ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 9, 2019 г.


Уйти от зоны риска. Парнюк С.М.

В статье приведены итоги работы локомотивного комплекса по безопасности движения за первое полугодие 2019 г. Автор отметил, что по всем показателям в области безопасности движения в целом локомотивный комплекс достигает положительной динамики, при этом руководство комплекса открыто смотрит и на факторы локальных недостатков. Анализ причинно-следственных связей допущенных нарушений безопасности движения показывает целый ряд первопричин, которые и были названы в статье. Так, причинами большинства нарушений безопасности движения стали недостатки в организации профилактической работы со стороны командного состава структурных подразделений.

В июне текущего года в Дирекции тяги была сформирована программа мер и дано задание руководителям локомотивных депо включить их в свои личные планы работы, разрабатываемые в рамках основных нормативов. Также со всеми руководителями региональных дирекций тяги были обсуждены предложения по выстраиванию системы мотивации на основе рейтинговой оценки, о чем подробно рассказано в статье.


Заслуженные награды.

За достижение высоких и стабильных производственных результатов, внедрение прогрессивных технологий и обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта приказом генерального директора ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова награждена нагрудными знаками большая группа представителей эксплуатационных и сервисных локомотивных депо, работников региональных дирекций тяги, моторвагонного подвижного состава, по ремонту тягового подвижного состава и по энергообеспечению, список которых опубликован в журнале.


Регламент переговоров с применением жестов.

В последнее время в Дальневосточной дирекции тяги увеличилось число случаев проездов сигналов с запрещающим показанием. Основными причинами стали невыполнение локомотивными бригадами требований установленного регламента служебных переговоров и ненаблюдение за показаниями сигналов. Поэтому одной из важнейших задач стабилизации положения дел с обеспечением безопасности движения поездов стал поиск решений по усилению внимания локомотивных бригад за показаниями и правильностью приготовления маршрута следования.

Так возникла идея включить в переговоры жесты, сопровождающие ведение регламента переговоров как при выполнении «Минуты готовности», так и в ходе производства маневровой и поездной работы. Был разработан нормативный документ, определяющий порядок ведения регламента переговоров между машинистом и помощником, который опубликован в этом номере журнала. Спустя год работы локомотивных бригад Дальневосточной дирекции тяги по вновь установленному порядку, констатированы положительные результаты — явное снижение количества случаев нарушений безопасности движения поездов, допущенных вследствие невыполнения регламента переговоров.


Электрическая схема тепловоза 2М62. Иоффе А.Г.

Окончание статьи (начало см. 7, 8, 2019 г.). В этом номере описаны вспомогательные цепи: управления охлаждающим устройством, контрольно-измерительных приборов, освещения, отопления и вентиляции, управления подачей песка, питания автоматической сигнализации, цепи пожарной сигнализации.


Электрическая схема тепловоза типа ТЭ10МК (с унифицированным пультом управления). Цывкунов Г.И.

В журналах «Локомотив» 11 и 12 за 2018 г. была опубликована статья с описанием работы электрической схемы модернизированного магистрального грузового тепловоза типа ТЭ10МК. В процессе проведения модернизации часть тепловозов получила новый унифицированный пульт управления. Электрическая схема данных локомотивов имеет некоторые особенности. В статье приводится описание работы электрической схемы локомотивов с УПУ. В частности, в этом номере приведены: расположение электрооборудования на локомотиве, работа электрической схемы при пуске дизеля и на холостом ходу, даны схемы запуска дизеля и вспомогательных цепей.


Изучаем монтажные схемы силовых цепей электровозов ВЛ11М. Ермишкин И.А.

Окончание статьи (начало см. 8, 2019 г.). Электрическая схема электровоза ВЛ11М предусматривает работу трех секций по системе многих единиц. Возможны два варианта образования сцепа — А + (А + Б) и (А + Б) + Б. В статье рассмотрены пути тока на 1-й позиции после включения линейных контакторов К1, К18 и К19 в обоих вариантах. Также даны: упрощенная силовая схема трехсекционного электровоза, схема соединения силовых кабелей на панели П1 и ПкВ, схема силовых цепей мотор-вентиляторов в режиме «Низкая скорость», монтажная схема низковольтных контакторов. Приведено назначение низковольтных реле.


Электрическая схема электровоза 3ЭС5К. Кабанцев А.А.

