ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 1, 2017 г.


Повысить ответственность за повреждения грузовых вагонов. Клавдиенко О.А.

Итоги 2016 г. в очередной раз указывают на значительные риски повреждения вагонов при их эксплуатации, и особенно на железнодорожных путях необщего пользования (99 % от всего количества). Основной причиной повреждения грузовых вагонов по-прежнему является применение грейферной технологии при выгрузке грузов в морских портах и несоблюдение требований ГОСТ 22235–2010. В прошлом году по вине морских портов повреждено 111,5 тыс. вагонов, что составляет 88 % от общего количества поврежденных вагонов.

Учитывая сложившуюся обстановку, автор рассматривает основные направления по изменению ситуации с массовым повреждением вагонов. В 2017 г. запланировано внести корректировки в нормативные документы ОАО «РЖД», определяющие организацию системы контроля сохранности грузовых вагонов при приеме с железнодорожных путей необщего пользования и обеспечение их сохранности при эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования.


Определены лучшие работники эксплуатационных депо 2016 года

Центральной комиссией по организации соревнования ОАО «РЖД» подведены его результаты среди коллективов бригад, колонн, участков, смен, мастеров, руководителей среднего звена и работников массовых профессий структурных подразделений Компании за 2016 г. Публикация знакомит читателей с победителями в эксплуатационном вагонном комплексе дирекций инфраструктуры.


На контроле — актуальные проблемы вагонного хозяйства

На состоявшемся недавно заседании Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ)» были подведены итоги работы Комитета в прошлом году и обсуждены планы на 2017 г. В работе заседания приняли участие более 80 представителей российских компаний и предприятий, профильных институтов и профессиональных сообществ. В статье рассказывается о выполненных специалистами Комитета работах и проектах на текущий год.


Рейтинг служб вагонного хозяйства дирекций инфраструктуры по итогам работы за IV квартал и 12 месяцев 2016 г.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвело итоги работы служб вагонного хозяйства за IV квартал и весь 2016 г. Публикуются сводные результаты расчета рейтингов служб вагонного хозяйства по региональным дирекциям.


Об итогах комплексной оценки работы ПТО грузовых вагонов за IV квартал 2016 г. Козарезова М.А., Неумоина М.В.

Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» выполнило комплексную оценку работы пунктов технического обслуживания грузовых вагонов эксплуатационных вагонных депо за IV квартал 2016 г. При расчете рейтинга учитывались основные показатели работы ПТО. Показаны набранные баллы ПТО сортировочных и грузовых станций, а также участковых (промежуточных, пассажирских).


Новые направления дальнейшего развития. Лосев Д.Н.

Подкомитет по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») подвел итоги работы за 2016 г. На 1 января 2017 г. в состав Подкомитета по вагоностроению входит 31 предприятие и организация. В прошлом году проведено 6 заседаний Подкомитета и 10 совещаний Рабочей группы, на которых в общей сложности было рассмотрено свыше 70 вопросов. Статья знакомит с принятыми решениями.


Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 2016 г. Матросова М.В., Юлин В.Г.

С целью повышения эффективности перевозок руководством ОАО «РЖД» поставлена задача по снижению отказов технических средств в 2016 г. не менее чем на 30 %. В прошлом году за вагонным комплексом, по данным автоматизированной системы КАС АНТ (на 08.02.2016), учтено 12 767 отказов технических средств, что на 41,3 % меньше, чем за тот же период 2015 г. В статье анализируется качество работы вагоноремонтных предприятий — заводов, депо, поставщиков запасных частей.


Осваиваем сервис колесных пар с кассетными подшипниками на вагоноремонтных предприятиях. Тягунов И.Е.

Одним из важных направлений работы специалистов Подкомитета по ремонту грузовых вагонов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ») в 2016 г. были вопросы освоения сервиса колесных пар с кассетными подшипниками. В этой сфере деятельности произошли существенные изменения. С ними знакомит данная публикация.


Инспекторский и приемочный контроль качества изготовления и ремонта грузовых вагонов. Асриянц В.В.

В результате проведенной в ОАО «РЖД» реорганизации вагонного комплекса подавляющее большинство грузовых вагонов передано на баланс сторонних организаций. При этом инвентарный парк грузовых вагонов принадлежности ОАО «РЖД» составил менее 66 тыс. ед., или 5,3 % от общероссийского парка. Приобретать новые грузовые вагоны Компания планирует минимальное количество — только для обеспечения своей хозяйственной деятельности.

Частные операторские компании много раз ставили вопрос о выведении ведомственного инспекторского контроля грузовых вагонов и комплектующего оборудования из системы ОАО «РЖД» на коммерческую основу. Такое решение о создании независимого инспекторского центра члены НП «ОПЖТ» приняли в прошлом году. Статья рассказывает о работе, проделанной специалистами центра.


