ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 1, 2024 г.

 

Резолюция IV Железнодорожного съезда.

В середине декабря 2023 г. состоялся IV Железнодорожный съезд. На форуме были обсуждены важнейшие вопросы развития железных дорог, стратегические направления модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры, меры повышения эффективности и качества железнодорожных перевозок, внедрения инновационных технологий, расширения спектра услуг, усиления кадрового потенциала. Приводится текст резолюции съезда.

 

Глава РЖД рассказал Президенту России о новом подвижном составе.

Сообщается о состоявшейся 12 января 2024 г. встрече Президента России В.В. Путина с генеральным директором — председателем правления ОАО «Российские железные дороги» О.В. Белозёровым. Глава ОАО «РЖД» подробно проинформировал Президента о работе Компании, в частности, о повышении объёмов перевозок, достижениях в области технологической независимости и разработке нового пассажирского и грузового подвижного состава.

 

Комитет ОПЖТ по грузовому подвижному составу подвел итоги работы за 2023 г.

Представлена информация о состоявшемся в феврале 2024 г. в Москве итоговом заседании Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Кратко сообщается о проделанной работе за прошедший период. Рассматриваются итоги работы вагонного комплекса за 2023 г., итоги работы Инспекторского центра «Приёмка вагонов и комплектующих» в 2023 г. и перспективы развития на 2024 г., анализ отцепок грузовых вагонов на сети железных дорог за прошедший период и ещё ряд тем, направленных на повышение надежности грузовых вагонов.

 

Федеральному агентству железнодорожного транспорта — 20 лет!

9 марта 2024 г. Федеральное агентство железнодорожного транспорта отметило юбилей со дня образования организации. Рассказывается об осуществляемых агентством функциях по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Перечисляются основные цели агентства. Сообщается об учреждении юбилейной медали «20 лет Федеральному агентству железнодорожного транспорта».

 

Компания «СГ-транс» отметила юбилей — 65 лет со дня образования.

Представлена краткая информация об истории создания компании «СГ-транс», о ее текущем положении и конкурентоспособности, о потенциале развития и перспективах расширения бизнеса. Основными направлениями развития компании выделены: географическая экспансия; обновление и увеличение вагонного парка; расширение номенклатуры и объемов перевозимой продукции; диверсификация спектра услуг и повышение эффективности работы.

 

Итоги реализации проекта АС «Электронный инспектор» за 2023 г.

Сообщается о реализации задач в 2023 г. и дальнейшем развитии проекта Автоматизированная система учета производства и мониторинга стадий жизненного цикла составных частей железнодорожного подвижного состава (АС «Электронный инспектор») на предприятиях железнодорожного машиностроительного комплекса. Рассказывается о назначении АС «Электронный инспектор», о разработке и совершенствовании программного обеспечения, об основных задачах по развитию АС «Электронный инспектор» на 2024 г.

 

Повысить эффективность разработки межгосударственных стандартов.

Статья информирует о 64-м заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ), состоявшемся в декабре 2023 г. в Минске. Участники мероприятия обсудили более двух десятков вопросов, в частности, по обеспечению безопасности и качества выпускаемой продукции, развитию торгово-экономического сотрудничества стран СНГ, снятия технических барьеров и признания аккредитации органов оценки соответствия среди стран Содружества. На заседании было принято изменение в основополагающий межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2–2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены».

 

Новые грузовые вагоны в парке России. Агафонов М.С.

На основе данных информационных хранилищ ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении новых (постройки 2023 г.) грузовых вагонов в парк России. Сообщаются данные о поступлении в парк грузового подвижного состава с повышенной осевой нагрузкой. Показаны распределения новых грузовых вагонов по заводам-изготовителям, по родам и моделям вагонов.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт за 2023 г. Агафонов М.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении в 2023 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за год в неплановый ремонт поступило более 1 379 тыс. вагонов приписки России, что на 6 % больше, чем годом ранее. Информация об отцепках в ТОР приводится в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за IV квартал 2023 г. Пирогова И.А.

Сообщается о подведении итогов работы служб вагонного хозяйства за IV квартал 2023 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО (сортировочных, грузовых и участковых станций). Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной в январе 2024 г. Методикой, в которой учтены основные показатели работы депо и ПТО.

 

Компания «РМ Рейл» направила на подконтрольную эксплуатацию первую партию вагонов на инновационных тележках.

