ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 11, 2021 г.

 

Локомотивы «Синары» следуют курсом Экологической стратегии. Кузнецов Л.В.

Компания «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) с 2012 г. занимается инновационными разработками. В частности, одним из наиболее успешных проектов в данном сегменте стал маневровый тепловоз ТЭМ9H с литий-ионными аккумуляторами. Также за 9 лет СТМ разработали и вывели на рынок магистральный газотурбовоз ГТ1h (совместно с АО «ВНИКТИ»), беспилотный тепловоз ТЭМ7А и беспилотный электропоезд ЭС2Г «Ласточка» с элементами системы автоведения (уровень GoA3+).

Холдинг СТМ готов предлагать своим заказчикам решения, отвечающие запросам современности. В частности, это касается перехода на экологичные, более чистые источники энергии. Компания серьезно рассматривает возможность перевода в будущем всей линейки выпускаемой продукции на альтернативные виды топлива, обладающие большими перспективами в экологическом плане. О планах СТМ по разработке новых локомотивов и моторвагонного подвижного состава рассказано в данной статье.

 

Цифровой подход к организации деповского хозяйства. Паркратов Д.Г.

Долгое время в локомотивном комплексе основное внимание уделялось автоматизации процессов содержания и эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад. Вместе с тем, безотказная и надежная работа локомотивов во многом зависит от качества их технического обслуживания, уровня оснащенности локомотивных депо современным и исправным оборудованием, состояния зданий и сооружений, в котором оно осуществляется, и общей организации деповского хозяйства.

В 2016 г. Дирекций тяги (ЦТ) был запущен комплексный реинжиниринг процессов управления локомотивным хозяйством. Одной из приоритетных задач ЦТ стало развитие отраслевых автоматизированных систем управления в области деповского хозяйства, таких как ЕК АСУТ (Единая корпоративная система управления локомотивным комплексом) и ЭРТО АСУТ ТП (Электронный регламент технологической оснащенности). О результатах внедрения данных автоматизированных систем рассказано в статье.

 

Нормативное обеспечение проекта по внедрению систем управления подвижным составом в автоматическом режиме. Емельянов Д.В., Кобылянский В.В., Азаренко А.В., Филимонова Н.С.

Одним из приоритетных направлений технического развития железнодорожного подвижного состава во всем мире является повышение уровня его автоматизации, а именно перевод в так называемый «беспилотный» режим управления. Исходя из терминов нормативной документации, «беспилотный» режим управления является 4-м уровнем автоматизации железнодорожного подвижного состава.

При разработке высокотехнологичного железнодорожного подвижного состава, работающего в автоматическом режиме без участия человека, ОАО «РЖД» особое внимание уделяет вопросам нормативного регулирования и разработке новых нормативных документов, формализующих и гармонизирующих процесс разработки и постановки на производство нового тягового подвижного состава. Основной целью разработки нормативной документации для данного проекта является создание нормативной базы, устанавливающей терминологию, технические и функциональные требования, технологию работы и требования к персоналу для обеспечения безопасности перевозки пассажиров, а также минимизация возможных рисков.

Для достижения вышеуказанной цели распоряжением ОАО «РЖД» был утвержден План выполнения работ по нормативному обеспечению реализации мероприятий по внедрению систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме в период 2020 — 2022 гг., включающий в себя 21 нормативный документ, требующий разработки или актуализации. О ходе выполнения данных работ рассказано в данной статье.

 

Обучение как основное мероприятие по управлению профессиональными рисками работников локомотивных бригад. Муштонина Е.А.

Задачи предупреждения производственного травматизма, улучшения условий труда и управления профессиональными рисками в сфере железнодорожного транспорта не теряют своей актуальности. В настоящее время поддержание компетенций работников эксплуатационных локомотивных депо осуществляется путем проведения плановых занятий. Допуск к работе работников, допустивших нарушение, осуществляется после проведения внеплановых занятий и контрольного тестирования. Предприятия Дирекции тяги располагают более 500 кабинетами технической учебы, оборудованных наглядными пособиями, интерактивными схемами, макетами оборудования локомотива и др. Для проведения практических занятий установлено более 300 тренажерных комплексов кабин локомотивов различных серий.

