Об итогах работы локомотивного комплекса в 2020 году. Парнюк С.М.

В статье автор приводит итоги работы локомотивного комплекса по показателю «Уровень безопасности движения» в 2020 г.  Так, этот показатель улучшен на 36,9 % относительно 2019 г. и на 37,7 % относительно цели, установленной правлением Компании и Стратегией ОАО «РЖД» по безопасности движения. Ключевые проблемные вопросы в области безопасности движения — это нарушение безопасности движения в результате проездов запрещающих сигналов и происшествия в результате неудовлетворительного качества ремонта и сервисного обслуживания локомотивов.

В 2020 г. сформирована и реализована Дорожная карта по функциональной безопасности, и ежемесячно на основании оценки рисков формируются планы мероприятий для снижения рисков в области безопасности движения. Сформирована и реализована Дорожная карта по предупреждению проездов, предусматривающая меры по совершенствованию каждого из процессов, связанных с обеспечением безопасности движения. В прошлом году актуализирована Среднесрочная программа мер по предотвращению проездов во временном горизонте до 2023 г. В нее внесены технические меры, связанные с разработкой системы технического зрения для распознавания сигналов светофоров, разработкой инновационной системы контроля бдительности машинистов, а также меры по оснащению участков пути устройствами автоматической локомотивной сигнализации.

 

Роспрофжел: новые реалии деятельности.

В статье приведены итоги работы Российского профессионального союза железнодорожников за 2020 г. В частности, освещены следующие вопросы: состояние Роспрофжела сегодня; молодежная политика; социально-экономическая защита: новая реальность; коллективные договоры и отраслевые соглашения; заработная плата и ее индексация; профессиональные стандарты; охрана труда, травматизм и безопасность движения; вредные условия труда; программы для работников железнодорожного транспорта; поощрения; труд женщин; правовая работа и социальное развитие и др.

 

Машинист на удаленке. Куренков А.С., Дмитриев С.А., Сорокин А.В., Суслов К.А.

Задача создания локомотива или электропоезда, способного самостоятельно управлять тягой, торможением, работой дверей и без помощи человека выходить из аварийных ситуаций, весьма нетривиальна. Кроме того, такая задача осложняется отсутствием достаточного количества наработок и исследований, что не дает инженерам и конструкторам составить исчерпывающую картину конструктивного устройства и технологии эксплуатации автоматизированного тягового подвижного состава. В связи с этим достижение конечной цели проводится последовательным прохождением ряда промежуточных этапов, называемых также уровнями автоматизации. Каждый уровень автоматизации подробно описан в статье.

 

Клиентоориентированность в профессиональном обучении ОАО «РЖД». Матвеева Е.А.

При профессиональной подготовке рабочих кадров в учебных центрах профессиональной квалификации ОАО «РЖД» в рабочий учебный план и программы был включен предмет «Клиентоориентированность», который предназначен для профессионального обучения по профессиям машинист, помощник машиниста локомотива (моторвагонного подвижного состава). Основной целью изучения данного предмета является повышение качества и уровня клиентоориентированности работников локомотивных бригад в перевозочном процессе. Содержание учебной программы направлено на формирование у обучающихся знаний Кодекса деловой этики в ОАО «РЖД» и основ клиентоориентированности обслуживания, обеспечение комфорта пассажиров, о чем идет речь в статье.

 

Обнаружение и устранение неисправностей электропоездов постоянного тока. Нюхтилин С.В.

Продолжение статьи (начало см. 1, 2, 2021 г.). В этом номере приведены неисправности и их устранение быстродействующего выключателя и контактора защиты, цепей отопления, неисправности в пневматических цепях, в цепях электропневматического торможения.

 

Устройство и работа блока осушки и очистки сжатого воздуха тепловоза 2ТЭ25КМ. Кузнецов К.В., Паньков О.Г., Рязанцев Ю.В.

Блок очистки и осушки сжатого воздуха (БОСВ) предназначен для очистки, осушки сжатого воздуха, вырабатываемого компрессорными агрегатами винтового или поршневого типа, и обеспечения этим воздухом пневматического оборудования, пневматических магистралей тормозных систем, систем автоматики и вспомогательных систем тепловоза 2ТЭ25КМ. В статье приведены схемы БОСВ, их составляющих, даны основные параметры блока, приведен перечень возможных неисправностей в процессе использования БОСВ и рекомендации по их устранению.

