ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 12, 2018 г.


Задачи взаимодействия ОАО «РЖД» и сервисных компаний. Богинский С.А.

В статье речь идет о взаимодействии ОАО «РЖД» и сервисных компаний, повышении уровня содержания локомотивов и их надежности. Приведены некоторые показатели работы сервисных компаний, на которые следует обратить особое внимание представителям научных организаций. Рассказано о проблемах с размещением локомотивов на заводские ремонты вследствие ограниченных производственных мощностей локомотиворемонтных заводов. Также в статье указано, что существенное влияние на качество эксплуатационной работы оказывают негативные факторы конструкционного характера локомотивов. Автор выразил надежду, что научным сообществом будут найдены ответы на обозначенные в статье вопросы, а также решены другие проблемы сервисного обслуживания локомотивов, что позволит повысить уровень надежности работы тягового подвижного состава.


Минимизировать риски на этапе экспертизы технической документации. Калинин О.В.

Отказы и неисправности технических средств ведут не только к прямым финансовым затратам на ремонт, но и подрывают имидж компаний, осуществляющих изготовление и эксплуатацию железнодорожной техники. В связи с этим деятельность ОАО «РЖД» направлена на снижение числа отказов технических средств и связанных с этим финансовых потерь. Автор в статье говорит о том, что любой реализуемый проект содержит неопределенности, ведущие к возможному риску. Риски могут относиться как к самому проекту в целом, так и к активам, продуктам или услугам, создаваемым данным проектом.

Одно из ключевых мест в комплексе мероприятий, направленных на минимизацию рисков, занимает экспертиза технической документации. Проведение экспертизы является одним из направлений деятельности Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ), где накоплен огромный опыт в области экспертизы технической документации на подвижной состав. Экспертиза документации на продукцию должна на самом раннем этапе жизненного цикла заложить надежную основу для ее дальнейшей разработки, производства, эксплуатации, должна методично сопровождать данные этапы, внося соответствующие корректировки в случае отклонения от необходимых требований. Результатом работы специалистов ПКБ ЦТ является снижение рисков возникновения отказов технических средств.


Создатели современной дизельной техники.

В 2019 г. ОАО «Пензадизельмаш» будет отмечать 70-летие своего предприятия. Созданный в короткое время практически «с нуля», завод вскоре стал одним из ведущих в стране производителем дизелей, турбокомпрессоров и другой техники, по ряду показателей находящейся на уровне лучших мировых образцов. Опубликованный материал знакомит читателей с историей и сегодняшнем днем предприятия. В частности, описаны годы становления и развития завода, рассказано о ключевых задачах коллектива, создании и освоении производства инновационной дизельной техники.


Памятные юбилейные медали.

За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие и обеспечение устойчивой работы ОАО «РЖД» большая группа специалистов сервисных локомотивных депо и управлений награждена юбилейными памятными медалями «15 лет Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"».


Как предупредить нарушения безопасности движения поездов локомотивными бригадами. Морозова Ю.С.

ПКБ ЦТ совместно с Дирекцией тяги (ЦТ) ОАО «РЖД» ведут непрерывную работу по усовершенствованию технологии проведения технического обучения работников локомотивного комплекса. Одним из результатов этой работы стала реализация Системы оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства (АСПТ). Потребность в упорядочивании информации для анализа работы и уровня знаний локомотивных бригад привела к следующему этапу развития системы АСПТ — ее интеграции в Комплексную систему учета и анализа показателей работы локомотивных бригад в процессе их обучения и проверки знаний (КСОП). В статье рассказано как работают эти системы и показано дальнейшее их развитие.


Электрическая схема тепловозов типа ТЭ10МК. Цывкунов Г.И.

Окончание статьи (начало в 11, 2018 г.).

В этом номере приведены особенности электрической схемы тепловоза типа ТЭ10МК с дизелем Д49: схема вентиляторов фильтров очистки воздуха, схема тягового режима, регулирование мощности тяги, ослабление возбуждения тяговых двигателей, аварийный режим возбуждения тягового генератора, сигнализация и защита электрооборудования.


Устранение неисправностей на электровозах ЭП2К в пути следования.

В статье рассмотрены следующие ситуации: собирается только 1-я позиция; разбирается схема тяги с выдачей аварийного сообщения о неполадке контактора; происходит дутье воздуха через ускоритель экстренного торможения воздухораспределителя; не заряжаются тормозная магистраль и уравнительный резервуар в положении II рукоятки крана машиниста; постоянная утечка воздуха по клапану системы подготовки сжатого воздуха; срабатывает предохранительный клапан на компрессорном роторном винтовом агрегате.


Система вспомогательных машин пассажирских электровозов двойного питания. Ермишкин И.А.

В статье описаны цепи вспомогательных машин электровозов двойного питания ЭП10 и ЭП20. В их силовые схемы введено большее число двигателей по сравнению с эксплуатируемыми локомотивами как постоянного, так и переменного тока. Однако распределенная система вентиляции на электровозах двух родов тока имеет минимальное число воздуховодов и меньшую общую мощность электрических машин. При этом частота вращения и производительность вентиляторов зависят от режима работы локомотивов и фактического уровня нагрева оборудования.


