ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 11, 2019 г.


Профессионалы — настоящий капитал Дирекции тяги! Дунаев В.Н.

В сентябре текущего года на базе эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Западно-Сибирской дирекции тяги состоялся финальный этап конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник Дирекции тяги» в 2019 г. Одной из основных целей конкурса являются повышение профессионализма работников локомотивного хозяйства и обмен передовым опытом. В статье рассказано о проведении программы конкурса — презентация команд, «теоретический» этап (тестирование знаний с использованием Системы оценки уровня знаний работников), практические испытания, предусматривающие применение профессиональных навыков в различных нестандартных ситуациях, устранение неисправностей на локомотивах. На заключительном этапе локомотивные бригады демонстрировали свои действия при приемке локомотива, опробовании тормозов, показывали свое мастерства в управлении локомотивом. Отдельный конкурс организовали разработчики систем и приборов безопасности. В статье названы лучшие работники, продемонстрировавшие высокую квалификацию и глубокие знания, а также победители в отдельных номинациях, опубликованы фото многих участников конкурса.


В Адлере выбрали лучших.

Недавно в Адлере завершился конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди работников локомотивных бригад скоростного сообщения. В этом конкурсе приняли участие лучшие локомотивные бригады всех трех дирекций скоростного сообщения — Московской, Северо-Западной и Южной. Также в этом году впервые в конкурсе приняла участие команда Дирекции специальных перевозок. Конкурсная программа длилась три дня и включала в себя три этапа. В первый день собравшиеся участвовали в спортивных мероприятиях. Основные задания — проверка знаний теории и практических навыков — ожидали профессионалов на второй и третий день. В статье названы победители конкурса в личном и командном зачете.


Как повысить эффективность работы локомотивного комплекса.

В октябре этого года во Владивостоке прошел третий Совет начальников региональных дирекций тяги. В статье рассказано об итогах этого Совета. Начальник Дирекции тяги О.С. Валинский определил основные направления работы Совета с учетом стратегических задач, стоящих перед Компанией в целом и Дирекции тяги, в частности. Для достижения целевых параметров при реализации стратегических инициатив требуется усиление роли начальников региональных дирекций тяги и локомотивных депо в вопросах взаимодействия со смежными подразделениями ОАО «РЖД» по эффективному использованию ресурсов, реализации функций заказчика при работе с контрагентами. Ключевой темой Совета стало обсуждение роли руководителей в вопросах обеспечения эффективного использования тяговых ресурсов, выстраивания системной работы по совершенствованию технологических процессов. Особое внимание было уделено оценке эффективности применяемых мер по повышению производительности труда и выполнению плановых параметров по себестоимости перевозок. Участниками Совета была отмечена эффективность созданной три года назад коммуникационной площадки для формирования решений по вопросам развития локомотивного комплекса. Намечены планы по организации мероприятия в 2020 г.


Развитие тренажерных технологий для обучения локомотивных бригад.

ПКБ ЦТ приняло активное участие в Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.Экспо» и представило новые разработки в области тренажеростроения для обучения персонала локомотивных бригад. ПКБ ЦТ является основным разработчиком и поставщиком тренажерных комплексов на сеть железных дорог. В настоящее время в процессе эксплуатации находятся более 300 таких комплексов, которые используются при подготовке локомотивных бригад практически для всех имеющихся серий локомотивов и моторвагонного подвижного состава. В статье речь идет о новых направлениях при разработке тренажеров, что создает эффект присутствия в реальном локомотиве благодаря использованию аналогов подлинных кабин локомотивов и пультов управления, устройств безопасности и систем автоведения, которые выполнены на основе конструкторской документации заводов-изготовителей, а также отображению путевой обстановки на основе видеофильма и в 3D-графике. Программное обеспечение позволяет демонстрировать виртуальные схемы подвижного состава и шкафов с электроаппаратами, с возможностью переключения электрооборудования, ввода, устранения неисправностей и наличия обратной связи изменения состояния электроаппаратов. При этом благодаря ведению видеозаписи выполнения учебной поездки локомотивной бригадой возможно положение остановки времени и работа в пошаговом режиме, а также проведение анализа действий машиниста и работы оборудования в учебном классе.


