ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 2, 2022 г.

 

Итоги заседания Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу.

Представлена информация об итоговом заседании Комитета по грузовому подвижному составу. В 2021 г. Комитетом были проведены 5 заседаний, в работе которых приняли участие 154 представителя из 71 организации железнодорожной отрасли. Комитетом в течение года были рассмотрены 36 проектов ГОСТов и изменений к ним. Сообщается о взаимодействии Комитета с государственными органами и общественными организациями. Приводятся результаты работы в 2021 г. ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» и Подкомитета по эксплуатации. Приведена информация о выступлениях специалистов ООО «Нумерал», ПКБ ЦВ, ООО «Хекса», ООО Научно-техническое объединение «ИРЭ-Полюс».

 

Учреждения железнодорожного образования победили в конкурсе Правительства РФ.

Рассказывается об учреждениях высшего и среднего профессионального образования в области железнодорожного транспорта, победивших конкурсе Правительства РФ на право государственной поддержки в виде грантов для развития образовательно-производственных центров (кластеров) в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

 

О пленарном заседании конференции «Безопасность движения поездов».

Представлена информация о пленарном заседании XXI Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». Участники конференции обсудили вопросы, связанные с безопасностью железнодорожного подвижного состава, а также способы повышения качества его производства и риски, которые возникают из-за изменения режимов эксплуатации.

 

Союз вагоноремонтных предприятий подвел итоги работы в 2021 г.

Приводится информация о состоявшемся итоговом общем собрании членов Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП). Подводя итоги работы СВРП за 2021 г., было отмечено, что все запланированные вопросы были проработаны в полном объеме, сформированы конкретные решения и проведены необходимые действия. На общем собрании были обозначены планы СВРП на 2022 г., которые предусматривают как внешние направления деятельности Союза, связанные с повышением эффективности вагоноремонтного бизнеса и совершенствованием нормативно-правовой и технологической базы по грузовым вагонам, так и внутренние, направленные на развитие Союза и повышение его потенциала.

 

Перспективы развития железнодорожного машиностроения обсудили в Минпромторге РФ.

Сообщается о результатах совещания министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова с руководителями крупнейших предприятий железнодорожного машиностроения. Участники обсудили текущую ситуацию, меры поддержки и приоритетные задачи отрасли. К 2024 г. запланировано выйти на полностью импортозамещённую продукцию.

 

Работа Уральского КБ вагоностроения отмечена наградами на XXV Московском международном Салоне «Архимед-2022».

Рассказывается о результатах участия АО «НПК „Уралвагонзавод“» в XXV Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед–2022». Товарные знаки, патенты на промышленный образец и изобретения Уралвагонзавода получили 4 золотых, 7 серебряных медалей и специальный приз. На выставочном стенде была представлена масштабная модель инновационного вагона-платформы модели 13-192-03 разработки Уральского конструкторского бюро вагоностроения. Изобретение УКБВ отмечено серебряной медалью Салона.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт в I квартале 2022 г. Агафонов М.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении в I квартале 2022 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за год в неплановый ремонт поступило около 319 тыс. вагонов приписки России, что на 2,8 % меньше, чем за тот же период 2021 г. Информация об отцепках в ТОР приводиться в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за I квартал 2022 г. Агафонов М.С.

Сообщается о подведении итогов работы служб вагонного хозяйства за I квартал 2022 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО по региональным дирекциям. Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной Методикой, в которой учтены основные показатели работы депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за I квартал 2022 г. Матросова М.В.

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства — филиал ОАО «РЖД» на регулярной основе проводит мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за I квартал 2022 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Российский союз химиков поддержал предложения «СГ-транс» по перевозке опасных грузов.

