ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 4, 2023 г.

 

Широкие возможности для реализации инноваций.

В конце августа 2023 г. в Санкт-Петербурге на территории главного Музея железных дорог России впервые прошел Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». Значительная часть экспонатов Международного салона состояла из новинок вагоностроения. Представлен краткий обзор инновационного грузового подвижного состава постройки ведущих машиностроительных компаний России, в том числе «РМ Рейл», АО «Алтайвагон» АО «Концерн «Уралвагонзавод», НПК «Объединенная Вагонная Компания» и др. Статья иллюстрируется фотоматериалами.

 

Концепт будущего грузовых вагонов ОВК.

Статья подготовлена по материалам выступления генерального директора Всесоюзного научно-исследовательского центра транспортных технологий А.М. Орловой в рамках панельной дискуссии «Вагоны технологического суверенитета» на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.Экспо-2023». Показан ряд «узких мест» инфраструктуры, расшивка которых позволит получить значительный эффект в перевозке массовых грузов. Приведены направления развития конструкций грузовых вагонов, в числе которых снижение массы тары инновационных 4-осных вагонов, развитие многоосного подвижного состава.

 

На Международном железнодорожном салоне обсудили вопросы стандартизации.

Одной из ключевых тем деловой программы на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.Экспо-2023» стало развитие стандартизации железнодорожной отрасли, которая обсуждалась в рамках пленарного заседания «Стандартизация в ОАО “Российские железные дороги” — основа технологического суверенитета железнодорожного транспорта». Стандарты в железнодорожной отрасли находят широкое применение для решения задач безопасности, конкурентоспособности, энергоэффективности, а также содействуют реализации задач инновационного развития.

Сообщается о взаимодействии системы Росстандарта с ОАО «РЖД» и реализации совместного Плана, состоящего из 24 мероприятий, ориентированных на повышение эффективности процессов разработки документов по стандартизации и проведению согласованной политики в работе с международными организациями по стандартизации и национальными органами по стандартизации дружественных иностранных государств.

 

Электронный инспектор» включен в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Сообщается о решении экспертного совета по программному обеспечению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций включить в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных (БД) (реестровая запись № 19365 от 4.10.2023) сведения об Автоматизированной системе «Электронный инспектор» (АС ЭИ). Правообладатель программного обеспечения АС ЭИ — Общество с ограниченной ответственностью «Инспекторский центр "Приемка вагонов и комплектующих"».

 

Новый ускоренный контейнерный поезд.

Рассказывается об отправке в тестовый рейс скоростного контейнерного поезда по маршруту Москва — Новороссийск — Москва, осуществленной ОАО «РЖД» и «Почта России». Ускоренная перевозка контейнеров впервые стала доступна благодаря формированию поезда из инновационных фитинговых платформ, сконструированных для движения со скоростями до 140 км/ч. Сообщается, что новый мультимодальный сервис открывает широкие возможности для внешнеторговой логистики.

 

ОВОД обнаруживает вагоны с отрицательной динамикой.

Сообщается о результатах приемочных испытаний Системы обнаружения вагонов с отрицательной динамикой (ОВОД) разработки АО «НИИАС» и её ключевых преимуществах. С 2024 г. планируется внедрение 22-х Систем. Внедрение ОВОД позволит исключить движение по сети дорог неисправных вагонов, минимизировать вероятность пропуска осмотрщиками дефектов при техническом обслуживании подвижного состава.

 

Направляя и координируя действия содружества вагонников.

Приведена информация об итогах 76-го заседания Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Заседанием были рассмотрены 53 вопроса, актуальных для вагонников «пространства колеи 1520 мм», в том числе: состояние общего парка вагонов; причины неприема грузовых вагонов при передаче на МГСП за первое полугодие 2023 г.; согласование технических условий (ТУ) на изготовление грузовых вагонов и их комплектующих; согласование извещений на изменение технической документации (руководств, инструкций, положений, методик и пр.); предоставление права на проведение работ по техническому диагностированию с целью продления срока службы грузовых вагонов. Сообщается о кадровых изменениях в руководстве Комиссии, а также о согласовании и вынесении на утверждение 79-го заседания Совета ряда документов.

 

Вопросы качества обсудили на выездном заседании ОПЖТ в Саранске.

