ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 4, 2022 г.

 

На заседании Комитета ОПЖТ рассмотрели надежность грузовых вагонов.

Представлена информация о заседании Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Приведены данные о количестве и причинах отцепок грузовых вагонов в неплановые виды ремонта за первое полугодие 2022 г. Кроме того, рассматривались вопросы: о необходимости внесения изменений в акты браковки и исключения из инвентаря составных частей грузового вагона; о проекте создания Реестра учетных копий конструкторской и ремонтной документации; о промежуточных итогах внедрения концепции цифровой платформы управления жизненными циклами составных частей грузовых вагонов; о необходимости 100 % замены фрикционных клиньев и сменных прокладок буксового проема на новые при плановых видах ремонта. Публикуются основные решения заседания Комитета.

 

Приняты решения по актуальным вопросам содружества вагонников.

Рассказывается о результатах внеочередного 74-го заседания Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Приводятся повестка и основные решения заседания Комиссии вагонного хозяйства. Участники заседания одобрили применение на «пространстве 1520 мм» подшипников конических двухрядных кассетного типа ряда предприятий-изготовителей.

 

Платформа СТМ испытана на рекордной скорости.

Сообщается об успешных испытаниях скоростной фитинговой платформы для перевозки контейнеров модели 13-6704 производства «Синара — Транспортные Машины». Опытный образец платформы был испытан на скорости 154 км/ч. Такой показатель впервые достигнут в России для данного типа платформ (заявленная скорость — 140 км/ч).

 

Развитие инновационного вагоностроения: проблемы и пути решения.

В октябре 2022 г. состоялся деловой семинар «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов». В мероприятии принял участие исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Е.Ю Семёнов, выступивший с докладом на тему «Развитие инновационного вагоностроения: проблемы и пути решения». Приводится статистика производства инновационного грузового подвижного состава. Затрагиваются вопросы о сущности специальных тарифных схем, эффективности инновационных вагонов и установки критериев инновационности. Также рассматриваются вопросы существующих барьеров при внедрении перспективных образцов техники в промышленную эксплуатацию.

 

Участники «Транспортной недели — 2022» обсудили соответствие продукции для железнодорожного транспорта современным условиям.

Приведена информация об отраслевой конференции предприятий, работающих в области производства продукции железнодорожного транспорта и ее сертификации, состоявшейся в рамках XVI Международной выставки и форума «Транспорт России». Рассматривается реализация мер по ускорению работ по сертификации, а также поддержке аккредитованных лиц, в том числе посредством цифровизации и сокращения процедур расширения областей аккредитации.

 

ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» отметил 25-летие!

В связи с юбилеем рассказывается о роли и достижениях Федерального бюджетного учреждения «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», который стал одним из важнейших и незаменимых участников многоуровневой отраслевой системы обязательной и добровольной сертификации. Сегодня Регистр — это независимый отраслевой арбитр, отвечающий за подтверждение соответствия продукции, услуг, производств по ремонту, систем менеджмента качества требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, систем добровольной сертификации, условий договоров.

 

Флагману инновационного вагоностроения России — 10 лет!

Статья посвящена юбилейной дате Тихвинского вагоностроительного завода и Научно-производственной корпорации «Объединенная Вагонная Компания». За 10 лет удалось создать системообразующий для экономики страны холдинг, в состав которого входят 5 заводов по производству грузовых вагонов, комплектующих и их обслуживанию. Тихвинскими вагоностроителями выпущено более 140 тыс. вагонов нового поколения. На протяжении последних семи лет ОВК удерживает первое место среди вагоностроительных компаний «пространства 1520 мм» и входит в тройку мировых лидеров. Приводятся краткие исторические сведения развития ОВК. Дано описание уникальных разработок вагонной техники, в том числе перспективной.

 

Инновационные алюминиевые вагоны и танк-контейнеры «РМ Рейл».

«Рузхиммаш» положил начало широкому применению облегченных материалов в вагоностроении, представив продукцию из инновационных алюминиевых сплавов. Приводится информация о последних инновационных разработках «РМ-Рейл»: вагонах-хопперах для перевозки минеральных удобрений; вагоне-цистерне для концентрированной азотной кислоты и контейнере-цистерне для перевозки сжиженного природного газа. Показаны технико-экономические параметры новой вагонной техники и её отличие от существующих в России аналогов.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт за 9 месяцев 2022 г. Королёв А.В.

 

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении за 9 месяцев 2022 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за год в неплановый ремонт поступило около 977 тыс. вагонов приписки России, что на 3,4 % меньше, чем за тот же период 2021 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за III квартал 2022 г. Агафонов М.С.

 

Сообщается о подведении итогов работы служб вагонного хозяйства за III квартал 2022 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО (грузовых, сортировочных и участковых станций) по региональным дирекциям. Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной в апреле 2022 г. Методикой, в которой учтены основные показатели работы депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 9 месяцев 2022 г. Матросова М.В.

