ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 11, 2023 г.

 

Перспективы развития технологии «Виртуальная сцепка». Суслов А.А., Райдугин Д.К.

Одним из способов повышения провозной способности железных дорог является вождение соединенных поездов с помощью системы ИСАВП-РТ (Интеллектуальная система вождения поездов с распределенной тягой). У данного способа есть недостатки: поезда объединяются на перегоне, занимая его и, тем самым, нивелируя выигранное время. Поэтому было решено объединять поезда не физически, а виртуально. Реализовать это позволила система ИСАВП-РТ-М, с помощью которой появилась возможность осуществлять вождение поездов по технологии «Виртуальная сцепка». Система ИСАВП-РТ-М является дальнейшим развитием системы ИСАВП-РТ. Благодаря новому радиомодему передачи данных М-ЛИНК и блоку-вычислителю КОВЧЕГ, стало возможным связывать поезда на расстоянии не менее 8 км и просчитывать новые алгоритмы. Система была разработана компанией «АВП Технология» при активном взаимодействии с ОАО «РЖД» и АО «НИИАС». В статье рассказано о дальнейших перспективах развития технологии «Виртуальная сцепка» на сети дорог ОАО «РЖД».

 

Развитие и освоение новых компетенций — путь к технологической независимости. Васин Е.Н.

Недавно в Иркутске состоялась школа передового опыта Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиала ОАО «РЖД». На школе были рассмотрены такие актуальные вопросы, как повышение надежности работы локомотивных устройств безопасности и их метрологическое обслуживание; развитие системы управления охраной труда и эффективное использование инструментов оценки персонала для формирования действенного кадрового резерва; формирование бюджетных параметров с применением процессного подхода и многие другие. В статье кратко рассказано об основных вопросах, рассмотренных на школе.

 

Проектирование рабочего места и технологии работы машиниста-оператора электропоездов, следующих в автоматическом режиме. Дмитриев С.А., Сорокин А.В., Суслов К.А.

Мировые тренды в области подвижного состава сегодня задают вектор развития, ориентированный на автоматическое управление движением локомотивов и моторвагонным подвижным составом. Международная ассоциация общественного транспорта выделяет 5 уровней автоматизации. Специалистами отечественных отраслевых институтов принято решение ввести еще один промежуточный этап — GoA3/4 «Автоматическое управление поездами на основе диспетчерского контроля и управления». При данном уровне автоматизации машинист отсутствует в головной кабине, не ведет наблюдение за незанятостью железнодорожного пути и, соответственно, не может остановить поезд в случае наступления опасной ситуации. В этом случае необходимо присутствие на борту членов оперативного персонала. Обеспечение безопасности отправления поезда от платформы станции, включая закрытие дверей, входит в обязанности оперативного персонала. Именно такой вариант сегодня реализуется на Московском центральном кольце для электропоездов ЭС2Г «Ласточка».

В Проектно-конструкторском бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) — филиале ОАО «РЖД» разработано дистанционное рабочее место машиниста-оператора. В основу данного проекта был положен опыт разработки первого опытного образца АО «НИИАС» и наработки ПКБ ЦТ в области эргономики и проектирования тренажерных комплексов. В статье рассказано об особенностях рабочего места машиниста-оператора электропоезда и технологии его работы.

 

Коломенскому заводу — 160 лет! Иоффе А.Г.

В текущем году свое 160-летие отметило одно из старейших и крупнейших машиностроительных предприятий страны — АО «Коломенский завод» (входит в состав АО «Трансмашхолдинг»). Коломенским заводом было построено свыше 10 тыс. паровозов, десятки мостов, 75 тыс. вагонов, около 3 тыс. секций пассажирских и грузовых тепловозов, свыше 500 секций электровозов, более 40 тыс. дизелей различных модификаций и назначений. Сегодня завод является флагманом отечественного двигателестроения и единственным в России производителем магистральных пассажирских тепловозов и электровозов постоянного тока. Об основных вехах развития предприятия рассказано в статье.

