ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 1, 2019 г.


Итоги работы вагонного хозяйства в 2018 г. и задачи на 2019 г. Сапетов М.В.

Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры подведены итоги работы за 2018 г. Приводиться краткий анализ изменений парка грузовых вагонов РФ в количественном и возрастном аспектах подвижного состава. Показаны достижения вагонного хозяйства за истекший год по таким параметрам, как: количество событий, отказов технических средств, отцепок вагонов в пути следования, технологических нарушений. Показаны основные источники повышения производительности труда. Перечислены системные мероприятия, направленные на техническое, технологическое и организационное развитие вагонного комплекса, благодаря реализации которых перевозочный процесс обеспечивается исправным подвижным составом.

Отмечены на основе рейтинговой оценки лучшие вагонные эксплуатационные депо и их руководители. Поставлены задачи на 2019 г., приводятся главные стратегические задачи для вагонного комплекса и ключевые инициативы по повышению надежности грузового подвижного состава и цифровой трансформации вагонного комплекса. Подробности — в публикуемом материале.


Итоги работы Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за 2018 г. Комиссаров А.Ф.

Приводятся основные задачи и компетенции Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства филиала ОАО «РЖД». Показано положение с выполнением тематического плана на 2018 г. Рассказано о работе по повышению квалификации специалистов бюро и по созданию нового подразделения — сектор сопровождения профессионального обучения в вагонном хозяйстве. В статье отмечены наиболее значимые документы и процессы, разработанные за 2018 г, позволившие повысить эффективность вагонного хозяйства.


Термины: определения и последствия. Мещерин Ю.В.

В статье анализируются термины «конструкционная скорость 120 км/ч» и «допускаемая скорость 90 км/ч». Допускаемая скорость до настоящего времени не повысилась до заявленной конструкционной, несмотря на наличие сертификата соответствия у каждого нового грузового вагона. Автор отмечает, что неверное понимание термина «конструкционная скорость» замедляет решение насущных задач по совершенствованию перевозочного процесса.


Оборот контрафактной продукции. Правовые вопросы. Дорогин А.С.

Автор на примере продукции Московского тормозного завода раскрывает тему незаконного оборота промышленной продукции. Сюда включаются все процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, в том числе контрафактной и фальсифицированной. Автотормозное оборудование, выпускаемое АО МТЗ ТРАНСМАШ для комплектации локомотивного и вагонного парка железных дорог и метрополитенов, является одним из основных элементов, обеспечивающих безопасность движения рельсового транспорта на «пространстве колеи 1520 мм».

Автор приводит эпизоды возбуждения уголовных дел в отношении физических и юридических лиц. В статье показаны основные проблемы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции; названы приоритеты технической политики в указанной сфере; определены задачи, принципы формирования и реализация мер в данной области.


Развивая систему ремонта грузовых вагонов. Иванов И.А.

В статье приведена история создания и деятельности Подкомитета по ремонту вагонов, являющегося структурной составляющей Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ»).

Решение о создании подкомитета по ремонту было принято на объединённом заседании Комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов и Комитета НП «ОПЖТ» по тормозному оборудованию и тормозным системам железнодорожного подвижного состава, состоявшемся 29 февраля 2012 г. в Нижнем Тагиле.

Автором приведены наиболее значимые работы, выполненные подкомитетом с момента его образования. Отдельно отмечены работы комитета в 2018 г., количество проведенных заседаний, совещаний подкомитета и утвержденных протоколов.

Работа подкомитета проводится по самым разным направлениям, затрагивающим деятельность вагоноремонтных предприятий. При этом налажено активное взаимодействие со специалистами научных организаций и проектно-конструкторских бюро, вагоностроителями, изготовителями комплектующих, работниками станкостроительных и иных организаций.


Рейтинги служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за IV квартал 2018 г. Козарезова М.А., Пирогова И.А.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за IV квартал 2018 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы депо и ПТО. Показаны набранные баллы депо и ПТО сортировочных, грузовых, участковых станций.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 2018 г. Матросова М.В.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача Управлению вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры снизить отказы технических средств в 2018 г. не менее чем на 10 % по ОАО «РЖД». Данный целевой показатель за 2018 г. выполнен (–21 %).

В 2018 г. за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 15.01.2019 г.), учтено 8302 отказа технических средств, что на 16 % меньше, чем за 2017 г. В статье показаны ремонтные предприятия, достигшие наибольшего снижения отказов технических средств за 2018 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, и предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта.