Представлена информация о начале подконтрольной эксплуатации первой партии вагонов-хопперов модели 19-1273-02, оборудованных инновационными тележками модели 18-9891 с осевой нагрузкой 25 тс. Вагоны оснащены системой «Цифровой умный вагон РМ Рейл» с блоками мониторинга и диагностики. Приводятся основные технические характеристики и ключевые преимущества вагона-хоппера на инновационных тележках.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 2023 г. Матросова М.В.

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок на регулярной основе проводится мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 2023 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

К вопросу разработки и создания пожарных поездов ОАО «РЖД». Никонов В.А.

Для пожарной охраны объектов и подвижного состава в ОАО «Российские железные дороги» имеется на балансе более 300 пожарных поездов. Показаны составность пожарных поездов, основные технические характеристики оборудования для тушения возгораний. Рассматривается вопрос обновления парка и история создания современных пожарных поездов. Подробно дано описание вагон-насосных станций и модуля пожаротушения.

 

Пневматическое устройство для автоматического торможения грузового поезда при сходе колесной пары с рельсов. Степанов В.В., Иванов С.А., Налабордин Д.Г.

В статье рассматривается проблема торможения грузового поезда при сходе колесной пары вагона с рельсов. Для обеспечения остановки состава при сходе колесной пары с рельсов, в рамках перспективного развития конструкций грузовых вагонов отечественного производства, авторы предлагают разработку пневматического прибора безопасности грузового вагона, на который получен Патент на полезную модель. Приводится план реализации данного проекта.

 

Отраслевые стандарты в железнодорожном машиностроении. Что с ними делать?

Сообщается о заседании Комитета Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» по техническому регулированию и стандартизации, где обсуждался вопрос об отраслевых стандартах (ОСТ), которые Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (статья 35) с 1 сентября 2025 г. не допускает к применению. Предлагается ряд решений данного вопроса.

 

Поглощающие аппараты для грузового подвижного состава. Осинцев И.А., Осинцева А.В.

Публикуемая статья подготовлена с учетом многолетнего опыта преподавания в Тайгинском подразделении Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций. Приводится информация о назначении, классификации, конструкционном исполнении, технических характеристиках и установочных размерах поглощающих аппаратов, применяемых в настоящее время в составе грузовых вагонов.

 

Вводятся в действие новые стандарты.

Приводится перечень стандартов (ГОСТ), вступающих в силу в 2024 г. в соответствии с распоряжениями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), касающихся разработки, постройки, технического обслуживания и безопасности железнодорожного подвижного состава.

 

Проблемы эксплуатации и обнаружения неисправностей в пластинчатых поглощающих аппаратах. Киселевский Е.С.

В эксплуатации при проведении технического обслуживания в деталях автосцепных устройств и, в частности, в пластинчатых поглощающих аппаратах возникают и выявляются неисправности, говорящие о полном выходе их из строя. Автор рассказывает о практическом опыте выявления признаков неисправности поглощающих аппаратов. Предлагается привести требования действующих инструкций в соответствие с современными условиями эксплуатации. Статья иллюстрируется обширными фотоматериалами.

 

Обзор классических причин обрывов автосцепных устройств грузовых вагонов. Иванова Т.В., Баранов А.Д., Налабордин Д.Г.

Рассматриваются основные причины обрывов автосцепок грузовых вагонов при поездной работе. Приводится статистика обрывов на Забайкальской железной дороге за период 2022 — 2023 гг. На примере реальных случаев нарушений безопасности движения рассмотрены причинно-следственные связи, которые привели к обрывам автосцепных устройств грузовых вагонов.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото вагона-хоппера производства АО «Алтайвагон» модели 19-2165 для перевозки зерна с повышенной осевой нагрузкой 25 тс, грузоподъемностью 76 т и объемом кузова 120 м3 на Международном салоне «PRO//Движение.Экспо-2023».

На 4-й с. обложки рассказывается об инновационных восьмиосных полувагонах (двухсекционных полужестких сцепов) Уралвагонзавода на тележках 18-194-1 с осевой нагрузкой 25 тс:

модели 12-5991 (полувагон «Урал») грузоподъемностью 150 т и объёмом кузова 176 м3 в габарите 1-Т;

модели 12-5992 (полувагон «БАМ») грузоподъемностью 151 т и объёмом кузова 166 м3 в габарите Тпр.