ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА

«ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 1, 2023 г.

 

Инновационное развитие вагоностроения стало темой заседания Комитета ОПЖТ

Представлена информация о заседании Комитета по грузовому подвижному составу Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Приводятся основные итоги работы Ассоциации в 2022 г. Дана краткая информация по докладам на заседании, в том числе по темам: «Инновационное развитие вагоностроения»; «Система учета деталей. Цифровой двойник»; «О разработке нормативов допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей вагона, превышение которых может привести к сходу с рельсов» и другим.

 

Мониторинг надежности грузовых вагонов — основное направление работы Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу

Сообщается об основных направлениях деятельности Подкомитета по эксплуатации Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу в 2022 г. Рассказывается о совершенствовании диагностического оборудования подвижного состава, о реализации перспективной модели увеличения протяженности гарантийных участков, об обеспечении сохранности перевозок наливных грузов и о мониторинге эффективности применения смазки Буксол в буксовых узлах грузовых вагонов.

 

Итоги реализации проекта АС «Электронный инспектор» за 2022 г.

Представлен обзор итогов работы за 2022 г. по реализации проекта АС «Электронный инспектор» на предприятиях железнодорожного машиностроительного комплекса. Число участников проекта достигло 47. Благодаря достигнутому росту заинтересованности среди предприятий в базе данных составных частей подвижного состава имеется информация о более чем 5 млн деталей и узлов. С ноября 2022 г. введен в опытно-промышленную эксплуатацию интеграционный комплекс по внесению информации о забракованных деталях. В опытную эксплуатацию запущен проект по переходу на подписание в электронном виде форм внутреннего первичного учета — технического паспорта на грузовой вагон формы ВУ-4М. Отмечается, что основным направлением развития проекта на 2023 г. станет распространение АС на узлы и детали тягового и пассажирского подвижного состава.

 

Инновационность грузового подвижного состава: критерии и подходы

Приводится информация Союза «Объединение вагоностроителей», в которой показаны основные этапы эволюции подходов к инновационности подвижного состава. Дано определение инновационного вагона, а также перечень действующих документов и проектов, разрабатываемых стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих международным экологическим требованиям.

 

Нейросети помогут постам диагностирования вагонов

Сообщается о приемочных испытаниях модернизированного поста акустического контроля (ПАК-М) на Северо-Кавказской железной дороге, предназначенного для акустического контроля технического состояния буксовых узлов колесных пар подвижного состава и выявления дефектов буксовых узлов по звуковым сигналам, полученным при прохождении железнодорожного состава через измерительный участок системы. Показаны преимущества новой системы и инновационная основа модернизированного поста акустического контроля, а также дальнейшие планы по тиражированию комплекса.

 

Новый ГОСТ определит порядок разработки ремонтных документов и подготовки ремонта

Дается информация о ГОСТ Р 70488–2022 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки ремонтных документов и подготовки ремонта», вступающем в силу в мае 2023 г. Стандарт конкретизирует виды ремонтных документов и их комплектность, устанавливает модели организации работ для проведения опытного ремонта, приводит формы актов комиссии по предварительным испытаниям и устанавливает терминологический аппарат.

 

Внедрение высокопрочных марок сталей в конструкции вагонных изделий. Баранов А.Н.

Рассказывается об опыте внедрения высокопрочных марок сталей в конструкции вагонных изделий. Показаны основные преимущества вагонных конструкций из высокопрочных сталей. Приводится перспективный модельный ряд изделий с применением высокопрочных сталей. Дана дорожная карта проекта по внедрению в конструкцию полувагона высокопрочных сталей.

 

ФГК: новые технологии как драйвер развития. Воронович В.К.

Сообщается о перспективных планах и приоритетах развития Федеральной грузовой компании на основе современных технологий, в том числе внедрении надежных транспортных решений, продуктов и сервисов, которые позволят эффективно и качественно удовлетворять потребности клиентов.

 

Квантовый переход к новому уровню цифровой зрелости железнодорожной отрасли. Шилова Е.В.