Рейтинг компаний-владельцев и компаний-операторов грузового подвижного состава за 2018 г. Казаков А.А.

В 2019 г. впервые была выполнена рейтинговая оценка работы компаний-владельцев и компаний-операторов грузового подвижного состава за 2018 г. Приведены критерии расчета рейтингов указанных компаний. Показаны организации и предприятия с наиболее высокими и низкими показателями, достигнутыми за 2018 г.

В заключение отмечено, что регулярная сравнительная оценка рейтингов позволяет отслеживать техническое состояние грузовых вагонов различных компаний, контролировать динамику процесса деградации вагонов, предлагать меры по поддержанию вагонов в исправном состоянии и, тем самым, обеспечивать безопасность и эффективность грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.


Температурные режимы разнотипных подшипников в условиях эксплуатации. Образцов В.Л.

В статье приводится история исследований тепловых режимов работы подшипниковых узлов, начатых Уральским отделением ВНИИЖТ в 1966 г. Пороговые значения сигнализации средств технического контроля и основные требования к размещению пунктов теплового контроля нашли отражение в нормативно-технической документации МПС и ОАО «РЖД».

Новая волна интереса к исследованию температурных режимов подшипниковых узлов возникла после освоения производства и внедрения с 2005 г. вагонов нового поколения с коническими подшипниками кассетного типа. В условиях эксплуатации экспериментальные исследования температурных режимов разнотипных подшипников в пассажирских поездах проводились с 2005 г.

В данной статье автором сделана попытка кратко обобщить результаты теоретических и экспериментальных исследований температурных режимов разнотипных подшипников и данных мониторинга на дорогах России за 2010 — 2018 гг.

В заключение статьи на основании приведенных данных с анализом температурных режимов разнотипных подшипников автором даны рекомендации в части: замены старогодних цилиндрические подшипников; обновления средств теплового контроля; совершенствования программного обеспечения с целью выявления предотказных состояний разнотипных подшипников; исключения в пути следования груженых поездов необоснованных отцепок вагонов.


Поглощающие аппараты можно ремонтировать дешевле.

Специалистами Уральского конструкторского бюро вагоностроения (ООО «УКБВ») проведен ряд мероприятий по испытаниям и исследованиям поглощающих аппаратов АПЭ-95-УВЗ класса Т2, бывших в эксплуатации и предназначенных для проведения плановых ремонтов. На основании проведенного анализа были разработаны и проведены изменения в ремонтную документацию поглощающих аппаратов, позволяющие снизить среднюю себестоимость ремонта аппаратов.

Опытные ремонты, которые проводились на ремонтном участке, созданном на базе испытательного центра ООО «УКБВ», позволили установить, что средняя себестоимость регламентного ремонта и сервисного обслуживания поглощающих аппаратов, бывших в эксплуатации, при введении изменений в ремонтную документацию снизилась в сравнении с себестоимостью ремонта, проводимого согласно требованиям ранее действовавшей документации.

Таким образом, создаются благоприятные условия для проведения ремонта аппаратов, поступающих от различных организаций, эксплуатирующих подвижной состав. Соответственно, экономия таких организаций при проведении ремонта и сервисного обслуживания аппаратов в ремонтном участке ООО «УКБВ» позволяет снизить расходы на эксплуатацию и ремонт и, в конечном итоге, приведёт к снижению себестоимости содержания подвижного состава.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения, дополнения.

В статье представлен обзор поступлений нормативно-технической и справочно-аналитической документации в архив Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за 2018 г. по разделам:

- техническое обслуживание грузовых вагонов;

- методическое обеспечение и средства измерений;

- конструкторская и прочая документация;

- справочно-аналитические материалы;

- информация об изменениях, дополнениях в нормативную и техническую документацию.


Инциденты при перевозке опасных грузов за 2018 г. Комиссаров А.Ф., Макаров А.С.

В статье дан краткий анализ инцидентов на железнодорожном транспорте при перевозке опасных грузов за 2018 г. Приведена статистика инцидентов по типам событий, месяцам года, дорогам обнаружения инцидентов, дорогам отправления вагонов с опасными грузами, годам и предприятиям последнего планового ремонта вагонов, грузоотправителям, по виду перевозимого груза. Приведены основные причины возникновения инцидентов при перевозке опасных грузов.


Самооценка уровня зрелости культуры безопасности. Петровых В.А., Налабордин Д.Г., Скобельцин В.А.

