ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 12, 2021 г.


Повышать эффективность работы региональных дирекций тяги. Валинский О.С.

В октябре 2021 г. в Ярославле под руководством заместителя генерального директора — начальника Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД» О.С. Валинского состоялся пятый Совет начальников региональных дирекций тяги. В течение трех дней были рассмотрены предложения руководителей локомотивного комплекса на актуальные для отрасли темы, состоялось широкое обсуждение поднятых проблем и путей их решения. По результатам Совета был принят протокол, закрепляющий решения Совета, содержащий поручения и сроки их выполнения конкретными работниками. Об основных итогах Совета рассказано в данной статье.


Восточный полигон диктует условия тяге. Игин В.Н.

На совещании, проведенном в марте 2021 г. по проблемам развития угольной отрасли, президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено Правительству строго зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба. В настоящее время на Восточном полигоне в эксплуатации находятся три современные серии тепловозов: 2ТЭ25А «Витязь», 2ТЭ25КМ и 3ТЭ25К. Общим для всех серий локомотивов недостатком технических параметров является их недостоверность, обусловленная простой ссылкой на соответствующий нормативный документ (ГОСТ, ОСТ, ПТЭ или ПТР) без приведения их значений к истинным показателям. Выполнение поставленной президентом страны задачи в условиях Восточного полигона и БАМа может быть достигнуто лишь на основе достоверных показателей тягово-энергетических параметров локомотивов: мощности и силы тяги в реальных, а не назначенных заранее климатических условиях их эксплуатации. Об этом рассказано в данной статье.


Аккредитация и подтверждение компетентности испытательных центров. Эволюция законодательной базы. Савина О.К., Губень Е.В., Никитина О.М.

Федеральным законом  412-ФЗ регулируются отношения, возникающие при оценке соответствия (сертификации) продукции. Важнейшим инструментом такой деятельности являются испытательные (измерительные) лаборатории (центры) — ИЦ, от компетентности которых зависят достоверность получаемой информации и обоснованность принимаемых на ее основе решений. Указанным федеральным законом однозначно предусмотрен допуск к деятельности по подтверждению соответствия (сертификации) только аккредитованных ИЦ, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденной областью аккредитации.

Первоначально проверку ИЦ осуществляло Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). В 2011 г. была создана Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), основными сферами деятельности которой являются формирование единой национальной системы аккредитации и осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц. В статье рассказано о совершенствовании законодательной и нормативной базы, произошедшем за последние годы.


Регламент технологической оснащенности моторвагонных депо. Луговской И.С.

В последние годы ведущие отечественные производители пассажирского подвижного состава максимальное внимание уделяют повышению уровня комфорта проезда пассажира. Всё это неизбежно приводит к усложнению конструкции подвижного состава, применению нового оборудования, узлов, агрегатов и более сложных действий по его обслуживанию и обеспечению бесперебойной работы.

В статье рассказано о регламенте технологической оснащенности моторвагонных депо. Регламент предназначен для инженерно-технических работников линейных предприятий, а также проектных, научно-исследовательских организаций. Он служит руководящим документом при разработке мероприятий по техническому оснащению, перевооружению и совершенствованию работы действующих производственных подразделений по техническому обслуживанию и ремонту моторвагонного подвижного состава, а также при проектировании, реконструкции, расширении существующих и строительстве новых депо.


Некоторые вопросы охраны труда локомотивных бригад. Матвеева Е.А.

При профессиональной подготовке работников локомотивных бригад в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» изучается предмет «Охрана труда», основным разделом которого является «Безопасность производства работ». В основе данного раздела лежит изучение требований Инструкции по охране труда для локомотивных бригад, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 12.12.2017  2585р (в редакции от 29.01.2021) и Правил по охране труда при эксплуатации локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 9.10.2017  2050р (с изменениями и дополнениями). Основной целью обучения является обеспечение безопасных условий и охраны труда работников ОАО «РЖД» при выполнении работ, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов.

В статье рассмотрены вопросы охраны труда при производстве маневровых работ и при прицепке локомотива к составу поезда.


Устройство непрерывного контроля. Дюмин М.В.

