ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 12, 2020 г.


Актуальные задачи локомотивного комплекса.

Недавно в Дирекции тяги прошел четвертый ежегодный Совет начальников региональных дирекций тяги. В связи с эпидемиологической обстановкой в стране его работа была организована в дистанционном формате. Заседание Совета открыл начальник Дирекции тяги О.С. Валинский. Он предложил руководителям региональных дирекций сосредоточить свои усилия на решении ключевых вопросов, которые стоят сегодня перед локомотивным комплексом, и вместе обсудить как направления развития Дирекции тяги, так и дальнейшие действия, направленные на повышение эффективности работы. Отдельное внимание было уделено внедрению в Компании процессного подхода. Работа Совета была организована по шести основным блокам, акценты в каждом из которых были обозначены О.С Валинским.

1. Повышение качества процесса «Предоставление тяговых ресурсов».

2. Организация работы в области безопасности движения.

3. Эффективность организации ремонта локомотивов, непосредственно влияющая на безопасность движения.

4. Эффективность внедрения проектов автоматизации.

5. Управление эффективностью.

6. Формирование решений в процессе управления персоналом.

В результате двухдневной работы Совета по каждому блоку вопросов было сформировано более 50 решений, которые нашли свое отражение в протоколе.


О развитии системы внутреннего контроля в локомотивном комплексе. Парнюк С.М.

Под внутреннем контролем понимают систему мер, организованных и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей и совершенствования процессов. При этом подразумеваются не только функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, но и создание системы комплексного контроля. Ключевые инструменты внутреннего контроля Дирекции тяги включают в себя систему проведения аудитов и систему инспекционного контроля. В рамках развития системы аудитов специалисты Дирекции тяги подготовили нормативную базу для обеспечения комплексности проводимых аудитов, а также для проведения дистанционных аудитов в период жестких карантийных мер. Инспекционных контроль в локомотивном комплексе строится на основе Положения о приемщике локомотивов и ряде поддерживающих его документов.


Эксплуатационные депо — победители соревнования за III квартал.


Электрическая схема электровоза ВЛ15. Савичев Н.В.

Окончание статьи (начало в 10 и 11, 2020 г.). В этом номере описаны следующие схемы: перехода с сериесно-параллельного на параллельное соединение; ослабления возбуждения тяговых двигателей; маневрового режима с последовательно соединенными ТЭД; обратного перемещения главной рукоятки КМЭ; цепей управления отоплением и кондиционированием кабины машиниста; цепей сигнализации; работы схемы при аварийных режимах; защиты оборудования силовых и вспомогательных цепей в тяговом режиме (защита от перегрузок, защита от коротких замыканий и повышенного напряжения, противобоксовочная защита и защита от юза, система контроля обрыва тормозной магистрали, защита от перенапряжений и радиопомех).


Тепловоз 2ТЭ25КМ: логические блок-схемы электрических цепей. Саганов А.В.

В этом номере журнала приводятся логические блок-схемы электрических цепей грузового магистрального тепловоза Брянского завода 2ТЭ25КМ. В графическом виде на блок-схемах представлены цепи пуска дизеля, возбуждения стартер-генератора, заряда аккумуляторной батареи, управления компрессорным агрегатом, возбуждения тягового генератора, тягового режима, ослабления поля тяговых двигателей, режима электродинамического торможения. Подобные схемы наглядно показывают взаимодействие электрических машин и аппаратов при различных режимах работы тепловоза. Изучение работы электрической схемы тепловоза по блок-схемам происходит быстрее, чем по учебнику или конспекту. При зрительном восприятии глаза и мозг человека используют два режима работы: симультанный (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивный (медленный прием детальной и сложной информации с помощью центрального зрения). Подобные функциональные блок-схемы могут использоваться в повседневной работе локомотивными бригадами и ремонтным персоналом.


Тепловоз 2ТЭ25КМ: вентиляция и охлаждение основных узлов. Тимофеев С.В.

На тепловозах 2ТЭ25КМ для поддержания оптимальных температур теплоносителей дизеля предусмотрено охлаждающее устройство шахтного типа с радиаторными секциями, имеющими увеличенную ширину проходного сечения трубок, что снижает их загрязнение и сокращает затраты на проведение технического обслуживания. Двухступенчатая система очистки воздуха, поступающего в дизель, с принудительным выбросом уловленной пыли, позволяет обеспечить очистку воздуха до 99,5 %, что увеличивает срок службы цилиндропоршневой группы дизеля, снижает эксплуатационные расходы на обслуживание и ремонт дизеля. Двухступенчатые фильтры (лабиринтные жалюзи и инерционные блоки мультициклонов) с непрерывным удалением уловленной пыли для очистки воздуха, поступающего на охлаждение тяговых электрических машин и оборудования, обеспечивают эффективную очистку охлаждающего воздуха от капельной влаги, снега и пыли до 85 %, что увеличивает межремонтные пробеги тепловоза и снижает выход из строя электрического оборудования.


Компьютерные технологии для изучения блока автоматического управления электровоза. Кулинич Ю.М., Шухарев С.А., Кабалык Ю.С.

В статье предложен новый подход к вопросу подготовки специалистов высшей школы в свете последних направлений программы цифровизации экономики. Авторами рассмотрена и реализована на практике возможность применения средств вычислительной техники при изучении работы блока автоматического управления современного электроподвижного состава. Предложение реализовано в виде учебного стенда, позволяющего на практике проанализировать двухконтурную систему автоматического управления электровоза.


Цепи автоматического измерения и индикации сопротивления изоляции цепей управления тепловозов типа ТЭ10МК, ТЭ10УК. Шайтанов Д.В.

