нормативно-технической документации и комплексный мониторинг процесса эксплуатации и состояния вагонного парка.


Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за IV квартал 2019 г. Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за IV квартал 2019 года. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. В соответствии с набранными баллами приведены рейтинговые таблицы депо и ПТО.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 2019 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2019 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за 2019 г. выполнен (–21 %). В статье приводится перечень ремонтных предприятий, достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 2019 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятий, работавших с худшим качеством ремонта.


Интернет вещей для грузового вагона. Сапетов М.В., Зайцев А.А., Морозов И.А.

Для снижения влияния негативных факторов на безопасность и бесперебойность железнодорожных перевозок появились возможности поставить на службу новые цифровые технологии, стремительно набирающие темпы развития и объединённые термином «интернет вещей». Для железнодорожной техники остается актуальной задача разработки и широкого внедрения технологий по мониторингу, фиксации и учету реакций на внешние воздействия от элементов пути (прежде всего рельсов), подвижного состава (вагоны, локомотивы), искусственных сооружений (мосты) в ходе их эксплуатации. Это будет способствовать выявлению зарождающихся на ранних стадиях дефектов и предотвращению нарушений безопасности движения. В настоящее время создана инструментальная основа для внедрения импульсно-волновой технологии в различных отраслях промышленности, в том числе на железнодорожном транспорте.


Уралвагонзавод сертифицировал новый полувагон модели 12-196-04

Инновационный полувагон модели 12-196-04 на штампосварных тележках модели 18-9999 сертифицирован и готов к серийному выпуску. Приводятся отличительные особенности и основные технические характеристики нового вагона постройки Уралвагонзавода.


Новая жизнь «Невского экспресса». Кевролетин А.В.

Сообщается о планах организовать курсирование поезда «Невский экспресс» по маршруту Санкт-Петербург Самара через Нижний Новгород. Для этого требуется ремонт вагонов с модернизацией, который организован на Московском локомотиворемонтном заводе. Показаны варианты проектов модернизации вагонов и эффекты улучшения проезда пассажиров.


Обеспечение условий доступности для маломобильных пассажиров. Шералиев Э.Р., Луговской И.С.

Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса филиал ОАО «РЖД» (ПКТБ Л) ведет работу по улучшению условий комфортного нахождения пассажиров из числа инвалидов и маломобильных граждан на территории вокзальных комплексов и прилегающих территорий, при посадке в вагон и высадке из вагонов пассажирских поездов. Приводится ряд нормативных документов, разработанных ПКТБ Л. В соответствии с требованиями действующих нормативных документов вновь выпускаемый подвижной состав должен иметь необходимое оборудование для перевозки пассажиров из числа инвалидов.

Кроме того, в ОАО «РЖД» ведется работа по адаптации старого подвижного состава для обеспечения возможности перевозки данной категории пассажиров. В частности, разработаны проекты модернизации купейных вагонов в составе поездов дальнего следования. Также были разработаны проекты адаптации головных вагонов электропоездов ЭД4М и ЭД9М. В статье подробно описаны комплектация и особенности указанных проектов.


Новый подшипник для колесной пары. Пухов И.А.

Рассматривается состояние дел с производством буксовых подшипников для железнодорожного транспорта в РФ. Сравниваются подшипники различных конструкций, в том числе по энергоэффективности, по параметру динамической грузоподъёмности. Сообщается об изобретении в России нового типа буксового подшипника, для которого не требуются импортная сталь, специальная смазка и узкоспециализированное оборудование для изготовления роликов и колец. Рассмотрены особенности конструкции нового подшипника и его основные технические характеристики. Новый тип кассетного комбинированного подшипника имеет большой потенциал по надёжности, энергоэффективности и ресурсу и может стать альтернативой импортным кассетам и цилиндрическим подшипникам.


Инновационный метод осмотра фитинговых упоров

Компания «Модуль» запатентовала полезную модель устройства управления видеоэндоскопом для осмотра фитинговых упоров железнодорожных платформ. Для повышения качества и скорости работ по осмотру фитинговых упоров разработан метод осмотра упоров при нахождении контейнеров на платформе без их снятия, с использованием мобильного прибора видеоэндоскопа. Приводятся дополнительные функции прибора и результаты его испытаний на станциях Октябрьской ж.д.


Анализ возможности сходов колес с рельсов из-за вкатывания на остряк. Глюзберг Б.Э., Тимакова Е.А.

В статье приводится анализ условий вкатывания колес на остряк стрелочного перевода при движении по стрелке. Исследования проведены на основе анализа фактической геометрии колесных пар и рабочих поверхностей рельсовых элементов стрелочных переводов, выполненного по результатам массовых обмеров, проведенных специалистами АО «ВНИИЖТ» в 2018 — 2019 гг. на российских железных дорогах. Показана взаимная зависимость геометрических параметров в системе «колесная пара — рельсовая колея» на эксплуатационно-технические свойства стрелочных переводов. Даны предложения по нормированию предельно допустимого угла наклона гребней колес для обеспечения безопасности прохода колесными парами стрелочных переводов.


Подведены итоги работы Комитета по грузовому подвижному составу.

В статье дана краткая информация о выездном совещании Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), которое прошло в Саратове в феврале 2020 г. Были подведены итоги работы Комитета в 2019 г. и приняты планы на 2020 г. В ходе заседания члены Комитета обсудили состояние, проблемные вопросы и перспективы развития российского рынка железнодорожного подвижного состава.

В мероприятии приняли участие руководители Минпромторга РФ, Министерства промышленности и энергетики Саратовской области, представители ведущих российских и мировых компаний, выпускающих продукцию железнодорожного назначения, руководители и специалисты крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и исследовательских центров вагонного комплекса.


Новый шестиосный думпкар от УВЗ.

Разработка «Уральского конструкторского бюро вагоностроения» это единственный сертифицированный в России шестиосный думпкар, допущенный для эксплуатации по магистральным железным дорогам, путям промышленных предприятий, строительств, открытых горных разработок колеи 1520 мм общего пользования. Приводятся основные технические характеристики думпкара и перспективы развития конструкции этого подвижного состава.


Почему стучат колеса? Мещерин Ю.В., Зубков В.Ф.

В статье рассматривается проблема юза колес колесных пар грузовых вагонов, которая связана с заниженным коэффициентом тары и неудовлетворительной динамикой движения порожних вагонов. Даны предложения по совершенствованию ходовых частей и тормозного оборудования грузовых вагонов.


Обоснование межремонтного ресурса и параметров безопасности буксовых узлов грузовых вагонов с роликовыми подшипниками. Иванова Т.В., Белов А.Ю., Налабордин Д.Г.

В статье приведены основные закономерности отказа буксовых узлов с роликовыми подшипниками, дана статистика разрушений буксовых узлов, оценена средняя наработка буксового узла с роликовыми подшипниками с торцевым креплением гайкой М110. Для повышения надежности работы буксовых узлов грузовых вагонов на колесных парах с осями РУ-1 приводятся необходимые организационно-технические мероприятия.


История военно-санитарных поездов. Ильин Ю.Л.

В статье дана история создания и применения военно-санитарных поездов в периоды войн. Рассказывается о мобилизационной подготовке для развертывания военно-санитарных поездов в 1930-е годы, об использовании военно-санитарных поездов в периоды Советско-Финской и Великой Отечественной войн, битв за Ленинград, Москву, Сталинград, а также в послевоенные годы.


На 1-й с. обложки помещено фото инновационного полувагона модели 12-196-04 на штампосварных тележках модели 18-9999