ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 7, 2018 г.


Перспективы развития локомотивного комплекса.

В статье речь идет об основных аспектах долгосрочной программы развития локомотивного комплекса на период до 2025 г. Она предполагает ряд мер по повышению эффективности управления активами и трудовыми ресурсами Дирекции тяги (ЦТ). Для поиска путей повышения эффективности деятельности руководством ЦТ рассмотрены имеющиеся сегодня технические решения, направленные на дальнейший рост производительности локомотивов. В настоящее время имеется ряд основных направлений совершенствования конструкции локомотивов. Часть из них уже применяется при производстве новых локомотивов и при модернизации «старых» серий.

На заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» была рассмотрена концептуальная платформа линеек новых локомотивов. Одновременно рассматриваются перспективы замены на отдельных полигонах тепловозной тяги на газотурбовозную. Значительную роль в повышении эффективности перевозочного процесса играют внедряемые в локомотивном комплексе единые интеллектуальные системы управления и диагностики в рамках развития проекта «Цифровой железной дороги». Также одним из способов достижения поставленных целей по повышению эффективности локомотивной тяги является переход на закупку тягового подвижного состава на основе контракта жизненного цикла.


Как обновить парк локомотивов промышленных предприятий. Старостин С.С.

В Екатеринбурге прошла отраслевая конференция специалистов промышленных предприятий. Организатором конференции выступил холдинг «Синара — Транспортные машины» (СТМ). В основном докладе заместителя генерального директора СТМ А.В. Зубихина было отмечено, что клиентоориентированность — одно из важнейших направлений развития группы компаний СТМ. Внедрение инструментов клиентоориентированности позволяет машиностроителям выпускать продукцию, которая необходима потребителю, а железнодорожникам приобретать изделия, которые обладают нужными характеристиками. Среди представленных инструментов интерес вызвало цифровое моделирование перевозочного процесса.

Также докладчик рассказал о разработанных Методических указаниях по установлению экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые промышленными предприятиями железнодорожного транспорта, предусматривающими включение в тариф инвестиционной составляющей для обновления парка. Также в статье изложены краткие основные положения других выступлений.


80 лет по пути освоения новой техники. Егоров В.П., Молчанов А.В.

К юбилею моторвагонного депо Перерва Московской дороги опубликована статья, где рассказано об истории открытия депо, его становлении, освоении и эксплуатации новой техники. На протяжении всего периода времени коллектив депо проводил и продолжает проводить постоянную работу по модернизации подвижного состава и оказал огромную помощь проектировщикам, заводчанам и научным работникам в существенном улучшении конструкций опытного подвижного состава. В депо непрерывно проводилась и проводится огромная работа по развитию производственных мощностей предприятия, модернизации производственных цехов, монтажу и отладке оборудования во вновь построенных цехах, модернизации трудоемких производственных процессов, внедрению передовой технологии и передовых методов труда при ремонте и содержании подвижного состава. Об этом и многом другом идет речь в статье.


Международная конференция по высокоскоростным магистралям.

В Российском университете транспорта (МИИТ) состоялась Международная научно-практическая конференция «Высокоскоростные железные дороги — драйвер экономического роста». В номере и на 4-й с. обложки опубликованы краткая информация и снимки событий с конференции.


Новости Трансмашхолдинга.

В рубрике «Новости Трансмашхолдинга» помещена краткая информация о новом грузовом электровозе переменного тока 2ЭС5С, о создании центра гарантийного обслуживания электропоездов ЭП3Д в Ростове-на-Дону и о сертификации пассажирского тепловоза ТЭП70БС в новом исполнении с двухпроводной системой электроснабжения двухэтажных вагонов.


Электрические схемы вспомогательных машин электровоза ЧС7. Ермишкин И.А.

В статье рассмотрены силовые цепи электровоза ЧС7, цепи управления вспомогательными машинами — цепи управления мотор-компрессором, цепи управления контакторами отопления поезда, приведены чертежи силовых цепей вспомогательных машин и отопления поезда, а также цепей управления мотор-компрессорами.


Цепи управления электровоза ЭП2К.

В статье приведены цепи управления тяговыми двигателями в режиме реостатного торможения и аварийных режимах, рассказано о взаимодействии электрического и пневматического тормозов, описаны цепи защиты от боксования и юза.


Электрическая схема тепловоза ТЭП70 (цветная схема — на вкладке). Морошкин Б.Н.

На вкладке этого номера публикуется цветная электрическая схема пассажирского тепловоза ТЭП70, соответствующая заводскому чертежу ТЭП70.70.00.005Э3. В статье приведено описание работы основных цепей: силовых цепей, системы автоматического регулирования возбуждения тягового генератора (САР), аварийного возбуждения генератора в режиме тяги, системы автоматического регулирования электрического тормоза (САРТ).


