ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2023 г.

 

Ассоциация ОПЖТ подвела итоги работы в 2022 г. и наметила задачи на перспективу.

Представлена информация о состоявшемся Общем собрании членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), на котором были подведены итоги работы ОПЖТ за 2022 г. и обозначены планы и ключевые задачи на 2023 г. Даны краткие сведения по докладам, сделанным на Общем собрании Ассоциации, в том числе по темам: о состоянии сектора железнодорожного машиностроения в Республике Казахстан; о взаимодействии ГО Белорусская железная дорога и ОПЖТ; о результатах разработки стандартов в 2022 г. и задачах по стандартизации на 2023 г.; о функционировании Системы добровольной сертификации ОПЖТ и другим. Сообщается о подписании документов о сотрудничестве.

 

Годы динамичного развития.

Приводятся итоги 8-летней деятельности Инспекторского центра «Приемка вагонов и комплектующих», которым за этот период было осмотрено и принято более 406 тыс. грузовых вагонов и свыше 61 млн комплектующих узлов и деталей. Рассказывается о состоянии внедрения и планах развития проекта АС «Электронный инспектор» по переходу на безбумажный обмен информацией, касающейся изготовления продукции и создания расширенной базы учета изделий подвижного состава.

 

Итоги работы Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу в 2022 г. и задачи на текущий год       .

Представлена информация об итоговом заседании Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Приводятся основные итоги работы Комитета в 2022 г. Дана краткая информация по докладам на заседании, в том числе по темам: «Итоги инспекторского контроля в вагонном комплексе за 2022 г.»; «Об итогах работы вагонного комплекса за 2022 г.»; «Анализ отцепок грузовых вагонов на сети железных дорог за 2022 г.»; «Об особенностях эксплуатации тормозной системы вагона-платформы для крупнотоннажных контейнеров модели 13-2162 производства АО «Алтайвагон»; «О предварительной технико-экономической оценке изготовления и эксплуатации танк-контейнеров 22К2 с емкостью из полимерных композиционных материалов»; «О создании единой Системы прослеживаемости деталей вагонов» и другим.

 

Итоги TransRussia-2023: укрепление сотрудничества.

Представлена информация о 27-й Международной выставке транспортно-логистических услуг TransRussia-2023. Рассказывается о подвижном составе с улучшенными технико-экономическими характеристиками, который демонстрировался ведущими вагоностроительными предприятия РФ. Сообщается о договорах и соглашениях на поставку современных грузовых вагонов различного назначения с повышенной осевой нагрузкой, увеличенным объемом кузова (котла) и увеличенным межремонтным пробегом.

 

Направляя и координируя действия содружества вагонников.

Приведена информация об итогах 75-го заседания Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Заседанием были рассмотрены 48 вопросов, актуальных для вагонников «пространства колеи 1520 мм», в том числе: состояние общего парка вагонов; причины неприема грузовых вагонов при передаче на МГСП за 2022 г.; согласование технических условий (ТУ) на изготовление грузовых вагонов и их комплектующих; согласование извещений на изменение ТУ; согласование изменений в справочники и классификаторы электронной базы межгосударственного уровня; предоставление права на проведение работ по техническому диагностированию с целью продления срока службы грузовых вагонов. Сообщается о согласовании и вынесении на утверждение 78-го заседания Совета ряда документов.

 

Подвижной состав — от проблем до перспектив. Рахимов Р.В., Мансуров Ю.Н.

Сообщается о второй Международной научно-практическая конференции «Железнодорожный подвижной состав: проблемы, решения, перспективы» в Ташкентском государственном транспортном университете (Республика Узбекистан). Представленные на конференции доклады касались широкого спектра тем: о перспективных алюминиевых сплавах для вагоностроения; о совершенствовании технических характеристик ходовой части подвижного состава; о применении цифровых моделей и средств спутниковой навигации для определения основного сопротивления движению грузовых вагонов; о влиянии на показатель энергоэффективности подвижного состава характеристик грузовых вагонов и условий эксплуатации; о реализации технологических, цифровых решений и предиктивной аналитики на объектах рельсового транспорта; о современных подходах к цифровизации транспортных коридоров; о трансформации методов обучения в железнодорожной отрасли в современных условиях и многие другие.

По итогам конференции были определены основные направления по международному сотрудничеству, инновационной деятельности и подготовке кадров для предприятий и системы железнодорожного транспорта Узбекистана.

 

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт в I квартале 2023 г. Королёв А.В.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении в I квартале 2023 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего в неплановый ремонт поступило около 326 тыс. вагонов приписки России, что на 2,4 % больше, чем за тот же период 2022 г. Информация об отцепках в ТОР приводиться в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2023 г. Агафонов М.С.

