ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 11, 2020 г.


Перспективы развития цифровых технологий в сервисных ремонтных локомотивных депо. Семёнов А.П., Семченко В.В., Лакин И.К.

Цифровые технологии — одна из самых обсуждаемых тем, а цифровизация признана одним из основных направлений развития отечественной экономики. В данной статье описаны направления цифровизации и перспективность их применения в локомотивном комплексе. В статье рассмотрены в порядке значимости для локомотивного комплекса ОАО «РЖД» основные элементы цифрового производства: АСУ — основа любой киберфизической системы; интероперабельность — способность различных информационных систем к обмену информацией и ее совместному использованию; интернет вещей является неотъемлемым элементом любой АСУ, так как обеспечивает систему исходными данными о состоянии объекта управления; компьютерное зрение — это одно из самых прорывных направлений современных IT-технологий, позволяющее по данным цифровых видеокамер распознавать объекты; дополненная реальность — это вторая технология, применение которой совместно с компьютерным зрением могло бы дать большой эффект; цифровой двойник производства — одно из самых эффективных направлений цифровизации; дистанционные средства связи; контроль дислокации работников; 3D-принтеры — внедрение их считается перспективным; дроны (квадрокоптеры) — беспилотные летательные аппараты с информационным обменом.


Лучшее структурное подразделение по охране труда.

В Дирекции тяги проведен смотр-конкурс на лучшее структурное подразделение в области охраны труда по итогам 2019 г. Смотр-конкурс проводится для вовлечения трудовых коллективов в активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, пропаганды передовых форм и методов организации работы по охране труда, выявления, изучения и распространения положительного опыта организации работы по охране труда, снижения рисков возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в структурных подразделениях. Победителем конкурса по итогам 2019 г. стало эксплуатационное локомотивное депо Санк-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской дирекции тяги, второе место присвоено эксплуатационному локомотивному депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги, третье место — эксплуатационному локомотивному депо Новокузнецк Западно-Сибирской дирекции тяги.


Электрическая схема электровоза ВЛ15. Савичев Н.В.

Продолжение статьи (начало в 10, 2020 г.). В этом номере рассмотрены цепи электровоза в тяговом режиме. Приведены: схема цепей управления на 1-й позиции в положении «Вперед» реверсивно-селективной рукоятки; схема управления тяговыми электродвигателями; силовая схема одной секции электровоза на 1-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста; схемы силовых цепей на 20-й и 35-й позициях главной рукоятки контроллера; схема силовых электрических цепей.


Гидромеханический редуктор тепловоза ЧМЭ3: устройство и работа. Цывкунов Г.И.

В статье говорится о назначении гидромеханического редуктора, его конструкции, о работе термореле, жалюзи, электропневматических вентилей, приведены технические характеристики гидромеханического редуктора.


Электрическая схема тепловоза ТЭМ14 (цветная схема — на вкладке). Мельников Ю.С., Старостин С.С.

Двухдизельные восьмиосные тепловозы ТЭМ14 предназначены для выполнения всех видов вывозной, горочной, маневровой и других видов работы. В статье публикуется принципиальная схема тепловоза, которая включает в себя электрические аппараты, машины, приборы, провода и монтажные элементы. Авторы статьи описывают для специалистов локомотивного хозяйства технические решения, заложенные в базовую конструкцию локомотива. При изображении электропередачи локомотива в статье следует отметить, что с целью уменьшения экспонируемой кабельной продукции визуализированы (удлинены) шины и сокращена видимая длина групп проводов, к ним идущим. Токонесущая электротехническая продукция (провода, шины и т.д.) экспонируется на схеме как естественно, физически соединяя электро-аппаратно-электронные компоненты, так и разнесено, с помощью адресов.


Особенности конструкции и эксплуатационная надежность электровозов ЭП2К. Старовойтов С.А.