Автор рассказывает о текущем состоянии уровня цифровизации в транспортной отрасли и, в частности, железнодорожной в Российской Федерации. Для развития цифровых технологий сформирована стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса. Рассматривается вопрос соблюдения требований к передаче необходимой информации в централизованные банки данных. Показаны основные проблемы цифровизации в отрасли, в результате решения которых была создана Система учета деталей, представляющая собой программное обеспечение, предназначенное для комплексного решения задач по цифровизации жизненного цикла грузовых вагонов и их деталей.

Подробно рассмотрены основные технологические концепции, лежащие в основе Системы. Описывается архитектура Системы, где все узлы Системы учета деталей автоматически обмениваются друг с другом сведениями с использованием механизмов, основанных на технологиях создания цепочки транзакций (блокчейн). Предлагается создать распределенную сеть, которая будет включать не только все экземпляры узлов Системы, но и производственное оборудование (измерительные стенды, маркировочное оборудование, станки с ЧПУ), а также ERP-системы предприятий.

 

Учёные ПГУПС разработали новую модель тележки грузовых вагонов

Сообщается о разработке сотрудниками кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения и АО «Рузхиммаш» инновационной тележки грузовых вагонов модели 18-9891. Приводятся преимущества новой тележки, её технические параметры и результаты приемочных испытаний.

 

Компания «РМ Рейл» подвела итоги года

«РМ Рейл», ведущий производитель грузового подвижного состава России, подвёл итоги деятельности за 2022 г. Главное достижение компании — устойчивый рост, который демонстрировал бизнес по всем ключевым направлениям. Компания нарастила объемы производства грузовых вагонов, литья и контейнеров к уровню предыдущего года. Заработная плата выросла на 14 %. Компания планомерно наращивает пакет мер по социальной поддержке коллектива.

 

Новые грузовые вагоны в парке России. Агафонов М.С.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении новых (постройки 2022 г.) грузовых вагонов в парк России. Сообщаются данные о поступлении в парк грузового подвижного состава с повышенной осевой нагрузкой. Показаны распределения новых грузовых вагонов по заводам-изготовителям, по родам и моделям вагонов.

 

Отцепки грузовых вагонов в неплановый ремонт за 2022 г. Королёв А.В.

На основе данных информационных систем ОАО «РЖД» приводятся статистические и аналитические материалы о поступлении в 2022 г. грузовых вагонов парка России в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Всего за год в неплановый ремонт поступило более 1 301 тыс. вагонов приписки России, что на 2,5 % меньше, чем за 2021 г. Информация об отцепках в ТОР приводится в динамике по месяцам, по видам ремонта, с разбивкой по основным узлам грузовых вагонов. Акцентировано внимание на неисправностях, приводящих к наибольшему количеству поступлений в ТОР вагонов грузового парка России.

 

Рейтинг служб вагонного хозяйства, депо и ПТО дирекций инфраструктуры по итогам работы за IV квартал 2022 г. Агафонов М.С.

Сообщается о подведении итогов работы служб вагонного хозяйства за IV квартал 2022 г. В соответствии с набранными баллами публикуются рейтинговые таблицы служб вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо и ПТО (грузовых, сортировочных и участковых станций) по региональным дирекциям. Расчеты рейтингов выполнялись в соответствии с утвержденной в апреле 2022 г. Методикой, в которой учтены основные показатели работы депо и ПТО.

 

Рейтинг вагоноремонтных предприятий за 2022 г.      Матросова М.В.

С целью контроля ситуации и повышения эффективности перевозок на регулярной основе проводится мониторинг отказов технических средств 1-й и 2-й категорий. В статье приводится перечень ремонтных предприятий (частных и в составе ОАО «РЖД»), достигших наибольшего снижения отказов технических средств за 2022 г. по отношению к предыдущему году, а также показаны предприятия, работавшие с худшим качеством ремонта. Статья иллюстрируется табличными и графическими материалами.

 

Многофункциональная досмотровая штанга осмотрщика вагонов. Киселёв Г.Г.