Среди сотрудников службы вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры проведено исследование уровня зрелости культуры безопасности. Определены цель и задачи самооценки уровня зрелости культуры безопасности. Приводятся результаты самооценки и распределение ответов. Оценка уровня зрелости культуры безопасности в службе вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры позволила выявить ключевые элементы, требующие проработки в ближайшей перспективе.


Непрерывное образование работников как условие устойчивой работы вагонного комплекса. Зиятдинов А.М.

Раскрываются вопросы профессиональной компетентности в корпоративной политике отраслевых компаний. Вагонное хозяйство, как элемент инфраструктурного комплекса, является одним из массовых по численности занятых работников. Раскрыты подходы к расширению линейки компетенций. В заключение автор останавливается на риске развития «компетентностных пробелов», его последствиях и важности непрерывного образования в вагонном хозяйстве.


Испытания раздвижных колесных пар для грузовых вагонов в Испании. Макаров А.С.

На сегодняшний день в Испании некоторые пассажирские поезда могут курсировать между сетью железных дорог с европейской шириной колеи (1435 мм) и более типичной для этой страны иберийской колеёй (1668 мм) благодаря технологиям компании Talgo — раздвижным колесным парам и специальным путевым устройствам. Вместе с тем для грузового движения в настоящее время не существует решения, позволяющего производить автоматическую смену ширины колеи. В статье кратко излагаются история создания и результаты испытаний системы автоматической смены ширины колеи на основе технологий компании OGI, предназначенной для грузового подвижного состава. Показаны виды и цель испытаний. Приводятся технические характеристики раздвижных колесных пар и специального путевого устройства для автоматической смены ширины колеи. Статья включает большое количество иллюстраций раздвижных колесных пар и специального путевого устройства.


Автономное устройство регистрации расширяет возможности испытательных поездок. Жуков И.В.

Для обеспечения современных требований к проведению тормозных испытательных поездок по закаказу Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструкруры – филиала ОАО «РЖД» в АО «ВНИИЖТ» было разработано Автономное устройство регистрации пневматических и динамических процессов в грузовом поезде (АУР) для измерения и регистрации пневматических процессов в тормозной системе и продольных ускорений в грузовом поезде. АУР позволяет регистрировать параметры движения поезда и работы его тормозной системы в любом сечении состава. Автор приводит техническое описание, характеристики и результаты испытаний АУР на сети железных дорог РФ. Отмечается, что применение АУР позволит сделать принципиальный шаг вперед в части проведения испытаний, фактически отслеживать управление и движение поезда на всем протяжении маршрута от погрузки до выгрузки.


Перспективы развития тормозных систем скоростных грузовых поездов. Назаров И.В.

Развитие грузовых железнодорожных перевозок предусматривает создание поездных формирований, составленных из грузовых вагонов нового поколения с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. В рамках проекта планируется создание грузового поезда постоянного формирования для эксплуатации в пакетах графиков пассажирских поездов со скоростями движения до 160 км/ч. Основой технического решения является скоростной вагон-платформа, установленный на тележках пассажирского типа.

Тормозная система нового поездного формирования является одним из самых ответственных элементов. Процесс создания и совершенствования тормозной системы для скоростных грузовых вагонов предусматривает четыре этапа на ближайшие 10 лет. В статье подчеркивается, что увеличение эксплуатационной скорости контейнерных поездов до скорости эксплуатации скорых пассажирских поездов возможно без каких-либо изменений в сооружениях и устройствах на действующей инфраструктуре ОАО «РЖД». При этом необходимо планомерно проводить актуализацию нормативной базы, определяющей требования к инфраструктуре линий.


Комплексные испытания полувагона модели 12-9548-02 с увеличенным объемом кузова. Дмитриев С.В., Новосёлов А.Ю., Галов В.В., Загорский Д.И.

В 2017 — 2018 гг. специалистами ПАО «Научно-производственная корпорация “Объединенная вагоностроительная компания”» (НПК «ОВК») проведен комплекс мероприятий по постановке на производство полувагона модели 12-9548-02 с увеличенным объёмом кузова. Описываются впервые примененные в отечественном вагоностроении новейшие технические решения в конструкции полувагона. В ходе постановки на производство проведен комплекс стационарных, ходовых и функциональных испытаний вагона. В заключение статьи по результатам испытаний даны основные выводы.


На 1-й с. обложки показан новый полувагон модели 12-2153 Алтайского вагоностроительного завода грузоподъемностью 70 т, объемом кузова 88 м3, осевой нагрузкой 23,5 тс.

На 4-й с. обложки публикуется материал о новых пассажирских купейных двухвагонных сцепах, которые начинает выпускать Тверской вагоностроительный завод.