ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 9, 2019 г.
Уйти от зоны риска. Парнюк С.М.
В статье приведены итоги работы локомотивного комплекса по безопасности движения за первое полугодие 2019 г. Автор отметил, что по всем показателям в области безопасности движения в целом локомотивный комплекс достигает положительной динамики, при этом руководство комплекса открыто смотрит и на факторы локальных недостатков. Анализ причинно-следственных связей допущенных нарушений безопасности движения показывает целый ряд первопричин, которые и были названы в статье. Так, причинами большинства нарушений безопасности движения стали недостатки в организации профилактической работы со стороны командного состава структурных подразделений.
В июне текущего года в Дирекции тяги была сформирована программа мер и дано задание руководителям локомотивных депо включить их в свои личные планы работы, разрабатываемые в рамках основных нормативов. Также со всеми руководителями региональных дирекций тяги были обсуждены предложения по выстраиванию системы мотивации на основе рейтинговой оценки, о чем подробно рассказано в статье.
Заслуженные награды.
За достижение высоких и стабильных производственных результатов, внедрение прогрессивных технологий и обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта приказом генерального директора ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова награждена нагрудными знаками большая группа представителей эксплуатационных и сервисных локомотивных депо, работников региональных дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава, по ремонту тягового подвижного состава и по энергообеспечению, список которых опубликован в журнале.
Регламент переговоров с применением жестов.
В последнее время в Дальневосточной дирекции тяги увеличилось число случаев проездов сигналов с запрещающим показанием. Основными причинами стали невыполнение локомотивными бригадами требований установленного регламента служебных переговоров и ненаблюдение за показаниями сигналов. Поэтому одной из важнейших задач стабилизации положения дел с обеспечением безопасности движения поездов стал поиск решений по усилению внимания локомотивных бригад за показаниями и правильностью приготовления маршрута следования.
Так возникла идея включить в переговоры жесты, сопровождающие ведение регламента переговоров как при выполнении «Минуты готовности», так и в ходе производства маневровой и поездной работы. Был разработан нормативный документ, определяющий порядок ведения регламента переговоров между машинистом и помощником, который опубликован в этом номере журнала. Спустя год работы локомотивных бригад Дальневосточной дирекции тяги по вновь установленному порядку, констатированы положительные результаты — явное снижение количества случаев нарушений безопасности движения поездов, допущенных вследствие невыполнения регламента переговоров.
Электрическая схема тепловоза 2М62. Иоффе А.Г.
Окончание статьи (начало см. № 7, 8, 2019 г.). В этом номере описаны вспомогательные цепи: управления охлаждающим устройством, контрольно-измерительных приборов, освещения, отопления и вентиляции, управления подачей песка, питания автоматической сигнализации, цепи пожарной сигнализации.
Электрическая схема тепловоза типа ТЭ10МК (с унифицированным пультом управления). Цывкунов Г.И.
В журналах «Локомотив» № 11 и 12 за 2018 г. была опубликована статья с описанием работы электрической схемы модернизированного магистрального грузового тепловоза типа ТЭ10МК. В процессе проведения модернизации часть тепловозов получила новый унифицированный пульт управления. Электрическая схема данных локомотивов имеет некоторые особенности. В статье приводится описание работы электрической схемы локомотивов с УПУ. В частности, в этом номере приведены: расположение электрооборудования на локомотиве, работа электрической схемы при пуске дизеля и на холостом ходу, даны схемы запуска дизеля и вспомогательных цепей.
Изучаем монтажные схемы силовых цепей электровозов ВЛ11М. Ермишкин И.А.
Окончание статьи (начало см. № 8, 2019 г.). Электрическая схема электровоза ВЛ11М предусматривает работу трех секций по системе многих единиц. Возможны два варианта образования сцепа — А + (А + Б) и (А + Б) + Б. В статье рассмотрены пути тока на 1-й позиции после включения линейных контакторов К1, К18 и К19 в обоих вариантах. Также даны: упрощенная силовая схема трехсекционного электровоза, схема соединения силовых кабелей на панели П1 и ПкВ, схема силовых цепей мотор-вентиляторов в режиме «Низкая скорость», монтажная схема низковольтных контакторов. Приведено назначение низковольтных реле.
Электрическая схема электровоза 3ЭС5К. Кабанцев А.А.