 

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок на регулярной основе проводится мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 9 месяцев 2022 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в первом полугодии 2022 г.

На фоне политической и экономической ситуации приводится аналитический материал о состоянии евразийского железнодорожного маршрута в первом полугодии 2022 г. В динамике даны основные показатели перевозок, в том числе: суммарный объем перевозок и загрузка поездов; объемы транзитных перевозок в сообщении Китай — Европа — Китай; количество отправленных поездов; скорость и время в пути на маршруте; соотношение порожних и груженых контейнеров. Подробно рассмотрены вопросы: расширения географии грузоперевозок; о положении евразийского железнодорожного коридора и альтернативных маршрутах; о перспективах на второе полугодие 2022 г.

 

 

Проблемы эффективности тормозных испытаний. Погудин В.Г.

Автор статьи рассматривает эффективность тормозных испытаний на оборудовании измерительных комплексов тормозных станций тормозоиспытательных вагонов в сравнении с автономными устройствами регистрации параметров тормозных процессов в поезде. Приводится сравнительный анализ преимуществ и недостатков существующих технических средств и применяемого программного обеспечения (ПО) разных разработчиков для регистрации параметров тормозных процессов в поездах. Даны предложения по совершенствованию оборудования и ПО для повышения эффективности процесса регистрации тормозных параметров в поездах и улучшению условий труда работников.

 

Ресурс фрикционного узла тележки грузового вагона: материалы, технологии, результаты испытаний. Федин В.М., Вакуленко С.П., Чернышев К.А., Ронжина Ю.В.

Сообщается о результатах проведенных научных исследований по улучшению эксплуатационной работы фрикционного узла тележки модели 18-100. Дана информация о разработанном опытно-промышленном оборудовании и технологии объемно-поверхностной закалки с применением быстродвижущегося потока воды. Приводятся результаты испытаний стальных фрикционных клиньев и планок, прошедших закалочное охлаждение. Рассмотрен вопрос закалочного охлаждения чугунных клиньев. Статья иллюстрируется табличными, графическими и фотоматериалами.

 

Как повысить достоверность выявления причин отказов. Добросердов А.П.

Автор делится опытом организации работ по внедрению дополнительных методик учета отказов и повышению надежности технических средств, а также эффективности реализации мер по повышению безотказной работы подвижного состава. Специалистами Проектно-конструкторского технологического бюро пассажирского комплекса — филиала ОАО «РЖД» предложен и в настоящее время реализуется при подготовке аналитических материалов дополнительный учет технических причин однотипных отказов независимо от случайных величин, без учета категорий по классификации, установленной в Комплексной автоматизированной системе учета (КАС АНТ).

 

Оценка взаимодействия в системе «колесо — рельс» в условиях пониженного коэффициента сцепления. Иванова Т.В., Рудаков В.А., Налабордин Д.Г.

Приводятся обобщенные результаты исследований по оценке взаимодействия в системе «колесо — рельс» в условиях пониженного коэффициента сцепления. Дана ретроспективная статистика случаев возникновения юза в пассажирских поездах на полигоне Забайкальской железной дороги в 2019 — 2020 гг. Приводятся условия обеспечения безъюзового торможения для стандартных условий и изменение коэффициента трения в зависимости от вида загрязнения рельса. Делается вывод о величине скорости, при которой обеспечивается надежное условие безъюзового торможения при пониженном коэффициенте сцепления в пассажирских поездах. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Двухэтажные пассажирские вагоны: история создания и устройство. Осинцев И.А., Осинцева А.В.

Представлен краткий обзор истории создания двухэтажных пассажирских вагонов в России с 1905 г. Приводится модельный ряд современных двухэтажных вагонов постройки Тверского вагоностроительного завода. Даны основные технические характеристики вагона модели 61-4465. Показаны преимущества двухэтажных вагонов. Подробно описываются оборудование вагонов и система управления (и диагностики) обеспечения безопасности пассажиров.

 

Автоматизированные средства неразрушающего контроля деталей и узлов пассажирского подвижного состава. Нефёдов В.И.

Требуемый уровень безопасности движения поездов на железных дорогах невозможно обеспечить без применения современных технических средств и технологий неразрушающего контроля (НК). В статье рассказывается о перспективах развития системы неразрушающего контроля ответственных узлов и деталей моторвагонного подвижного состава. Приводятся примеры разработанных и используемых в последнее время автоматизированных средств НК деталей и узлов пассажирского подвижного состава.

 

На 1-й с. обложки помещена фотография инновационного хоппер-минераловоза из алюминиевых сплавов модели 19-1299 грузоподъемностью 79 т, объемом кузова 111 м3, постройки компании «РМ Рейл». Фото компании «РМ Рейл».

В номере публикуется постер-календарь на 2023 г. с фотографией скоростной фитинговой платформы модели 13-6704, рассчитанной на скорости до 140 км/ч. Фото С.И. Макарова