Готовится окончательная редакция ГОСТ по системе неразрушающего контроля

В январе состоялось очередное заседание Подкомитета НП «ОПЖТ» «Системы неразрушающего контроля железнодорожного подвижного состава, его составных частей, технических устройств и компонентов железнодорожной инфраструктуры». В мероприятии приняли участие представители российских компаний и предприятий железнодорожной отрасли. Был обсужден проект окончательной редакции ГОСТ «Система неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения. Общие положения», который готовится принять Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Стандарт устанавливает требования к системе неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения на основных стадиях ее жизненного цикла — при проектировании, производстве и эксплуатации (в том числе техническом обслуживании и ремонте). О его особенностях — в публикуемом материале.


Инновационным вагонам — инновационные тормозные цилиндры. Плюханов С.И.

ОАО «Трансмаш» — российское предприятие, изготавливающее тормозное оборудование, комплектующие детали и узлы к тормозным приборам железнодорожного подвижного состава. В частности, предприятие изготавливает для грузового подвижного состава инновационные тормозные цилиндры № 002 (14″) диаметром 356 мм и № 008 (10″) диаметром 254 мм. Они предназначены для тормозных систем с раздельным торможением тележек, а также с новым оборудованием для потележечного торможения. Статья знакомит с конструкцией этих цилиндров.


Новая нормативная и техническая документация вагонного хозяйства, изменения, дополнения

Дается краткий обзор новых поступлений в архив технической документации Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за IV квартал 2016 г.: по техническому обслуживанию грузовых вагонов; методикам и средствам измерений в вагонном хозяйстве, справочно-аналитическим материалам, другим изменениям и дополнениям в документацию.


Бережливое производство: выявлять недостатки, устранять потери! Богдановский Е.В.

За последние два года в эксплуатационных вагонных депо Дальневосточной дирекции инфраструктуры были реализованы важные экономически и технологически эффективные проекты. По итогам работы в структурных подразделениях за 12 месяцев 2016 г. из предложенных проектов улучшений реализовано 37. В целом по хозяйству получен реальный технологический и экономический эффект в размере 2384,91 тыс. руб. при установленном плане 2161 тыс. руб.

Эксплуатационные вагонные депо приняли участие в конкурсе «Лучшее подразделение в Программе проектов "Бережливое производство в ОАО "РЖД" в 2016 г.», проводившегося на базе программы «4i» (информационный инкубатор инновационных идей). Специалисты депо Южно-Сахалинск стали победителями 3-го этапа конкурса с межфункциональным проектом «Совершенствование технологического процесса полного опробования тормозов грузовых вагонов на ПТО Поронайск». Публикация знакомит читателей с этим проектом.


Допуск вагонов на инфраструктуру — важнейший элемент обеспечения безопасности движения! Иванова И.В.

В соответствии с Положением о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта № 787–2015 ПКБ ЦВ, вступившим в силу 01.10.2016 г., в Юго-Восточной дирекции инфраструктуры был проведен комплекс работ по реализации данного распоряжения применительно к условиям полигона Юго-Восточной дороги. Одно из главных изменений, предусмотренных распоряжением, — новый порядок допуска отремонтированных вагонов на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта. Готовность вагона к эксплуатации теперь определяет приемщик вагонов ОАО «РЖД» при проведении осмотра на выделенных для этого путях станции, по результатам которого оформляется акт допуска.

В целях организации данной работы был издан ряд документов, регламентирующих организацию и проведение работ по допуску вагонов на пути общего пользования. Подробности — в публикуемой статье.


Дисковый тормоз для грузового вагона. Галай Э.И.

Дисковые тормоза получили некоторое распространение на пассажирских вагонах и в пригородных поездах. При дисковых тормозах, работающих без противоюзных устройств, теряется одно из положительных свойств колодочного тормоза — очистка поверхности катания колесных пар от маслянистых загрязнений и придание ей с помощью колодок шероховатости, способствующей более полному использованию силы сцепления. Статья анализирует достоинства и недостатки гипотетического применения дискового тормоза на грузовых вагонах.


Современные способы транспортировки и хранения сжиженного природного газа. Скоропупов Д.А.

Акционерное общество «Уралкриомаш», входящее в состав АО «Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод”», начиная с 1979 г., активно участвует в проектах по использованию сжиженного природного газа (в части изготовления транспортного и стационарного емкостного оборудования) и на сегодняшний день предлагает два новых продукта для транспортировки СПГ: контейнер-цистерну модели КЦМ-40/0,7 и вагон-цистерну модели 15-5106. В публикуемом материале рассказывается об особенностях этих цистерн.


«Депо-ЕвроХим» расширяет географию своей деятельности. Андреев С.М.

Минерально-химическая компания «ЕвроХим» консолидирует функции ремонта и подготовки вагонов к перевозкам в рамках единой дочерней структуры. Первым этапом программы консолидации стало открытие в 2013 г. в Невинномысске вагоноремонтного депо ООО «Депо ЕвроХим». Расширяя географию своей деятельности, в декабре 2016 г. компания создала обособленное подразделение этого депо в Новомосковске. В статье описаны производственные возможности этих депо.


Как поставить заслон «серым» деталям. Дорофеев П.С.