С 2004 г. ООО «ПК "Новочеркасский электровозостроительный завод"» выпускает электровозы переменного тока 2(3, 4)ЭС5К «Ермак». Цветные электрические схемы этих локомотивов были напечатаны в нашем журнале № 10 за 2016 г. По многочисленным просьбам наших читателей редакция повторно публикует на вкладке основные цветные схемы электровоза 3ЭС5К. Надеемся, что они станут подспорьем для тех, кто занимается эксплуатацией и обслуживанием данных электровозов.
Семье «Ермаков» исполнилось 15 лет.
ООО «ПК "Новочеркасский электровозостроительный завод"» получило сертификат соответствия магистральных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Это позволит поставлять локомотивы как основному заказчику — ОАО «РЖД», так и железным дорогам стран, входящим в состав Евразийского экономического союза, — Казахстану, Белоруссии, Киргизии, Армении. Первый электровоз 2ЭС5К был изготовлен в конце 2004 г. При разработке и изготовлении этого локомотива специалисты учли все передовое, что можно было применить на подвижном составе с коллекторными тяговыми двигателями.
За 15 лет было выпущено 1400 локомотивов серии «Ермак» разной составности, среди них гордость НЭВЗа — самый мощный в мире четырехсекционный локомотив 4ЭС5К. В часовом режиме этот суперсовременный электровоз развивает беспрецедентную мощность — 13120 кВт, что обеспечивает вождение тяжеловесных поездов массой до 7100 т.
Некоторые неисправности в цепях электровозов 2ЭС6 «Синара».
В статье описаны причины неисправностей и даны рекомендации по их устранению в высоковольтных цепях, приводятся повреждения линейных контакторов и силовых диодов, неисправности в цепи питания преобразователя собственных нужд ПСН200.
Цепи управления электровозом ЭП1М(П) в режиме рекуперации. Мысков О.В.
В статье описана работа цепей управления электровозом в режиме рекуперации. Автор рассказал какие надо включать аппараты и тумблеры и в каких позициях при работе схемы рекуперативного тормоза, а также при сборе схемы рекуперативного торможения с помощью МСУД. Привел назначение аппаратов, контакторов и реле.
Роль 3D-моделей в подготовке локомотиворемонтного персонала. Павлицкий Б.И.
В настоящее время на локомотиворемонтных заводах АО «Желдорреммаш» в связи с увеличением программы производства возникает потребность в привлечении дополнительного персонала. Успешным решением задачи по устранению дефицита рабочих кадров и преодолению возникающего информационного барьера является обучение персонала непосредственно на предприятии. В современных условиях особенно востребованы специалисты, занимающиеся самообучением и самообразованием.
Реализация навыка «самообразование» у молодых специалистов наиболее эффективна при помощи применения методов визуализации и моделирования. Применение «Визуальной пошаговой инструкции» в процессе самообразования позволяет значительно упростить процесс восприятия материала, пояснить конструкцию узла, детали, различных сборок, деталировок, наглядно представить узлы и детали и их взаимодействие. «Визуальная пошаговая инструкция» — это синтез технологического процесса и технологий 3D-моделирования.
В статье дано описание такой инструкции, ее реализация в процессе обучения и самообразования. Внедрение 3D-моделей в производственные процессы позволит не только оперативно решать производственные задачи, но и успешно решить ряд кадровых вопросов в части подготовки квалифицированных специалистов.
Что такое система технического обслуживания и ремонта локомотивов. Головаш А.Н., Куршакова Н.Б., Рубежанский П.Н.
В статье говорится о базовой основе управления техническим состоянием железнодорожного подвижного состава — это грамотность руководителей и специалистов всех уровней в области стандартов и их содержания, в том числе в области терминологии. В последнее время широко проявляются проблемы, связанные с правильным использованием терминов и их определений в стандартах, документах, учебной, технической, справочной литературе. В качестве примера авторы приводят действующий видовой ГОСТ 32884 «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава. Термины и определения», где существуют неконкретности в определениях, отсутствуют определения к некоторым терминам, а также отсутствуют необходимые понятия.
В частности, приведен пример с понятием «Система», которое в ГОСТ 32884 отсутствует. Авторы статьи приводят свой взгляд, чтобы выйти на это понятие: во-первых, они конкретизируют признаки системы, далее на основании признаков определяют закономерности систем, соблюдение которых позволит существовать системе во времени и на всех этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенных ими признаков и закономерностей, авторы предлагают наиболее точное использование термина «система», который был наиболее точно приведен в отмененном ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», о чем подробно идет речь в статье. Таким образом, в ближайшее время ГОСТ 32884 будет доработан с устранением всех неопределенностей и актуализирован. При его введении в действие потребуется обучение специалистов всех уровней, которые должны этим стандартом руководствоваться в практической деятельности.
