ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» 11, 2016 г.


Сохранить высокий уровень мастерства. Аннин В.А

На базе эксплуатационного локомотивного депо Минеральные Воды Северо-Кавказской дирекции тяги 12 — 14 октября 2016 г. прошел заключительный этап юбилейного, десятого конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник Дирекции тяги» среди машинистов-инструкторов локомотивных бригад, машинистов и помощников локомотивов, техников по расшифровке лент скоростемеров. В Минеральные Воды прибыли победители отборочных конкурсов со всех шестнадцати дирекций тяги ОАО «РЖД». Команды состояли из семи членов — машиниста-инструктора, по два машиниста и помощника машиниста (электровоза и тепловоза), техника-расшифровщика, руководили ими главные инженеры дирекций. Статья рассказывает о том, как проходил конкурс, и кто его выиграл.


Затраты жизненного цикла необходимо снижать. Сергеев Н.А.

Недавно в Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» состоялось совместное заседание двух подразделений Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» — Комитета по локомотивостроению и их компонентов и Совета главных конструкторов. Участники встречи обсудили очень важную тему, затрагивающую многих участников перевозочного процесса: сроки контрактов жизненного цикла локомотивов, закупаемых ОАО «РЖД», и обоснование срока службы тягового подвижного состава по критериям минимизации затрат жизненного цикла. При рассмотрении этих вопросов были приняты во внимание современные тенденции развития инновационных разработок в сфере локомотивостроения.


Электронные образовательные ресурсы в подготовке рабочих кадров. Сухомлинов А.В., Шустров Н.В., Яцков М.А.

С целью совершенствования системы профессионального обучения Учебных центров ОАО «РЖД» в 2007 г. был создан Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала (ЦКЦР). Центр ведет работу сразу по нескольким направлениям:

совершенствование системы управления и процессов организации деятельности;

развитие учебно-методической и материально-технической базы;

развитие кадрового потенциала.

Помимо создания и оснащения Учебных центров традиционными печатными изданиями, ЦКЦР занимается также разработкой и внедрением электронных образовательных ресурсов. С 2009 г. Центром были разработано и внедрено более 50 электронных ресурсов. Так, в прошлом году в ЦКЦР создали два мультимедийных учебных комплекса:

«Силовые электрические машины переменного тока»;

«Устройство и эксплуатация тормозного оборудования электровозов нового поколения 2ЭС10, 2ЭС7».

Эти комплексы предназначены для обучения машинистов локомотивов в соответствии с действующими в ОАО «РЖД» программами обучения. В статье описаны возможности этих компьютерных программ.


Устройство и работа оборудования электровозов серии ЭП1. Потанин А.А.

Продолжение статьи (начало см. в 8 — 10, 2016 г.). В этом номере рассказывается об устройстве и работе тормозной рычажной передачи, тягового двигателя НБ-520В, трансформаторов, реакторов, выпрямительно-инверторных преобразователей.


Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116. Анисимов В.П.

Продолжение статьи (начало см. в 8 — 10, 2016 г.). В этом номере описаны следующие цепи: трансформатора коррекции ТТ-30М, узла выделения максимального сигнала БВК-320 и БВК-250, выпрямительной установки УВКТ-5.


Фидеросогласующее устройство локомотивной сигнализации. Теслев А.Н.

Часто при приеме кодовых сигналов из рельсовой цепи автоблокировки происходит их потеря. В результате на локомотивном светофоре вместо разрешающей сигнализации появляется белый огонь. Причиной такого несанкционированного сбоя является неправильная эксплуатация фидера приемных катушек, включенного в резонансную цепь частотного фильтра. Статья предлагает технические решения данной проблемы.


Своевременно устранять повреждения крышевого оборудования электровоза ЧС7. Звягинцев А.М.

Описываются некоторые нестандартные ситуации в пути следования, связанные с работой и повреждением крышевого оборудования электровозов ЧС7 и других локомотивов. Рассказывается о коротком замыкании и обрыве цепи на крыше, о назначении и устройстве быстродействующего выключателя 12НС, о действиях машиниста при срабатывании блинкерных реле, возможных неисправностях блинкерной сигнализации.


Исправное состояние воздухораспределителей — залог безопасности движения поездов

В 2016 г. Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ) разработан стенд А2496КМ для автоматизированных испытаний воздухораспределителей 292, 292М, 242, электровоздухораспределителей 305, 305-1 и переключательных клапанов. Устройство стенда обеспечивает в процессе испытаний воздухораспределителей выполнение всех требований «Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов» 732-ЦВ-ЦЛ, «Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава» ЦТ-533. Внедрение стенда позволит снизить допуск в эксплуатацию локомотивов с отступлениями от нормативов, а также сократить долю возвращения воздухораспределителей на повторный ремонт из-за неисправности тормозного оборудования.