В 2003 г. ОАО «РЖД» заключило контракт с АО «Коломенский завод» на создание нового шестиосного пассажирского электровоза ЭП2К. В статье приведены некоторые особенности конструкции электровоза, структурная схема преобразователя собственных нужд и подключения вспомогательного оборудования электровоза, распределение отказов оборудования эксплуатируемого парка электровозов за 2019 г., наиболее подробно рассмотрено оборудование, реализовавшее наибольшее число отказов в 2019 г. Выявленные лимитирующие узлы и факторы, оказавшие влияние на их низкую надежность, должны оказаться в фокусе внимания специалистов, принимающих участие в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию конструкции и повышению надежности электровозов сери ЭП2К.


Схема включения главного воздушного выключателя электровозов 2(3)ЭС5К «Ермак» нуждается в доработке. Бондарик В.В.

В статье приведены недостатки схемы управления главным выключателем. Представлен вариант модернизации схемы. Предлагаемая доработка схемы позволит существенное повышение надежности работы главных воздушных выключателей за счет более стабильного включения включающей катушки, сократив количество отказов и неплановых ремонтов как по неисправности включающей катушки, так и по неисправности цепей управления включением выключателей на электровозах.


Зарубежный опыт повышения эффективности пневматических тормозов. Иванов П.Ю., Дульский Е.Ю., Мануилов Н.И., Худоногов А.М., Хамнаева А.А., Корсун А.А., Новиков Н.Н., Трескин С.В.

В статье говорится о новой модификации системы автоматических пневматических тормозов с дополнительным питанием запасных резервуаров через трубу питательной магистрали поезда, проходящую по всему составу — двухтрубной тормозной системе. Сделан вывод о перспективности внедрения двухтрубной тормозной системы на отечественном подвижном составе. Несмотря на очевидный рост затрат от увеличения элементов конструкции тормозов и снижения надежности, а также некоторого увеличения объема тормозной системы, получаемые эффекты благодаря увеличению технической и участковой скоростей могут принести существенную экономию ОАО «РЖД».


Локомотивное депо Улан-Удэ: маршрут длиною 120 лет.

Окончание статьи (начало в 10, 2020 г.). В этой части статьи речь идет о сегодняшнем дне, о трудовом коллективе, который работает в это время с полной уверенностью в завтрашнем дне!


Машинисты-стахановцы паровозного депо Курск. Манжосов А.Н., Крохина А.В., Кузнецов К.В.

Статья публикуется к 85-летию стахановско-кривоносовского движения. Материал подготовлен на основе впервые вводимых в научный оборот документальных источников, находящихся на хранении в ведомственных и региональных архивах, а также материалов отраслевой периодической печати.


К 90-летию со дня рождения В.В. Стрекопытова. Исаев А.В.

Автор статьи говорит о жизненном пути В.В. Стрекопытова, его научно-практической и преподавательской деятельности. Но лучше всего о Викторе Васильевиче рассказали его коллеги и ученики-локомотивщики: Г.С. Афонин — канд. Техн. наук, профессор кафедры «локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПСа; А.А. Беженаров — советник генерального директора ООО «Трансойл», в прошлом начальник локомотивной службы и заместитель начальника Октябрьской дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам; А.Э Гербек — машинист первого класса Октябрьской дирекции тяги; В.В. Грачёв — д-р техн. наук, профессор кафедры «локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПСа; А.В. Грищенко — д-р техн. наук, профессор кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПСа; И.Г. Киселёв — д-р техн. наук, профессор кафедры «Теплотехника» ПГУПСа; В.А. Кручек — д-р техн. наук, профессор кафедры «локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПСа; А.В. Кузнецов — генеральный директор ООО «МЗ РОСТ»; Д.Н. Курилкин — канд. техн. наук, заведующий кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПСа; С.Я. Френкель — канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Локомотивы» Белорусского государственного университета транспорта; Я. Эйдукс — канд. техн. наук, заведующий кафедрой «Железнодорожный транспорт» Рижского технического университета. В.В. Стрекопытов активно сотрудничал с журналом «Электрическая и тепловозная тяга» (ныне «Локомотив»), опубликовав немало интересных материалов.


На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза постоянного тока ВЛ15С.

В номере вкладка с цветными электрическими схемами тепловоза ТЭМ14.