ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 7, 2021 г.

 

О работе локомотивного комплекса в текущем году. Валинский О.С.

В статье заместителя генерального директора — начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» О.С. Валинского рассказывается о работе локомотивного комплекса по состоянию на начало июня 2021 г. Приведены основные сведения о производительности труда, объеме работы, безопасности движения, расходе энергоресурсов, закупке новых локомотивов и т.д.

 

«Человеческий фактор» и обеспечение безопасности движения поездов. Калашников С.Б.

Каждая ошибка человека — это результат его действий или бездействий. В полной мере это относится и к управлению тормозами подвижного состава, которые играют огромную роль в обеспечении безопасности движения и являются целой наукой, без глубокого знания которой машинист локомотива не может достигнуть профессионального мастерства. Все отказы и нарушения, допущенные при эксплуатации тормозного оборудования, являются потенциальным нарушением безопасности движения, которое может привести к неблагоприятным последствиям в обеспечении безопасности движения поездов. В статье рассказано о «человеческих факторах», влияющих на безопасность движения поездов.

 

Осторожно: монотония! Мехоношин С.И.

Термин «монотония» (от древнегреческого μόνος — «один, единый» и τόνος — «напряжение») — это функциональное состояние сниженной психической, физической и умственной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий. С состоянием монотонии встречаются в течение жизни практически все люди, в том числе локомотивные бригады. В статье врач-психотерапевт рассказывает о причинах возникновения монотонии и эффективных способах борьбы с ней.

 

Устройство дизель-генератора 18-9ДГ. Гущин Д.В.

Начало статьи. На магистральных грузовых тепловозах 2ТЭ116У, 2ТЭ25КМ в качестве силовой установки используется дизель-генератор Коломенского завода 18-9ДГ. Он состоит из дизеля типа Д49 (16ЧН26/26) и тягового генератора, установленных на общей раме и соединенных между собой муфтой пластинчатого типа. В статье кратко приводится описание конструкции основных узлов дизель-генератора 18-9ДГ. Наличие цветных иллюстраций позволяет сделать процесс изучения более простым и понятным.

В данном номере описаны конструкция рамы дизеля, блока, коленчатого вала, коренных подшипников, антивибратора, дизель-генераторной муфты, валоповоротного механизма, шатунного механизма, поршня, крышки цилиндра, гильзы цилиндра, механизма газораспределения, лотка, распределительного вала, привода распределительного вала, привода клапанов, гидротолкателя, клапанов, системы воздухоснабжения, турбокомпрессора, выхлопной системы.

 

Цепи управления токоприемниками электропоездов ЭД2Т, ЭД4М. Ермишкин И.А.

В настоящее время основными сериями электропоездов, эксплуатирующихся на линиях постоянного тока, являются поезда Демиховского машиностроительного завода ЭД4М и ЭД2Т. Электропоезда ЭД4М могут быть оборудованы электрической аппаратурой как Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ), так и Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ). В статье описаны особенности электрических цепей электропоездов данных серий.

 

Совершенствование системы пожарной автоматики на тепловозах типа ТЭ10. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

В настоящее время на грузовые тепловозы серий 2(3)ТЭ10М(У) в рамках программы повышения надежности локомотивов на базах локомотиворемонтных заводов устанавливается система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения СПСТ Эл4-04 производства ООО «Дизельремгруппа». Данная система предназначена для выявления очага пожара на локомотиве при повышении температуры или наличии дыма и, как следствие, для тушения пожара в различных режимах при помощи генераторов огнетушащего аэрозоля. Данная системы имеет ряд недостатков. О путях усовершенствования системы СПСТ рассказывается в данной статье.

 

Обнаружение и устранение неисправностей тормозного оборудования электровозов 2ЭС6, 2ЭС10. Стеблян И.В.