Петербургскому государственному университету путей сообщения Императора Александра I — 210 лет!

Более двух веков ПГУПС ведет образовательную, научную, просветительскую деятельность. С момента своего создания и по сей день он остается в числе самых передовых учебных заведений. В статье говорится об истории создания института, о преподавании в институте новых для России дисциплин, о знаменитых преподавателях учебного заведения, передовых позициях и новых вводимых учебных курсов и новых кафедрах. За два столетия ПГУПС выпустил около 118 тыс. специалистов, достигших успехов в инженерной, научной, социально-политической деятельности. Сейчас университет продолжает идти в ногу с последними технологиями и новейшими достижениями в транспортной области.


Анализ и перспективы развития средств контроля и диагностики локомотивных устройств безопасности движения. Меркулов П.М., Кузьмин В.С.

Основным направлением развития средств контроля и диагностики локомотивных устройств безопасности движения является детальное и всестороннее изучение условий обеспечения процесса их эксплуатации. В настоящее время в ОАО «РЖД» контроль работоспособности бортовой аппаратуры обеспечения безопасности движения поездов, установленной на локомотиве, осуществляется в условиях контрольных пунктов АЛСН, оборудуемых в депо, а диагностика блоков локомотивной аппаратуры производится в контрольно-ремонтных пунктах с применением пульта контроля. В статье показаны недостатки КП АЛСН и КРП, а также рассказано о путях устранения этих недостатков. В частности, описан разработанный комплекс контрольной проверки релейной аппаратуры АЛСН с функцией автоматизированного выявления причин низкой помехоустойчивости аппаратуры. Также перспективным направлением совершенствования технического обслуживания различной аппаратуры, в том числе локомотивных устройств безопасности, является применение искусственного интеллекта и технологии BigData.


Электрическая схема тепловоза ТЭМ18ДМ с системой ЭСУВТ. Пуликов П.В., Свидерский В.О.

Продолжение статьи (начало см. 10, 2019 г.). В этом номере описана работа следующих цепей: возбуждение синхронного возбудителя и подзарядка аккумуляторной батареи; выбор пульта управления; работа схемы при движении тепловоза; возбуждение тягового генератора при неисправности систем УСТА; работа схемы при изменении оборотов вала дизеля; управление ослаблением возбуждения тяговых двигателей.


Системы дизеля тепловоза 2ТЭ116УД. Павлов А.Н.

Магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ116УД в отличие от базовой модификации 2ТЭ116У оборудован силовой установкой американского производства. Применение другой дизель-генераторной установки потребовало внесения изменений в конструкцию систем дизеля. В статье рассмотрены особенности конструкции топливной, масляной и водяной систем данного локомотива. Опубликованы их схемы, приведены основные контролируемые параметры, положения вентилей и кранов.


Особенности конструкции электропоезда ЭП3Д. Безденежных С.Н., Михеев А.С., Зиятдинов А.М.

С октября 2016 г. ОАО «Демиховский машиностроительный завод» приступило к выпуску электропоездов переменного тока ЭП3Д. В 2018 г. заводчане выпустили более 130 вагонов, часть из которых в декабре прошлого года прибыла в Горьковскую дирекцию моторвагонного подвижного состава. Составы ЭП3Д имеют ряд конструктивных особенностей. Так, в конструкцию вагонов введены системы пассивной безопасности. В новых кузовах нет ребер жесткости для повышения изгибной прочности. Кроме того, концепция электропоезда предусматривает формирование коротких двух- и трехвагонных составов. Претерпела изменения и головная автосцепка, поскольку ЭП3Д имеет другую маску кабины машиниста и пассивные средства защиты. Конструкторы предусмотрели эксплуатацию электропоезда на одном токоприемнике. На новом поезде установлена система управления торможением СИТЭП. В новой серии подвижного состава заменены главный и вспомогательный компрессоры. Стоп-краны ручного типа в салонах заменили электрическими. На новом электропоезде внесли изменения в конструкцию тележек. Обо всем этом подробно идет речь в статье. Также в статье приведены рекомендации локомотивным бригадам по управлению режимами тяги и торможения.