Разработка мер защиты от контрафактных изделий при постройке грузовых вагонов, контроль их жизненного цикла — одни из актуальных проблем, стоящих сегодня перед специалистами вагонного хозяйства. Между тем, уже существуют системы, позволяющие решать подобные вопросы. Речь идет о системах Track&Trace — сравнительно новом явлении для российского рынка программного обеспечения. Статья рассказывает о маркировке изделий с помощью системы Original Track&Trace, позволяющей исключить попадание контрафактных деталей на вагон.


«Промтрактор-Вагон» печатает… тележки

Разработчики техники ЗАО «Промтрактор-Вагон», входящего в Концерн «Тракторные заводы», расширили свой арсенал технических средств 3D-принтером, на котором изготавливаются прототипы техники. 3D-печать позволяет доработать узлы и компоненты изделий до начала серийного производства, устранить мелкие недочеты, которые неизбежны при проектировании новой продукции.


«РМ Рейл» сертифицировала первый в России вагон из алюминиевых сплавов

Право на его серийный выпуск получено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза. Вагон модели 19-1244 был разработан совместно с компаниями «РУСАЛ» и «Арконик СМЗ». Его грузоподъемность увеличена до 79 т (на 3 — 8 т больше, чем у аналогов), объем кузова доведен до 109 м3. Благодаря балансу между этими характеристиками экономия на перевозку одной тонны груза в среднем составляет до 10 %. В статье приведены характеристики инновационного вагона.


Вагоноремонтное депо «Грязи» получило право на ремонт полувагонов повышенной грузоподъемности

Дочерняя структура АО «Первая Грузовая Компания» — АО «Вагоноремонтное предприятие «Грязи» (ВРП «Грязи») получило свидетельство об авторизации на право ремонта грузовых полувагонов модели 12-196-01 на тележке 18-194-1. Решение принято по результатам комиссии «Уральского конструкторского бюро вагоностроения». Нагрузка на ось таких вагонов, производимых Уральским вагоностроительным и Новозыбковским машиностроительным заводами, составляет 25 тс. Документ об авторизации позволяет ВРП «Грязи» проводить плановые ремонты вагонов ПГК и других собственников подвижного состава. Подробности — в публикуемом материале.


Аналитическая оценка характеристик литых колес. Кузнецов Н.В., Белоусов В.Н., Сухов А.В., Разумов А.С.

С целью анализа реальных свойств литых колес, как принципиально новой продукции для современного этапа развития российских железных дорог, на базе АО «ВНИИЖТ» был проведен комплекс соответствующих испытаний, включавших лабораторные, стендовые и копровые. Испытания проводили на литых колесах, изготовленных на заводе «Ксиньянг Амстед Уилс компани лимитед» (КНР) компании «Амстед рейл компани, инк.» (США) из сталей марок AAR C и AAR B по стандарту AAR M-107/М-208. Колеса имели конструкцию по чертежу W-RA38, диаметр по кругу катания 957 мм (полноразмерный обод), а основные габаритные и монтажные размеры были выполнены с учетом требований Приложения А ГОСТ 10791–2011. В статье приведены результаты испытаний и выводы о характеристиках литых колес.


О долговечности консольных частей балок вагонов. Кузнецов К.А., Ступин Д.А.

В отличие от европейских железных дорог колеи 1435 мм, на пространстве колеи 1520 мм применяется ударно-тяговое автосцепное устройство, посредством которого передача сжимающих и растягивающих сил осуществляется на хребтовую балку рамы вагона. После замены винтовой упряжи автосцепкой она являлась наиболее повреждаемой частью рамы вагона вследствие того, что ее прочность в зоне приклепанных упоров автосцепки не отвечала требованиям долговременной прочности.

В зоне крепления упоров (где площадь сечения вертикальных стенок хребтовой балки уменьшается из-за наличия отверстий под заклепки) локальные напряжения достигают предела текучести материала. Это, в свою очередь, приводит к появлению трещин в стенках хребтовых балок. Для экспериментальной оценки соответствия прочности рам основных типов грузовых вагонов нормативным требованиям на специальном стенде-копре проведены их тензометрические испытания, а также исследована долговечность при многократном приложении нагрузки. Результаты работы и рекомендации — в публикуемом материале.


Оценка предотказных состояний буксового узла грузового вагона. Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

Если в эксплуатации у вагона зафиксированы номинальные (или повышенные) значения критериев, то можно утверждать, что событие, связанное с отцепкой вагона от состава поезда, станет неизбежным. В статье рассказывается, как можно определять предотказное состояние буксового узла грузового вагона на основе оценки скрытых показаний приборов КТСМ.


На 1-й странице обложки опубликован снимок инновационного вагона-цистерны модели 15-6926 габарита Тпр, объемом 92,7 м3, грузоподъемностью 60,2 т, на тележках «Барбер» модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс производства ЗАО «ТихвинХимМаш».

На 4-й странице обложки рассказывается о присуждении двухэтажному пассажирскому вагону Тверского завода престижной премии Международного конкурса промышленного и графического дизайна, прошедшего недавно в Чикаго (США).