Журнал «Вагоны и вагонное хозяйство» № 3, 2024 г.

 

О перспективах развития железнодорожного транспорта.

В июне состоялся XXVII Петербургский Международный экономический форум, ставший одним из самых масштабных и значимых деловых событий в мире. В этом году за четыре дня в мероприятиях ПМЭФ приняли участие более 21 тыс. представителей из 139 стран и территорий. Заключено более 980 соглашений на общую сумму 6,4 трлн руб.

На ПМЭФ-2024, среди широкого круга проблем, обсуждались вопросы развития транспорта и логистики. В рамках встречи министров транспорта стран БРИКС состоялся круглый стол на тему развития международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». В дискуссии приняли участие представители бизнеса и государственного сектора стран БРИКС. Эксперты подробно обсудили роль межрегиональных и глобальных транспортно-логистических коридоров в развитии отрасли. По планам Правительства Российской Федерации, провозная способность МТК «Север — Юг» должна составить 30 млн т в 2030 г. и 35 млн т в 2035 г.

Была представлена и железнодорожная тематика. Показаны планы развития высокоскоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, а затем на юг, представлен новый фирменный поезд «Аврора», заключен ряд контрактов в транспортной сфере. Подробности — в публикуемом материале.

 

Заключено концессионное соглашение о строительстве первой высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) и ООО «ВСМ Две Столицы» заключили концессионное соглашение о создании первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Москвы в Санкт-Петербург. Соглашение, в котором Росжелдор выступает концедентом, рассчитано на 40 лет. Рассказывается о деталях этого проекта.

 

Состояние и перспективы тормозостроения обсудили на заседании ассоциаций ОПЖТ и АСТО.

Недавно состоялось совместное заседание Подкомитета по автотормозам Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и Научно-технического совета Ассоциации АСТО. Участники заседания обсудили вопросы разработки и актуализации нормативно-технической документации. Были поддержаны предложения Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства по улучшению работы тормозного оборудования, приняты рекомендации, направленные на снижение отказов тормозного оборудования. В статье подробно рассказывается о принятых решениях.

 

Снижение отцепок грузовых вагонов в ТОР — важнейшая задача вагонного комплекса.

В июне 2024 г. в режиме видеоконференции состоялось заседание Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) под председательством вице-президента ОПЖТ, генерального директора компании «СГ-Транс» С.В. Калетина. В мероприятии приняли участие представители инфраструктурного комплекса, ведущих вагоностроительных и ремонтных компаний, собственников подвижного состава и научных организаций. Всего в заседании приняли участие более 50 руководителей и специалистов из 41 организации-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.

Были рассмотрены статистика отцепок и их причины, выработаны мероприятия для снижения неисправностей оборудования. Подробности — в публикуемом материале.

 

СВРП: 5 лет эффективного развития.

В этом году Союз вагоноремонтных предприятий (СВРП) отмечает пятилетнюю дату с момента своего создания. За это время Союз вырос из небольшого объединения, состоявшего из четырех организаций, до отраслевого некоммерческого партнерства, которое представляет консолидированную позицию специалистов вагоноремонта по актуальным вопросам железнодорожной отрасли. За 5 лет СВРП сделал немало для развития партнёрства и выработки решений по развитию вагоноремонтного сообщества и железнодорожной отрасли в целом. Статья рассказывает о деятельности Союза.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт в первом полугодии 2024 г. Агафонов М.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении в первом полугодии 2024 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего в неплановый ремонт поступило 684,9 тыс. вагонов приписки России, что на 0,9 % больше, чем за тот же период 2023 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Ведущему российскому производителю комплектующих — 20 лет!

Группа компаний «Вагонмаш» — вагоностроительное предприятие, являющееся ведущим российским производителем комплектующих для грузового подвижного состава. ООО ПО «Вагонмаш» входит в ГК «Вагонмаш» и специализируется на разработке и внедрении инновационных технологий в области железнодорожного транспорта. «Вагонмаш» является современным предприятием, цехи которого располагают обширными площадями и развитыми инженерными коммуникациями, оснащены современными технологическими линиями по производству железнодорожных пружин, сборке и ремонту поглощающих аппаратов. О сегодняшнем дне предприятия рассказывает публикация в журнале.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за II квартал 2024 г. Пирогова И.А.

Сообщаются результаты подведения итогов работы служб вагонного хозяйства за II квартал 2024 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО (грузовых, сортировочных и участковых станций) по региональным дирекциям. Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной Методикой, в которой учтены основные показатели работы депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за первое полугодие 2024 г. Матросова М.В.

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок на регулярной основе проводится мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за первое полугодие 2024 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Титова Т.С., Бороненко Ю.П., Семёнов Е.Ю.

В июле 2024 г. в Санкт-Петербурге состоялась XVIII Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты», которую организовали Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Научно-внедренческий центр «Вагоны», Союз «Объединение вагоностроителей», Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий и «РМ Рейл Холдинг». В работе конференции приняло участие более 130 человек: руководители, разработчики, конструкторы вагоностроительных заводов, сотрудники научно-исследовательских институтов, вузов и испытательных центров, работники департаментов, служб вагонного хозяйства и технической политики ОАО «РЖД», компаний-операторов и других предприятий.