Схема пневматического тормозного оборудования тепловоза 2М62. Воронин В.В.

В статье приводится описание работы следующих режимов: зарядка пневматической схемы; работа пневматической схемы при управлении краном машиниста и краном вспомогательного тормоза; схема синхронизации работы кранов машиниста; следование тепловоза в недействующем состоянии; работа пневматической схемы при саморасцепе секций.


Некоторые неисправности пневматического оборудования электровозов 2ЭС6.

В статье рассмотрены следующие неисправности: недостаточная производительность компрессорных установок; срабатывание предохранительного клапана компрессора; перегрев масла; отсутствует или занижено давление в магистрали цепей управления; разрыв межсекционных рукавов; повреждение предохранительных рукавов питательной магистрали; повреждение воздухопроводов цепей управления электровозом; повреждение приводов аппаратов; повреждение трубопроводов в шкафу унифицированного комплекса тормозного оборудования; не отпускаются тормоза локомотива; самопроизвольное наполнение тормозных цилиндров; при торможении не наполняются тормозные цилиндры; не включается блокирование тормозов; непрерывная разрядка уравнительного резервуара и тормозной магистрали в поездном положении рукоятки крана машиниста; завышенное давление в тормозной магистрали. Даны рекомендации по их устранению.


Знакомьтесь: тепловоз ТЭМ10 — головной локомотив нового семейства. Сачков А.А.

С 2016 г. остро стал обсуждаться вопрос создания перспективного локомотива для нужд различных предприятий транспорта. Специалисты ООО «Центр инновационного развития СТМ» разработали для этих целей новый маневровый тепловоз ТЭМ10, о котором рассказано в статье. В ней приведены основные параметры локомотива, рассмотрены варианты силовой установки, описана работа селективно-синхронной силовой схемы (именно в этом уникальность проекта) и микропроцессорной системы управления и диагностики, рассказано о модульной компоновке локомотива.


Откуда возникают «группы риска» локомотивов? Кубекин А.А.

«Группа риска» — это группа локомотивов, имеющая более высокую интенсивность отказов, чем в целом весь парк данной серии. В предлагаемой статье автором принята попытка взглянуть на феномен «групп риска» под несколько иным углом и найти объяснение ему с позиции теории вероятности. Как известно, теория надежности, также базирующаяся на теории вероятности, рассматривает отказ локомотива как случайное событие, следовательно, количество отказов на одном локомотиве за фиксированный промежуток времени тоже является случайной величиной. Поэтому практический интерес вызывает характер (закон) ее распределения. Для выполнения этой задачи по основным обслуживаемым сериям локомотивов приписки Куйбышевской дирекции тяги было построено несколько графиков. Их рассмотрение и анализ приведен в статье. Приведенная в материале модель — это попытка учесть при определении «группы риска» влияние ряда положений теории вероятности и комбинаторного анализа.


Инновационные методы оценки эффективности работы тепловозов. Косов Е.Е., Силюта А.Г., Коссова Л.Е., Журавлев А.Н., Асабин В.В.

Авторы статьи предлагают в качестве нового критерия оценки энергетической эффективности транспортных средств использовать произведение коэффициента полезного действия на производительность. Наилучшим будет транспортное средство с наибольшей величиной критерия энергетической эффективности. Критерий оценки энергетической эффективности может вычисляться как по заданным техническим характеристикам транспортного средства, так и по результатам эксплуатации. Авторы также приводят примеры расчета критерия эффективности и математические модели рабочих процессов в силовых установках и агрегатах с различной степенью приближения к действительным процессам. Результатами расчета являются суммарные показатели поездной работы локомотива — расход топлива, выполненная работа и время работы, необходимые при расчете критерия оценки энергетической эффективности. В настоящее время разработанная методика применяется для вычисления величины критерия эффективности при эксплуатации тепловозов, а также для оценки целесообразности применения на дизель-генераторах новых узлов, агрегатов, алгоритмов управления и т.п.