С 2004 г. ООО «ПК "Новочеркасский электровозостроительный завод"» выпускает электровозы переменного тока 2(3, 4)ЭС5К «Ермак». Цветные электрические схемы этих локомотивов были напечатаны в нашем журнале 10 за 2016 г. По многочисленным просьбам наших читателей редакция повторно публикует на вкладке основные цветные схемы электровоза 3ЭС5К. Надеемся, что они станут подспорьем для тех, кто занимается эксплуатацией и обслуживанием данных электровозов.


Семье «Ермаков» исполнилось 15 лет.

ООО «ПК "Новочеркасский электровозостроительный завод"» получило сертификат соответствия магистральных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Это позволит поставлять локомотивы как основному заказчику — ОАО «РЖД», так и железным дорогам стран, входящим в состав Евразийского экономического союза, — Казахстану, Белоруссии, Киргизии, Армении. Первый электровоз 2ЭС5К был изготовлен в конце 2004 г. При разработке и изготовлении этого локомотива специалисты учли все передовое, что можно было применить на подвижном составе с коллекторными тяговыми двигателями.

За 15 лет было выпущено 1400 локомотивов серии «Ермак» разной составности, среди них гордость НЭВЗа — самый мощный в мире четырехсекционный локомотив 4ЭС5К. В часовом режиме этот суперсовременный электровоз развивает беспрецедентную мощность — 13120 кВт, что обеспечивает вождение тяжеловесных поездов массой до 7100 т.


Некоторые неисправности в цепях электровозов 2ЭС6 «Синара».

В статье описаны причины неисправностей и даны рекомендации по их устранению в высоковольтных цепях, приводятся повреждения линейных контакторов и силовых диодов, неисправности в цепи питания преобразователя собственных нужд ПСН200.


Цепи управления электровозом ЭП1М(П) в режиме рекуперации. Мысков О.В.

В статье описана работа цепей управления электровозом в режиме рекуперации. Автор рассказал какие надо включать аппараты и тумблеры и в каких позициях при работе схемы рекуперативного тормоза, а также при сборе схемы рекуперативного торможения с помощью МСУД. Привел назначение аппаратов, контакторов и реле.


Роль 3D-моделей в подготовке локомотиворемонтного персонала. Павлицкий Б.И.

В настоящее время на локомотиворемонтных заводах АО «Желдорреммаш» в связи с увеличением программы производства возникает потребность в привлечении дополнительного персонала. Успешным решением задачи по устранению дефицита рабочих кадров и преодолению возникающего информационного барьера является обучение персонала непосредственно на предприятии. В современных условиях особенно востребованы специалисты, занимающиеся самообучением и самообразованием.

Реализация навыка «самообразование» у молодых специалистов наиболее эффективна при помощи применения методов визуализации и моделирования. Применение «Визуальной пошаговой инструкции» в процессе самообразования позволяет значительно упростить процесс восприятия материала, пояснить конструкцию узла, детали, различных сборок, деталировок, наглядно представить узлы и детали и их взаимодействие. «Визуальная пошаговая инструкция» — это синтез технологического процесса и технологий 3D-моделирования.

В статье дано описание такой инструкции, ее реализация в процессе обучения и самообразования. Внедрение 3D-моделей в производственные процессы позволит не только оперативно решать производственные задачи, но и успешно решить ряд кадровых вопросов в части подготовки квалифицированных специалистов.


Что такое система технического обслуживания и ремонта локомотивов. Головаш А.Н., Куршакова Н.Б., Рубежанский П.Н.

В статье говорится о базовой основе управления техническим состоянием железнодорожного подвижного состава — это грамотность руководителей и специалистов всех уровней в области стандартов и их содержания, в том числе в области терминологии. В последнее время широко проявляются проблемы, связанные с правильным использованием терминов и их определений в стандартах, документах, учебной, технической, справочной литературе. В качестве примера авторы приводят действующий видовой ГОСТ 32884 «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава. Термины и определения», где существуют неконкретности в определениях, отсутствуют определения к некоторым терминам, а также отсутствуют необходимые понятия.

В частности, приведен пример с понятием «Система», которое в ГОСТ 32884 отсутствует. Авторы статьи приводят свой взгляд, чтобы выйти на это понятие: во-первых, они конкретизируют признаки системы, далее на основании признаков определяют закономерности систем, соблюдение которых позволит существовать системе во времени и на всех этапах ее жизненного цикла. Исходя из приведенных ими признаков и закономерностей, авторы предлагают наиболее точное использование термина «система», который был наиболее точно приведен в отмененном ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», о чем подробно идет речь в статье. Таким образом, в ближайшее время ГОСТ 32884 будет доработан с устранением всех неопределенностей и актуализирован. При его введении в действие потребуется обучение специалистов всех уровней, которые должны этим стандартом руководствоваться в практической деятельности.