Перспективным для внедрения в технической учебе является технология дополненной и виртуальной реальности. Данная технология особенно является востребованной для удаленных участков и оборотных депо, где установка «реального» тренажерного комплекса нецелесообразна. Использование данной технологии позволяет развивать навыки по отработке действий в аварийных и нестандартных ситуациях. Использование VR- и АR-технологий позволяет изучать конструкцию подвижного состава, «разбирая» его на мельчайшие узлы, при этом не выходя из кабинета технической учебы. Глубокое изучение конструкции, которое невозможно на настоящем локомотиве, позволяет более детально изучать процессы, назначение оборудования, принцип работы тягового подвижного состава (ТПС), а также отработать порядок безопасного выполнения травмоопасных операций. О предпосылках внедрения виртуальных тренажеров на предприятиях локомотивного комплекса рассказано в данной статье.

 

Новые проекты Дирекции по ремонту подвижного состава. Новоземцев К.С.

За отчетный год (IV квартал 2020 г. — III квартал 2021 г.) по бережливому производству в Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиале ОАО «РЖД» (ЦТР) подведены промежуточные итоги работы. Всего за отчетный период было исполнено более 170 проектов бережливого производства, из них 112 собственных проектов (новых), 63 тиражируемых проекта, а также 3 мультифункциональных проекта. В статье рассказано о наиболее интересных проектах бережливого производства, реализованных в производственных участках ЦТР.

 

Сервис «ЦОУБ. КОНТУР» для мониторинга выполнения технологии обслуживания устройств безопасности и локомотивных радиостанций. Кузьмин В.С., Меркулов П.М., Солдатов А.Г., Бронников М.Ю.

Задача совершенствования технологических процессов обслуживания и ремонта устройств безопасности (УБ) и возимых локомотивных радиостанций (ВР) непрерывно связана с вопросом совершенствования соответствующей инфраструктуры, важным элементом которой в части информационного обеспечения являются автоматизированные системы.

Для решения задач по обеспечению Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР), ее предприятий подчинения и их структурных подразделений достоверными данными для повышения качества обслуживания УБ и ВР совместно специалистами ЦТР, НАО «ИНФОКОМ» и НПО «САУТ» были разработаны технические требования на сервис автоматического мониторинга выполнения технологии обслуживания устройств безопасности и возимых локомотивных радиостанций (Сервис «ЦОУБ. КОНТУР»). В статье приведены результаты данной работы, направленной на создание Сервиса «ЦОУБ. КОНТУР», описаны разработанные структура и функциональные возможности сервиса, основные этапы его развития.

 

Электрооборудование электровоза 2ЭС10 «Гранит»: токоприемник, быстродействующий выключатель, ограничитель перенапряжений. Осинцев И.А.

В статье приводится описание устройства токоприемника, быстродействующего выключателя, ограничителя перенапряжений грузового электровоза постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» производства ООО «Уральские Локомотивы», описано устройство их основных узлов.

 

Вспомогательным машинам электровозов — правильную эксплуатацию! Бондарик В.В.

Большое количество выходов из строя двигателей вспомогательных машин электровозов приводит к значительным экономическим потерям ремонтных депо. Чаще всего двигатели вспомогательных машин выходят из строя в процессе их запуска, так как данный режим является наиболее тяжелым по токовой нагрузке.

В сервисном локомотивном депо Иркутское ООО «ЛокоТех-Сервис» был разработан ряд мероприятий по уточнению регулировок аппаратов защиты, а также по изменению электрических схем вспомогательных машин. В статье приведен ряд факторов из эксплуатации, которые влияют на преждевременный выход из строя вспомогательных машин электровозов.

 

Особенности работы цепей управления отоплением электропоездов ЭД4М. Ермишкин И.А.