Как снизить количество отказов устройств контактной сети. Миронос Н.В.

Ежегодно проводимый Трансэнерго анализ показывает, что более 90 % повреждений в системе тягового электроснабжения приходятся на элементы контактной сети. В последние годы повреждения несущего троса и контактного провода стали достаточно регулярным явлением. Поэтому анализ технических характеристик проводов и условий их эксплуатации может помочь в решении проблем с повреждениями. Для обоснования допустимых нормативных нагрузок на провода во ВНИИЖТе проводились исследования, позволяющие обеспечить заданный ресурс проводов в определенных условиях эксплуатации. В статье приводятся данные о том, как изменились допускаемые величины по механической и термической нагрузкам, и рассчитаны реальные коэффициенты запаса прочности на провода, находящиеся сегодня в эксплуатации. Автор утверждает, что провода контактной подвески работают сейчас в условиях, близких к предельному состоянию. Поэтому вероятность их разрушения достаточно высокая, что подтверждается статистикой их разрушения. Поэтому автор делает вывод, что одной из причин повреждений устройств контактной сети является несоответствие их технических параметров условиям эксплуатации, определенных в нормативных документах по коэффициенту запаса. Пути снижения вероятности повреждений — это разработка ее новых элементов с более высоким ресурсом или оптимизация эксплуатационных нормативных требований под существующие технические параметры устройств.


Поставка моторвагонного подвижного состава в 2019 г. Полин П.А.

В статье обобщена краткая информация о зарубежных контрактах на поставку моторвагонного подвижного состава (в том числе высокоскоростного, гибридного и на альтернативных источниках энергии), заключенные в 2019 г. с разбивкой по странам компаний-операторов. Представлены стоимости большинства контрактов, а также проведено сопоставление технических характеристик и средних стоимостей подвижного состава за единицу поезда и за единицу вагона.


Отечественному тепловозостроению — 95 лет! Котенко Л.А.

В текущем году исполнилось 95 лет со дня постройки первого отечественного тепловоза. Днем рождения российского тепловоза считается 6 ноября 1924 г. Именно в этот день тепловоз Щэл1, построенный по проекту Я.М. Гаккеля, вышел с Балтийского судостроительного завода на пути Октябрьской дороги. В том же году в эксплуатацию поступил и второй тепловоз, созданный под руководством Ю.В. Ломоносова. Таким образом, именно наше стране принадлежит первенство в создании работоспособных тепловозов и организации их регулярной эксплуатации. История отечественного тепловозостроения достаточно четко разделяется на несколько основных этапов. В этом номере рассмотрены два этапа — создание и начало эксплуатации первых тепловозов и тепловозостроение в СССР в предвоенный период.


Из прошлого — в будущее. Карянин В.И.

В статье речь идет об экспозиции музея эксплуатационного депо Туапсе Северо-Кавказской дороги. Музей ведет свою историю с 1967 г. Тогда к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции было принято решение о создании в депо Комнаты боевой и трудовой славы. В 2010 г. музей обрел новый облик. Совместными усилиями энтузиастов депо провели большую работу, чтобы обновить и расширить экспозицию, которая охватывает более чем вековую историю предприятия. Наибольшая честь экспозиции посвящена Великой Отечественной войне. Освещены также темы восстановления разрушенного хозяйства, периода реконструкции тяги, освоения новой техники, трудовых успехах деповчан в советский период и после организации Компании ОАО «РЖД».


На 1-й с. обложки опубликовано фото нового маневрового двухдизельного тепловоза ТЭМ10 для промышленных предприятий.