Представлена информация о состоявшемся в сентябре 2023 г. в Саранске выездном заседании Комитета по качеству Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). Отмечено, что все решения, которые были приняты на прошлогоднем заседании Комитета ОПЖТ по качеству в Саранске, выполнены. Кратко сообщается о проделанной работе за прошедший период. Рассматривается вопрос внедрения электронного паспорта грузового вагона ВУ-4М на вагоностроительных предприятиях России и перспективы применения нейронных сетей для идентификации номерных изделий грузовых вагонов. Дана информация о развитии Системы добровольной сертификации ОПЖТ. Сообщаются важнейшие решения, принятые на выездном заседании Комитета по качеству.

 

Повышая профессиональное мастерство.

В октябре 2023 г. на базе эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры проведен заключительный этап общесетевого конкурса профессионального мастерства в номинациях «Лучший начальник пункта технического обслуживания вагонов», «Лучший оператор по обслуживанию грузовых вагонов и контейнеров» и «Лучший инженерно-технический работник вагонного хозяйства». В личном и командном зачетах были определены победители конкурса с награждением денежными премиями. В 2024 г. принимающей стороной и организатором состязаний профессионалов-вагонников будет Октябрьская дирекция инфраструктуры.

 

За высокое качество ремонта автосцепок!

В сентябре 2023 г. в Санкт-Петербурге на базе Балтийского вагоноремонтного завода «Новотранс» была проведена сетевая школа передового опыта для специалистов вагонного комплекса. Деловая программа включала более десяти докладов о дефектах и неисправностях автосцепного устройства, о методах повышения качества, о разработках оборудования для ремонта и испытания автосцепного устройства. Практическая часть сетевой школы включала посещение новейшего высокотехнологичного вагоноремонтного предприятия «Новотранс» — Балтийского вагоноремонтного завода, где участникам был продемонстрирован полный цикл механической обработки всех изнашиваемых в процессе эксплуатации поверхностей автосцепки.

 

Разработки ПКБ ЦВ получили международное признание.

Сообщается об участии специалистов Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) в 2023 г. в двух крупных престижных международных конкурсах технического творчества и изобретательства. Экспонировались две запатентованные разработки: «Буксовый узел глубокого охвата тележки грузового вагона» и «Приспособление для идентификации кассетных подшипников в корпусе буксы». По итогам XXVI Московского международного салона «Архимед — 2023» разработки ПКБ ЦВ были удостоены золотой и серебряной медалей конкурса.

Также разработки ПКБ ЦВ были удостоены наград на XIX Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое время — 2023», проходившем в Севастополе. Рассказывается о значении участия в конкурсах для организаций холдинга РЖД по продвижению новых услуг и разработок.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт за 9 месяцев 2023 г. Королёв А.В.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении за 9 месяцев 2023 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего в неплановый ремонт поступило более 1 030 тыс. вагонов приписки России, что на 5,5 % больше, чем за аналогичный период 2022 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал 2023 г. Пирогова И.А.

Представлена информация о подведении итогов работы служб вагонного хозяйства за III квартал 2023 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО (грузовых, сортировочных и участковых станций) по региональным дирекциям. Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной Методикой, в которой учтены основные показатели работы подразделений вагонного хозяйства ОАО «РЖД».

 

«Уралвагонзавод» разработал новый вагон для перевозки сортового проката.

Сообщается о разработке и освоении производства нового вагона-платформы модели 23-592-03 для перевозки сортового проката. Платформа прошла цикл испытаний в соответствии с утвержденной программой. Вагон-платформа является технологическим транспортом для эксплуатации на промышленных предприятиях.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 9 месяцев 2023 г. Матросова М.В.

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок на регулярной основе проводится мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 9 месяцев 2023 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

На Тверском заводе запущен в эксплуатацию цех новой техники.

Сообщается о запуске в эксплуатацию на Тверском вагоностроительном заводе цеха новой техники. Рассказывается о причинах и цели создания нового производственного подразделения. Проект организации цеха новой техники реализован на предприятии в рамках инвестиционной программы Трансмашхолдинга. Ее объем на 2023 г. составил 3,6 млрд руб.

 

Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Титова Т.С., Бороненко Ю.П., Семенов Е.Ю.