Изменения в конструкции тепловозов ТЭМ18Д(ДМ).

В статье рассказано об изменениях в конструкции тепловозов ТЭМ18Д(ДМ). Перечислены отличия этих локомотивов от тепловозов ТЭМ18: применение усовершенствованного дизеля 1-ПД4Д, на котором охлаждение масла предусмотрено не в радиаторных секциях, как прежде, а в водомасляном теплообменнике; был внедрен новый механизм привода насосов; усилен узел сопряжения крышки и втулки цилиндра; применены более мощный маслопрокачивающий агрегат, полнопоточный фильтр тонкой очистки масла, валоповоротное устройство новой конструкции; внедрены электрический реостатный тормоз с необдуваемыми резисторами, усовершенствованные электрические машины, система безопасности КЛУБ-У, телемеханическая система контроля бодрствования машиниста и др. Основные изменения внесены в таблицу.


Электропоезд ЭП2Д: особенности управления тормозами.

Окончание статьи (начало в 11, 2018 г.). В этом номере описана работа схем крана машиниста при положениях ручки контроллера: 3 «Перекрыша без питания тормозной магистрали»; 4 «Перекрыша с питанием тормозной магистрали»; 5Э «Электропневматическое торможение без разрядки тормозной магистрали»; 5 «Электропневматическое торможение с разрядкой тормозной магистрали»; 6 «Экстренное торможение». В статье отмечено, что на электропоезде ЭП2Д электропневматический и пневматически тормоза построены по совершенно новым зависимостям и названы причины такого изменения.


Особенности конструкции и электрических цепей электропоездов ЭС2Г «Ласточка» до 045. Петров В.Б., Кальницкий А.С., Заболоцкий С.А.

В статье речь идет о функционировании оборудования и электрических схем односистемных электропоездов ЭС2Г в разных режимах эксплуатации. В частности, описана работа заземлителя постоянного тока и ограничителя перенапряжений, силовой схемы моторного вагона, сетевого фильтра-дросселя с теплообменником, схемы тягового преобразователя.


Источники повышения эффективности использования бюджета времени локомотивов. Семёнов А.П.

В журнале «Локомотив» 10, 2018 г. была опубликована статья «Как повысить эффективность использования локомотивов», в которой по данным об эксплуатации электровозов переменного тока за 400 дней был выполнен анализ эффективности их эксплуатации. В опубликованной в этом номере статье выполнен аналогичный анализ по всем основным сериям локомотивов за такой же период. Результаты анализа могут быть полезны специалистам в области эксплуатации и обслуживания отечественных локомотивов. Всего рассмотрена работа 480 локомотивов 12-ти серий за 400 дней эксплуатации в 2017 — 2018 гг.


Ионисторные накопители энергии в системах тягового подвижного состава. Калугин С.П., Лобанов И.И.

В настоящее время инновационные элементы, основанные на применении нанотехнологий, все шире находят свое применение на тяговом подвижном составе. В опубликованной в этом номере статье речь идет об одной из таких технологий — ионисторных накопителях энергии, называемых также суперконденсаторами. Подробно рассмотрены проблемы запуска накопителей в работу и пути их решения.


Высокие скорости на главном ходу. Новиков Д.В.

В статье автор рассказывает об истории создания и развития высокоскоростных поездов. Так, первый российский поезд, установивший мировой рекорд скорости, отправился из Санкт-Петербурга в Москву 1 сентября 1853 г. В статье говорится о поездах, работавших до революции, в Советском Союзе и РФ: поезд «Красная стрела»; паровоз 2-3-2К Коломенского завода; паровоз 2-3-2В Ворошиловградского завода; поезд Ленинград — Москва с тепловозом ТЭ7; тепловоз ТЭП60; поезд «Аврора» с электровозом ЧС6; поезд «Русская тройка» с электровозом ЧС2Т; электропоезда ЭР200 и ЭС250 «Сокол»; тепловоз ТЭП80; высокоскоростной поезд «Невский экспресс»; высокоскоростной электропоезд «Сапсан».


Музей в Тёсово-Нетыльском. Вершинин С.Л.

В статье идет рассказ об узкоколейной железной дороге в поселке Тёсово-Нетыльский Новгородской области, сохранившейся благодаря стараниям группы энтузиастов. В начале 2000-х годов группа неравнодушных работников Октябрьской дороги организовала на базе узкоколейки ее собственный музей. Началась активная работа по спасению подвижного состава. Сейчас здесь организованы туристические маршруты. В программу экскурсий, помимо знакомства с экспонатами, входит рассказ о принципах действия узкоколейки, есть возможность прокатиться на тепловозе или дрезине, входит посещение действующих торфоразработок.


В номере опубликован перечень материалов, опубликованных в 2018 г.

На 1-й с. обложки опубликовано фото электропоезда постоянного тока ЭГ2Тв «Иволга».

В номере дан постер-календарь на 2019 г.