Сообщаются результаты подведения итогов работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2023 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО (грузовых, сортировочных и участковых станций) по региональным дирекциям. Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной Методикой, в которой учтены основные показатели работы депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2023 г. Матросова М.В.

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок на регулярной основе проводится мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за I квартал 2023 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Контроль деталей грузовых вагонов в информационных системах ОАО «РЖД». Щукин П.В.

В статье рассказывается о результатах работы по повышению уровня безопасности движения на железнодорожном транспорте путем внедрения барьерных функций в сфере логического контроля парка грузовых вагонов. Приведена информация о видах контроля по запрету выпуска грузовых вагонов из ремонта. Показана динамика отклонения сообщений о комплектации по причине срабатывания барьерных функций за период 2016 — 2022 гг. Приведена информация о перспективах дальнейшего развития системы АС УКВ РФ.

 

«Транс-Телематика» внедряет инновационную онлайн-систему диагностики «Техновизор».

Представлена информация о положении с оборудованием железнодорожных сортировочных станций Системой автоматизированного визуального контроля технических характеристик подвижного состава («Техновизор»). Рассказывается о возможности Системы в автоматическом режиме контролировать техническое состояние узлов и деталей подвижного состава, фиксировать неисправности вагонов в режиме реального времени. Сообщается, что Система диагностики подвижного состава, функционирующая на базе методов технического зрения, утверждена как тип средства измерений.

 

Совершенствование методов выявления неисправного воздухораспределителя при контрольной проверке тормозов . Селькин А.А., Михайлов Д.И., Налабордин Д.Г., Волков В.В.

В статье рассматривается метод выявления воздухораспределителя грузового вагона с неисправным клапаном мягкости, разработанный и внедренный в вагонном эксплуатационном депо Могоча осмотрщиком-ремонтником В.В. Волковым. Он позволяет достаточно быстро и просто при техническом обслуживании поездов определять вагон с неисправным воздухораспределителем. Освещается вопрос повышения надежности автотормозов подвижного состава как одно из основных направлений обеспечения безопасности движения поездов. Приведена статистика отказов тормозного оборудования в эксплуатации, с разбивкой по основным группам неисправностей. Подробно рассмотрены неисправности и причины, вызывающие отказы в работе воздухораспределителей.

 

Система диагностики и комплекс жизнеобеспечения пассажирского вагона. Курин П.С.

Статья посвящена решению задачи повышения уровня информационной безопасности социально важных объектов. Автор рассказывает о разработке новых моделей и методов совершенствования системы диагностики пассажирского вагона с целью обеспечения транспортной и информационной безопасности в процессе перевозки пассажиров.

 

Применение магнитопорошкового метода неразрушающего контроля при обнаружении трещин в адаптерах (полубуксах) грузовых вагонов. Отока А.Г.

Рассказывается о применении магнитопорошкового метода неразрушающего контроля адаптеров грузовых вагонов. Метод может использоваться как при входном контроле, так и в качестве подтверждающего контроля при выявлении трещин в эксплуатации, способствуя повышению безопасности движения грузовых поездов и перевозки грузов. Статья иллюстрируется табличными и фотоматериалами.

 

В России создадут танк-контейнер для жидкого водорода.

Сообщается о проводимой при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ полномасштабной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе, направленной на создание новой конкурентоспособной продукции — контейнеров-цистерн для хранения и транспортировки жидкого водорода.

 

«СГ-транс» реализует проекты по импортозамещению технологий обслуживания вагонов-цистерн и танк-контейнеров.

Приводится информация по актуальным задачам и проектам, стоящим перед АО «СГ-транс» на 2023 г. Компания планирует расширение географии сервисного обслуживания вагонов и танк-контейнеров с учетом новых логистических цепочек. С этой целью компания планирует развивать инфраструктуру и увеличивать кадровый резерв в регионах присутствия.

 

Первые советские цельнометаллические пассажирские вагоны. Ильин Ю.Л.

В середине ХХ века пассажирское вагоностроение СССР и вагонное хозяйство пережили своего рода техническую революцию — тогда стали массово выпускаться цельнометаллические вагоны. Их внедрение позволило значительно повысить безопасность пассажиров, существенно возросла комфортабельность подвижного состава. В первую очередь был налажен серийный выпуск спальных вагонов открытого типа, история создания и совершенствования которых описывается в данной статье. Статья иллюстрируется табличными и фотоматериалами (окончание).

 

 

На 1-й с. обложки помещено фото инновационного универсального крытого вагона модели 11-5225-01 Уралвагонзавода грузоподъемностью 68 т, полезным объемом кузова 177 м3 на выставке «PRO//Движение.Экспо» в Щербинке в 2021 г.