Тележечное оборудование фрикционного тормоза для подвижного состава. Мордовин Е.А.

В настоящее время все больше производителей локомотивов и моторвагонного подвижного состава на вновь разрабатываемые серии устанавливают принципиально новое тормозное тележечное оборудование. Необходимость в создании такого оборудования возникла с повышающимися требованиями к безопасности движения, надежности тормозов, управляемости поездом и ремонтопригодности. В статье описано устройство компактных клещевых механизмов и тормозных блоков, работа дисковых тормозов и другого тормозного оборудования современных локомотивов.


Как повысить коэффициент технической готовности локомотивов. Лакин И.И., Пустовой И.В.

Авторами выполнен комплексный анализ мест возникновения снижения коэффициента технической готовности локомотивов по данным автоматизированной системы АСОУП. В результате статистической обработки выяснились основные причины потерь — простои в ожидании различных видов ремонта и технического обслуживания.


Электрические передачи локомотивов. Режимы работы и характеристики тяговых электрических машин тепловозов. Руднев В.С.

Продолжение цикла статей (начало см. в 8 — 12, 2015 г.; 1 — 10, 2016 г.). В этой статье приведены: условия работы и характеристики тяговых генераторов, тяговых электродвигателей постоянного тока, способы регулирования частоты вращения якоря тягового двигателя постоянного тока, регулирования напряжения, магнитного потока такого двигателя.

Рассказывается о режимах работы и характеристиках тепловозных тяговых двигателей переменного тока, способах регулирования асинхронных двигателей, описывается тяговая характеристика грузового тепловоза с электрической передачей переменного тока.


Двухосный маневровый тепловоз ТЭМ31М запускается в серию. Лавров М.А.

Сегодня на сети дорог ОАО «РЖД» и путях предприятий промышленности эксплуатируют маневровые локомотивы с мощностью, как правило, не менее 1200 л.с. Однако для выполнения маневровой работы зачастую достаточно мощности тепловоза до 750 л.с. Использование тепловозов более высокой мощности, чем требуется для выполнения маневровой работы и перевозки грузов, приводит к увеличению эксплуатационных расходов. Недавно на Ярославском электровозоремонтном заводе имени Б.П. Бещева запущен в серийное производство двухосный тепловоз сверхлегкого класса ТЭМ31М. Ранее такие локомотивы создавали и строили только в Европе. Проект разработан и запатентован Инжиниринговым центром АО «Желдорреммаш». Статья рассказывает об особенностях конструкции и характеристиках нового тепловоза.


Знакомьтесь: электровоз БКГ1. Ткаченко С.Е.

На Белорусскую железную дорогу начались поставки электровозов БКГ1, которые изготавливает Датунский электровозостроительный завод (КНР). Локомотив создан на базе китайского электровоза, в свою очередь разработанного на основе электровозов, эксплуатируемых во Франции и в Марокко. В статье показано основное оборудование локомотива.


П36: нераскрытые страницы биографии последнего пассажирского паровоза. Егольников А.А.

В текущем году исполнилось 60 лет с момента выпуска последнего российского паровоза. Судьбу паровозостроения в нашей стране окончательно решил XX съезд КПСС в 1956 г., на котором было принято решение прекратить строительство паровозов и перейти на прогрессивные виды тяги — тепловозную и электрическую. На Коломенском заводе 29 июня 1956 г. состоялся торжественный митинг, посвященный выпуску первого коломенского грузового тепловоза ТЭ3 1001. Среди стоявших рядом последних паровозов резко выделялся П36 0251 с большой надписью «1869 — 1956 10420 Последний паровоз постройки Коломенского завода им. В.В. Куйбышева». Так уж случилось, что продолжительное время точная дата выпуска последнего паровоза была не известна. Точно также не были известны некоторые участки его эксплуатации. Статья ветерана-машиниста из Пензы восполняет эти пробелы.


Локомотивы Бельгии. Ильин Ю.Л.

Несмотря на то, что Бельгия не относится к числу великих железнодорожных держав, тем не менее, она обладает высокоразвитой сетью рельсовых путей. Плотность железнодорожной сети в этой стране — одна из самых высоких в мире. Преимущественно Национальные железные дороги Бельгии используются для пассажирских сообщений, а также грузовых перевозок от портов Северного моря вглубь Европейского континента. В статье рассказывается о структуре локомотивного парка по сериям и их некоторых конструктивных особенностях.


Новости стальных магистралей

Обзор нового подвижного состава зарубежных железных дорог, основных особенностей их конструкции.


На 1-й и 4-й страницах обложки помещены снимки нового двухосного маневрового тепловоза ТЭМ31М.