В производственном участке Самара-Пассажирская Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава было разработано и изготовлено устройство, позволяющее непрерывно контролировать параметры приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации в пути следования локомотива. В случае выхода за установленные пределы какого-либо из параметров производится запись в энергонезависимую память. Устройство собрано на базе микроконтроллера и позволяет определять причины сбоев в работе приемных катушек. Запись параметров в энергонезависимую память производится при появлении на локомотивном светофоре белого или красного огня, что характерно при сбоях.


Улучшать качество ремонта и обслуживания приемных катушек. Бородкин А.В., Овсянников С.А., Косьяненко В.В.

Неустойчивая работа и сбои автоматической локомотивной сигнализации, вызывающие автостопное торможение, приводят к значительным задержкам поездов, нарушению графика исполненного движения и снижению пропускной способности участков железных дорог. Повышение устойчивости работы автоматической локомотивной сигнализации в значительной мере связано с повышением достоверности передаваемой на локомотив информации об условиях движения.

Производитель локомотивных приемных катушек в конструкторской документации, в соответствии с которой выполняется техническое обслуживание составных частей подвижного состава, обязывает получателей проводить измерение параметров при условиях, не всегда выполнимых в эксплуатационной практике. В статье рассказано о необходимости изменения ключевых практик в организации работ по обслуживанию наиболее подвергнутых критическим отклонениям в процессе эксплуатации узлов локомотива, к которым относятся и локомотивные приемные катушки, работающие в наиболее жестких условиях.


Электрооборудование электровоза 2ЭС10 «Гранит»: шкафы электроаппаратуры, разъединитель. Осинцев И.А.

В статье приводится описание устройства шкафов низковольтной, высоковольтной аппаратуры и разъединителя грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» производства ООО «Уральские Локомотивы».


Обнаружение и устранение неисправностей электровозов 2ЭС10 «Гранит».

В статье приведены некоторые возможные неисправности грузового электровоза постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» и методы их устранения. Материал составлен на основе Распоряжения ОАО «РЖД» от 13.08.2014 901р «О внесении дополнений в распоряжение ОАО «РЖД» от 31.03.2010  671р «Об утверждении рекомендаций локомотивной бригаде по обнаружению и устранению неисправностей на локомотивах в пути следования».


Устранение неисправностей электровозов ВЛ80Р. Карпов С.М.

В статье рассмотрены наиболее вероятные неисправности в электрических цепях грузовых электровозов переменного тока ВЛ80Р, возникающие в пути следования, когда локомотивная бригада должна в считанные минуты их обнаружить и принять правильное решение по их устранению. Рекомендуемые автором методы устранения неисправностей основаны на личном опыте работы в качестве машиниста-инструктора локомотивных бригад с учетом анализа ошибок, допущенных локомотивными бригадами при устранении неисправностей в электрических цепях управления электровозом и требованиями безопасности движения.

Цветные фотографии, сопровождающие приводимые неисправности в электрических цепях электровоза, обеспечивают наилучшее восприятие учебного материала и способствуют выработке быстрых действий локомотивных бригад при возникновении нестандартной ситуации.


Особенности электрических цепей прицепных вагонов электропоездов ЭД4М. Ермишкин И.А.

В процессе выпуска электропоездов постоянного тока ЭД4М в электрические цепи прицепных вагонов заводом-изготовителем вносились различные изменения. В статье систематизированы сведения об основных внесенных изменениях в схемы прицепных вагонов данных электропоездов.


Система «СИПТ-395»: предпосылки, устройство, внедрение. Жуков И.В.

Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства — филиалом ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ) совместно с ПАО «Электромеханика» (г. Пенза) в инициативном порядке были разработаны алгоритм измерений плотности тормозной магистрали поезда и система индикации плотности тормозной магистрали (СИПТМ-395), которая в настоящее время проходит опытную эксплуатацию. Испытания доказали техническую возможность использования системы «СИПТМ-395» для проведения замеров плотности поезда алгоритмом, аналогичным замерам, выполняемым машинистом при проведении полного опробования автоматических тормозов поезда. В статье рассказано о предпосылках создания системы «СИПТМ-395», результатах ее опытной эксплуатации и о перспективах развития.


О перспективах развития тягового подвижного состава. Лакин И.К.

В данной статье автором предпринята попытка спрогнозировать перспективы развития отечественного локомотивного комплекса (в области грузовых и пассажирских перевозок) как элемента железнодорожной отрасли и России в целом.


На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока ВЛ80Р