Электрические машины тепловоза 2ТЭ25КМ. Тимофеев С.В.

В Саратовском подразделении Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» коллективом преподавателей было разработано учебное пособие по изучению конструкции тепловоза серии 2ТЭ25КМ. Продолжая публикацию журнального варианта разделов пособия (начало см. «Локомотив» 4, 5, 2018 г.) в этом и следующем номерах публикуется раздел, посвященный особенностям конструкции электрических машин. В частности, рассмотрены конструкции тягового генератора и тягового двигателя.


Цепи управления режимом рекуперативного торможения электровозов серии ЭП1. Потанин А.А., Мысков О.В.

В статье описана работа электровозов ЭП1 и ЭП1М(П) в следующих режимах:

ЭП1 — реверсивно-режимная рукоятка на электровозе находится в положении «Р»; главная рукоятка (штурвал) контроллера машиниста находится в положении «П»;

ЭП1М(П) — главная рукоятка контроллера машиниста SM1 (SM2) находится в положении «0»; главная рукоятка контроллера машиниста находится в положении «П-Рекуперация».

Также описаны цепи сбора схемы рекуперативного торможения с помощью МСУД. Приведено назначение аппаратов, контакторов и реле.


Системы видеорегистрации для локомотивов. Шкуропат И.И.

Специалистами ОАО «Электромеханика» (г. Пенза) разработана система видеорегистрации ЭМ-СВР, предназначенная для обеспечения безопасности при движении локомотива. Система обеспечивает качественное изображение для просмотра видео в режимах реального времени и в записи, она проста в установке и обслуживании. В статье приводятся основные технические характеристики системы, условия ее эксплуатации.


Больше внимания изоляционным конструкциям двигателей. Худоногов А.М., Дульский Е.Ю., Иванов В.Н.

Многолетние исследования сотрудников Иркутского государственного университета путей сообщения позволили создать основы локальных методов упрочнения изоляционных конструкций тяговых двигателей. Сотрудники учебного заведения предлагают использовать локальные технологии при изготовлении и восстановлении изоляционных пальцев электрических машин. По их мнению, более эффективным и менее затратным является полирование боковой поверхности прессматериала, покрытого полимером, до «зеркального блеска», с использованием (инфракрасного, терморадиационного) некогерентного или когерентного теплового излучения. Предварительные экспериментальные исследования подтвердили высокую эффективность предлагаемых способов в сравнении со штатным методом конвективной сушки. Сейчас специалисты разрабатывают проекты производственных установок для упрочнения изоляционных пальцев в заводских и деповских условиях.


Нанотехнологии для ремонта деталей и узлов оборудования. Коротков В.А., Агафонов Э.Ж.

В статье изложены результаты лабораторных исследований и производственных испытаний по применению нанотехнологии карбонитрации, определению износостойкости карбонитрированных деталей в различных условиях ремонтного производства. Приведены экономические мотивы к применению карбонитрации.


В поисках ТЭП60. Егоров А.А.

Публикуются путевые заметки любителя истории железных дорог. Для знатоков Белоруссия стала своеобразным «заповедником» редких, давних образцов железнодорожной техники. Например, здесь эксплуатируются дизель-поезда разных серий, которые не встретишь на дорогах России. Но самое любопытное — в Белоруссии пока остаются в эксплуатации несколько тепловозов ТЭП60, которых больше в работе нигде уже не увидеть. Интерес к этой технике подтолкнул автора статьи к поездке в Беларуссию.


Заводы АО «Узбекистон Темир Йуллари» осваивают изготовление узлов токоприемников. Абдуллаев Н.С., Исоков З.З., Лукаев Г.А.

В статье говорится о том, как на железнодорожных заводах Узбекистана с целью снижения валютных расходов согласно программе импортозамещения с участием специалистов ТашИИТа осуществляется локализация изготовления различных деталей, сборочных единиц и агрегатов для импортной железнодорожной техники, в частности токоприемников китайских электровозов.


Новости стальных магистралей.

Краткий обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


Оренбургской детской железной дороге — 65 лет.

Одной из самых популярных достопримечательностей Оренбурга, ставшей его визитной карточкой, является детская железная дорога. Ежегодно на дороге обучаются более 500 школьников. На дороге они проходят теоретические и практические занятия. В статье рассказывается об истории строительства дороги, ее реконструкции, о людях, работающих на ней, и обучающихся железнодорожным специальностям воспитанниках.


На 1-й с. обложки публикуется фото пассажирского тепловоза ТЭП70, в номер помещена цветная вкладка с электрическими цепями этого локомотива.