В сервисном локомотивном депо Московка ООО «СТМ-Сервис» (г. Омск) накоплен большой опыт ремонта грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит». В помощь ремонтному персоналу на данном предприятии была разработана памятка по обнаружению и устранению неисправностей тормозного оборудования электровозов этих серий. В статье приводится журнальный вариант данной памятки.

 

Методы проведения контрольной проверки тормозов на станции. Шелков В.И., Семенова О.А.

Как известно, срабатывание тормозов происходит в результате снижения давления в тормозной магистрали как по воле машиниста в процессе торможения, так и самопроизвольно в режиме тяги или выбега в результате наличия повреждений в тормозной сети. Практика вождения длинносоставных тяжеловесных поездов показала, что воздухораспределители грузовых вагонов расположены неудачно в отношении воздействия на них продольных динамических сил.

В статье рассказано об эффективных методах проведения контрольной проверки тормозов на станции.

 

Перспективная система управления ремонтом и обслуживанием локомотивов. Семенов А.П., Лакин И.К.

В июле 2014 г. ОАО «РЖД» перешло на сервисное техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) локомотивов, для чего были заключены договора с сервисными компаниями. Новая сервисная система ТОиР предполагает, как минимум, безубыточность локомотиворемонтного хозяйства, а, как максимум — наличие прибыли.

Стоимость жизненного цикла локомотивов задается в контракте жизненного цикла: на основании ранее достигнутых результатов и статистических данных об эксплуатации локомотивов задается стоимость ТОиР на 1 км полезного пробега магистрального локомотива без расшифровки фактических затрат. Стоимость ТОиР фактически не рассчитывается, а задается на уровне, ранее достигнутом в эксплуатации.

Для устранения указанных недостатков существующей технологии ТОиР в ОАО «НИИТКД» (г. Омск) предлагается усовершенствовать технологию ТОиР, о чем рассказано в данной статье.

 

Сиcтема мониторинга локомотивного парка в компании «General Electric Transportation». Семенов А.П., Лакин И.И.

В настоящее время в ОАО «РЖД» идет создание киберфизической модели управления перевозочным процессом «Цифровая железная дорога». Главное отличие современного этапа информатизации производства — объединение в единую автоматизированную систему управления (АСУ) всех ранее разрозненных информационных систем по принципу интероперабельности. Одно из важных направлений — взаимодействие АСУ с локомотивами через их бортовые микропроцессорные системы управления (МСУ) как в процессе управления движением поездов, так и при техническом обслуживании и ремонте локомотивов.

Наибольший интерес представляет уникальный опыт киберфизического управления жизненным циклом тепловозов своего производства американской компании «General Electric Transportation» (GE) — крупнейшей тепловозостроительной компании США. В статье рассказано об опыте мониторинга компании GE по управлению техническим состоянием локомотивного парка.

 

Обзор истории развития асинхронного тягового привода. Кобылянский В.В., Васильева Е.А.

В статье приведен исторический обзор по созданию асинхронного тягового электропривода на подвижном составе в нашей стране и за рубежом.

 

Электрическая тяга в торфяной промышленности. Кашин П.В.

В статье рассказано об истории создания и особенностях конструкции узкоколейных электровозов колеи 750 мм для торфяной промышленности.

 

Неиссякаемой энергии человек! (интервью с А.А. Беженаровым). Вершинин С.Л.

В интервью с А.А. Беженаровым (в прошлом — заместителем начальника Октябрьской дороги), ныне — советником генерального директора ООО «Трансойл» затронуты наиболее острые вопросы о проблемах, существующих в настоящее время в локомотивном хозяйстве.

 

Евгения Константиновна Ставрова (к 85-летию со дня рождения)

Данная статья подготовлена к юбилею кандидата технических наук Е.К. Ставровой. Е.К. Ставрова проработала в АО «ВНИКТИ» (г. Коломна) более 30 лет. О большом творческом пути юбиляра рассказывается в статье.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото электровоза ЭП2К с составом пассажирского поезда.

 

В номере опубликована вкладка с цветной схемой электрических цепей электровоза ЭП2К.