В докладах специалистов на пленарной сессии, в секциях и на круглых столах был проанализирован широкий круг проблем развития вагонного хозяйства. Были отмечены инновационные разработки, приняты актуальные рекомендации. Подробности — в публикации.

 

Железнодорожный подвижной состав: проблемы, решения, перспективы. Рахимов Р.В., Мансуров Ю.Н.

В Ташкентском государственном транспортном университете (ТГТУ) прошла Третья Международная научно-техническая конференция «Железнодорожный подвижной состав: проблемы, решения, перспективы», организованная Министерством транспорта Республики Узбекистан, Ташкентским государственным транспортным университетом и Научно-исследовательским центром железнодорожного транспорта. В работе конференции приняли участие представители Азербайджана, Беларуси, Германии, Грузии, Казахстана, Китая, Кувейта, Таджикистана, Турции, России, Саудовской Аравии, Франции, Чехии, Швейцарии и Узбекистана.

Целью конференции традиционно явился анализ существующих проблем и поиск эффективных решений при разработке, производстве и создании нового подвижного состава, ремонте и модернизации существующего парка с учетом перспективных направлений развития отрасли. В статье рассказывается о докладах, сделанных в ходе работы конференции и принятых рекомендациях.

 

«РМ Рейл» получила сертификат на вагон-термос.

Компания «РМ Рейл», ведущий производитель грузового подвижного состава России, получила сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза на изотермический вагон-термос для перевозки скоропортящихся грузов модели 16-1239. Публикация знакомит читателей с ключевыми преимуществами вагона-термоса.

 

Компания «РМ Рейл» презентовала новый шестиосный думпкар модели 33-1297.

Компания «РМ Рейл» представила потенциальным клиентам свою новую разработку — шестиосный думпкар модели 33-1297, предназначенный для эксплуатации на горнорудных карьерах, в частности, для перевозки скальных пород и руд, сыпучих и кусковых грузов большой плотности. В статье рассказывается о новых конструктивных решениях, благодаря которым удалось обеспечить уникальные технические и эксплуатационные характеристики вагона, аналогов которому на российском рынке пока нет.

 

«Алтайвагон» сертифицировал новую модель вагона-цистерны.

АО «Алтайвагон» получило сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» на вагон-цистерну, предназначенного для перевозки растительных масел модели 15-2169-02. Сертификат соответствия на серийный выпуск вагонов действует по июнь 2029 г. При разработке цистерны учитывались текущие потребности рынка и пожелания потенциальных потребителей. Уже сейчас новая цистерна АО «Алтайвагон» пользуется повышенным спросом у потребителей. Подробности — в публикуемой статье.

 

Нормативно-техническое обеспечение рефрижераторных вагонов.

Приказом Росстандарта от 10 октября 2023 г. № 1087-ст введен в действие в качестве национального стандарта РФ межгосударственный стандарт ГОСТ 35003–2023 «Вагоны рефрижераторные автономные. Общие технические условия» с датой введения 20.06.2025 г. с правом досрочного применения. Техническая документация разработана Уральским конструкторским бюро вагоностроения.

ГОСТ 35003–2023 создан для обеспечения выполнения требований технического регламента «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) к изотермическим вагонам. Данные работы проводились для формирования общих требований к конструкции и безопасности автономных рефрижераторных вагонов.

 

На Рославльском заводе открыто новое производство чистовых вагонных осей.

В июне 2024 г. на Рославльском предприятии состоялось знаменательное событие — открытие нового производства по изготовлению чистовых вагонных осей. Оборудование, на котором будут производиться оси, представляет собой роботизированную автоматическую линию мощностью 24 000 осей в год. Линия позволяет изготавливать не только оси РУ1Ш с осевой нагрузкой 23,5 тс, но и оси РВ2Ш с нагрузкой 25 тс, используемые для комплектации инновационного подвижного состава повышенной грузоподъемности. Новая осевая линия с учетом уже имеющихся у завода мощностей по выпуску осей полностью обеспечит вагоностроительное производство в объеме 7 500 вагонов собственными чистовыми осями, а также позволит осуществлять реализацию чистовых осей и колесных пар сторонним потребителям. В статье рассказано о новых возможностях завода.

 

Вагоны пожарных поездов. Ильин Ю.Л.

(Окончание статьи. Начало см. «Вагоны и вагонное хозяйство» № 2, 2024 г.)

Описаны особенности конструкции вагонов-водонасосных станций 1958 г. института «ХАРГИПРОТРАНС» — их оборудование, планировка, порядок работы. Приведено «Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте» от 14.10.1961 г. Рассказано о цельнометаллических вагонах-насосных станциях и вагонах-гаражах, появившихся в 1980 — 1990-х годах. Описана эксплуатация пожарных поездов в России после распада СССР, рассказано о современных насосных станциях и цистернах-водохранилищах. Дан исторический обзор пожарных поездов и дрезин узкой колеи с 1920-х годов, показаны пожарные поезда в музеях.

 

На 1-й с. обложки опубликован снимок нового шестиосного думпкара модели 33-1297 грузоподъемностью 125 т, объёмом кузова 56 м3, осевой нагрузкой 30 тс производства ООО «УК РМ Рейл».