Приводится информация о XVII Международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)», состоявшейся в августе 2023 г. в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I. Представленные на конференции доклады касались широкого спектра тем: линейка грузовых вагонов ПАО «НПК ОВК» с улучшенными техническими характеристиками; перспективный подвижной состав производства АО «РМ Рейл Холдинг»; перспективы производства грузовых вагонов в 2023 г. и опыт эксплуатации сочлененного вагона с раскрывающейся крышей модели 11-2151; эффективность применения алюминиевых сплавов в конструкциях грузовых вагонов; перспективный специализированный подвижной состав ФПК для маломобильных групп населения; цифровой грузовой вагон — необходимый инструмент современности; развитие контрейлерных перевозок в АО «ФГК» и многие другие.

По итогам конференции были определены основные направления работ по совершенствованию подвижного состава в интересах собственников и операторов подвижного состава и железнодорожного транспорта в целом.

 

Интерактивная информационная система технологической документации. Кевролетин А.В.

Рассказывается о формировании электронного документооборота, сопровождающего производственные процессы работы железнодорожного транспорта на примере электронного архива, разработанного Проектно-конструкторско-технологическим бюро пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в 2023 г. применительно к технологической документации на ремонт и техническое обслуживание пассажирских вагонов локомотивной тяги. Рассматриваются перспективы развития информационной системы, в частности, интеграции с системами учета отказов технических средств.

 

Высоковольтный преобразователь напряжения в системе электроснабжения пассажирских вагонов. Петухов В.А.

В современных условиях происходит рост энергопотребления пассажирских вагонов вследствие насыщения их различными системами, повышающими комфорт в поездке. Для обеспечения растущего энергопотребления предлагается использовать подвагонный высоковольтный статический преобразователь электрического тока, преобразующий переменное или постоянное напряжение 3 кВ в постоянный ток напряжением 110 В. Даются конструктивное описание преобразователя, порядок его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Делается вывод об оправданности и необходимости применения высоковольтного преобразователя напряжения с питанием от двухпроводной высоковольтной магистрали в пассажирских вагонах локомотивной тяги.

 

В «СГ-транс» обсудили стратегию развития компании.

По материалам совещания руководства АО «СГ-транс» сообщается о проработке в компании новых услуг сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава, учитывая перспективные грузопотоки. Компания уже подготовила инфраструктуру для работы с хлорными танк-контейнерами и цистернами из-под аммиака и теперь планирует создать сервис для цистерн, предназначенных для перевозки метанола. Компания ставит перед собой задачи: сокращать время нахождения парка в нерабочем состоянии; эффективнее задействовать имеющиеся ресурсы; расширять компетенции филиалов «СГ-транс» для освоения новых сегментов рынка и импортозамещения комплектующих.

 

Исполнилось 10 лет со дня запуска первого двухэтажного пассажирского поезда.

1 ноября 2013 г. началось регулярное движение пассажирских поездов, состоящих из двухэтажных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. Рассказывается о первом маршруте, моделях и особенностях конструкции двухэтажных вагонов, о преимуществах новых вагонов и спросе на них, о новых модификациях двухэтажных вагонов и их оборудовании.

 

Центральному музею железнодорожного транспорта исполнилось 210 лет!

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (ЦМЖТ) ведет свое летоисчисление с 1813 г. В фондах музея хранится более 72 тыс. предметов. Уникальные коллекции отражают историю развития железнодорожного транспорта нашей страны за весь период существования. Ценность коллекции имеет глубокое научное, историческое, учебно-техническое, мемориальное и культурное значение. Рассказывается о целях и современной деятельности музея (выставки, обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы, лекции, творческие вечера и концерты).

 

 

На 1-й с. обложки публикуется продукция компании «РМ Рейл» на Международном салоне «PRO//Движение.Экспо-2023»: 40-футовая платформа модели 13-1258-03 с увеличенными сроками межремонтных пробегов и грузоподъемностью 72 т; контейнер-цистерна для перевозки и хранения сжиженного природного газа модели НКЦ-СПГ 43,5 (тип контейнера UN T75) с экранно-вакуумной изоляцией и массой брутто 30,48 т.

На 4-й с. обложки показан недавно сертифицированный инновационный подвижной состав компании «РМ Рейл»: алюминиевый вагон-цистерна модели 15-1232-05 для перевозки концентрированной азотной кислоты и вагон-хоппер для перевозки сыпучих грузов модели 19-1273-02 с осевой нагрузкой 25 тс. Приведены технические характеристики и особенности этих вагонов.

В номер помещен постер-календарь на 2024 год (новая платформа для проката и контейнеров модели 13-6747 производства «НПК ОВК»).