ЖУРНАЛ «ЛОКОМОТИВ» № 10, 2023 г.

 

«PRO//Движение.Экспо»: смотр инноваций железнодорожной техники в Санкт-Петербурге. Иоффе А.Г., Молчанов А.В.

В конце августа в Санкт-Петербурге на площадке одного из крупнейших музеев мира — Музея железных дорог России — прошел Международный железнодорожный салон техники и технологий «PRO//Движение.Экспо» (организатор — АО «Издательский дом “Гудок”»). Данный салон является крупнейшей по количеству натурных экспонатов выставкой и уникальной международной коммуникационной площадкой для встречи представителей ведущих компаний, экспертов и специалистов в области железнодорожного транспорта, а также демонстрации и продвижения современных технологий. Крупнейшие компании-производители представили новейшие отечественные разработки железнодорожного машиностроения. Производители подвижного состава продемонстрировали более 30 натурных образцов техники. Посетители выставки могли ознакомиться с уникальными натурными экспонатами подвижного состава из коллекции музея, а также посмотреть динамический показ железнодорожной техники, который проводился в Санкт-Петербурге впервые.

В статье приводится информация об итогах основных круглых столов и дискуссий салона, рассказано о премьерах локомотивной и моторвагонной тяги, основных экспонентах, локомотивах, принимавших участие в динамической экспозиции.

 

Моделирование железнодорожной инфраструктуры и технологии работы на масштабных обучающих макетах. Дмитриев С.А., Велиев Т.Р.

Железнодорожный моделизм является увлекательным хобби, которое позволяет погрузиться в мир железных дорог и поездов. Моделирование поездов позволяет отвлечься от повседневных забот и окунуться в мир, где все подчинено движению. Для младшего поколения моделирование железной дороги — это отличный способ развивать свои навыки и умения. Исторические модели поездов, сделанные своими руками, являются отличным украшением интерьера или подарком для друзей и близких.

В профессиональной среде железнодорожников моделизм — это возможность воссоздать реалистичные условия работы и обучать персонал в безопасной среде. Моделирование железнодорожных систем помогает будущим и действующим работникам лучше понимать, как работает железнодорожная система в целом, что позволяет им более эффективно решать проблемы и устранять неисправности. В статье рассказано об опыте использования железнодорожного моделизма для обучения персонала.

 

НЭРЗ: модернизация — двигатель производства. Цыганец М.Н., Вяткина Е.А.

Новосибирский электровозоремонтный завод (НЭРЗ) — ведущее предприятие Западной Сибири по ремонту электровозов. Завод был основан в 1941 г. как паровозоремонтные мастерские. С 2017 г. НЭРЗ входит в состав Холдинга «Синара — Транспортные Машины» (СТМ). Предприятие специализируется на среднем ремонте грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС6 «Синара» и капитальном ремонте пассажирских электровозов переменного тока ЧС4Т. Второе направление работы завода — ремонт линейного оборудования (колесные пары, тяговые двигатели, вспомогательные машины электровозов 2ЭС6 «Синара», поршневые группы компрессоров КТ-6 и ВУ-3,5, буксовые и наклонные тяги).

НЭРЗ стал участником масштабного проекта, реализуемого с 2019 г., по модернизации производства, направленного на повышение эффективности предприятия. Подробнее о проделанной работе на предприятии рассказано в статье.

 

ТУ18э — электронная мобильная книга регистрации замеров колесных пар. Русаков А.Г., Григорьев Е.А.

В статье представлены результаты применения электронной мобильной книги регистрации замеров колесных пар. Предлагаемый способ совершенствования технологического процесса регистрации результатов замера геометрических параметров бандажей колесных пар локомотива позволяет автоматизировать учет и анализировать данные результатов замера.

 

Устройство защиты от аварийных режимов тяговых двигателей электровоза 2ЭС6 «Синара». Осинцев И.А.

На грузовых электровозах постоянного тока 2ЭС6 «Синара», начиная с № 651, устанавливается устройство защиты от аварийных режимов тяговых двигателей (УЗАРД), разработанное «ОКБ Автоматика» (г. Екатеринбург) по техническому заданию ООО «Уральские локомотивы». Устройство УЗАРД применяется взамен быстродействующего контактора БК-78Т для защиты тяговых электродвигателей (одной параллельной ветви секции) от аварийных токов в генераторном режиме электровоза постоянного тока с рекуперативным торможением.

В статье приводится описание конструктивных особенностей УЗАРД, методики проверки УЗАРД на электровозе.

 

Топливная система тепловоза 2ТЭ25КМ. Цывкунов Г.И.

На магистральном грузовом тепловозе 2ТЭ25КМ Брянского машиностроительного завода устанавливают различные модификации дизель-генератора 18-9ДГ производства Коломенского завода. В статье рассмотрено устройство топливной системы тепловоза 2ТЭ25КМ, оснащенного дизель-генератором с импульсными топливными насосами с электромагнитными клапанами, системой электронного управления подачей топлива серии «Pegasos MVC01-20/24» фирмы Heinzmann и электроуправляемыми насосными блоками «Bosch».

 

Устранение неисправностей при эксплуатации электропоездов ЭС1(П), ЭС2Г(П) «Ласточка». Щегольков Р.С., Олондарь А.С., Жирнов К.А.

В статье приведены действия локомотивной бригады при утечках сжатого воздуха из тормозной и питательной магистралей при эксплуатации электропоездов «Ласточка» серий ЭС1(П), ЭС2Г(П).

 

Особенности электрической схемы тепловозов ТЭМ18ДМ, оборудованных ЭСУВТ и переключателем ПКЭП-8026 с электроприводом. Хлызов А.Г.

Окончание статьи (начало см. № 7 — 9, 2023 г.). В окончании статьи приведена информация о назначении реле и блокировок, описание работы цепей управления вентилятором и автоматического управления температурой теплоносителей, правила перехода при смене пульта управления, работа системы сигнализации обрыва тормозной магистрали, применении резервного контроллера в случае отказа основного.

 

Привод упущенных возможностей. Михайлов Г.И.

Продолжение статьи (начало см. № 9, 2023 г.).

Во второй части статьи рассказано об опыте применения передачах с зацеплением Новикова на тепловозах с гидравлической передачей.

 

Тепловозы ТУ2: история создания и эксплуатации. Ильин Ю.Л.

В середине 1950-х годов в СССР был создан узкоколейный тепловоз серии ТУ2, который получил очень широкое распространение на линиях колеи 750 мм. В статье кратко изложена история постройки, испытаний и эксплуатации тепловозов этой серии. Некоторые вопросы, например эксплуатация этих локомотивов на линиях промышленного транспорта, до сих пор остаются малоизученными.

В первой части статьи рассказано о проектировании, изготовлении и испытаниях тепловозов ТУ1, ТУ2, конструктивных особенностях тепловоза, распределении тепловозов по сети дорог и их использовании, работе тепловозов ТУ2 в России. Окончание следует.

 

На 1-й с. обложки опубликовано фото грузового электровоза постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 3ЭС8 «Малахит»