В статье рассматривается задача применения диагностического оборудования и методов неразрушающего контроля при техническом обслуживании подвижного состава. Для обнаружения дефектов и неисправностей в ходовых частях подвижного состава рекомендуется на пунктах технического обслуживания использовать многофункциональную досмотровую штангу осмотрщика вагонов. Подробно описаны конструкция и применение специализированной штанги для выявления трещин в литых деталях, а также для дистанционного бесконтактного метода измерения температуры буксовых узлов вагонов.

 

Контроль вагонных колес с иммерсионным вводом ультразвука. Дубина А.В., Чаевский В.П.

В настоящее время вагонные депо Белорусской железной дороги осуществляют ультразвуковой контроль обода и приободной зоны вагонных колёс при всех видах ремонта колёсных пар на стендах с иммерсионным вводом ультразвука. В статье дано описание конструктивных особенностей и этапов развития данного оборудования, а также результаты 17-летнего опыта применения таких стендов. Приведены основные преимущества технологии автоматизированного контроля колёс на стендах с иммерсионным вводом ультразвука.

 

Соответствовать времени здесь и сейчас! (Ассоциации АСТО — 25 лет!)

Приводится информация об XI научно-практической конференции Ассоциации производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта. Конференция была приурочена к 25-летнему юбилею АСТО. Представленные на конференции доклады касались широкого спектра тем: задачи и перспективы реализации проектов импортозамещения в тормозных системах; дисковые тормоза для пассажирских вагонов локомотивной тяги, электропоездов, вагонов метрополитена и локомотивов; импортозамещение в системах очистки воздуха в тормозных магистралях; опыт эксплуатации тормозной системы тепловоза ТЭМ7А с функцией «Автомашинист»; о влиянии на перевозочный процесс надежности тормозного оборудования подвижного состава; нормативно-правовое и техническое регулирование в эксплуатации и ремонте грузовых вагонов; об укреплении связей вузовской науки с производством и другие.

По итогам конференции были определены основные направления работ по совершенствованию тормозного оборудования подвижного состава в интересах собственников и операторов подвижного состава и железнодорожного транспорта в целом.

 

Совет главных конструкторов ОПЖТ рассмотрел пути повышения износостойкости фрикционных клиньев тележек

Приводится информация о заседании Совета главных конструкторов ОПЖТ на тему «Применение и комплексные испытания новых материалов фрикционных клиньев тележек грузовых вагонов с повышенной износостойкостью и ресурсом, увеличенными пробегами до плановых ремонтов вагонов». Отмечен рост к предыдущему году отцепок вагонов приписки России в ТР-2 по завышению/занижению фрикционных клиньев тележек в 2022 г. на 6,5 %. Рассмотрены вопросы создания, совершенствования и испытаний фрикционного узла трёхэлементной тележки для повышения межремонтных пробегов грузовых вагонов.

Описана технология интенсивного закалочного охлаждения при минимальных затратах и применении рядовых марок стали и чугуна, которая позволяет получить оптимальный уровень свойств. Рассмотрено направление работы — модифицирование жидкого расплава, что является эффективным способом повышения прочности и сопротивления разрушению литой и горячедеформированной стали.

 

Первые советские цельнометаллические пассажирские вагоны. Ильин Ю.Л.

В середине ХХ века пассажирское вагоностроение СССР и вагонное хозяйство пережили своего рода техническую революцию — тогда стали массово выпускаться цельнометаллические вагоны. Их внедрение позволило значительно повысить безопасность пассажиров, существенно улучшить комфортабельность подвижного состава. В первую очередь был налажен серийный выпуск спальных вагонов открытого типа, история создания и совершенствования которых описывает в данной статье. Статья иллюстрируется табличными и фотоматериалами.

 

На 1-й с. обложки: по итогам 2022 г. парк «ТрансКонтейнер» достиг отметки в 130 тыс. контейнеров общей вместимостью почти 200 тыс. ДФЭ. Закуплено около 2,6 тыс. фитинговых платформ, включая 2,2 тыс. 80-футовых. Фото ПАО «ТрансКонтейнер»