На электропоездах ЭД4М электрические цепи отопления вагонов изменялись в зависимости от года выпуска электропоезда. Существует несколько вариантов цепей отопления. Электропоезда ЭД4М ранних выпусков оборудованы калориферно-печной системой отопления. Поезда, начиная с  0163, оборудованы только калориферным отоплением. Также имеются отличия в оборудовании разных заводов-производителей. При этом на электропоездах ЭД4М поздних выпусков установлены электронные блоки, которые управляют работой электромагнитных контакторов отопления, заслонками, кондиционерами, тем самым регулируя температурный режим вагона. В связи с этим различаются как силовые, так и низковольтные цепи управления. В данной статье приведен сравнительный анализ схем цепей управления отоплением электропоездов данной серии.

 

Электрическая схема тепловоза ДМ62. Иоффе А.Г.

Окончание статьи (начало в № 10, 2021 г.)

В этом номере приведено описание работы цепей аппаратов защиты, управления охлаждающим устройством, контрольно-измерительных приборов, освещения, отопления и вентиляции, подачей песка, автоматической локомотивной сигнализации.

 

Анализ работы и модернизация поглощающего аппарата 73ZW. Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Заболотный В.В.

Ударно-тяговое оборудование является одним из важнейших элементов подвижного состава, напрямую влияющим как на динамику движения поезда, так и на безопасность движения в целом. Поглощающий аппарат является наиболее ответственным узлом, обеспечивающим поглощение (демпфирование) основной части энергии удара, а также снижение продольных растягивающих и сжимающих усилий, передающихся через автосцепку на раму рельсового подвижного состава. Основной причиной отказа в работе поглощающих аппаратов является их заклинивание (а именно, амортизатора и стенки корпуса аппарата). В статье приводятся мероприятия по модернизации поглощающего аппарата.

 

Несколько советов машинисту тепловоза ЧМЭ3. Белогорцев А.Ю.

Электрические цепи тепловозов серии ЧМЭ3 максимально просты и позволяют быстро найти возникшую неисправность в цепях пуска дизеля, тяги или вспомогательных цепях. Схема имеет довольно простые обозначения катушек, контакторов, реле и аппаратов. Для уверенного выполнения маневровой или другой работы машинист должен обладать хотя бы элементарным знанием электрической схемы тепловоза, иметь навыки пользования штатными аварийными схемами, а также непрерывно повышать уровень своих знаний. В статье рассмотрено несколько примеров неисправностей, приведена методика по их отысканию и устранению.

 

Оперативная диагностика поверхности катания колесных пар в процессе эксплуатации. Сахаров Р.А., Ким К.К.

В статье представлено формализованное описание процесса технического диагностирования поверхности катания железнодорожных колес, а также представлен выбор метода и бортового оборудования для диагностирования, которые рассматриваются как альтернативный подход к решению задач технического диагностирования. Данный подход предполагает разработку системы мониторинга критических состояний структуры металла, обладающей способностью обнаружения зарождающихся дефектов в структуре металла во время эксплуатации тягового подвижного состава и возможностью последующего прогнозирования остаточного ресурса колес.

 

Пути повышения эффективности тормозов грузовых поездов. Погудин В.Г., Исаев А.В.

В статье приведен анализ факторов, влияющих на эффективность тормозов грузового поезда. Рассмотрено влияние каждого фактора в отдельности. Приведен комплекс мер, позволяющих повысить качество технического обслуживания поезда и выявить вагоны с неэффективным тормозом.

 

АО «ВНИКТИ» — 65 лет: развивая традиции и компетенции научных школ. Коссов В.С.

В текущем году исполнилось 65 лет Научно-исследовательскому и проектно-технологическому институту подвижного состава (АО «ВНИКТИ», г. Коломна). С момента основания и по настоящее время институт совместно с заводами и ОАО «РЖД» выполняет многочисленные работы, связанные с созданием, внедрением и совершенствованием подвижного состава железнодорожного транспорта. Об основных вехах развития предприятия рассказано в данной статье.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза переменного тока 2ЭС7 производства ООО «Уральские Локомотивы».