 

Электрическая схема электровоза 2ЭС10 «Гранит» (цветная схема — на вкладке). Осинцев И.А.

Магистральный грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» состоит из двух секций, каждая из которых имеет полный комплект оборудования, обеспечивающий возможность автономной ее работы. Возможна работа электровозов по системе многих единиц, а также работа с дополнительной бустерной секцией. Управление всех секций электровоза осуществляется из одной из кабин машиниста под контролем микропроцессорной системы управления и диагностики, а также других систем безопасности движения.

В статье приведено описание работы электрической схемы электровоза в различных режимах ее работы применительно к базовому двухсекционному варианту исполнения. В этом номере описаны силовые цепи, цепи тягового режима, режима электрического торможения, работа силовых цепей в аварийных режимах, цепи вспомогательных машин и аппаратов, цепи управления.

 

Работа крана машиниста: просто о сложном. Белогорцев А.Ю.

Дисциплина «Автоматические тормоза и безопасность движения» является одной из базовых, изучаемой учащимися в учебных заведениях при повышении квалификации и переподготовке. Изучение приборов управления тормозами (в частности, крана машиниста) всегда вызывало некоторую сложность у обучающихся. Кран машиниста представляет собой довольно простое техническое устройство. Чтобы изучить принцип его работы, следует хорошо усвоить, как небольшие объемы воздуха, находящиеся в полостях крана машиниста, воздействуя на его рабочие органы (клапаны, уравнительный поршень и т.д.), управляют тормозами поездов. Автор данной статьи не вдавался в ненужные подробности для машиниста, а упоминает лишь самое важное в работе крана.

 

Разработка киберфизической модели системы управления жизненным циклом локомотива. Семенов А.П., Семченко В.В., Лакин И.К.

В статье описаны киберфизические производственные системы и интероперабельность системы управления жизненным циклом локомотивов, дана информация локомотивостроительных заводов и этапа эксплуатации локомотивов, а также локомотивного хозяйства, информация сервисных компаний и локомотиворемонтных заводов.

 

Пути развития систем кондиционирования воздуха локомотивов. Приймин В.П.

Все выпускаемые в настоящее время локомотивы и моторвагонный подвижной состав оборудуются системами кондиционирования воздуха. Перечисленные в данной статье тенденции совершенствования локомотивных систем кондиционирования воздуха должны отвечать одной цели — повышению уровня комфорта локомотивных бригад. В данном направлении уже достигнуты значительные успехи. Однако автор статьи утверждает, что было бы неверно останавливаться на достигнутом уровне развития локомотивных кондиционеров.

 

«Балдвин-шеститысячник». Дзендзело В.В.

В 1943 г. североамериканской компанией Baldwin был выпущен тепловоз-гигант мощностью в 6000 л.с. Локомотив имел уникальную модульную конструкцию, разработанную швейцарским инженером Максом Эсслом, работавшим в то время в компании. После завершения постройки тепловоза он совершил небольшой пробег по заводским путям для отладки и настройки дизель-генераторов и электрооборудования. В течение всего 1943 г. проходили эксплуатация и испытание тепловоза на нескольких железных дорогах США. С 1943 по 1945 гг. он находился на заводе и в 1945 г. был разобран. В статье подробно рассказано об истории этого локомотива и его конечной судьбе.

 

Локомотивы Индонезии. Руднев В.С.

Автор статьи рассказывает о железнодорожном транспорте Индонезии, о локомотивном парке страны, сериях тепловозов и пригородных электропоездах, о планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта локомотивов.

 

Грани творчества ученого-электротехника (В.Д. Тулупову — 90 лет). Карянин В.И.

Советскому и российскому ученому, профессору Московского энергетического института (МЭИ), д-ру техн. наук В.Д. Тулупову исполнилось 90 лет. Он лауреат Государственной премии СССР, автор около 20 патентов, свыше 100 научных трудов, в том числе семи монографий. Многие годы являлся членом Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», награждался несколькими золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР, знаком «Почетному железнодорожнику». В статье рассказано о его жизненном пути и научной деятельности.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 «Гранит».

В номере помещена вкладка — цветная схема электрических цепей электровоза 2ЭС10 «Гранит».