Часть модернизированных тепловозов типа ТЭ10МК и ТЭ10УК при проведении модернизации была оснащена унифицированными пультами управления. На данных локомотивах реализован алгоритм измерения и отображения на одном из диагностических экранов дисплейного модуля сопротивления изоляции цепей управления локомотива относительно корпуса. Оценка сопротивления изоляции производится путем поочередного измерения потенциала на корпусе локомотива относительно «плюса» и «минуса» цепей управления. Для этого дополнительно применены измеритель тока и напряжения и реле управления типа ТРПУ-4-4. Сам алгоритм измерения и отображения значения сопротивления изоляции выполнен в качестве дополнительной функции управляющей программы блока регулирования системы УСТА. В статье описан процесс измерения сопротивления изоляции цепей управления локомотива.


Нагрузочная станция для испытаний тяговых электродвигателей нового поколения.

Тяговый электродвигатель является одним из важнейших агрегатов тягового подвижного состава. Поэтому проведению испытаний по завершению ремонта этого узла уделяется большое внимание, и оно является обязательным в цепочке технологического процесса ремонта ТЭД. Для проведения таких испытаний в ремонтных предприятиях используются нагрузочные станции с проведением испытаний методом взаимной нагрузки. В стать описана суть этого метода.


Схема пневматического тормозного оборудования электровоза ВЛ15. Барщенков В.Н., Кондратьев Н.В.

Магистральный грузовой электровоз постоянного тока ВЛ15 оборудован автоматическим прямодействующим, вспомогательным прямодействующим (неавтоматическим), электрическим (рекуперативным) и ручным (стояночным) тормозами. В статье приведена пневматическая схема тормозного оборудования и описана работа этой схемы.


Коэффициент энергетической эффективности электровоза как показатель уровня примененных конструкторских решений. Кобылянский В.В.

ОАО «РЖД» развивает сегмент локомотивов нового поколения с асинхронными тяговыми электродвигателями (АДТ). Экономия эксплуатационных расходов от приобретения тягового подвижного состава с улучшенными технически характеристиками и локомотивов нового поколения должна достигаться благодаря улучшению коэффициента технической готовности, снижению продолжительности и изменению структуры ремонтного цикла, повышению надежности локомотивов, снижению удельного расхода топливно-энергетических ресурсов, росту производительности труда локомотивных бригад. При переходе в 2017 г. на закупку новых локомотивов по контракту жизненного цикла возникла необходимость в комплексной оценке энергоэффективности локомотивов, исключающей зависимость от изменяемых условий эксплуатации и характеризующей только технический уровень конструкторских решений. Для реализации данной задачи рассматривалась возможность использования коэффициента полезного действия локомотива, но КПД не тарифицируется. При проведении испытаний он определяется как «точечный» показатель для одной или двух скоростей движения и при его определении не учитываются особенности режимов работы локомотива, влияющих на энергоэффективность. В статье подробно рассмотрены эти режимы.


Диагностика локомотивной аппаратуры АЛСН в пути следования: принципы и подходы. Меркулов П.М., Кузьмин В.С.

Снижение числа сбоев в работе локомотивных устройств безопасности представляет собой сложную техническую задачу. Ее решение возможно как путем совершенствования алгоритмов работы приемной аппаратуры и снижения числа помех на ее входе, так и путем совершенствования технологии их обслуживания. Последнее направление имеет значительное преимущество, так как не требует изменения конструкции или алгоритмов работы локомотивных устройств безопасности. Это позволяет осуществлять разработку новых технических средств и технологий без значительных временных и финансовых затрат. В статье говорится о совершенствовании технологии обслуживания локомотивных устройств безопасности в рамках нескольких обособленных направлений.


Поставки моторвагонного подвижного состава. Полин П.А.

В статье речь идет о поставках моторвагонного подвижного состава в некоторые зарубежные страны. Статья подготовлена по материалам компаний-производителей и операторов подвижного состава.


Ровесник века (электромеханическому техникуму железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова — 100 лет!). Цыповский О.Л., Ковлягин М.С.

В конце текущего года исполнилось 100 лет одному из старейших образовательных учреждений железнодорожной отрасли. Вот уже на протяжении века здесь готовят квалифицированные рабочие кадры, без которых немыслимо существование стальных магистралей. Свой вековой юбилей коллектив Электромеханического техникума им. А.С. Суханова встречает с полной уверенностью в завтрашнем дне. Учебное заведение является современным, востребованным, постоянно развивающимся. Учащиеся всегда здесь получат квалифицированное и качественное образование. Сюда приходят те ребята, кто всерьез задумывается о своем будущем. Учеба в техникуме — это залог получения надежной, стабильной, престижной и высокооплачиваемой работы!


История Южно-Уральской магистрали — по спирали! Пономарева М.Г.

В октябре 2020 г. в Челябинске произошло долгожданное событие — был торжественно открыт новый комплекс Центра исторического наследия Южно-Уральской дороги. В Центре хранится немало интересных экспонатов. Экспозиция Центра — это коллективная заслуга всех работников магистрали. За почти пятидесятилетнюю историю музея удалось собрать более 20 тыс. экспонатов. Практически все они были переданы в дар — железнодорожниками, членами их семей, неравнодушными горожанами. При подготовке Центра к открытию, при наполнении экспозиции работы также выполняли представители едва ли не всех служб и хозяйств дороги. В статье описаны экспонаты и стенды музея.


Перечень материалов, опубликованных в 2020 г.


На 1-й с. обложки опубликовано фото электровоза ЭП20 с двухэтажным поездом.

В номере помещен постер с календарем на 2021 г.