Сообщается о предложениях «СГ-транс» на совещании Российского Союза Химиков по теме «Проблемные вопросы перевозки опасных химических и нефтехимических грузов железнодорожным транспортом». Участники совещания согласились, что назрела необходимость в работе над редакцией правил регулирования перевозок контейнерами-цистернами опасных химических и нефтехимических грузов, с учетом принятия в новой редакции Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

 

Применение барьерных функций в сфере логического контроля парка грузовых вагонов за 2021 г. Щукин П.В.

В статье рассказывается о результатах работы по повышению уровня безопасности движения на железнодорожном транспорте путем внедрения барьерных функций в сфере логического контроля парка грузовых вагонов. Приведена информация о видах контроля по запрету выпуска грузовых вагонов из ремонта. Показана динамика отклонения сообщений о комплектации по причине срабатывания барьерных функций за период 2016 — 2021 гг. Приведена информация о перспективах дальнейшего развития системы АС УКВ РФ.

 

Результаты пилотной эксплуатации хопперов сочлененного типа.

Сообщаются результаты эксплуатации вагонов-хопперов сочлененного типа моделей 19-6978 (для перевозки зерна) и 19-6978-01 (для перевозки минеральных удобрений). В ходе пилотной эксплуатации хопперы сочлененного типа подтвердили свою универсальность для транспортировки широкого спектра грузов. В статье рассказывается о совместимости вагонов сочлененного типа с существующей на сети ОАО «РЖД» инфраструктурой, о решении задачи увеличения скорости взвешивания вагонов сочлененного типа, об использовании грузоподъёмности подвижного состава. Приводятся отзывы организаций, имеющих в своем парке вагоны сочлененного типа.

 

Оборудование грузовых вагонов воздухораспределителями типа КАВ60 фирмы «Кнорр-Бремзе». Осинцев И.А., Осинцева А.В.

Приведены сведения о конструкции и условиях эксплуатации воздухораспределителей типа КАВ60, имеющих три варианта исполнения. Подробно рассмотрены основные свойства, технические характеристики и процедуры установки на вагон воздухораспределителей КАВ60 различных исполнений. Показаны порядок осмотра, проверки действия и замены воздухораспределителей в поездах. Дан перечень возможных неисправностей воздухораспределителей КАВ60 при проверке тормоза вагона и порядок действий по их устранению.

 

Алюминиевый вагон-хоппер новой конструкции.

Сообщается о разработке Компанией «РМ Рейл» инновационного вагона-минераловоза из алюминиевых сплавов модели 19-1299. Новый вагон отличается от вагона-аналога улучшенными техническими характеристиками и сплавом металла, из которого изготовлен кузов. Показан эффект от использования в конструкции кузова скандийсодержащего алюминиевого сплава 1581. Утверждается, что новая разработка станет началом целой серии продукции из алюминия. Приведены сведения о новом стандарте ГОСТ Р 59849–2021 «Соединения сварные конструкций кузовов железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов».

 

Особенности конструкции вагона-цистерны для перевозки цемента. Фёдоров С.А., Агинских М.В., Калугин А.В., Квактун Д.А., Шевченко Д.В., Тохчукова М.Р.

В статье представлены результаты разработки вагона-цистерны для перевозки цемента. В рамках реализации стратегии холдинга «Объединенная Вагонная Компания» по выпуску высокотехнологичной продукции ООО «ВНИЦТТ» выполнило комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке конструкции вагона-цистерны для перевозки цемента и других порошкообразных грузов с улучшенными технико-экономическими показателями. Рассматриваются основные этапы и методы разработки вагона-цистерны. Сравнение новой конструкции с существующими аналогами показывает значительное увеличение грузоподъемности, объема кузова и срока службы вагона. Приведены основные технические характеристики и описание конструкций отдельных узлов новой цистерны для цемента.

 

Программно-аппаратный комплекс обеспечения охраны труда на ПТО. Неумоин В.А.

