ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 12, 2019 г.


Вождение поездов в системе интервального регулирования по технологии «виртуальная сцепка». Румянцев С.В.

Координационным советом начальников железных дорог принято решение о разработке новой технологии внедрения интервального регулирования движения поездов (ИРДП) путем минимизации интервалов попутного следования поездов и внесения необходимых изменений в соответствующие нормативные документы. На Дальневосточной дороге разработчики АО «НИИАС» и специалисты рабочей группы Центральной дирекции управления движением, Дирекции Восточного полигона, Дальневосточной дирекции управления движением и Дирекции тяги провели экспериментальные поездки. Они подтвердили работоспособность технологии «виртуальная сцепка» (ВСЦ).

Эта технология предполагает, что поезда, входящие в группу ВСЦ, следуют друг за другом на расстоянии, меньшем тормозного пути. Если два поезда имеют одинаковые коэффициенты торможения, они могут следовать с гораздо меньшим интервалом. Связь между поездами может гарантировать то, что если ведущий поезд начнет тормозить, тогда следующий за ним поезд также будет замедляться, сохраняя интервал. Основной задачей новой технологии является сокращение межпоездного интервала и значительное повышение пропускной способности железнодорожных линий.


Перспективная технология движения «скрещенных поездов».

В ОАО «РЖД» подведены итоги молодежного конкурса проектов «Новое звено — 2019». Конкурс проводится для привлечения молодых железнодорожников к инновационной деятельности, развития у них инженерных компетенций и навыков управления проектами. В этом году путевку в финал заслужили 55 проектов. По результатам оценки экспертной комиссией были определены победители и лауреаты конкурса.

Первое место получил проект команды Куйбышевской дороги «Увеличение участковой скорости в результате изменения режима ведения "скрещенных поездов"». Авторы проекта предложили синхронизировать движение встречных поездов на участках затяжных спусков-подъемов, чтобы энергия рекуперации, вырабатываемая спускающимся поездом, помогала создавать дополнительную тягу для состава, идущего вверх, о чем подробно идет речь в статье. Авторы проекта расчетным путем определили ожидаемый эффект, который позволит увеличить участковую скорость на всем полигоне Куйбышевской дороги и снизить расход электроэнергии. Данную технологию ведения поездов «по скрещению» предлагается рекомендовать к распространению на всю сеть ОАО «РЖД».


Заслуженные награды.

За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, высокий профессионализм и проявленную инициативу в работе приказом генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова лучшие работники региональных дирекций тяги награждены ведомственными знаками отличия «Почетный железнодорожник» и «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» «40 лет» и «30 лет». Приводится список награжденных.


Электрическая схема тепловоза ТЭМ18ДМ с системой ЭСУВТ. Пуликов П.В., Свидерский В.О.

Окончание статьи (начало в 10, 11, 2019 г.). В этом номере описаны цепи управления вентилятором и жалюзи холодильной камеры, работа тепловозов по системе двух единиц, цепи включения прожекторов, цепи защиты, работа гребнесмазывателя и электрического реостатного тормоза.


Некоторые особенности силовых цепей электровозов ВЛ11. Ермишкин И.А.

В журнале «Локомотив» 8 за этот год были опубликованы цветные электрические схемы грузового электровоза постоянного тока ВЛ11. В этом номере вниманию читателей предложены описание работы силовых цепей локомотива с учетом внесенных изменений в конструкцию и оборудование электровозов. В частности, приведены: силовая цепь тяговых двигателей на СП-соединении; схема формирования секций «А + А + Б», «А + Б + Б»; переход с последовательно-параллельного на параллельное соединение двигателей.


Графитовая смазка для гребня бандажа как средство увеличения срока службы колесных пар. Исаков К.В.