Гибридный привод: условия применения. Калугин С.П., Беляев А.С.

В нашей стране весьма остро стоит проблема повышения эффективности автономной тяги. У нас автономная тяга применяется, в основном, на сравнительно малодеятельных участках железных дорог, ответвлениях от крупных магистралей. При этом возникает необходимость принципиального улучшения характеристик автономных локомотивов. Один из наиболее перспективных способов повышения эффективности автономных локомотивов — это применение локомотивов с силовыми установками, имеющими накопители энергии. Такие локомотивы получили название гибридных. В статье рассказано об опытных образцах таких машин, приведены технические и экономические характеристики, условия эксплуатации, рассказано о перспективах их создания и развития.


Бережливый подход к энергообеспечению. Мостипан Г.И., Павлов В.С., Мустафин С.О., Сафронова Д.С.

Специалисты региональных подразделений Дирекции по энергообеспечению традиционно демонстрируют творческий подход ко всему, что составляет суть электроснабжения. Они вовлечены в процесс постоянного совершенствования — изучают чужой опыт, проверяют разные варианты возможных решений. Вниманию читателей предложен обзор достижений энергетиков разных дорог в области рационализации и бережливого производства, которые принесли немалый экономический эффект.

В частности, в статье рассказано о ремонтно-ревизионном участке Белгородской дистанции электроснабжения Юго-Восточной дирекции, о линейных предприятиях Западно-Сибирской дирекции, о структурных подразделениях Свердловской дирекции.


История России через призму узкоколеек. Вершинин С.Л.

Тему узкоколейных железных дорог, затронутую ранее рассказами о Малой Октябрьской (детской) железной дороге в Санкт-Петербурге и о музее Тёсово-Нетыльской узкоколейки в Новгородской области (см. журналы 8 и 12 за 2018 г.), продолжает рассказ о музее узкоколейки Ярославской области. «Кукушка» — так называется музей в поселке Талицы, в котором сохраняются уникальные образцы узкоколейной техники в двадцати километрах от Переславля-Залесского Ярославской области. Автор раскрывает причину такого названия музея, рассказывает историю его создания, говорит о проблемах развития и упадка самой дороги, о туристических программах, об эксплуатации музейной техники.


Опыт внедрения систем автоведения подвижного состава. Полин П.А.

Рассказывается о внедрении систем автоведения подвижного состава в Великобритании, Германии, Китае, Франции, Японии и Австралии. Переход к автоведению в этих странах позволил исключить остановки поездов в пути следования для смены локомотивных бригад. Кроме того, автоматическое управление позволяет экономить энергию на тягу поездов и повышает безопасность работы железнодорожной сети.


Высокие скорости в Дании.

Сообщество европейских стран, обладающих высокоскоростными железнодорожными магистралями, пополнило еще одно государство — Королевство Дания. Здесь 31 мая 2019 г. официально открыт первый в стране участок ВСМ протяженностью 60 км. Скорость движения поездов здесь может достигать 250 км/ч. Новая магистраль стала крупнейшим железнодорожным проектом в стране за более чем 30 лет. ВСМ пересекает 88 мостов и проходит через четыре тоннеля под автобанами для снижения уровня шума в густонаселенных районах. Новая линия значительно расширит пропускную способность железной дороги, сделает поездки в Копенгаген и из него более эффективными и надежными.


Большой юбилей Малой Южно-Уральской. Болдовский Е.Б., Осипова Е.И.

Челябинской детской железной дороге — 70 лет. В статье рассказано об истории создания дороги, ее строительстве, о прошедших реконструкциях, о поступлении железнодорожной техники для эксплуатации на дороге, о планах постройки локомотивного депо для ремонта и отстоя тепловозов. Основной миссией Челябинской ДЖД является привлечение школьников и помощь с определением будущей специальности, а также патриотическое, нравственное, духовное и физическое развитие. Этому способствует ответственное и добросовестное отношение преданных своему делу сотрудников. Руководство ДЖД видит приоритетность развития всевозможных мероприятий и конкурсов как на региональном, так и на федеральном уровнях. В статье и на 3-й с. обложки помещены фотографии с праздничного мероприятия.


На 1-й с. обложки опубликовано фото новой модификации городского электропоезда ЭГ2Тв «Иволга 2.0» для Московских центральных диаметров и рельсового автобуса РА3.

В номере дана вкладка с цветными электрическими схемами электровоза 3ЭС5К.