Рассказывается о результатах работы по внедрению Системы централизованного ограждения путей пунктов технического осмотра, на которых производится технический осмотр. Подробно описывается технология постановки и снятия централизованного ограждения путей. Сообщается о способах оповещения осмотрщиков вагонов и дублировании информации о постановке или снятии ограждения путей. Перечисляются положительные результаты внедрения на станциях централизованного ограждения.

 

Технологии ремонта сваркой автосцепки СА-3 на вагонах. Ступин Д.А., Абраменко Д.Н.

Сообщается об опыте эксплуатации и технического обслуживания автосцепного устройства, которое с 1935 г. применяется на всех видах подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Авторы приводят анализ всех технологий наплавок изнашиваемых поверхностей, применяемых как при изготовлении, так и при ремонте автосцепки СА-3 грузовых и пассажирских вагонов.

 

Горочный башмак, минимизирующий эффект схватывания и сваривания с рельсом. Вакуленко С.П., Федин В.М., Чернышёв К.А.

Рассказывается о технических решениях и исследованиях по уменьшению перегрева трущихся элементов при торможении вагонов на горках башмаками и сокращению повреждений рельсов, вагонных колес и самих тормозных башмаков. Для устранения причин, способствующих возникновению негативных явлений (высокий выход башмаков из строя, развитие поверхностных повреждений на головках рельсов и поверхностях катания колес) в статье предлагается новая технология производства тормозного горочного башмака, результаты испытаний которого показали более чем двукратное увеличение срока службы, по сравнению с серийными башмаками.

 

Оценка влияния «человеческого фактора» на обеспечение безопасности движения поездов. Иванова Т.В., Рудаков В.А., Налабордин Д.Г.

Фактор культуры производственных отношений в коллективах организаций железнодорожного транспорта стал играть заметную роль и особенно при выполнении правил безопасности движения и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта. Авторы отмечают, что позитивная культура безопасности будет только там, где выдача распоряжений и приоритет поступков персонала осуществляется прежде всего в пользу обеспечения безопасности движения, и только потом — в интересах провозной способности.

Рассматриваются причины транспортных событий и происшествий, влияние человеческого фактора на производственный процесс применительно к полигону Забайкальской железной дороги. Приводятся приоритетные направления в работе по развитию культуры безопасности движения с целью минимизации влияния «человеческого фактора» на безопасность движения поездов.

Совершенствование виброзащиты подвижного состава Кочергин В.И., Глушков С.П.

В данной статье показано, что обеспечение эффективности эксплуатации подвижного состава и реализации задачи повышения скорости движения на железных дорогах невозможны без обеспечения надежной виброзащиты и снижения негативного воздействия повышенных динамических нагрузок. Существующие конструкции виброзащитных устройств не соответствуют в полной мере предъявляемым требованиям без применения дополнительных специальных устройств. Для повышения эффективности виброзащитных устройств предложена конструкция динамического гасителя колебаний на основе соосной установки подпружиненных инерционных масс внутри упругих элементов подвески.

 

АО «Уралкриомаш» успешно выполняет госконтракт на поставки цистерн для сжиженных газов

Сообщается о поставках АО «Уралкриомаш» партии вагонов-цистерн, предназначенных для транспортировки и хранения жидкого аргона, кислорода, азота и сжиженного природного газа (СПГ). Приводятся описание конструкций и основные технические характеристики вагонов-цистерн моделей 15-558С-04 и 15-5106-01. Прогнозируется рост спроса на вагоны-цистерны для СПГ.

 

На 1-й с. обложки: вагон-платформа модели 139-192-03 для перевозки крупнотоннажных контейнеров, в том числе для особо опасных грузов, с массой брутто до 36 т разработки Уральского конструкторского бюро вагоностроения. Грузоподъемность платформы 72 т, длина по осям сцепления автосцепок 14,62 м, максимальная осевая нагрузка 23,1 тс, межремонтный пробег до 500 тыс. км, комплектуется поглощающими аппаратами класса Т3. Фото А.В. Молчанова