Гибридный привод: условия применения. Калугин С.П., Беляев А.С.
В нашей стране весьма остро стоит проблема повышения эффективности автономной тяги. У нас автономная тяга применяется, в основном, на сравнительно малодеятельных участках железных дорог, ответвлениях от крупных магистралей. При этом возникает необходимость принципиального улучшения характеристик автономных локомотивов. Один из наиболее перспективных способов повышения эффективности автономных локомотивов — это применение локомотивов с силовыми установками, имеющими накопители энергии. Такие локомотивы получили название гибридных. В статье рассказано об опытных образцах таких машин, приведены технические и экономические характеристики, условия эксплуатации, рассказано о перспективах их создания и развития.
Бережливый подход к энергообеспечению. Мостипан Г.И., Павлов В.С., Мустафин С.О., Сафронова Д.С.
Специалисты региональных подразделений Дирекции по энергообеспечению традиционно демонстрируют творческий подход ко всему, что составляет суть электроснабжения. Они вовлечены в процесс постоянного совершенствования — изучают чужой опыт, проверяют разные варианты возможных решений. Вниманию читателей предложен обзор достижений энергетиков разных дорог в области рационализации и бережливого производства, которые принесли немалый экономический эффект.
В частности, в статье рассказано о ремонтно-ревизионном участке Белгородской дистанции электроснабжения Юго-Восточной дирекции, о линейных предприятиях Западно-Сибирской дирекции, о структурных подразделениях Свердловской дирекции.
История России через призму узкоколеек. Вершинин С.Л.
Тему узкоколейных железных дорог, затронутую ранее рассказами о Малой Октябрьской (детской) железной дороге в Санкт-Петербурге и о музее Тёсово-Нетыльской узкоколейки в Новгородской области (см. журналы № 8 и 12 за 2018 г.), продолжает рассказ о музее узкоколейки Ярославской области. «Кукушка» — так называется музей в поселке Талицы, в котором сохраняются уникальные образцы узкоколейной техники в двадцати километрах от Переславля-Залесского Ярославской области. Автор раскрывает причину такого названия музея, рассказывает историю его создания, говорит о проблемах развития и упадка самой дороги, о туристических программах, об эксплуатации музейной техники.
Опыт внедрения систем автоведения подвижного состава. Полин П.А.
Рассказывается о внедрении систем автоведения подвижного состава в Великобритании, Германии, Китае, Франции, Японии и Австралии. Переход к автоведению в этих странах позволил исключить остановки поездов в пути следования для смены локомотивных бригад. Кроме того, автоматическое управление позволяет экономить энергию на тягу поездов и повышает безопасность работы железнодорожной сети.
Высокие скорости в Дании.
Сообщество европейских стран, обладающих высокоскоростными железнодорожными магистралями, пополнило еще одно государство — Королевство Дания. Здесь 31 мая 2019 г. официально открыт первый в стране участок ВСМ протяженностью 60 км. Скорость движения поездов здесь может достигать 250 км/ч. Новая магистраль стала крупнейшим железнодорожным проектом в стране за более чем 30 лет. ВСМ пересекает 88 мостов и проходит через четыре тоннеля под автобанами для снижения уровня шума в густонаселенных районах. Новая линия значительно расширит пропускную способность железной дороги, сделает поездки в Копенгаген и из него более эффективными и надежными.
Большой юбилей Малой Южно-Уральской. Болдовский Е.Б., Осипова Е.И.
Челябинской детской железной дороге — 70 лет. В статье рассказано об истории создания дороги, ее строительстве, о прошедших реконструкциях, о поступлении железнодорожной техники для эксплуатации на дороге, о планах постройки локомотивного депо для ремонта и отстоя тепловозов. Основной миссией Челябинской ДЖД является привлечение школьников и помощь с определением будущей специальности, а также патриотическое, нравственное, духовное и физическое развитие. Этому способствует ответственное и добросовестное отношение преданных своему делу сотрудников. Руководство ДЖД видит приоритетность развития всевозможных мероприятий и конкурсов как на региональном, так и на федеральном уровнях. В статье и на 3-й с. обложки помещены фотографии с праздничного мероприятия.
На 1-й с. обложки опубликовано фото новой модификации городского электропоезда ЭГ2Тв «Иволга 2.0» для Московских центральных диаметров и рельсового автобуса РА3.
В номере дана вкладка с цветными электрическими схемами электровоза 3ЭС5К.