 

Система микроклимата электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

Микроклимат в кабине локомотива является одним из важнейших условий комфортной работы локомотивной бригады. Он влияет на работоспособность, внимательность и общее состояние машиниста и его помощника. Система микроклимата предназначена для создания и автоматического поддержания требуемых параметров окружающей среды в кабине машиниста локомотива. В статье приведено описание системы микроклимата грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара».

 

Электрическая схема тепловоза ЧМЭ3 (цветная схема — на вкладке). Иоффе А.Г.

Тепловозы ЧМЭ3 получили широкое распространение на отечественных железных дорогах. В настоящее время тепловозы этой серии занимают еще значительную долю в локомотивном парке. Ранее в журнале «Локомотив» неоднократно публиковалась цветная электрическая схема данного тепловоза. Учитывая, что за прошедшее время обновился состав локомотивных бригад, работающих на тепловозах данной серии, редакция подготовила к печати электрическую схему, которая приведена на вкладке, а также описание ее работы.

В первой части статьи приведено описание работы цепей управления, пуска и работы дизеля, возбуждения вспомогательного генератора и зарядки аккумуляторной батареи, управления частотой вращения коленчатого вала дизеля.

 

Водяная система тепловоза 2ТЭ25КМ. Цывкунов Г.И.

Водяная система тепловоза служит для отвода и рассеивания в атмосферу тепла от нагретых деталей дизеля для обеспечения нормальной его работы в течение длительного времени независимо от нагрузки. Кроме того, водой охлаждаются масло дизеля в двух водомасляных теплообменниках и наддувочный воздух в воздухоохладителе. В статье приведено устройство водяной системы магистрального грузового тепловоза Брянского машиностроительного завода 2ТЭ25КМ.

 

Устранение неисправностей при эксплуатации электропоездов ЭС1(П), ЭС2Г(П) «Ласточка». Щегольков Р.С., Олондарь А.С., Жирнов К.А.

В статье приведены действия локомотивной бригады при неисправностях электропоездов «Ласточка» серий ЭС1(П), ЭС2Г(П): беззазорных сцепных устройств, эксплуатации сдвоенного поезда и при тяге состава тепловозом.

 

ЭМКА2 — инновационный гибридный электровоз. Чикиркин О.В.

Новочеркасским электровозостроительным заводом были выпущены два образца контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА2. Использование гибридных локомотивов на вокзалах городов мегаполисов позволяет сократить вредные выбросы и шум в наиболее чувствительном к экологической нагрузке месте большого скопления людей — на пассажирском вокзале.

ЭМКА2 — асинхронный маневровый электровоз постоянного тока с возможностью работы от контактной сети и автономного хода от бортовой литий-ионной аккумуляторной батареи. Зарядка аккумуляторной батареи может происходить в движении — от контактной сети или рекуперативно, а также на стоянке (от контактной сети). В статье рассказано об основных конструктивных особенностях нового локомотива.

 

Привод упущенных возможностей. Михайлов Г.И.

Окончание статьи (начало см. № 9, 10, 2023 г.).

В третьей части статьи рассказано об опыте применения передач с зацеплением Новикова на электровозах.

 

Тепловозы ТУ2: история создания и эксплуатации. Ильин Ю.Л.

Окончание статьи (начало см. № 10, 2023 г.). Во второй части статьи рассказано об эксплуатации тепловозов ТУ2 в Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Казахстане и других республиках.

 

Столетие со дня рождения выдающегося железнодорожника

В текущем году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося железнодорожника — Виталия Федоровича Соснина. В Москве прошли торжественные мероприятия, посвященные его памяти. На видеоконференцию, организованную Дирекцией тяги — филиалом ОАО «РЖД», были приглашены ветераны и молодежь центрального аппарата Дирекции. На видеосвязи были работники локомотивных депо и руководители Свердловской магистрали, где В.Ф. Соснин начинал свой трудовой путь, став впоследствии заместителем министра путей сообщения СССР. В статье рассказано о богатой трудовой биографии В.Ф. Соснина.

 

На 1-й с. обложки публикуется фото контактно-аккумуляторного маневрового электровоза постоянного тока ЭМКА2