Износ гребня является основной неисправностью колесных пар. Наиболее эффективным методом сокращения износа гребня бандажа является смазка соприкасающихся поверхностей. В статье рассказано о некоторых методах смазки гребня бандажа, таких как система жидкостной смазки гребня, применение твердых и графитовых лубрикаторов, применение стационарных гребнесмазывателей, а также о методах смазывания рельсов — применение рельсосмазывательных машин, подвесных систем рельсосмазывания. Подробно рассказано о принципе работы графитовой смазки «Schunk».


Сокращена зависимость от импортного оборудования. Усвицкий С.А.

В 2010 г. в итоге совместной работы АО «Трансмашхолдинг» с французской компанией «Alstom Transport» был изготовлен опытный образец двухсистемного скоростного односекционного шестиосного пассажирского электровоза ЭП20. На тот момент инновационная концепция конструкции электровоза опережала возможности отечественных производителей комплектующих изделий для тягового подвижного состава. Поэтому на локомотивах первых выпусков использовали достаточно большой объем импортных компонентов.

Экономический кризис, начавшийся в 2014 г., повлек за собой резкое снижение валютного курса рубля. Это подвигло активизировать создание отечественных комплектующих, конкурирующих с импортными компонентами и способных заменить их. В конструкции локомотивов стали использовать выпускаемые на территории РФ компоненты тяговой системы, ранее поставлявшиеся из Франции. В результате локализация российских компонентов в конструкции электровозов ЭП20 достигла около 65 %, о чем рассказывается в статье.


Особенности электрической схемы тепловоза ЧМЭ3 с импортозамещением. Цывкунов Г.И.

Тепловозы чехословацкой постройки серии ЧМЭ3 составляют еще значительную часть маневрового локомотивного парка ОАО «РЖД». В процессе эксплуатации при проведении капитальных ремонтов на этих локомотивах происходила замена части импортных комплектующих на аналоги отечественного производства. В результате электрическая схема тепловозов претерпела некоторые изменения.

В статье приводятся особенности электрической схемы таких тепловозов. Описаны цепи пуска дизеля, цепи заряда аккумуляторной батареи и возбуждения вспомогательного генератора, цепи приведения тепловоза в движение. Рассказано о дистанционном управлении дизелем, о регулировании скорости движения, приведены цепи защиты.


Новый поворотный круг для разворота локомотивов. Болобонов С.И.

В настоящее время на сети железных дорог России в эксплуатации находятся более ста поворотных кругов в депо веерного типа. Эти круги отличаются друг от друга по конструкции. В 2017 г. в ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» разработана конструкторская документация и освоен выпуск поворотных кругов неуравновешенного типа с ездой по верху пролетного строения для локомотивных веерных депо.

В статье рассказано о конструкции поворотного круга, изготовленного ПКБ ЦТ — это современное, надежное, высокотехнологичное, продуманное оборудование, которое благодаря своей модульной конструкции быстро и легко монтируется, а при необходимости позволяет так же быстро производить замену его отдельных узлов. Кроме того, так называемая единая модульная платформа, на базе которой в настоящее время создано уже целое семейство поворотных кругов практически под любые условия эксплуатации, позволяет производить доработку и модернизацию уже установленного и запущенного в эксплуатацию оборудования.


Знакомьтесь: ТЭМ5Х — концепт нового гибридного локомотива. Селезнев И.Л., Шафрыгин А.В., Чекмарев А.Е., Хохряков В.А., Ванин И.В.

На прошедшем в Щербинке Международном железнодорожном салоне техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» среди прочих новинок локомотивостроения был представлен концепт двухосного маневрового тепловоза с гибридной силовой установкой, получивший условное обозначение серии ТЭМ5Х «концепт». Буква «икс» в обозначении серии означает, что данный локомотив будет иметь множество разновидностей. Данный концепт «умного» локомотива был разработан АО «Трансмашхолдинг» совместно с группой компаний Ctrl2GO. В статье рассказано о конструкции локомотива, приведены основные технические характеристики, описана работа гибридной силовой установки и некоторых систем тепловоза.


Устранение неисправностей тормозного оборудования электропоездов. Егоров В.П., Бургсдорф Е.А.

В процессе эксплуатации электропоездов постоянного тока локомотивным бригадам нередко приходится сталкиваться с различного рода неисправностями. Авторы статьи, имея многолетний опыт работы на электропоездах, делятся практическими рекомендациями по поиску и устранению неисправностей в пути следования. В данной публикации приводятся сведения о возможных неисправностях в работе тормозного оборудования и методах их устранения. В частности, рассмотрены несанкционированное повышение давления в тормозной магистрали, а также причины, вызывающие завышение давления в тормозных цилиндрах при выполнении первой ступени наполнения.


Автоматизация процессов управления жизненным циклом локомотива. Васильев И.П., Дмитриев С.А.

В соответствии с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года перед локомотивной отраслью стоит задача комплексного повышения эффективности деятельности благодаря оптимизации расходов на всем жизненном цикле тягового подвижного состава — от момента создания первого опытного образца до его утилизации. Вопросы оптимизации процессов жизненного цикла ТПС охватывают всех участников, обеспечивающих перевозочный процесс со стороны локомотивного комплекса.

Для поиска наиболее эффективных и инновационных решений данных вопросов ОАО «РЖД» совместно с локомотивостроительными холдингами ведется комплексная работа. В частности, специалистами ПКБ ЦТ осуществлен поиск путей цифровой оптимизации жизненного цикла продукта в различных бизнес-сферах; проведен ряд аудио- и видеоконференций с представителями инженерно-конструкторского и производственного блока по вопросам сокращения сроков постановки продукции на производство; проанализирована существующая модель жизненного цикла локомотива.

В статье рассказано об итогах проведенной работы и успешной реализации проекта «Цифровая железная дорога», который в рамках автоматизированной системы управления жизненным циклом железнодорожной техники позволит интегрировать инженерно-технический, производственный и научно-отраслевой комплексы с формированием единой среды видов деятельности, электронных баз и архивов.


Поставки моторвагонного подвижного состава в 2019 г. Полин П.А.

В статье приведена краткая информация о зарубежных контрактах на поставку моторвагонного подвижного состава, заключенный в 2019 г. с разбивкой по странам компаний-операторов (в этом номере представлены Австрия, Великобритания, Франция и Словения). Приведены стоимости большинства контрактов и технические характеристики подвижного состава.


Отечественному тепловозостроению — 95 лет! Котенко Л.А.

Окончание статьи (начало в 11, 2019 г.). В этом номере освещены следующие периоды: тепловозостроение в СССР после Великой Отечественной войны (рассказано о тепловозах ТЭ1, ТЭ5, ТЭ2 и ТЭ3); тепловозостроение в период полного перехода на прогрессивные виды тяги (рассказано о тепловозах ТЭ7, ТЭ10, ТЭП60, о создании первых маневровых тепловозов); тепловозостроение в 1970 — 1990-е годы (тепловозы ТГ102, 2ТЭ10Л, 2ТЭ116, ТЭП70, 2ТЭ121, ТЭМ7А, ТЭ136, ТЭП80, 2ТЭ25КМ, 2ТЭ25А, ТЭП70БС и др).


Один день в моей жизни. Садретдинов Р.А.

В рубрике «Творчество наших читателей» опубликован рассказ автора об одном дне его детства, который он запомнил на всю жизнь, о котором его память сохранила не отрывки в виде кратковременных ассоциаций, а по-настоящему зрелые воспоминания. И это яркое событие произошло, когда отец четырехлетнего автора рассказа взял его с собой в паровозное депо…


На 1-й с. обложки опубликовано фото концепта нового гибридного локомотива ТЭМ5Х.

В номере помещен постер-календарь на 2020 г. (грузовой трехсекционный электровоз переменного тока с асинхронным тяговым приводом 3ЭС5С)

В номере представлен перечень материалов, опубликованных в журнале в 2019 г.